Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Первоапрельский стандарт сверки ("Главная книга", 2007, N 6)



"Главная книга", 2007, N 6

ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ СТАНДАРТ СВЕРКИ

(Комментарий к Приказу ФНС России

от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@, утвердившему

Регламент проведения сверки расчетов по налогам,

сборам, пеням и штрафам)

Может, вы и не поверите, но ФНС России уже разработала и утвердила Регламент <1>, которым инспекторы должны будут руководствоваться при проведении сверок расчетов по налогам, пеням и штрафам. Новый "сверочный" этикет начнет действовать уже с 1 апреля, а прежний порядок <2> применяться не будет <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приложение 1 к Приказу ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ (далее - Регламент).

<2> Пункт 1 Приказа ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (в части форм акта сверки расчетов и Методических указаний по их заполнению); разд. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

<3> Пункт 5 Приказа ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.

Н

овый

Регламент

- "взрослый" и самостоятельный

Хотя теперь Регламент по сверкам - отдельный объемный документ, а не составная часть правил общения инспекции с налогоплательщиком, как и предполагалось, с его изданием революции не произошло. Ведь несмотря на точное указание в нем сроков проведения сверки, никаким законом по-прежнему не установлена ответственность налогового органа за их нарушение. Вместе с тем несколько новшеств в Регламенте все же обнаружить можно.

1. Сверка расчетов может проводиться по инициативе налогового органа или налогоплательщика на основании <4>:

1) или

заявления налогоплательщика

, направляемого в инспекцию лично или по почте. Если раньше такое заявление можно было составить в произвольной форме, то теперь его форма регламентирована <1>. Кстати, заполнение этой формы не полностью не должно привести к отказу в принятии заявления, поскольку устанавливается ряд правил на случай нехватки в нем каких-либо сведений. Например, если в заявлении не указать:

-

дату

, на которую необходимо провести сверку, то инспекция сверит расчеты на дату поступления заявления в инспекцию <5>;

-

способ

получения налогоплательщиком документов для сверки (лично или по почте), то их пришлют заказным письмом с уведомлением <6>;

-

налог

, платежи по которому необходимо сверить, то акт сверки будет представлен по всем налогам, плательщиком которых является заявитель <7>;

2) или

информационного письма

о проведении сверки, которое

присылается налоговым органом

налогоплательщику вместе с кратким актом сверки <8> (например, если налогоплательщик подавал заявление на зачет (возврат) или о снятии его с учета в данной инспекции в связи с изменением места нахождения, если начата процедура ликвидации или реорганизации компании).

2. Установлены ограничения на проведение повторных сверок. Так,

повторная сверка расчетов

за тот же период и по тем же видам налогов может быть проведена <9>:

- только при подаче налогоплательщиком самостоятельно заявления о проведении сверки, если он не доставил в инспекцию акты сверки расчетов (краткий или полный) с отметкой о согласовании в течение 14 дней со дня направления ему напоминания о необходимости их возврата;

- только по решению суда, если налогоплательщик подписал краткий акт сверки расчетов без разногласий или полный акт сверки расчетов с формулировкой "разногласия устранены".

3. Впервые вводится ограничение на "глубину" сверки - 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие дате проведения сверки <10>.

Учитывая перечисленные новшества, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, следует внимательно отнестись к сверке независимо от того, кем она инициирована. Стоит устранить даже незначительные разногласия, обнаружившиеся в цифрах, представленных инспекцией и имеющихся у налогоплательщика. Ведь если налогоплательщик подпишет акт с задолженностью (согласовано "без разногласий"), повторную сверку провести будет практически невозможно. А значит, признанная задолженность, даже если по срокам взыскать ее будет нельзя, "зависнет" над налогоплательщиком до конца его дней (до ликвидации организации, прекращения деятельности или смерти предпринимателя).

Во-вторых, желательно проходить сверку как минимум раз в 3 года (то есть инициировать ее самостоятельно или не отказываться от предложения инспекции). Это позволит своевременно выявлять и устранять разногласия по уплаченным в бюджет суммам, отраженным у налогоплательщика и в инспекции.

 Примечание

 Напомним, что "висящие" на плательщике задолженности (например, как "пропущенные" им вследствие их малозначительности, так и не выявленные им) станут препятствием к получению "чистой" справки о состоянии расчетов. При этом ее формулировка "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов..." может помешать ее обладателю, допустим, получить кредит, принять участие в тендере или даже установить отношения с новым контрагентом, если тот выбирает партнеров с "должной осмотрительностью и осторожностью"  < 11 > .

В-третьих, привлечь налогоплательщика к ответственности на основании акта сверки невозможно <12>. Но для взыскания суммы недоимки (пени), в случае ее признания налогоплательщиком, препятствий нет: налоговый орган составляет документ установленной формы <13> и выставляет требование об уплате <14>.

