Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Кому и когда организация должна сдавать годовую бухотчетность ("Главная книга", 2007, N 6)



"Главная книга", 2007, N 6

КОМУ И КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА СДАВАТЬ

ГОДОВУЮ БУХОТЧЕТНОСТЬ

В I квартале каждого года у бухгалтеров появляется дополнительная работа: помимо ежедневной текучки надо еще готовить годовую бухгалтерскую отчетность.

В этом году "быстрые на руку" бухгалтеры готовы были сдать бухгалтерскую отчетность за 2006 г. в налоговые органы уже в феврале этого года. И очередей в это время в налоговой почти нет, да и груз побыстрей хочется сбросить с плеч. Но они столкнулись с отказом налоговых органов в принятии отчетности по той причине, что она готова слишком рано. И им было предложено прийти в налоговую инспекцию для сдачи годовой отчетности еще раз, но уже в марте 2007 г.

А есть и такие бухгалтеры, которым руководители сказали, что с этого года они бухгалтерскую отчетность в налоговые органы сдавать не должны, так как есть соответствующие поправки в НК РФ.

Итак, давайте разберемся, правомерны ли требования налоговых органов о представлении им годовой бухгалтерской отчетности не ранее марта, а также должны ли организации вообще представлять ее в налоговые органы.

Н

адо ли сдавать бухотчетность в налоговые органы

Как мы помним, согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность представляется учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики. Другим органам исполнительной власти и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ <1>. А обязанность представлять ее налоговым органам до 1 января 2007 г. была прямо предусмотрена пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.

В связи с поправками, внесенными в часть первую НК РФ и вступившими в силу с 1 января 2007 г., требование о представлении бухгалтерской отчетности перекочевало из пп. 4 в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Но при этом из фразы "представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность" исчезли слова "в налоговый орган". И в результате получилось, что организация должна представлять бухгалтерскую отчетность сама себе.

 Для справки

 "Налогоплательщики обязаны... " представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность  в соответствии с требованиями, установленными Федеральным  зак оном  "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным  законом  не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета"  < 2 > .

Видимо, этой технической ошибкой в НК РФ и решили воспользоваться некоторые руководители для того, чтобы не сдавать бухотчетность в налоговый орган. Однако, на наш взгляд, руководствоваться таким формальным подходом довольно рискованно. Несмотря на это недоразумение, налоговые органы все равно считают, что организации и после 1 января 2007 г. должны представлять им бухгалтерскую отчетность. А если дело дойдет до судебного разбирательства, то неизвестно, пойдет ли суд тем же формальным путем или нет.

На наш взгляд, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, организации и после 1 января 2007 г. надо представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по ее месту нахождения <3>.

Организация, имеющая обособленные подразделения, должна представлять бухотчетность не только в налоговый орган по месту нахождения ее головного подразделения, но и в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения <4>.

 Для справки

" В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются  < 5 > :

 - бухгалтерский баланс  (форма N 1) ;

 - отчет о прибылях и убытках  (форма N 2) ;

 - отчет об изменениях капитала  (форма N 3) ;

 - отчет о движении денежных средств  (форма N 4) ;

 - приложение к бухгалтерскому балансу  (форма N 5) ;

 - пояснительная записка;

 - аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (включается в с остав отчетности, если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту).

 Отчет о целевом использовании полученных средств  (форма N 6)  включается в состав бухгалтерской отчетност и только некоммерческими организациями.

" Субъекты малого предпринимательства  (критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определены  ст. 3  Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О г осударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") имеют право включать в состав годовой бухгалтерской отчетности только:

 - бухгалтерский баланс  (форма N 1);

 - отчет о прибыл ях и убытках  (форма N 2) ,

 если у них отсутствуют данные для заполнения  форм N N 3 ,  4 ,  5  и они не подлежат обязательному аудиту  < 6 > .

Заметим, что в новой редакции ст. 23 НК РФ теперь содержится уточнение, что организации, которые в соответствии с Законом о бухучете не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения, представлять бухгалтерскую отчетность не обязаны. Конечно же, это касается организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, ведь они освобождены от ведения бухучета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов) <7>.

Обращаем внимание: если организация одновременно применяет УСНО и уплачивает ЕНВД, то ей, чтобы избежать споров с налоговыми органами, лучше представлять им бухотчетность. Об этом неоднократно заявляли и налоговые органы, и Минфин России. Они считают, что организация, применяющая по разным видам деятельности два спецрежима, один из которых не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухучет, составлять и представлять в налоговый орган отчетность в целом по всей организации <8>.

Лишь однажды в прошлом году Минфин России высказался, что организация, применяющая УСНО и одновременно уплачивающая ЕНВД, не должна представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, так как "упрощенцы" освобождены от ведения бухучета <9>. Такая позиция финансового ведомства более логична и правомерна, чем предыдущая. Ведь на ЕНВД переводится не организация в целом, а только отдельные виды деятельности. Сама же организация применяет "упрощенку", а значит, бухучет вести не должна. И поскольку на ЕНВД переведен только вид деятельности, а не сама организация, то при совмещении УСНО и ЕНВД она по-прежнему не должна вести бухучет и составлять отчетность. Но это Письмо не было опубликовано и не содержится в правовых базах, его можно найти лишь через поисковики в Интернете.

Кроме того, позже финансовое ведомство опять выпустило разъяснение о необходимости вести бухучет, составлять бухотчетность и представлять ее в налоговые органы при совмещении УСНО и ЕНВД <10>.

Таким образом, если организации, совмещающие УСНО и ЕНВД, не хотят создавать себе лишние проблемы, то им лучше сдавать налоговым органам бухгалтерскую отчетность.

Если организация решит после 1 января 2007 г. не представлять годовую бухотчетность, то ей нужно быть готовой к тому, что налоговый орган может оштрафовать ее на 50 руб. за каждую форму, входящую в состав этой отчетности <11>.

Итак, решив, что бухгалтерскую отчетность в налоговые органы представлять надо, следует разобраться со сроками ее представления.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон).

<2> Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

<3> Пункт 1 ст. 83 НК РФ.

<4> Пункт 1 ст. 83 НК РФ.

<5> Пункт 2 ст. 13 Закона; п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение); Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

<6> Пункт 85 Положения; п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

<7> Пункт 3 ст. 4 Закона.

<8> Письма Минфина России от 26.03.2004 N 04-02-03/69, от 24.08.2004 N 03-03-02-04/1/7, от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156.

<9> Письмо Минфина России от 20.06.2006 N 03-11-04/2/151.

<10> Письма Минфина России от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, от 20.10.2006 N 03-11-04/3/465, от 10.10.2006 N 03-11-04/2/203.

<11> Статья 126 НК РФ.

С

роки представления бухотчетности

Организации обязаны представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации <12>.

Значит, последний день представления бухотчетности за 2006 г. - 31 марта 2007 г. Но он выпадает на выходной день (субботу). Поэтому последний день представления бухгалтерской отчетности отодвигается на 2 апреля 2007 г. <13>.

Положением по ведению бухгалтерского учета установлено, что годовая бухгалтерская отчетность не может быть представлена ранее 60 дней по окончании отчетного года <14>.

Таким образом, в общем случае бухотчетность за 2006 г. представляется не ранее 2 марта и не позднее 2 апреля 2007 г.

Но при представлении этой отчетности нужно учитывать и другую норму Закона о бухучете - норму об утверждении отчетности в порядке, установленном учредительными документами и законодательством РФ.

Так, годовая бухгалтерская отчетность у АО и ООО утверждается на годовом общем собрании акционеров и участников, которое должно быть проведено в сроки, установленные уставом:

-

не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца

после окончания финансового года - в обществах с ограниченной ответственностью <15>;

-

не ранее

чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев

после окончания финансового года - в акционерных обществах <16>.

То есть годовое собрание должно проводиться:

- в ООО - в период с 1 марта по 30 апреля 2007 г.;

- в АО - в период с 1 марта по 30 июня 2007 г.

Таким образом, ранняя дата представления годовой отчетности (2 марта) уже не вызывает никаких сомнений. А вот с последним днем ее представления выходит нестыковка нормы Закона о бухучете с нормами Законов об АО и ООО. С одной стороны, представляемая в налоговый орган годовая бухотчетность АО или ООО должна быть утверждена общим собранием акционеров или участников, а с другой стороны, сроки проведения этого собрания могут находиться за рамками установленного законодательством о бухучете предельного срока представления отчетности - 2 апреля 2007 г. То есть если собрание акционеров АО или участников ООО, на котором утверждается бухотчетность за 2006 г., проходит, например, в середине апреля 2007 г., то получается, что АО или ООО нарушает срок ее представления, установленный Законом о бухучете.

И в этом случае между налоговыми органами и организациями возникают споры о том, должны ли они в этом случае соблюдать сроки, установленные Законом о бухучете, или нет.

Естественно, налоговые органы настаивают на том, что организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 дней после окончания года, и налагают на них штраф в размере 50 руб. за каждую непредставленную форму отчетности <17>. Максимальная сумма штрафа составляет 350 руб. - это за пять форм отчетности, пояснительную записку и аудиторское заключение.

А организации считают, что они могут не соблюдать этот срок, если общее собрание проходит после того, как истек общеустановленный срок представления годовой отчетности.

Обращаем внимание на то, что арбитражные суды в данной ситуации поддерживают налоговые органы, а не организации. Они уверены, что привлечение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 126 НК РФ за нарушение установленного Законом о бухучете срока представления годовой бухгалтерской отчетности правомерно <18>.

Более того, суды считают, что даже если уставом АО предусмотрено проведение годового общего собрания акционеров после истечения срока подачи годовой бухгалтерской отчетности, то акционерному обществу необходимо провести внеочередное общее собрание акционеров для утверждения годовой отчетности <19>.

За непредставление бухотчетности или отказ от ее представления в налоговые органы на руководителя организации также может быть наложен административный штраф. Его размер может колебаться от 300 до 500 руб. <20>.

Итак, чтобы избежать штрафов, АО и ООО нужно проводить годовые общие собрания в пределах срока представления годовой отчетности, установленного законодательством о бухучете. Или же проводить внеочередное собрание акционеров или участников для утверждения годовой бухгалтерской отчетности. То есть эти собрания должны проходить в марте.

Таким образом, требования налоговых органов о представлении годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, то есть большинством организаций, в период со 2 марта по 2 апреля 2007 г. правомерны.

 Примечание

 Напомним, что организации, зарегистрированные в период после 1 октября по 31 декабря 2006 г., представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2006 г. не должны. Для них первый отчетный год начинается с даты их  регистрации и заканчивается 31 декабря 2007 г.  < 21 > . Им нужно будет представить бухгалтерскую отчетность за I квартал 2007 г., но включить в него показатели с даты регистрации по 31 марта 2007 г. включительно.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Пункт 2 ст. 15 Закона. <13> Пункт 88 Положения; п. 7 ст. 6.1 НК РФ. <14> Пункт 86 Положения. <15> Пункт 1 ст. 32, пп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". <16> Пункт 1 ст. 47, пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". <17> Статья 126 НК РФ. <18> Постановления ФАС ЗСО от 18.02.2004 N Ф04/795-55/А75-2004; ФАС СЗО от 16.07.2002 N А42-2425/01-23-3/02, от 12.03.2004 N А42-6955/03-27, от 18.01.2005 N А56-21231/04; ФАС УО от 08.10.2001 N Ф09-2438/01-АК. <19> Постановления ФАС СЗО от 16.07.2002 N А42-2425/01-23-3/02, от 12.03.2004 N А42-6955/03-27. <20> Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". <21> Пункт 2 ст. 14 Закона. Е.А.Шаронова Экономист Подписано в печать 16.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Что лучше: купля-продажа или комиссия? ("Главная книга", 2007, N 6) >
Статья: <Суд решил> ("Главная книга", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.