Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Штраф или уголовная ответственность? Часть первая ("Упрощенка", 2007, N 4)



"Упрощенка", 2007, N 4

ШТРАФ ИЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Несоблюдение налоговых норм приводит к самым разным последствиям, иногда очень суровым. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Наш материал, который мы опубликуем в двух номерах, поможет читателям ликвидировать пробел в правовых вопросах налогообложения и не оказаться в нарушителях.

Многие бухгалтеры считают, что санкции применяются только при опоздании с уплатой налога или сдачей декларации, да и то исключительно штрафные. Некоторые даже наивно надеются, что инспекторы ничего не заметят. На самом деле проступков, за которые могут наказать, несравнимо больше. Административную ответственность несут как сами фирмы, так и должностные лица, в некоторых случаях может последовать и уголовная. А это уже будет посерьезней...

Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением считается противоправное действие (или бездействие), за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Оно может быть совершено налогоплательщиком, налоговым агентом или должностным лицом. Итак, есть три характеристики:

- противоправность действия;

- вина определенного лица;

- ответственность.

Обсудим каждую.

Противоправность означает, что какое-то действие (или бездействие) нарушает правовые нормы, установленные Налоговым кодексом или федеральными законами о налогах и сборах. Налогоплательщик (налоговый агент), который поступил в соответствии с Налоговым кодексом, но не выполнил установок иных правовых актов (приказа, инструкции, письма) Минфина или других исполнительных органов, правонарушения не совершает, поскольку указанные документы не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Вину организации определяет налоговый орган в зависимости от вины ее должностных лиц или представителей, но его вывод не окончателен. Если организация не согласна, она вправе обратиться в суд.

Примечание. Об этом говорится в п. 1 ст. 4 НК РФ.

Пример 1. ООО "Паром", применяющее УСН, при камеральной проверке не представило первичных документов за 2006 г., из-за чего было оштрафовано на основании ст. 126 НК РФ. Оно предъявило акт, согласно которому документация сгорела во время пожара. Из протокола осмотра места происшествия следует, что основная часть документов хранилась на столе в кабинете бухгалтерии, на котором стоял и компьютер, ставший источником возгорания. В решении налоговой инспекции указано следующее. Статья 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ обязывает организации хранить первичные учетные документы, регистры бухучета и отчетность не менее пяти лет. До передачи в архив документы должны находиться в специальных помещениях или закрытых шкафах (п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105). За сохранность отвечает главный бухгалтер. Согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц. Главный бухгалтер ООО "Паром" не обеспечила сохранности первичных документов. В связи с этим решили взыскать с общества штраф в размере 50 руб. за каждый отсутствующий документ.

Правомерны ли действия налоговых органов?

Действительно, ст. 126 НК РФ предусматривает санкции за отсутствие документов, запрашиваемых налоговиками, однако в данном случае они неприменимы. И вот почему. Налоговое нарушение, причиной которого было стихийное бедствие или другое чрезвычайное и непреодолимое обстоятельство, исключает вину лица в его совершении (пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ). Пожар - именно такое явление. А раз вины общества и его главного бухгалтера в отсутствии документов нет, привлечь ООО "Паром" к ответственности в силу ст. 109 НК РФ нельзя. Следовательно, решение инспекции неправомерно. Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ его можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде. Заметим, что в подобных спорах судьи чаще всего встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2006 N А19-1837/05-24-Ф02-6841/05-С1).

Вина может быть умышленной или невольной. Умысел состоит в том, что лицо осознавало характер своего поступка и желало либо допускало неблагоприятные последствия (п. 2 ст. 110 НК РФ). Если незаконность действия или его тяжелые последствия (хотя их и можно было предвидеть) не осознавались, правонарушение признается совершенным по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК РФ).

На заметку. Нарушение - есть, ответственности - нет

Не всегда налоговые нарушения влекут за собой ответственность. В п. 1 ст. 111 НК РФ перечислены случаи, когда налогоплательщиков не считают виновными и освобождают от наказания, даже если доказано несоблюдение закона. Так происходит:

- при стихийном бедствии или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельствах;

- если человек, находясь в болезненном состоянии, не мог отдавать отчет в своих действиях;

- если налогоплательщик или налоговый агент следовал письменным разъяснениям финансовых и других уполномоченных государственных органов или их должностных лиц. Вместе с тем разъяснение, основанное на неполной или недостоверной информации, оправданием не служит.