По такому требованию недоимку лучше уплатить, поскольку в случае проведения налоговой проверки (например, если по данному налогу за данный налоговый период еще не проводилась выездная проверка) смогут уже не только взыскать недоимку, но и привлечь к налоговой ответственности <15>.

В-четвертых, пока за нарушение инспектором Регламента (допустим, несоблюдение указанных в нем сроков) предусмотрена лишь дисциплинарная ответственность. На практике это означает: жаловаться вышестоящему лицу или в вышестоящий налоговый орган бесполезно. Если ваши интересы каким-то образом пострадали от того, что запрашиваемая вами сверка не проведена (например, краткий акт не прислали по почте по истечении примерно 2 недель со дня подачи заявления), можно попытаться обжаловать бездействие инспекции в суд или подать заявление на сверку повторно.

И, как обычно, призываем вас к доставке необходимых бумаг (начиная с заявления о проведении сверки и заканчивая ее полным актом) с нарочным непосредственно в инспекцию (а не по почте), чтобы иметь отметку о том, что документы туда все-таки поступили, а также четкое представление о начале течения сроков для всех этапов сверки.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Подпункт 11 п. 1 ст. 32 НК РФ; п. п. 1.2.1, 1.2.2, 6.1 Регламента.

<5> Пункт 1.2.4 Регламента.

<6> Пункты 1.2.5, 1.2.13 Регламента.

<7> Примечание к Приложению 6 Регламента.

<8> Пункт 6.1 Регламента.

<9> Пункты 1.2.7, 1.2.8 Регламента.

<10> Пункт 1.2.9 Регламента.

<11> Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

<12> Пункт 1 ст. 101.4 НК РФ.

<13> Приложение 3 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

<14> Пункт 1 ст. 70 НК РФ.

<15> Пункт 1 ст. 113 НК РФ.

К

уда смотреть бухгалтеру при сверке...

Для начала представим себе облик основных документов, венчающих каждый из этапов сверки. Знакомьтесь,

краткий акт

<16>, из которого вам удастся узнать лишь величины сальдо по сверяемым налогам, а также пеням, штрафам.

А вот отличительной особенностью

полного акта

<17> является то, что он может содержать в себе информацию о сверяемых налогах (пени, штрафах):

- не более чем за трехлетний период, предшествующий заявленной дате сверки - если организация "родилась" ранее чем 3 года назад и сверка не проводилась ни разу за 3 года;

- за весь период существования компании - если она образована менее 3 лет назад и сверка еще не проводилась;

- за период с окончания предыдущей сверки до заявленной даты нынешней сверки.

То есть в нем отражаются:

сальдо на начало

сверяемого периода, все

операции

(поступления, начисления, уплаты, возвраты), проведенные

в этот период

, и

сальдо на конец

этого периода (на заявленную дату сверки).

Теперь обозначим примерный алгоритм действий, которые бухгалтер должен будет предпринять, чтобы "прочитать" и сопоставить цифры, поступившие из инспекции.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> Приложение 2 к Приказу ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.

<17> Приложение 3 к Приказу ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.

...к

огда получен краткий акт

Налогоплательщику необходимо сравнить указанные в акте сверки величины сальдо по налогам, пени, штрафам с данными своего бухучета. Для этого надо посмотреть в оборотно-сальдовой ведомости:

1) по субсчету налога (по которому проводится сверка) счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", по соответствующему субсчету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (если расчеты по пенсионным взносам отражаются на этом счете) - суммы задолженности или переплаты по налогу (начисленные - по кредиту, уплаченные - по дебету);

2) по субсчетам "Пени", "Штрафы" счетов 68, 69 - суммы задолженности или переплаты по пени и штрафам, если они отражены в бухучете (то есть налогоплательщик согласен с предъявленными ему суммами, содержащимися в имеющихся у него на руках решениях по результатам проверок, в требованиях об уплате соответствующих сумм пени, штрафов). Конечно, по своим документам вы не проверите пени, о существовании которых и не подозреваете (допустим, если они начислены на задолженность по налогу, возникшую из-за ошибки налогоплательщика в КБК (например, указан КБК налога на прибыль вместо КБК НДС)).

При этом на задолженность (текущую или просроченную) перед бюджетом указывает кредитовое сальдо соответствующих субсчетов, а на переплату - дебетовое.

Обратим внимание на то, что невыясненные платежи, указываемые в разд. 6 краткого акта (например, из-за ошибки в заполнении платежного поручения - в поле 101 "Статус лица, оформившего документ" вместо "02" (налоговый агент) указано "01" (налогоплательщик - юридическое лицо) или наоборот), проверить налогоплательщику самостоятельно будет практически невозможно. Ведь среди большого количества бюджетных платежей, правильно отраженных в бухучете, выявить ошибку довольно сложно. Поэтому при наличии хоть какой-то цифры в разд. 6 краткого акта сверку придется продолжить, подписав краткий акт с разногласиями.

