Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Российские депозитарные расписки узаконены ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2

РОССИЙСКИЕ ДЕПОЗИТАРНЫЕ РАСПИСКИ УЗАКОНЕНЫ

10 января 2007 г. в "Российской газете" был опубликован Федеральный закон от 30.12.2006 N 282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Какие перспективы функционирования теперь открываются перед отечественными компаниями и организациями? Будет ли Закон способствовать привлечению капитала и иностранных инвесторов в российскую экономику или это еще один пункт, запутывающий наше и без того громоздкое и сложное законодательство?

Цели и предмет Федерального закона

С целью повышения капитализации фондового рынка в России в прошлом году в Государственную Думу Российской Федерации поступило предложение Центрального банка Российской Федерации внести некоторые изменения в действующий Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Около полугода велась работа над законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", проект дорабатывался и пересматривался несколько раз и был принят Государственной Думой в третьем чтении 8 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 22 декабря 2006 г.

В соответствии с новым Законом вводится дополнение к ст. 2 действующего Федерального закона: появляется еще один вид эмиссионной ценной бумаги - российская депозитарная расписка (далее - РДР). С приобретением РДР ее владелец автоматически получает право собственности на акции или облигации иностранного эмитента, которые представлены данной депозитарной распиской, то есть получает право на выплаты и оговоренные при покупке услуги, причитающиеся по представляемым иностранным ценным бумагам. Вся ответственность по выплатам и предоставлению услуг ложится на эмитента РДР.

Номинальная стоимость российской депозитарной расписки не предусматривается. РДР является ценной бумагой на предъявителя и выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением.

Суть депозитарных расписок заключается в том, что инвестору предоставляется возможность осуществления правомочий собственника, связанных с пользованием и распоряжением ценными бумагами иностранных эмитентов, при этом будет очень желательно, если инвестор и иностранный эмитент будут оставаться в рамках национального правового поля. Для того чтобы построить непротиворечивые отношения между инвестором и иностранным эмитентом ценных бумаг, необходим посредник. Таким посредником может стать эмитент российских депозитарных расписок.

Об эмитенте российских депозитарных расписок

По принятому Закону эмитентом российской депозитарной расписки может стать только депозитарий, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающий определенным капиталом (собственными средствами) и имеющий опыт депозитарной деятельности не менее 3 лет.

Статья 7 Закона "О ценных бумагах" дополнена частью, где подробно изложены права и обязанности депозитария и депонента в соответствии с решением о выпуске российских депозитарных расписок.

А именно в случае, если по договору между депозитарием и депонентом будет оговариваться услуга, связанная с получением доходов по ценным бумагам и иным причитающимся владельцам ценных бумаг выплатам, то:

- денежные средства депонентов должны обязательно находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом депозитарием в кредитной организации, так называемом специальном депозитарном счете;

- депозитарий обязан предоставлять депоненту соответствующую отчетность по ведению счета депо;

- на денежные средства депонентов, находящиеся на специальном депозитарном счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария;

- депозитарий не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный депозитарный счет (счета), за исключением случаев их выплаты депоненту;

- депозитарий не вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном депозитарном счете (счетах).

Следует подчеркнуть, что в ч. 15 специально отмечается - все требования ст. 7 о ведении отдельного банковского счета не распространяются на кредитные организации.

Принимаемые депозитарием обязательства должны соответствовать правам, которые он получает в отношении ценных бумаг иностранного эмитента на основании договора, заключенного между ними.

Перед тем как эмитент депозитарных расписок сможет предложить российскому инвестору продукт того или иного иностранного рынка, он должен изучить законодательство о ценных бумагах, международные частноправовые нормы и в случае необходимости заключить договор с эмитентом базовых ценных бумаг таким образом, чтобы исключить возможные коллизии правовых норм российского и иностранного законодательств. Если в роли депозитария будет выступать какая-либо кредитная организация, то именно в ее обязанности будет входить урегулирование разногласий или каких-либо несоответствий законодательств страны эмитента ценных бумаг и России, следовательно, и вся ответственность за этот процесс будет лежать на российской кредитной организации, которая в этом случае будет являться депозитарием расписок.