Привлечение к ответственности

Что понимать под налоговой ответственностью, в Налоговом кодексе прямо не сказано. Попробуем сформулировать определение исходя из гл. 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" и 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ. Налоговая ответственность - это мера (санкция), применяемая к нарушителю налогового законодательства. Устанавливается в форме штрафа. Заметим, взимание пени не относится к санкциям, а, согласно ст. 72 НК РФ, является одним из способов обеспечения уплаты налогов.

Налоговую ответственность несут физические лица, достигшие шестнадцати лет, и организации (ст. 107 НК РФ). За одно и то же правонарушение не привлекают повторно (п. 2 ст. 108 НК РФ). Нельзя подвергнуть санкциям, пока вина лица не доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом (п. 6 ст. 108 НК РФ). Так, до изменений в ст. 108 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вина устанавливалась только решением суда. В действующей редакции Налогового кодекса это положение не закреплено, и штрафы с налогоплательщика (налогового агента) могут быть взысканы во внесудебном порядке. Причем взыскание штрафа не освобождает от уплаты налога и пеней (п. 5 ст. 108 НК РФ). Когда же дело все-таки доходит до суда, привлекаемый к ответственности не должен доказывать свою невиновность. Предъявлять доказательства - задача налоговых органов, а неоднозначные факты всегда толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента).

Примечание. Об этом говорится в п. 6 ст. 108 НК РФ.

Если организацию привлекли к налоговой ответственности, это не означает, что ее должностные лица не понесут административного, уголовного или иного наказания (п. 4 ст. 108 НК РФ). Конечно, при наличии оснований, предусмотренных законодательством.

Граждане несут налоговую ответственность, если их проступок не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Например, неуплата налога - это налоговое правонарушение (ст. 122 НК РФ), а уклонение от уплаты может рассматриваться уже как уголовное преступление (ст. 198 УК РФ). Если долг крупного размера (особо крупного) и доказано наличие умысла, налогоплательщик будет привлечен к уголовной ответственности.

Что влияет на величину штрафов

Обстоятельства, определяющие штрафные санкции, делятся на три группы:

- исключающие привлечение лица к ответственности (ст. 109 НК РФ);

- смягчающие ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ);

- отягчающие ее (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Налогоплательщики (налоговые агенты) не привлекаются к ответственности, если имеет место хотя бы один из фактов:

- признано, что нет состава правонарушения;

- установлена невиновность лица;

- нарушение совершил человек, не достигший 16 лет;

- истек срок давности.

К смягчающим обстоятельствам, благодаря которым размер штрафа может быть снижен минимум в два раза, относятся:

- веские личные или семейные причины;

- угроза, принуждение либо материальная, служебная или иная зависимость лица;

- тяжелое материальное положение физического лица.

Примечание. Об изменении размера штрафа см. п. 3 ст. 114 НК РФ.

Данный перечень не является исчерпывающим. К нему могут быть добавлены, например, такие позиции:

- тяжелое материальное положение организации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.12.2006 N А11-2180/2006-К2-24/150);

- самостоятельное выявление, исправление ошибок и подача уточняющей декларации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2006 N А82-3661/2006-99);

- неясная формулировка, определяющая момент вступления в силу законодательного акта (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.08.2006 N А33-31272/05-Ф02-4098/06-С1);

- нарушение совершено впервые (Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2005 N КА-А41/9444-05).

В Налоговом кодексе указано единственное отягчающее обстоятельство: повторение действия, за которое лицо уже привлекалось к ответственности. В этом случае размер штрафа увеличивается в два раза.

Примечание. См. п. 4 ст. 114 НК РФ.

Наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств определяет налоговый орган или суд.

На заметку. Три года - и можно вздохнуть спокойно

В соответствии со ст. 113 НК РФ для привлечения к налоговой ответственности существует срок давности. Он составляет три года и отсчитывается для правонарушений по ст. ст. 120 и 122 НК РФ - со дня, следующего после окончания налогового периода, для других, предусмотренных гл. 16 НК РФ, со дня совершения.

Заметим, что противодействие выездной проверке, которое стало для нее непреодолимым препятствием, приостанавливает течение срока давности. Отсчет прекращается в день составления акта на основании п. 3 ст. 91 НК РФ, а возобновляется сразу после того, как вынесено решение продолжить проверку.

Виды налоговых правонарушений

Состав налоговых правонарушений и меры ответственности установлены Налоговым и Уголовным кодексами, а также Кодексом об административных правонарушениях. Базовым документом является Налоговый кодекс, в частности гл. 16. Она довольно обширна, и сейчас мы обсудим только часть ее положений. Продолжим во второй части статьи.

Несоблюдение сроков постановки на учет

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации должны встать на налоговый учет по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства. В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, постановка на учет происходит одновременно с регистрацией на основании сведений, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Организация, открывающая обособленное подразделение, обязана обратиться в налоговую по месту его нахождения в течение месяца после образования (п. 4 ст. 83 НК РФ) или пяти дней с начала деятельности подразделения, если она подпадает под уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Если же головной офис и подразделение будут расположены на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, этого делать не нужно.

Пример 2. ООО "Виртуоз", применяющее УСН, занимается предпринимательской деятельностью в Москве. 21 марта 2007 г. общее собрание учредителей приняло решение открыть в Московской области обособленное подразделение. Его планируемая деятельность не подпадает под уплату ЕНВД. Руководитель подразделения назначен приказом от 16 апреля. В какой срок фирме нужно подать заявление о постановке подразделения на учет?

Общество обязано встать на учет по месту нахождения подразделения в течение месяца после его создания. Возникает два вопроса. Первый. С какого дня вести отсчет? Исходя из определения обособленного подразделения, данного в п. 2 ст. 11 НК РФ, за момент создания обособленного подразделения можно принять дату готовности его стационарных рабочих мест. Как показывает арбитражная практика, суды с таким выводом согласны.

Вопрос второй. Какой документ подтвердит, что рабочие места оборудованы? Мы думаем, им может быть распоряжение о начале деятельности или, как в нашем случае, приказ о назначении руководителя и решение о создании подразделения. Некоторые инспекторы полагают, что подразделение считается созданным с момента заключения договора аренды. Мнение спорное, так как данный документ никак не относится к рабочим местам, что подтверждает и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2005 N А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1. Самый убедительный для всех документ - акт приемки-передачи работ по оборудованию рабочих мест.

У ООО "Виртуоз" такого акта нет, поэтому советуем уложиться до 21 апреля - крайнего срока, отсчитываемого с даты решения о создании подразделения. Ориентироваться на 16 мая исходя из даты приказа о назначении руководителя подразделения все же рискованно. Как показывает арбитражная практика, такой документ вряд ли удовлетворит инспекцию, и тогда останется действовать через суд.

Примечание. См., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.01.2006 N Ф04-9980/2005(19089-А67-35) и Уральского округа от 30.03.2005 N Ф09-1067/05-АК.

Недвижимое имущество и транспортные средства тоже нужно ставить на учет по месту их нахождения, но это уже обязанность регистрирующего органа, который в течение 10 дней со дня регистрации собственности сообщает о ней в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 85 НК РФ), а та в течение пяти дней уже выполняет положенную процедуру (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Приняв на учет, налоговые органы обязательно выдают подтверждающий документ - свидетельство или уведомление.

Примечание. Их формы утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Теперь об ответственности. Согласно ст. 116 НК РФ размер штрафа зависит от опоздания, с которым фирма встала на налоговый учет: если оно меньше или равно 90 дней, сумма составит 5000 руб. (п. 1), больше - 10 000 руб. (п. 2). Наказать по этой статье могут только организацию или индивидуального предпринимателя.

Важный момент. При двух и более правонарушениях санкции назначаются за каждое, и часто инспекторы, обнаружив, что срок превышает 90 дней, подают иск сразу по двум частям ст. 116 НК РФ. Они ссылаются на п. 5 ст. 114 НК РФ, что, на наш взгляд, ошибочно. Статья 116 НК РФ дифференцирует размеры штрафа в зависимости от опоздания - другими словами, п. п. 1 и 2 предусматривают разные случаи, подпадающие под правонарушение одного состава.

Суд высказывает на этот счет различные мнения. Так, ФАС Северо-Западного округа принял сторону налогоплательщика (Постановление от 17.11.2003 N А05-5970/03-307/20). Вопрос заключался в следующем. Предприниматель не встал вовремя на учет. Это обнаружили до того, как прошло 90 дней, и на основании п. 1 ст. 116 НК РФ привлекли предпринимателя к ответственности. А так как он и после 90 дней с момента регистрации не встал на учет, налоговая инспекция обратилась в суд, чтобы назначить санкции еще и по п. 2 той же статьи. Но суд ей отказал, сославшись на неверную квалификацию правонарушения.

Совсем другой вывод сделал тот же ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.01.2002 N 5452, указав, что ст. 116 НК РФ подразумевает два разных правонарушения. Поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 не исключает санкций, предусмотренных п. 2.

Учтем еще одно. Подача заявления в срок, но не на утвержденном бланке или с ошибками не приведет к ответственности по ст. 116 НК РФ, так как главным считается то, что налогоплательщик вовремя исполнил свою обязанность. Здесь суды уже единодушны и с данным положением согласны (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2002 N А05-322/02-23/10).

Итак, за нарушение сроков постановки на учет Налоговый кодекс наказывает только организации и индивидуальных предпринимателей. Однако и должностным лицам не избежать ответственности. КоАП РФ устанавливает для них штраф от 500 до 1000 руб. в соответствии с п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ. Обратите внимание, что в соответствии с п. 1 его ст. 23.1 дела об административном нарушении по ст. 15.3 рассматриваются только в суде. Поэтому наказать руководителя или главного бухгалтера в данном случае не в компетенции налоговых органов.

Уклонение от постановки на учет

Статья 117 НК РФ устанавливает штрафы за деятельность, которая ведется без постановки на налоговый учет. Так же как в ст. 116 НК РФ, размер штрафов зависит от длительности правонарушения. Если она не превышает 90 дней - придется заплатить 10% от всех полученных доходов, но не менее 20 000 руб., если больше - 20% от доходов и минимальная сумма будет уже 40 000 руб. Так как в настоящее время регистрация и постановка на налоговый учет осуществляются одновременно, то ситуация, когда фирма ведет деятельность зарегистрировавшись, но не встав на учет, практически невозможна.

Поэтому ответственность по ст. 117 НК РФ могут нести организации только в том случае, когда не подали заявление о постановке на учет обособленного подразделения. Применить санкции в связи с не поставленными на учет недвижимостью или транспортным средством нельзя. Судьи занимают аналогичную позицию (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 24.02.2005 N КА-А40/674-04).

Возникает вопрос: чем различаются правонарушения, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 НК РФ? В обоих случаях объектом правонарушения является порядок постановки на учет, но если в первой статье речь идет о нарушении срока подачи заявления, то во второй - об игнорировании этой обязанности.

При уклонении от постановки на налоговый учет с должностных лиц тоже взыскиваются штрафы. Они установлены п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ и составляют от 2000 до 3000 руб.

Пример 3. ООО "Мельница", применяющее УСН, 15 марта 2007 г. открыло обособленное подразделение для осуществления комиссионной торговли, но не поставило на учет. За полтора месяца работы получена выручка от продажи - 520 000 руб., в том числе 182 000 руб. комиссионного вознаграждения. 28 апреля налоговая инспекция, основываясь на ст. 117 НК РФ, вынесла решение о применении санкций. Какой штраф заплатит общество?

Правонарушение длилось меньше 90 дней, следовательно, возможно применение п. 1 ст. 117 НК РФ. Размер штрафа зависит от доходов, полученных за время торговли без постановки на учет. Как его определить? Обратимся к Налоговому кодексу.