Вообще следует иметь в виду, что идеальная ситуация, когда все цифры задолженностей и переплат, указанные в акте, совпадают со сведениями налогоплательщика, бывает довольно редко. Хотя бы из-за того, что инспекция может вовремя не отразить в карточке расчета с бюджетом (карточка РСБ, по сведениям из которой инспекция и составляет акт сверки <18>) начисления по представленным декларациям или суммы, уплаченные налогоплательщиком в бюджет.

Итак, в случае совпадения всех цифр налогоплательщик пишет "Без разногласий" в строке "Согласовано" краткого акта, ставит свою подпись и отправляет акт в инспекцию - сверка завершается. А вот в типичной ситуации несоответствия цифр, представленных инспекцией и имеющихся у плательщика, возможны следующие варианты действий последнего.

1. Если суммы расхождения задолженности/переплаты по налогу совсем незначительны

(например, несколько десятков рублей, набежавших из-за округления), лучше всего:

1) подписать краткий акт без разногласий;

2) начислить копеечную сумму в бухучете по кредиту субсчета данного налога и уплатить ее (если первоначально в бухучете была начислена меньшая величина) или отразить копеечную сумму в дебетовом сальдо как переплату (если первоначально в бухучете была начислена большая величина по сравнению с предъявленной налоговым органом);

3) отправить один экземпляр согласованного краткого акта в инспекцию.

Когда акт согласован без разногласий, по Регламенту из инспекции больше не должны поступать никакие бумаги в адрес налогоплательщика: один экземпляр краткого акта, подписанный обеими сторонами (подпись должностного лица уже стоит на акте при его получении налогоплательщиком), остается у налогоплательщика, второй отправляется в инспекцию. При его получении в журнале состояния сверки расчетов должностным лицом налогового органа делается отметка об окончании сверки <19>.

2. Если суммы разногласий велики

или, допустим, налогоплательщик вообще не может обнаружить по своим данным предъявленные суммы задолженностей, невыясненных платежей, нужно:

1) подписать краткий акт с формулировкой "Согласовано с разногласиями";

2) вписать сумму исходя из своих сведений в графу 4 ("Отметка налогоплательщика о расхождениях") в ту строку, с данными которой налогоплательщик не согласен;

3) указать способ получения документов по дальнейшей сверке - "лично" или "по почте";

4) отправить краткий акт в инспекцию и ждать полного акта сверки <20>.

     
   ————————————————————————————————
   
<18> Приложение 4 к Приказу ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.

<19> Пункт 2.14 Регламента.

<20> Пункты 2.25 - 2.29 Регламента.

...к

огда получен полный акт

Ничего принципиально отличающегося от того, что налогоплательщик проделал для сверки краткого акта, при получении полного акта ему делать не придется: также надо будет посмотреть субсчета по сверяемому налогу, требования об уплате пени, штрафов, приходившие из налогового органа.

Вместе с полным актом налогоплательщику должны присылаться два документа (прежним Регламентом их вложение не предусматривалось), при помощи которых, как подразумевается, ему будет легче ориентироваться в сверяемых показателях <21>:

-

сведения о невыясненных платежах налогоплательщика

<22>, формируемые налоговым органом при помощи АИС "Налог" по данным ведомости невыясненных поступлений <23>.

Сведения

о невыясненных платежах налогоплательщика

Наименование налогоплательщика организации (полное), ИНН, КПП ____

ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН _________________________

ФИО физического лица, ИНН (при наличии) __________________________

Инспекция ФНС России по __________________________________________

(полное наименование инспекции,

ИНН/КПП)

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками _______ (ФИО)

________ (тел.)

     
   ————T————————————T—————————————T———T—————T—————T—————————————T———————————¬
   | N |    Дата    |N платежного |КБК|ОКАТО|Сумма|   Причины   |Мероприятия|
   |п/п| платежного |(расчетного) |   |     |     | отнесения к |по         |
   |   |(расчетного)|  документа  |   |     |     |невыясненным |выяснению  |
   |   | документа  |             |   |     |     |  платежам   |принадлеж— |
   |   |            |             |   |     |     |             |ности пла— |
   |   |            |             |   |     |     |             |тежа       |
   +———+————————————+—————————————+———+—————+—————+—————————————+———————————+
   | 1 |     2      |      3      | 4 |  5  |  6  |      7      |     8     |
   +———+————————————+—————————————+———+—————+—————+—————————————+———————————+
   |   |            |             |   |     |     |             |           |
   L———+————————————+—————————————+———+—————+—————+—————————————+————————————
   

Здесь содержатся дата и номер платежного документа, КБК, код ОКАТО, сумма по платежному документу, причина отнесения к невыясненным платежам (например, 01 - отсутствует КБК, 03 - указан неверный код ОКАТО, 07 - неверно указан КПП плательщика и др. <24>). Налогоплательщику это должно помочь быстрее отыскать "испарившиеся" деньги, которые он перечислил в бюджет, а они не попали по назначению из-за допущенной им технической ошибки;

-

Перечень

документов по расчету с бюджетом

<25>, содержащий свод тех платежных документов конкретного налогоплательщика, которые уже введены в базу данных инспекции. В такой выписке показано, какой документ (налоговая декларация, платежное поручение, судебное решение и др.) и когда был составлен и поступил в инспекцию, а также посредством кодировки указана информация об операции, проведенной инспекцией на его основании (подробнее см. графу 6 Перечня документов по расчету с бюджетом). При этом суммы, уменьшающие обязанность налогоплательщика по уплате налога (сбора), пени, штрафа, процентов, проставляются со знаком "плюс", а суммы, увеличивающие обязанность налогоплательщика перед бюджетом, - "минус".

Перечень

документов по расчету с бюджетом <1>

За сверяемый период с __________________ по ______________________

Инспекция ФНС России по __________________________________________

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками _______ (ФИО)

_________ (тел.)

     
   ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |Наименование организации (полное) или ФИО физического лица                                    |
   +—————————————————————————————————————————————————T————————————————————————————————————————————+
   |ИНН:                                             |КПП:                                        |
   +—————————————————————————————————————————————————+————————————————————————————————————————————+
   |Адрес налогоплательщика                                                                       |
   +——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |Вид налога                                                                                    |
   +——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |КБК:                                                                                          |
   +——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |Код ОКАТО:                                                                                    |
   +—————T———————T————————T————————————T—————————————T—————————T——————————————————————————T———————+
   |  N  |Дата   |N, дата |Дата зачис— |Вид документа|   Код   |    Сумма по документу    | Срок  |
   | п/п |поступ—|докумен—|ления на    | (налоговая  |операции |                          |уплаты |
   |     |ления  |та      |счет Феде—  | декларация, |   <2>   |                          |       |
   |     |доку—  |        |рального    |  платежный  |         +—————T————T——————T————————+       |
   |     |мента  |        |казначейства|  документ,  |         |налог|пени|штрафы|проценты|       |
   |     |       |        |            |   решение   |         |     |    |      |        |       |
   |     |       |        |            | налогового  |         |     |    |      |        |       |
   |     |       |        |            | (судебного) |         |     |    |      |        |       |
   |     |       |        |            |  органа и   |         |     |    |      |        |       |
   |     |       |        |            |    т.д.)    |         |     |    |      |        |       |
   +—————+———————+————————+————————————+—————————————+—————————+—————+————+——————+————————+———————+
   |  1  |   2   |   3    |     4      |      5      |    6    |  7  | 8  |  9   |   10   |  11   |
   L—————+———————+————————+————————————+—————————————+—————————+—————+————+——————+————————+————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> Содержит перечень документов, введенных в базу данных инспекции ФНС России.

<2> 01 - начислено; 02 - уменьшено; 03 - уплачены текущие/авансовые платежи, задолженность; 04 - возврат; 05 - отсрочено, приостановлено взыскание; 06 - подлежит уплате по графику погашения урегулированной задолженности и по графику уплаты процентов за пользование бюджетными средствами; 07 - погашение по графику погашения урегулированной задолженности и по графику уплаты процентов за пользование бюджетными средствами; 08 - списана реструктуризированная задолженность; 09 - списана недоимка/задолженность на основании постановления о списании задолженности; 10 - зачет недоимки/задолженности (+); 11 - зачет переплаты (-), 12 - принята недоимка/задолженность; 13 - принята переплата; 14 - передана недоимка/задолженности; 15 - передана переплата.

Из этой бумаги плательщик увидит, в частности, какие из его платежек еще не внесены в базу налогового органа, а значит, какие суммы не отражены в карточке РСБ (из-за чего и может возникать несоответствие в данных по задолженности у инспекции и плательщика). Именно копии этих "потерянных" платежек необходимо будет принести с собой в инспекцию, когда налогоплательщик явится на финальную сверку.

 Примечание

 Обратите внимание: никакой ответственности за то, что в инспекции "забудут" приложить эти облегчающие жизнь налогоплательщика бумаги, не установлено. Можно попробовать истребовать их от инспектора или даже попытаться в судебном порядке обжаловать бездействие-"забывчивость". Но такое "хождение на принцип" наверняка отнимет гораздо больше сил и времени, чем сопоставление данных из полного акта сверки с имеющимися у налогоплательщика документами без помощи инспекции.