Как правило, во всем мире эмитентами депозитарных расписок являются не центральные и не расчетные депозитарии, а коммерческие банки. В Законе же этот пункт не учитывается. Совмещать расчетно-депозитарное обслуживание профучастников рынка и функции эмитента ценных бумаг будет достаточно рискованно для депозитарных компаний, хотя, по сути, это технологически выполнимо и не должно вызывать никаких противоречий с законодательством.

Процедура эмиссии российских депозитарных расписок

Существующий Закон о ценных бумагах был дополнен ст. 27.5.3 "Особенности эмиссии и обращения российских депозитарных расписок".

Процедура эмиссии депозитарных расписок включает в себя несколько этапов:

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) российских депозитарных расписок уполномоченным органом их эмитента-депозитария;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) российских депозитарных расписок;

- размещение российских депозитарных расписок.

Решение о выпуске, в свою очередь, помимо всех остальных оговоренных настоящим Федеральным законом сведений, должно содержать:

- информацию о наименовании и месте нахождения эмитента представляемых ценных бумаг. То есть информацию об эмитенте тех иностранных акций или облигаций, которые будут представляться российской депозитарной распиской;

- сведения о виде, категории или типе представляемых ценных бумаг;

- права, которыми обеспечивают представляемые ценные бумаги своих владельцев;

- количество ценных бумаг, право собственности на которые удостоверяется одной российской депозитарной распиской данного выпуска (дополнительного выпуска), то есть количество иностранных ценных бумаг, которое представляется одной РДР;

- условия размещения российских депозитарных расписок, включая максимальное количество российских депозитарных расписок выпуска (дополнительного выпуска), которое может одновременно находиться в обращении;

- права владельцев российских депозитарных расписок, а также порядок осуществления (реализации) владельцами российских депозитарных расписок прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами;

- срок осуществления выплат, причитающихся владельцам российских депозитарных расписок по представляемым ценным бумагам;

- перечень и размер средств, удерживаемых эмитентом в связи с осуществлением выплат по представляемым ценным бумагам, а также основания для таких удержаний;

- некоторые обязательства депозитария, в том числе и обязательство предоставлять по требованию владельца российской депозитарной расписки соответствующее количество представляемых ценных бумаг.

Отдельно оговариваются случаи, если предоставляемыми ценными бумагами являются акции. Владельцы РДР должны направлять указания депозитарию о порядке голосования по таким акциям, депозитарии же в свою очередь обязаны осуществлять право голоса по акциям иностранного эмитента не иначе как в соответствии с указаниями владельцев российских депозитарных расписок и предоставлять им итоги голосования. Таким образом, депозитарий будет выполнять роль посредника между владельцем РДР и иностранным эмитентом акций, то есть брать на себя всю ответственность по выполнению требований держателя РДР, если они не противоречат российскому законодательству и оговорены в договоре.

Решение о выпуске РДР может не содержать срок их размещения, то есть в отличие от решения о выпуске остальных ценных бумаг требования, устанавливающие обязательства завершить размещение не позднее одного года, на депозитарные расписки не распространяются.

Проспект выпуска российских депозитарных расписок должен содержать сведения о представляемых ценных бумагах, а также об эмитенте представляемых иностранных ценных бумаг.

Депозитарий обязан ежеквартально в течение всего срока размещения российских депозитарных расписок представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет:

- об итогах размещения российских депозитарных расписок, содержащий сведения о количестве размещенных в отчетном периоде российских депозитарных расписок;

- об оставшемся количестве российских депозитарных расписок, которые депозитарий имеет право разместить в пределах их максимального количества, определенного решением о выпуске российских депозитарных расписок;

- о количестве представляемых ценных бумаг, хранение и учет прав на которые обеспечил депозитарий.

При размещении российских депозитарных расписок депозитарий должен обеспечить соответствие количества российских депозитарных расписок количеству представляемых ценных бумаг.