В ст. 41 НК РФ говорится, что доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, вычисляемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Можем ли мы воспользоваться гл. 25? "Упрощенцы" учитывают доходы в соответствии со ст. ст. 249, 250 и 251 НК РФ, которые содержатся в этой главе. Значит, она подходит.

Примечание. Ссылка дана в п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы, полученные комиссионером для исполнения договорных обязательств, нельзя считать его доходом. Им будет лишь вознаграждение, и в расчет мы включим только 182 000 руб. Штраф в нашем случае равен 10% от доходов, то есть 18 200 руб. (182 000 руб. x 10%). Однако вспомним: п. 1 ст. 117 НК РФ установлено, что взыскивается не меньше 20 000 руб. Сравним: 18 200 руб. < 20 000 руб., поэтому общество должно заплатить 20 000 руб.

Нарушение срока подачи сведений об открытии и закрытии

банковского счета

Об открытии (закрытии) счетов организациям и индивидуальным предпринимателям банки обязаны известить налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти рабочих дней (п. 1 ст. 86 НК РФ). То же самое требуется и от самих налогоплательщиков (клиентов банков), которым на это отведено семь рабочих дней (п. 2 ст. 23 НК РФ).

Согласно новой редакции ст. 23 НК РФ, действующей с 31 января 2007 г., налогоплательщики должны представлять сведения по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 23 НК РФ). Поэтому теперь, если этими формами не воспользоваться, могут оштрафовать. Хотя пока привлечь к ответственности будет не так просто. Загвоздка в следующем. Раньше обязательных форм не существовало. ФНС их установила, но еще до вступления в силу новой редакции Налогового кодекса, из-за чего они по-прежнему носят рекомендательный характер. Поэтому пока налогоплательщики вправе извещать об открытии или закрытии расчетного счета на собственных формах, и дойди дело до суда, наверняка его выиграют.

Примечание. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ.

Примечание. Формы утверждены Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@.

Теперь выясним, обо всех ли случаях нужно сообщать. Пункт 2 ст. 11 НК РФ выделяет два признака счетов, интересующих налоговые органы:

1) открыты по договору банковского счета;

2) позволяют зачислять и списывать денежные средства.

Этим признакам точно соответствуют только валютный и расчетный счета. В отношении других так сказать нельзя. На наш взгляд, депозитный, транзитный и ссудный счета сюда не относятся: депозитный открывается на основании договора банковского вклада, ссудный - кредитного договора, а для транзитного счета вообще договор не нужен. Минфин выражает такое же мнение, правда, исчерпывающие разъяснения обо всех счетах содержатся лишь в письмах, адресованных банкам. Но нам ничто не мешает ими воспользоваться, хотя почему-то некоторые налоговые инспекции уверены в обратном. Но спешим порадовать: суды выносят решения в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Центрального округа от 22.08.2005 N А09-1631/05-3, Московского округа от 19.04.2006 N КА-А40/2941-06 и Поволжского округа от 18.03.2005 N А65-23710/04-СА2-11).

Примечание. См., например, Письма от 21.06.2005 N 03-02-07/1-155, от 26.09.2005 N 03-02-07/1-243 и от 18.09.2006 N 03-02-07/1-250.

Теперь о размере штрафов. С организаций и индивидуальных предпринимателей, не уведомивших инспекцию об открытии или закрытии счета, могут взыскать 5000 руб. (ст. 118 НК РФ), с должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).

Пример 4. Дополним условия примера 3. ООО "Мельница" открыло расчетный счет для обособленного подразделения. В какую инспекцию необходимо подать сообщение: по месту нахождения фирмы или подразделения?

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ общество письменно сообщает об открытии счетов, в том числе для обособленных подразделений, в налоговый орган по месту своего нахождения. Таким образом, ООО "Мельница" должно обратиться по месту регистрации своего головного офиса. Налоговый кодекс не призывает извещать инспекцию, курирующую подразделение, поэтому фирма, которая все же это сделает, но тем и ограничится, свою обязанность не выполнит. Справедливость такого вывода подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.11.2005 N Ф08-5251/2005-2079А и от 27.07.2005 N Ф08-3309/2005-1347А).