При выявлении расхождений по результатам полной сверки надо <26>:

1) вписать все отличающиеся цифры в графу 3 "Данные налогоплательщика";

2) приложить копии недостающих платежек, не отраженных инспекцией "уточненок", судебных решений (например, по поводу возврата переплаты из бюджета) с отметками налогового органа об их фактическом получении;

3) отправить пакет из перечисленных документов в инспекцию, где будут анализироваться расхождения;

4) направить к назначенному в информационном письме дню представителя для явки в инспекцию с целью проведения сверки в присутствии должностных лиц отдела по работе с налогоплательщиками и структурного подразделения, по данным которого выявлены разногласия. При этом представителя тоже следует "укомплектовать" всеми копиями документов, подтверждающих правильность и достоверность данных налогоплательщика.

По результатам "очной" сверки налогоплательщик и инспекторы из отдела работы с налогоплательщиками и структурного подразделения, по данным которого выявлены разногласия <27>:

1) заполняют графу 5 полного акта, куда вписывают суммы обнаруженных и подтвержденных разногласий;

2) записывают причины найденных разногласий и причины, по которым они не могут быть устранены;

3) ставят подписи на полном акте. Один экземпляр подписанного акта остается у налогоплательщика. Указанные в нем суммы разногласий требуют "устранения в судебном порядке", то есть, если, предположим, налоговый орган предъявит требование об их уплате, налогоплательщику придется обратиться в суд, аргументируя неправомерность такого требования.

Далее схематически мы покажем, как и в какие сроки проходит процесс сверки. Обратите внимание на то, что все сроки установлены в Регламенте для налоговых органов, для налогоплательщиков они интересны лишь в качестве ориентиров, чтобы представлять, какое действие и примерно через какое время должно последовать (схема 1).

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Пункт 1.2.12 Регламента.

<22> Приложение 4 Регламента.

<23> Приложение 3 к Приказу ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ (далее - Ведомость).

<24> Графа 18 разд. 1 Ведомости.

<25> Приложение 3 Регламента.

<26> Пункты 2.38 - 2.40 Регламента.

<27> Пункты 2.43, 2.44 Регламента.

Процедура проведения сверки

     
                —————————————————T———————————————————T—————————————————————¬
                |Налогоплательщик|      Документ     |  Налоговый орган    |
                L———————TT———————+———————————————————+——————————TT——————————
   
¦¦ \¦¦/ ¦¦ ----------++---------¬ ¦¦ ¦Составляет служебную¦ ¦¦ ----¬ ¦ записку о ¦ ¦¦ -------------+или+---------+ необходимости + - - ¬ ¦¦ ¦ L---- ¦ проведения сверки ¦ ¦¦ ¦ ¦ расчетов <1> ¦ ¦ ¦¦ ¦ L---------TT-------- ———— ¦¦ ¦ ¦L------------¬ ¦

\¦¦/¦ L------------¬¦

     
                ————————++—+———¬ ———————————————————¬   ———————————————————¬ ||  |
                |  Направляет  +—+     Заявление    +——>|     Получает     | ||
                L——————————————— | с предложением о |   LT———————TT———————T— ||  |
                                 |проведении сверки |Не позднее  ||12 рабочих||
                                 |     расчетов     |6 рабочих   ||дней, если||  |
                                 L———————————————————дней, если  ||налого—   ||
                                                     способ      ||плательщик||  |
                                                     получения   ||не явился ||
                                                     акта налого—||за актом  ||  |
                                                     плательщиком||лично <3> ||
                                                     <2>:        ||       |  ||  |
                                                     — указан —  ||          ||
                                                     "направить  ||       |  ||  |
                                                     по почте";  ||          ||
                                                     — не указан ||       |  ||  |
                                                                \||/         ||  
                                 ———————————————————¬   —+———————++———————+¬ ||  |  
                ——————————————¬  |   Краткий акт    |   | Вручает лично или| ||
             — —+   Получает  |<—+ сверки расчетов  +———+    направляет    | ||  |
             |  L——————TT———T——  |     <5> в 2      |   | заказным почтовым| ||
                       ||  /|\   |   экземплярах    |   |   отправлением с | ||  |
             |         ||   |    L———————————————————   |    уведомлением  | ||
                       ||   |                           L—————T————TT——————— ||  |
             |         ||   |                                     \||/       ||
                       ||   |                               ——+—¬——++——¬     ||  |
             |         ||   |                               | Х ||с. 24|     ||
        5 рабочих      ||   L————¬                          L————L——————     ||  |
         дней <6>      ||        |                               —————————————|
                       ||        |                               |—————————————  |
             |        \||/       |                              \||/  
                ———————++———————¬|——————————————————¬  ——————————++————————¬ 3 рабочих
             |  | Сверяет суммы,|||   Краткий акт   |  |Направляет заказным|  дня <4>
                |  указанные в  ||| сверки расчетов |  |     почтовым      |     |
             |  |кратком акте, с|L+в 2 экземплярах ++——+   отправлением с  + — — —
                |    данными    | |  информационное |  |   уведомлением    |
             |  |    бухучета   | |    письмо <7>   |  L——————T————TT———————
   