Публичное размещение и (или) обращение российских депозитарных расписок допускается только в случае:

- наличия договора с эмитентом представляемых ценных бумаг;

- обращения представляемых ценных бумаг на торгах иностранных фондовых бирж, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Выплаты владельцам российских депозитарных расписок осуществляются эмитентом российских депозитарных расписок в валюте Российской Федерации, если иное не установлено решением о выпуске российских депозитарных расписок. Срок исполнения обязательств, связанных с осуществлением указанных выплат, не может превышать 5 дней с момента получения депозитарием от эмитента представляемых ценных бумаг соответствующих выплат. Такие сжатые сроки выплат владельцам депозитарных расписок накладывают на депозитарий серьезную дополнительную нагрузку.

В случае если владелец российских депозитарных расписок получил от депозитария соответствующее им количество представляемых ценных бумаг либо денежную сумму вместо представляемых ценных бумаг, российские депозитарные расписки подлежат погашению.

Закон о ценных бумагах 1996 г. в связи с внедрением РДР был дополнен еще одним немаловажным пунктом, по которому ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг, содержащиеся в данном Законе, не распространяются на российские депозитарные расписки и представляемые ими ценные бумаги. Таким образом, обращение РДР разрешается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах выпуска, а также разрешается их публичное обращение до регистрации проспекта. Подобные послабления со стороны государства, скорее всего, указывают на политику поощрения, то есть максимальную заинтересованность в скорейшем запуске механизма обращения российских депозитарных расписок.

Ложка дегтя в бочке меда, или недостатки Закона

В Законе мало внимания уделено теме организации выплат доходов по РДР. Порядок данной процедуры должен быть четко оговорен. Необходимо также установить порядок вторичного обращения депозитарных расписок на территории России и определения налоговой базы его участников. Нет в Законе точно сформулированного порядка налогообложения деятельности по выпуску и совершению операций с РДР.

Еще один из вопросов касательно данного документа заключается в возможности выпуска финансовых инструментов, в том числе и РДР на акции иностранных кредитных организаций. Проблема участия в капитале кредитных организаций затрагивает в первую очередь различные аспекты банковского регулирования и банковского надзора в отношении получения Банком России соответствующей информации о конечных бенефициарах кредитных организаций. Существующая система выпуска американских депозитарных расписок (АДР) и глобальных депозитарных расписок (ГДР) не позволяет Банку России в режиме реального времени получать ту информацию, которая ему необходима как надзорному органу. На сегодняшний день Банк России не располагает такими возможностями, чтобы поставить знак равенства между депозитарными расписками и ценными бумагами.

Проблема размещения на отечественном фондовом рынке иностранных ценных бумаг возникла уже давно. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2006 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", разрешающий осуществление операций между резидентами и нерезидентами без ограничений в области международных перевозок, что, конечно же, частично решает данную проблему. Но следует учесть, что только отдельные операции с внешними ценными бумагами, которые совершаются между резидентами, разрешены нашим валютным законодательством. Введение РДР, безусловно, облегчит допуск на российский организованный рынок иностранных ценных бумаг, но и здесь есть свои подводные камни.

Теоретически благодаря принятому Федеральному закону от 30.12.2006 N 282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" объем иностранных ценных бумаг на российском рынке должен возрасти, но существует вероятность возникновения такой технической проблемы, как невозможность договориться с соответствующими регуляторами иностранных государств о допуске к публичному обращению на отечественный организованный рынок иностранных ценных бумаг. К сожалению, подобные переговоры далеко не всегда дают возможность беспрепятственно организовать обращение в России иностранных ценных бумаг. К тому же нет никакой уверенности, что иностранные эмитенты будут заинтересованы в привлечении капитала в Россию с помощью депозитарных расписок. Плюс ко всему торговать РДР придется не иностранцам, а отечественным брокерам, аналитические отделы которых обрабатывают информацию о российских компаниях. Однако просчитать особенности других рынков им будет сложно. Конечно, можно воспользоваться отчетами зарубежных компаний, но продавать чужие идеи - неблагодарная работа. В любом случае эмиссия РДР - это либо колоссальная дополнительная нагрузка на аналитический отдел брокерской компании, либо полуфабрикат. Возможно, на первом этапе дело ограничится выпуском РДР на акции эмитентов стран СНГ, прежде всего Украины, Белоруссии, Казахстана, которые более понятны нашим профучастникам. Другой вариант - РДР будут торговать дочерние компании глобальных инвестиционных компаний, присутствующих на всех мировых рынках.