Примечание. Об этом говорится в Письме МНС России от 06.02.2004 N 24-1-10/93.

Непредставление налоговой декларации

"Упрощенцы", как и другие налогоплательщики, подают в налоговую инспекцию определенный комплект деклараций. За нарушение отчетных сроков Налоговым кодексом установлена ответственность. Если опоздание не превысило 180 дней, штраф составит 5% начисленного налога за каждый полный и неполный месяц с последнего дня подачи декларации. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% от суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Заметим, что минимальная сумма в 100 руб. уплачивается при правонарушении, оговоренном п. 1 ст. 119 НК РФ, если:

- штраф, определенный в процентах от налога, менее 100 руб.;

- начисленный налог равен нулю;

- уплачен больший налог, чем указано в декларации;

- у налогоплательщика нет задолженности перед бюджетом.

Если же декларация сдана позже 180 дней после окончания срока, штраф равен 30% начисленного налога плюс 10% налога за каждый полный и неполный месяц, отсчитываемый с 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Статья 119 НК РФ предусматривает два состава налогового правонарушения - по п. 1 и по п. 2, и привлекать к ответственности одновременно по обоим неправомерно. Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2004 N Ф03-А73/04-2/1785). Заметим, субъектами по этому правонарушению являются только налогоплательщики, к налоговым агентам оно не относится.

Примечание. Вывод из п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.

За несоблюдение сроков представления деклараций должностные лица отвечают по ст. 15.5 КоАП РФ. Их штрафы составляют от 300 до 500 руб.

Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ декларации можно вручить лично и переслать по почте или по телекоммуникационным каналам связи. Если налогоплательщик приносит документ сам, на его экземпляре проставляются штамп, дата и отметка о принятии, что может служить доказательством своевременной сдачи. При отправке заказным письмом днем представления считается дата в почтовой квитанции, к которой прилагается копия описи вложения, при использовании каналов связи - дата передачи файлов с отчетами.

Пример 5. ООО "Ледник", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы, подало декларацию по единому налогу через семь месяцев после установленного срока. Доходов за 2006 г. не было, поэтому налог составил 0 руб. Могут ли фирму привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ и взыскать 100 руб.?

Минимальный штраф (100 руб.) предусмотрен п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушение же ООО "Ледник" должно квалифицироваться по п. 2 как опоздание, превысившее 180 дней (7 мес. > 180 дн.), но этим пунктом указанный штраф не предусмотрен. А так как налог общества нулевой, оно вообще не подвергнется штрафам по ст. 119 НК РФ. Кстати, Минфин России в Письме от 13.02.2007 N 03-02-07/1-63 подтверждает, что штрафы для подобных ситуаций не установлены.

Суды в этом вопросе, как правило, на стороне налогоплательщиков (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2006 N Ф04-3609/2006(23673-А81-7). Однако бывают и другие случаи, когда минимальный штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, соотносят и с п. 2 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2006 N Ф03-А51/06-2/556).

Заметим, что своевременная уплата налога не отменяет подачи декларации и не служит основанием для освобождения от ответственности по ст. 119 НК РФ.

А возможна ли санкция, если фирма заполнила устаревшую форму, но, переделав, не успела сдать в срок? До вступления в силу изменений к п. 4 ст. 80 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ, инспекциям вменялось в обязанность принимать декларации, но на какой форме, не уточнялось. Тем не менее они отклоняли декларации неустановленного образца и, если налогоплательщики не успевали вовремя отчитаться, штрафовали по ст. 119 НК РФ. Хорошо, что в суде все-таки удавалось восстановить справедливость (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2006 N Ф04-4784/2006(24968-А45-25)). С 31 января 2007 г., конечно, уже нет оснований отклонять требование налоговиков.

Примечание. Изменения вступили в силу 31 января 2007 г.

Н.А.Теплова

Эксперт журнала "Упрощенка"

Подписано в печать

15.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новый налоговый период - новая форма декларации ("Упрощенка", 2007, N 4) >
Статья: Не забудьте про скрытые доходы ("Упрощенка", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.