¦ (данные по ¦ L------------------ \¦¦/ ¦ ¦ субсчетам ¦ --+-¬--++--¬ ¦ счетов 68, 69)¦ ¦ Х ¦¦с. 24¦ ¦ L-------TT------- L----L---- ———— --++¬ ¦ ------+ V ¦ ¦-----+-TT- ¦ ¦¦ ¦¦Если налогоплательщиком ¦¦ ¦¦обнаружены расхождения ¦ ¦¦ ¦¦в сверяемых данных ¦¦ ¦¦ - - 7 рабочих дней <8> - ¬ ¦ ¦¦ ¦¦ -------------------¬ ¦¦ \¦¦/ ¦¦Краткий акт сверки¦ ----+--------------¬ ¦ ¦¦------++-----¬ ¦ расчетов, ¦ ¦ Получает + - - - ¬ ¦¦¦ Направляет +-++ согласованный +->¦- - - - - - -¬ ¦ ¦ + -+++ + +¦"с разногласиями",¦->¦- -¬ ¦ ¦ Не более ¦¦L------------- ¦ в 1 экземпляре ¦¦ L--T+---------+T---- 8 рабочих ¦ ¦L-------¬ ¦L-------------------¦ ¦¦ \¦¦/ дней <9> L-------¬¦ ¦ ¦¦---------++---¬ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦¦ Формирует ¦ \¦¦/ ------------------¬ ¦ ¦¦¦ пакет ¦ ¦ ¦ ------++-----¬ ¦¦ Краткий акт ¦ ¦ ¦¦¦ документов ¦ L - -+ Направляет + -¦ сверки расчетов,¦ ¦ ¦¦¦ для налого- ¦ ¦ ¦ +--+ согласованный +-- ¦¦¦ плательщика + - - - - L------------- ¦ "без ¦ ¦¦¦ <10> ¦ ¦ разногласий", ¦ ¦¦L----------TT ———— ¦ в 1 экземпляре ¦ \¦¦/ ¦¦

L------------------ -----++----------¬¦¦

¦ Делает отметку ¦¦¦

¦ о завершении ¦¦¦

¦сверки в Журнал妦¦

¦состояния сверк覦¦

¦ <11> ¦¦¦

L-----------------¦¦

- - -- Считается полученным в день, -- - ¬ ¦¦

указанный в почтовом уведомлении ¦¦

¦ о вручении <12> ¦ ¦¦

     
                                  ———————————————————¬                  ||
                         |        | Полный акт сверки|            |     ||
                                  |       <13>,      |                  ||
                         |        |  информационное  |            |     ||
                                  | письмо, сведения |                 \||/  
                —————————+—————¬  |  о невыясненных  |  ——————————+—————++—¬  
             —— +   Получает   |<—+     платежах     +——+    Направляет    |
                L———————TT——————  |налогоплательщика,|  L—————————T—————TT——
   
5 рабочих ¦¦ ¦ перечень ¦ \¦¦/ дней <15> \¦¦/ ¦ документов по ¦ ---+¬----++¬ ¦ --------++------¬ ¦расчету с бюджетом¦ ¦ Х ¦¦с. 24¦ ¦ Сверяет суммы,¦ ¦ <14> ¦ L----L---- ———— ¦ ¦ указанные в ¦ L----------------- ———— ¦ полном акте, ¦ ¦ ¦ с данными ¦ ¦ бухучета ¦ ¦ ¦ (сальдо ¦ ¦ и обороты по ¦ ¦ ¦ субсчетам ¦ ¦ счетов 68, 69)¦ ¦ L-------TT----- ———— -++-¬ ¦ -------+ V ¦ ¦------+TT ———— ¦ ¦¦ ¦¦Если налогоплательщиком

¦¦ ¦¦обнаружены расхождения

¦ ¦¦ ¦¦в сверяемых данных

¦¦ \¦¦/ -- - 7 рабочих дней <16> -- -¬

¦ ¦¦------++-----¬ -----------------¬

¦¦¦ Направляет + +¦ Полный акт ¦ ¦

+ -+++ +-++ сверки расчетов+¬ --------+------------¬

¦¦L------------- ¦ с разногласиями¦L>¦- - - - - - - - ¬ + ¬

¦ ¦L-------¬ ¦¦ налого- ¦->¦- ¬ Получает ¦

L-------¬¦ ¦ плательщика, ¦¦ L--+-------------+T--- ¦

¦ ¦¦ ¦¦ отраженными в ¦¦ ¦ \¦¦/

¦¦ ¦ графе "По ¦¦ ¦-------------++--¬ ¦

¦ ¦¦ ¦¦ данным налого- ¦¦ ¦¦ Проверяет ¦

¦¦ ¦ плательщика" ¦¦ ¦¦ представленные ¦ ¦

¦ ¦¦ ¦L-----------------¦ ¦¦ налого- ¦

\¦¦/ ¦ ¦¦ плательщиком ¦ ¦

¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦разногласия <17>¦

     
                ————————++——————¬ ————————————————¬ |    |L———————————TT———— |
             L —+  Направляет и |||   Полный акт  +——   \|/           ||
                |   уплачивает  +—|сверки расчетов|   ———+———————————¬||  1 рабочий
                |    недоимку   + +   с отметкой  |   |Делает отметку||| день + срок,
                |  добровольно  | |  "разногласия |   | о завершении |||  указанный в
                L———————————————— |   устранены"  |   |   сверки в   |||информационном
                                  L————————————————   |    Журнале   |||  письме <19>
                                                      |   состояния  |||     |
                                                      |  сверки <18> |||
                                                      L———————————————||     |
                                                                     \||/  
                                  ————————————————¬   ————————————————++———¬ |  
                ———————————————¬  |   Полный акт  |   |  Проводит сверку с |
                |   Получает — +<—+    сверки с   +———+      участием      | |
                |        — — — |<¬|   отметкой    |   | налогоплательщика, |
                L————————+T————— ||"разногласия не|   |  должностных лиц   | |  
                       ——++¬     ||устранены" <20>|   | отдела по работе с |  
                  —————+ V |     |L————————————————   | налогоплательщиками+ —
                  |————+—TT—     |                    |   и структурного   |
   Если налоговым ||     ||      |                    |  подразделения, по |
   органом        ||    \||/     |                    |   данным которого  |
   выставлено     ||—————++—————¬|————————————————¬   |выявлены разногласия|
   требование об  |||   Подает  |L+   Полный акт  +———+— — — —¬            |
   уплате недоимки|||заявление о| |   сверки с    |   L———————+T————————————
   
на суммы, не ¦¦¦ проведении¦ ¦ отметкой ¦ \¦¦/ урегулированны妦¦ сверки ¦ ¦ "разногласия ¦ --------++-----------¬ по результатам ¦¦¦ повторно ¦ ¦устранены" <21>¦ ¦ Делает отметку о ¦ сверки ¦¦L------------ L---------------- ¦ завершении сверки в¦ ¦L-----¬ ¦ Журнале состояния ¦ L-----¬¦ ¦ сверки <18> ¦ \¦¦/ L------------------- ———— --------++------¬ ¦ Обжалует в суд¦ ¦ требование на ¦ ¦ сумму не- ¦ ¦урегулированной¦ ¦ задолженности ¦ ¦ <18> ¦ L-------------- ————

Схема 1

Кстати, налогоплательщику, чтобы избежать необходимости повторно подавать заявление о сверке по тем же налогам и за тот же период, следует знать, какие сроки даны налоговым органам для прекращения сверки, если налогоплательщик не присылает подписанные акты. Эти "ограничители", которые не могут быть восстановлены ни по какой уважительной причине, представлены в схеме 2.

Процедура окончания сверки в случае несвоевременного

представления документов налогоплательщиком

     
   —————————————————T——————————————T—————————————————————————————————————¬
   |Налогоплательщик|   Документ   |           Налоговый орган           |
   |                |              +———————————————————————T—————————————+
   |                |              |  по месту нахождения  |  по новому  |
   |                |              |                       |    месту    |
   |                |              |                       |  нахождения |
   L————————————————+——————————————+———————————————————————+——————————————
   
----------¬ ----¬ ¦с. 22, 23¦ ¦ Х ¦ L-------TT- L-T ———— Если не ¦¦

зарегистрирован ¦

поступление ¦¦

экземпляра акта ¦¦ ¦

сверки \¦¦/ 12 рабочих

     
                                   ——————————————————++———¬   дней при
                                   | Формирует уведомление| вручении акта
                                   |   с напоминанием о   | сверки лично;
                                   |    невозвращении 1   |  20 рабочих
                                   |  экземпляра краткого |   дней при
                                   |   или полного акта   | отправке акта
                                   |        сверки        |   сверки по
                                   L—————————————————TT————   почте <22>
                                                    \||/           |  
   —————————————¬   ———————————————¬ ————————————————++———¬
   |  Получает  |<——+ Уведомление с+—+     Направляет     + — — —— —
   L——————TT—————   |напоминанием о| |                    + — — — —¬  
        ——++¬       | невозвращении| L———————————————TT————
   