РДР - необходимое нововведение на российском фондовом рынке

Делая вывод о новом Законе, принятом Государственной Думой 8 декабря 2006 г., следует признать, что некоторые неучтенные детали все же остались: не до конца урегулированы схемы решения противоречий, которые могут возникнуть при сопоставлении нашего законодательства и иностранного. Например, предусмотрено обязательное хранение всех ценных бумаг паевого инвестиционного фонда в спецдепозитарии, созданном в форме российского акционерного общества, что, по мнению некоторых аналитиков, нежелательно из общих экономических соображений, а для институциональных инвесторов законодательно недопустимо.

Все же необходимость Закона также невозможно не признать: востребованность иностранных ценных бумаг со стороны российского рынка налицо, а вот желания иностранных эмитентов вступать в российское правовое поле со своими первичными бумагами не просматривается. С точки зрения внутренних инвесторов отсутствие иностранных ценных бумаг на российском рынке представляет собой значительную проблему, потому что разностороннее развитие вложений в национальные ликвидные бумаги можно осуществить лишь номинально. Политико-экономическая ситуация в стране влияет на диверсификацию вложений больше, чем деятельность самих эмитентов, об этом можно судить по изменению цены большинства выпусков акций, составляющих индекс ММВБ, которые имеют коэффициенты корреляции с изменением самого индекса от 0,7 до 0,92.

Таким образом, создание РДР - это еще одна попытка интеграции России на мировой рынок и способ привлечения иностранных инвесторов, может даже более удачный, чем, например, очень модное сегодня среди крупных организаций IPO (первичное публичное размещение). Уже были объявлены планы о проведении IPO ВТБ, Сбербанком России, АКБ "РОСБАНК" и АКБ "Газпромбанк" (ЗАО). Безусловно, IPO - это отличный инструмент по привлечению капитала, предоставляющий возможность справедливой оценки стоимости компании, доступа к целевой базе инвесторов. Но таким образом происходит уход размещений на зарубежные рынки, что не только препятствует росту внутреннего рынка, но и отрицательно сказывается на профессиональных участниках торгов. В 2004 - 2005 гг. на западных биржах через IPO в виде АДР (американские депозитарные расписки) было размещено акций российских компаний более чем на 4,7 млрд долл. США, в то время как объем первичных размещений на российских биржах за тот же период составил лишь 622 млн долл. США (12% от общего объема первичных размещений российских компаний). Российские депозитарные расписки должны стать стимулом инвестирования в национальном правовом поле для частных инвесторов и единственной возможностью, при отсутствии иностранных бумаг на российском рынке, размещения ценных бумаг иностранных эмитентов на отечественных биржах. Также РДР будут способствовать применению международной диверсификации для компаний, управляющих инвестиционными фондами.

России никуда не уйти от противостояния между желанием гармонично влиться в мировую экономику и в то же время удержать максимум своего капитала на родине. Наиболее разумной платой за это является та степень открытости экономики, которая одновременным привлечением иностранных участников фондового рынка исключала бы бесконтрольный вывоз капитала в случае неблагоприятной ситуации. Очевидно, что инвестирование в РДР - это та форма оттока капитала, которая в большей степени подвержена государственному регулированию, чем свободный выход инвестора на глобальный рынок. Следовательно, появление РДР должно быть организовано государством и стать составной и неотъемлемой частью развития фондового рынка, а не результатом этого развития. Возможно, что рынок не полностью готов к этому нововведению сейчас - не все банки смогут осилить бизнес РДР в краткосрочной перспективе, но все необходимые оставшиеся трансформации должны будут происходить по ходу действия Закона. Скорее всего, данный Закон повлечет за собой ряд других нововведений в российское финансовое право.

Е.В.Миголь

Аналитик экономических процессов

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Подписано в печать

12.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерский учет приближается к международным стандартам ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2) >
Статья: Соотношение банковской тайны и персональных данных ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.