|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности применения контрольно-кассовой техники ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 2)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 2
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), ст. 140, предусмотрено осуществление платежей на территории Российской Федерации путем наличных и безналичных расчетов. Наличные расчеты - это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. При этом производится передача денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства. Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации определены в Положении Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П. До вступления в силу 27 июня 2003 г. Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регулирующего порядок применения контрольно-кассовой техники (ранее - контрольно-кассовые машины - ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов, областью применения ККМ являлись розничная торговля, сфера различных услуг, производство работ при денежных расчетах с населением. В соответствии со ст. 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяют контрольно-кассовую технику (ККТ). Согласно ст. 1 данного Закона "контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов" - это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Все организации и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке обязаны применять ККТ. Хозяйствующие субъекты обязаны применять ККТ при совокупности следующих условий: 1) происходит продажа товаров (работ, услуг);
2) оплата за проданные товары (работы, услуги) осуществляется наличными денежными средствами; 3) деньги за проданные товары (оказанные услуги, выполненные работы) поступают непосредственно в кассу продавца. Основные изменения, произошедшие в связи с вступлением в силу Закона N 54-ФЗ: 1. Расширена сфера применения ККТ: теперь кассовая техника подлежит применению при осуществлении не только наличных денежных расчетов, но и расчетов с использованием платежных карт. Кроме того, ККТ подлежит применению при осуществлении расчетов не только с физическими лицами (в том числе и с индивидуальными предпринимателями), но и с организациями. 2. Впервые на законодательном уровне закреплены правовые нормы, которые ранее регулировались подзаконными правовыми актами (постановлениями Правительства РФ), ведомственными разъяснениями, иной официальной правовой информацией. 3. Субъекты, обязанные применять ККТ, разделены на две группы: в первую входят организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, во вторую - кредитные организации. 4. Даны определения используемых понятий. Введены понятия "контрольно-кассовая техника", "фискальная память" и "фискальный режим". 5. Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении определенных видов деятельности. 6. Изменен порядок выдачи чека, ранее регулировавшийся Законом РФ N 5215-1: если раньше чек необходимо было передать вместе с покупкой, то теперь - в момент оплаты (ст. 5 Закона N 54-ФЗ). 7. Новый Закон, как и ранее действовавший, не запрещает некоторым хозяйствующим субъектам использовать бланки строгой отчетности, которые фактически заменяют кассовые чеки. Однако если раньше формы таких бланков утверждались Минфином России, то теперь они должны применяться в порядке, установленном Правительством РФ, и нет больше требования регистрировать бланки строгой отчетности в налоговых органах. 8. В Законе N 54-ФЗ более четко прописаны требования к ККТ, используемой при наличных расчетах: во-первых, она должна быть исправна и опломбирована; во-вторых, подлежит обязательной регистрации в налоговых органах; в-третьих, должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (данное требование вступило в силу с 27 декабря 2003 г.). 9. Исключена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги). Это требование содержат иные нормативные акты, регулирующие торговлю. 10. В связи с требованиями нового Закона изменился порядок заполнения книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Теперь в них регистрируются не только выданные продавцами счета-фактуры, но и контрольные ленты ККТ, бланки строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость"). Кассовый аппарат должен учитываться в составе основных средств. Это следует из срока полезного использования кассового аппарата - более одного года. Такое положение закреплено в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Если стоимость кассового аппарата не более 20 000 руб., то в бухгалтерском учете ее списывают после ввода в эксплуатацию. Но для этого обязательно надо установить такое положение в учетной политике и прописать в ней лимит стоимости, в рамках которого активы признаются материально-производственными запасами. В противном случае налоговики могут признать все малоценные активы организации основными средствами и доначислить по ним налог на имущество. Есть и еще одно "но": ввод и списание объектов, стоимость которых не превышает установленный организацией лимит, не нужно будет оформлять документами, предназначенными для ОС (формы ОС-1, ОС-4, ОС-6). Вместо них надо будет использовать документы для материально-производственных запасов. Для целей налогового учета кассовый аппарат с первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. не включается в состав амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ), и его стоимость относится на материальные расходы (ч. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Кассовый аппарат стоимостью свыше 10 000 руб. сразу списать на затраты нельзя, необходимо начислить амортизацию. Для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, лимит целесообразно установить и закрепить в учетной политике предприятия в размере 10 000 руб.
Пример. ЗАО "Рента" в 2006 г. приобрело и установило в торговом зале кассовый аппарат стоимостью 9000 руб. (в том числе НДС 18% - 1373 руб.). В соответствии с учетной политикой ЗАО "Рента" предметы стоимостью не более 10 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев относятся к материально-производственным запасам. В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом: 1) приобретен кассовый аппарат дебет 10 "Материалы" кредит 60 "Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками" 7627 руб.; 2) учтен НДС со стоимости кассового аппарата дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" кредит 60 1373 руб.; 3) стоимость кассового аппарата списана в расходы на продажу по факту ввода в эксплуатацию дебет 44 "Расходы на продажу" кредит 10 7627 руб.