¦или+-----¬ ¦ 1 экземпляра ¦ Если не ¦¦ ¦

L-T-+----¬¦ ¦ акта сверки ¦ зарегистрирован

\¦/ ¦¦ ¦ <23> ¦ поступление ¦¦ ¦

     
   ———————+—————¬|| L——————————————— экземпляра акта ||
   |   Подает   |||                  сверки          ||            |
   |  заявление |||                                  ||       14 рабочих
   |о проведении|||                                  ||        дней <24>
   |   сверки   |||                                  ||            |
   |  повторно  |||                                  ||
   L—————————————||                                  ||            |  
         —————————|                                  ||
         |—————————                                  ||            |
        \||/                                        \||/  
   ——————++—————¬   ———————————————¬—————————————————++————¬       |
   | Направляет |   |Если налоговым||   Делает отметку о   |
   |  экземпляр |/———  органом не  ||  завершении сверки в |       |
   | акта сверки|\——¬    сделана   ||  Журнале состояния   |
   | в налоговый|   |  отметка об  ||  сверки "акт сверки  + — — — —
   |    орган   |   |   окончании  ||       расчетов       |
   L—————————————   |    сверки,   ||  налогоплательщиком  |
                    |  проводится  || не представлен" <25> |
                    | согласование,|L——————————TT————T——————
   
¦ описанное в ¦Если сверкদ ¦

¦ схеме 1 ¦проводилась¦¦

L---------------в связи со ¦¦ ¦

снятием ¦¦

налого- ¦¦ ¦

плательщикদ Срок не

с учета в ¦¦установлен

налоговом ¦¦ ¦

органе при ¦¦

изменении ¦¦ ¦

места ¦¦

нахождения ¦¦ ¦

\¦¦/

     
                    ———————————————¬   ————————++————+——¬
                    | Уведомление о+———+   Направляет   |
                    | направлении в| ——+                |  
   ——————————————¬  | инспекцию по | | L—————————————————
   
¦ Получает ¦<-+ новому месту ¦ ¦

L-------------- ¦ учета налого-¦ ¦

¦ плательщика ¦ ¦

¦ акта сверки ¦ ¦

¦ без подписи ¦ ¦

¦ налого- ¦ ¦

¦ плательщика ¦ ¦

¦ <26> ¦ ¦

L--------------- ¦

     
                    ———————————————¬ |
                    |     Копии    | |
                    |невозвращенных+——                     —————————————¬
                    | актов сверки +——————————————————————>|  Получает  |
                    |  без подписи |                       L—————————————
   
¦ налого- ¦ ¦ плательщика +¦ ¦ пакет ¦ ¦ документов ¦ ¦ <27> ¦ L------------- ————

Схема 2

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Пункт 6.1 Регламента. <2> Пункты 1.2.11, 2.5, 2.7, 2.11, 2.13 Регламента. <3> Пункты 2.12, 2.13 Регламента. <4> Пункты 6.3 - 6.5 Регламента. <5> Приложение 2 к Приказу от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@. <6> Пункт 2.8 Регламента. <7> Приложение 11 к Регламенту. <8> Пункты 2.16, 2.17 Регламента. <9> Пункты 1.2.12, 2.23, 2.24, 2.26, 2.27, 2.30, 2.31, 6.11 - 6.15 Регламента. <10> Пункт 2.27 Регламента. <11> Пункты 2.14, 2.20 Регламента. <12> Пункт 2.31 Регламента. <13> Приложение 3 к Приказу от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@. <14> Приложения 3 - 5 к Регламенту. <15> Пункт 2.28 Регламента. <16> Пункты 2.16, 2.17, 2.34 Регламента. <17> Пункты 2.38, 6.19 Регламента. <18> Пункты 2.32, 2.46 Регламента. <19> Пункты 2.38, 2.39, 6.19 - 6.20 Регламента. <20> Пункт 2.44 Регламента. <21> Пункт 2.43 Регламента. <22> Пункты 2.13, 2.15 - 2.17 Регламента. <23> Приложение 12 к Регламенту. <24> Пункт 2.16 Регламента. <25> Пункты 2.32, 2.46 к Регламенту. <26> Приложение 14 к Регламенту. <27> Пункты 6.10, 6.17 Регламента. М.А.Кокурина Юрист Подписано в печать 16.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Когда не поздно обращаться за оплатой больничного ("Главная книга", 2007, N 6) >
Статья: Глубокая заморозка: что первично - бизнес или налоги? ("Главная книга", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.