ККТ в обязательном порядке должна: 1) быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; 2) быть исправна, опломбирована в установленном порядке; 3) иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Письмом Минфина России от 5 января 2004 г. N 16-00-17/2 установлены следующие реквизиты, которые должны быть в кассовом чеке: 1) наименование организации (фамилия индивидуального предпринимателя); 2) ИНН налогоплательщика; 3) заводской номер кассового аппарата; 4) порядковый номер чека; 5) дата и время покупки; 6) стоимость покупки; 7) признак фискального режима. Кассовый чек является первичным учетным документом, который подтверждает куплю-продажу товара. Это означает, что израсходованная сумма может быть включена в состав расходов организации-покупателя на основании чека как первичного документа. При приобретении товаров в организациях розничной торговли юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на налоговый вычет НДС при наличии счетов-фактур и кассовых чеков с выделенной суммой НДС. При этом в строке 5 счета-фактуры должны быть указаны порядковый номер чека и дата покупки. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ: 1) N КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины"; 2) N КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию"; 3) N КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам"; 4) N КМ-4 "Журнал кассира-операциониста"; 5) N КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста"; 6) N КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста"; 7) N КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации"; 8) N КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ"; 9) N КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы". Отсутствие вышеуказанных документов при налоговой проверке может быть расценено как грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения и является основанием для привлечения к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ. Виды деятельности, при осуществлении которых не нужно применять кассовые аппараты, приведены в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Установлен закрытый перечень случаев: 1) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; 2) продажи ценных бумаг. При покупке ценных бумаг у населения за наличный расчет или при оплате услуг профессионального участника рынка ценных бумаг необходимо использовать ККТ, так как расчет производится наличными денежными средствами. Аналогичное разъяснение изложено в Письме МНС России от 5 мая 2004 г. N 33-0-11/320. Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определено, что брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (п. 1 ст. 3 Закона N 39-ФЗ); 3) продажи лотерейных билетов; 4) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. В Письме Минтранса России от 5 ноября 2003 г. N УАПТ-1/1-784-ис имеется определение городского общественного транспорта. Под городским общественным транспортом следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо. При применении контрольно-кассовой техники на маршрутном такси, осуществляющем перевозки пассажиров, следует исходить из того, относится ли указанный транспорт к транспорту общего пользования или нет. На основании п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками общего пользования, публикуется в установленном порядке. Если перевозка пассажиров в маршрутных такси будет признана в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации перевозкой городским транспортом общего пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может осуществляться без обязательного применения контрольно-кассовой техники; 5) обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; 6) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; 7) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом); 8) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; 9) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; 10) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; 11) торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; 12) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; 13) реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 14) продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Закон N 54-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий. За совершение нотариальных действий нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату (тариф) наличными денежными средствами с обязательным отражением ее в реестре регистрации нотариальных действий. При этом применение ККТ частными нотариусами не обозначено (Письмо МНС России от 14 апреля 2004 г. N 33-0-11/285@; Письмо Минфина России от 3 марта 2004 г. N 04-04-10/04). Применение ККТ не требуется при осуществлении расчетов по договору займа или при получении (возврате) залога, что прописано в Письме МНС России от 5 мая 2004 г. N 33-0-11/320. Применение ККТ не требуется при получении неустойки (штрафа, пени) в связи с нарушением контрагентом условий договора (Письмо Минфина России от 13 июля 2005 г. N 03-01-20/4-130). Применение ККТ не требуется при приеме членских взносов в гаражно-строительные и садовые кооперативы (Письмо УМНС России по г. Москве от 22 июля 2003 г. N 29-12/40633). Применение ККТ не требуется при внесении в кассу товарищества собственников жилья (ТСЖ) взносов от жильцов, являющихся членами ТСЖ (Письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. N 22-3-14/722@). Применение предпринимателями специального налогового режима, предусмотренного гл. 26.3 НК РФ "Единый налог на вмененный доход", не предполагает освобождения от применения ККТ. При реализации товаров за наличные через посредника возникает вопрос: на чье имя должен быть оформлен кассовый аппарат, который следует использовать при продаже товара через посредника, действующего от имени собственника товаров. Из Письма Минфина России от 8 октября 2004 г. N 03-06-05-04/31 следует, что в случае, когда согласно договору посредник действует (заключает договоры с покупателями) от имени и за счет организации - собственника товаров, все права и обязанности, вытекающие из сделок посредника с третьими лицами, возникают непосредственно у собственника. Организацией, продающей товары с использованием наличных денежных расчетов, является собственник, поэтому кассовый аппарат должен быть оформлен на него. При продаже торговыми организациями товаров в кредит расчеты ведутся либо наличными денежными средствами с использованием контрольно-кассовой техники, либо в безналичном порядке через банковские учреждения. В Письме Управления МНС России по г. Москве от 8 сентября 2004 г. N 29-12/58110 разъясняется, что в случаях, если оплата товара осуществляется на основе авансовых платежей (предоплата, доплата), кассовый чек пробивается на ККТ на сумму аванса. Затем по мере поступления наличных денежных средств пробивается кассовый чек на оставшуюся сумму покупки. В Письме также отмечается, что полученные таким образом суммы денежной наличности должны ежедневно отражаться в журнале кассира-операциониста и учитываться в кассовой книге организации. При реализации горюче-смазочных материалов за наличный расчет или с использованием платежных карт организация обязана применять ККТ. Исходя из положений Закона N 54-ФЗ сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), т.е. ККТ подлежат применению не только при наличных денежных расчетах с населением, но и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом). На основании ст. 169 НК РФ при продаже нефтепродуктов юридическим лицам автозаправочная станция (АЗС) обязана наряду с кассовым чеком выдать покупателю счет-фактуру. Если организация приобретает нефтепродукты через подотчетное лицо, которое при покупке не заявляет о себе как о представителе юридического лица, т.е. не предъявляет доверенность, АЗС выдавать счет-фактуру не обязана. Это следует из п. 7 ст. 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Согласно положениям, содержащимся в Письме Управления МНС России по г. Москве от 30 апреля 2004 г. N 29-12/29514, косвенной безналичной оплатой считается форма оплаты за нефтепродукты на автозаправочных станциях платежными картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. Таким образом, автозаправочные станции при безналичной оплате отпуска нефтепродуктов (по талонам, платежным картам) в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки и количества литров нефтепродукта) на ККТ и выдавать их покупателям. Кассовый чек, выданный при применении ККТ, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операции, как того требует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете".
Подписано в печать 15.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |