Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Перспективы развития системы страхования вкладов ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

С момента введения Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1> (далее - Закон о страховании вкладов) системы страхования вкладов прошло три года. За этот период функционирования система претерпела ряд изменений. Однако они не носили комплексного характера, затрагивая лишь отдельные ее аспекты. Внесение значительных изменений вызвано прежде всего необходимостью повышения эффективности системы страхования вкладов в сфере поддержания системной устойчивости банковского сектора и повышения доверия населения к банкам.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2004, N 34, ст. 3521; 2005, N 1, ст. 23; N 43, ст. 4351.

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), которым предлагается целый пакет поправок в Закон о страховании вкладов, а также в Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <2> (далее - Закон о выплатах Банка России) и в Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3232.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1097; 2000, N 2, ст. 127; 2001, N 26, ст. 2590; N 33, ст. 3419; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 34, ст. 3536.

Чем же вызвана необходимость внесения столь значительных изменений? Анализ этого вопроса позволяет нам выделить целый ряд причин.

В целом система страхования вкладов уже оказала благоприятное воздействие на банковский сектор: стабилизировался рынок, внушив спокойствие значительному числу вкладчиков. Система снизила риски возникновения масштабных кризисов в банковской среде, что привело к росту доверия населения к банковской системе и, как следствие, увеличению числа вкладов. Еще одним эффектом, который в том или ином виде ощутили или ощутят на себе многие банки, стало выравнивание конкурентных условий. Теперь частные банки могут конкурировать наравне с государственными и иностранными. Однако в дальнейшем положительный эффект от введения системы страхования вкладов может и должен быть значительнее.

Необходимость внесения изменений связана с тем, что после вступления в силу Закона о страховании вкладов претерпело ряд изменений законодательство, действующее в сфере регулирования банковской деятельности. Так, поправками в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" <1> изменена процедура ликвидации кредитных организаций. Со вступлением в силу Закона о выплатах Банка России установлены правовые, финансовые и организационные основы осуществления выплат Банком России по вкладам физических лиц в банках-банкротах, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711.

Помимо изменений в банковском законодательстве, корректировки требуют преобразования, произошедшие в гражданском законодательстве. Так, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" <2> не подлежат обязательному страхованию денежные средства, размещенные на счетах адвокатов, нотариусов и иных лиц, если эти счета открыты ими в связи с осуществлением ими предусмотренной законом профессиональной или иной деятельности, наряду со счетами индивидуальных предпринимателей, открытыми в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 171.

Таким образом, указанные причины обусловили предлагаемые Законопроектом изменения. В зависимости от цели принятия указанные изменения можно условно разделить на три блока:

1. Изменения, направленные на совершенствование критериев и механизмов контроля за соответствием банков - участников системы страхования требованиям к участию в системе на постоянной основе.

2. Изменения, направленные на уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат.

3. Изменения, направленные на приведение функций и полномочий Агентства по страхованию вкладов (далее - Агентство), предусмотренных Законом о страховании вкладов, в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в части функций конкурсного управляющего (ликвидатора) банков).

Рассмотрим каждый из этих блоков более подробно.

Первый блок поправок

Законопроектом вносятся изменения в Закон о страховании вкладов в части уточнения критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. В этой связи предполагается:

- распространение требований к участию в системе страхования вкладов на банки, не имевшие ранее лицензии на вклады (ст. ст. 44, 48), поскольку из действующей редакции формально следует, что данные требования не распространятся на банки, впервые получающие лицензии на вклады;

- конкретизация в Законе о страховании вкладов обязанностей банков по соответствию на постоянной основе требованиям к участию в системе страхования вкладов (ст. 48).

Действующая редакция Закона о страховании вкладов налагает на участников системы страхования вкладов жесткие формальные требования, которые участники должны соблюдать на постоянной основе. Несоблюдение установленных требований в течение 3 месяцев подряд является безусловным основанием для введения Банком России жесткой меры воздействия - запрета на прием вкладов. При этом для отдельных показателей, не связанных исключительно с внутренней организацией работы в банке, срок в 3 месяца для приведения показателей в соответствие с требованиями представляется недостаточным для реализации банками корректирующих мероприятий.

Применение данных мер к объективно жизнеспособному банку может сыграть негативную роль как в отношении вкладчиков банка, так и функционирования системы страхования вкладов, стабильности банковской системы.

Поправками предлагается четко сформулировать требования, которым должны соответствовать банки-участники, предусмотреть автоматизм применения Банком России жесткой меры в виде запрета только по предусмотренным в Законе о страховании вкладов основаниям.

Банк России наделяется правом принять решение о введении запрета, в случае если банк не исполняет предусмотренные Законом обязанности в определенный срок. По ряду показателей срок допускаемого несоответствия для применения меры воздействия в виде запрета на привлечение средств населения во вклады увеличивается с 3 до 6 месяцев.

Одновременно при несоответствии банка данным требованиям в течение 2 месяцев подряд Банк России вправе принять решение о введении запрета.

Законопроектом прописываются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока финансовая устойчивость банка признается недостаточной. Речь идет о конкретизации нормы, дающей определение содержания несоответствия банка в течение определенного периода, а не только на определенную дату.

Действующая редакция формально обязывает Банк России ввести запрет банку, в отношении которого в течение 3 месяцев действуют любые меры воздействия (например, штраф). Проектом вводится норма, в соответствии с которой основанием для признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов (ст. 48) является действие в отношении банка в течение 3 месяцев подряд не любой меры воздействия, а только запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией.

Проектом предлагается четкое определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения права вновь подать ходатайство о вступлении банка в систему страхования вкладов (ч. 9 ст. 48).

В целях обеспечения прав вкладчиков регламентируется порядок осуществления банками возврата со дня введения запрета дополнительных денежных средств, которые поступили во вклад (на счет) со дня введения Банком России указанного запрета, лицам, которые дали поручение о зачислении денежных средств во вклад (на счет) (ст. ст. 46, 47 и 48). Предлагается предусмотреть возможность по заявлению физического лица перечислить в порядке, установленном Банком России, такие средства на счет данного физического лица, открытый в другом банке, состоящем на учете в системе страхования вкладов. В настоящее время такая возможность отсутствует, что вызывает справедливые нарекания вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов.

Проектом также уточняется момент и порядок прекращения права банка на прием новых вкладов (для целей определения двухлетнего срока, по истечении которого банк имеет право обратиться в Банк России для восстановления права привлекать вклады).

Второй блок поправок

Предлагаются изменения, направленные на совершенствование механизмов обеспечения осуществления страховых выплат, в том числе отдельным категориям вкладчиков.

Для достижения указанной цели предполагается усилить контроль за соблюдением банками требований Закона о страховании вкладов путем внесения изменений в порядок ведения учета обязательств, формирования и представления банком реестра обязательств. Так, в соответствии с Законопроектом на банк возлагается обязанность вести учет обязательств вкладчиков перед банком наряду с учетом обязательств банка перед вкладчиком, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке и по форме, которые устанавливаются Банком России по предложению Агентства. Это позволит при наступлении страхового случая сформировать реестр обязательств надлежащим образом и в максимально короткий срок.

Однако в целях соблюдения баланса интересов представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений также относительно объема предоставляемой Банку России по его требованию информации при формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками. Основной целью требования Банка России о представлении реестра обязательств является фактическая готовность и возможность конкретной кредитной организации сформировать на установленную дату данный реестр. Таким образом, в целях максимальной сохранности банковской тайны необходимо предусмотреть в Законе обязанность банков представлять Банку России реестры обязательств по его требованию в случаях, не являющихся страховыми, с сокращенным объемом информации. Например, одним из возможных вариантов может быть следующий: относительно сумм вкладов банк представляет сведения, ограничиваясь максимальными суммами страхового возмещения, а относительно идентификации вкладчика - ограничиваясь фамилией, именем и отчеством физического лица.

Кроме того, во избежание злоупотребления вкладчиками правом на получение страхового возмещения, представляется необходимым дополнить Закон нормой, обязывающей конкурсного управляющего (иных уполномоченных лиц) сообщать в Агентство о каждом случае удовлетворения требований физического лица - вкладчика банка, в отношении которого наступил страховой случай. Именно в этих целях законодателем предложено внесение в ч. 2 ст. 30 Закона о страховании вкладов изменений, касающихся обязанности банка, в отношении которого наступил страховой случай, представлять в Агентство соответствующую информацию относительно текущих изменений в реестре обязательств (в том числе о прекращении обязательств банка перед вкладчиком).

С порядком ведения реестра обязательств тесно связана проблема учета встречных требований банка к вкладчику при расчете размера страхового возмещения. Практика применения Закона показала необходимость четкого определения понятия встречных требований банка к вкладчику. Законопроектом определяется, что к таким требованиям относятся денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и (или) иным предусмотренным федеральным законодательством основаниям, при которых вкладчик является должником банка.

Законопроектом уточняется состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Так, в связи изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Российской Федерации, предлагается исключить из сферы действия Закона о страховании вкладов денежные средства, размещенные на банковских счетах адвокатов и нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом профессиональной деятельности указанных лиц.

Аналогичные изменения предлагается внести в ст. 4 Закона о выплатах Банка России. В этой связи предлагается также внести соответствующие изменения в ст. 50.36 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", исключив требования адвокатов, нотариусов и иных лиц, возникших по указанным основаниям, из первой очереди реестра требований кредиторов.

Кроме того, в соответствии с Законопроектом в ст. 9 Закона о страховании вкладов и, соответственно, в ст. 4 Закона о выплатах Банка России предлагается уточнить круг лиц, имеющих право на получение возмещения по вкладам, предоставив право на получение страхового возмещения лицам, которые приобрели право требования по вкладу в порядке наследования.

В то же время следует отметить, что механизм реализации наследниками своего права на получение страхового возмещения после наступления страхового случая Законопроектом не определяется. Вместе с тем, для правильной организации Агентством выплат наследникам, следует установить перечень документов, которые будут являться основанием получения наследниками страхового возмещения.

Также представляется необходимым определить в Законе о страховании вкладов гарантии прав и законных интересов вкладчиков, денежные средства во вкладах (на счетах) которых находятся в залоге или под арестом в связи с расследованием по уголовным делам. При этом необходимо учитывать тот факт, что в соответствии со ст. 49 Конституции РФ лицо может быть признано виновным в совершении преступления только по приговору суда. На основании изложенного необходимо сформулировать норму таким образом, чтобы она не нарушала права и законные интересы граждан, незаконно осужденных, либо чья вина в совершении преступления не доказана. Например, указать, что денежные средства, имеющие обременения, можно вносить в депозит нотариуса с сохранением соответствующих обременений до момента снятия последних.

Третий блок поправок

Включает отдельные положения Законопроекта, направленные на изменение функций Агентства. В 2004 г. на Агентство дополнительно возложено выполнение функций конкурсного управляющего и ликвидатора кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. В этой связи Законопроектом предлагается дополнить нормы Закона о страховании вкладов, регулирующие функции и направления деятельности Агентства (ст. ст. 14 и 15), полномочия его органов управления (ст. ст. 19 и 21), а также направления расходования его имущества (ст. ст. 16, 40 и 50), указанием на выполнение Агентством иных, помимо обязательного страхования вкладов, функций в соответствии с федеральными законами.

Среди прочего Законопроектом предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 42 Закона о страховании вкладов, которой устанавливается порядок определения аудиторской организации для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Согласно предлагаемым изменениям порядок проведения конкурсного отбора аудиторских организаций для проведения указанной проверки устанавливается советом директоров Агентства. Данную поправку нельзя назвать целесообразной в связи с тем, что совет директоров Агентства как орган управления Агентства может утвердить порядок отбора аудиторских организаций, не обеспечивающий в полной мере соблюдение интересов вкладчиков (не на конкурсной основе, с большим временным промежутком между выбором аудиторской организации и т.д.). Учитывая это, представляется целесообразным, что порядок отбора аудиторских организаций должен быть определен в самом Законе о страховании вкладов, а не подзаконным актом.

Законопроектом предусматривается наделение Агентства правом осуществлять по поручению Банка России операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организации - контрагентов Банка России по кредитам (дополнение в ст. 15 Закона).

Целью указанных изменений является обеспечение возможности привлечения Агентства к реализации предметов залога (векселей, прав требования по кредитным договорам), являющихся обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по предоставленным кредитам, обеспеченным залогом. Выбор Агентства по страхованию вкладов как органа, содействующего Банку России в использовании инструментов денежно-кредитной политики, обусловлен тем, что оно, будучи созданным на базе Агентства по реструктуризации кредитных организаций, имеет надлежащий опыт проведения работы с соответствующим заложенным имуществом и обладает необходимым потенциалом.

Таким образом, рассматриваемый Законопроект предлагает комплекс мер, направленных на совершенствование системы страхования банковских вкладов физических лиц и усиление в дальнейшем положительного эффекта от ее введения. Для достижения этих целей предусматривается произвести уточнение порядка осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, корректировку процедуры и условий выплат возмещения по вкладам, а также расширение полномочий Агентства по страхованию вкладов и его органов управления.

Тем не менее представляется, что данные меры не являются исчерпывающими. Выше уже были отмечены отдельные коррективы, внесение которых было бы возможно в рамках трех блоков вопросов, затронутых рассматриваемым Законопроектом. Вместе с тем необходимо выделить и другие направления дальнейшего развития системы страхования вкладов, требующие поддержки со стороны законодателя.

Увеличение максимальной суммы страхового возмещения

Несмотря на увеличение числа вкладчиков, обусловленное введением системы страхования вкладов, общий эффект для банков нельзя назвать значительным, так как в основном речь идет о небольших суммах вкладов. Главным образом, это связано с невысоким уровнем страхового возмещения, предусмотренного Законом о страховании вкладов. Повышение размера страховых выплат позволит существенно увеличить приток средств частных клиентов. Однако такое повышение необходимо производить постепенно. Первым шагов в этом направлении стал Федеральный закон от 27.07.2006 N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>, в соответствии с которым размер страхового возмещения увеличен со 100 тыс. руб. до 190 тыс. руб. В феврале этого года после анализа сложившейся ситуации и оценки объема средств фонда страхования вкладов (далее - Фонд) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал внести для рассмотрения в первом чтении поправки, увеличивающие страховое возмещение по вкладам граждан в банках со 190 до 400 тыс. руб.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3449.

При решении вопроса об увеличении суммы возмещения по вкладам представляется необходимым учитывать следующие ключевые моменты.

Во-первых, необходимо обеспечить соответствие размера страхового возмещения и уровня развития экономики (социальный критерий). То есть следует учитывать соотношение размера возмещения с объемом валового внутреннего продукта (ВВП). Мировой опыт показывает, что оптимальный уровень страхового покрытия должен находиться в пределах от 1 до 2 долей ВВП на душу населения. Сейчас эта величина начинает падать и находится на уровне нижней границы, поэтому сумму возмещения необходимо увеличивать. Однако в соответствии с указанным критерием по данным, анонсированным Агентством в течение 2006 г., такое повышение возможно в диапазоне до 300 тыс. руб.

Во-вторых, необходимо принимать во внимание соответствие целей и масштабов гарантирования вкладов, а также оценивать такие составляющие, как число полностью страхуемых вкладов и сумму ответственности Агентства.

С точки зрения числа вкладов система с самого начала вплотную приблизилась к 100 процентам - страховое возмещение в 100 тыс. руб. уже покрывает 98% всех вкладов. Однако следует отметить, что на те 2% вкладов, которые не защищены суммой возмещения, приходится в общей сложности больше средств, чем на остальные 98%. Такие показатели в совокупности с тенденцией к увеличению количества вкладов, превышающих 200 тыс. руб. <2>, свидетельствуют о необходимость увеличения размера страхового возмещения.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Следует отметить, что не оправдались прогнозы некоторых экспертов, которые считали, что вкладчики, желающие разместить в банке депозиты, превышающие гарантированный размер возмещения, будут дробить свои вклады. Напротив, вкладчики все чаще размещают во вкладах суммы, превышающие максимальный порог страхового возмещения, а это говорит об увеличении доверия к банковской системе. Но основное внимание уделяется второй составляющей рассматриваемого критерия - размеру страховой ответственности по сумме. Считается, что он должен находиться на уровне половины всей суммы вкладов вне Сбербанка (вероятность его банкротства в ближайшей перспективе может быть принята равной нулю). На данный момент этот показатель опустился ниже необходимых 50%. Повышение страховки обеспечит его рост до оптимального уровня. В-третьих, размер Фонда должен быть достаточен для покрытия рисков (финансовый критерий). На начало января текущего года размер Фонда превысил 41 млрд руб. и с учетом сложившейся динамики его формирования вырастет к началу следующего года до 68 млрд руб. Разумеется, в условиях системного кризиса средств Фонда для его предотвращения и осуществления выплат всем пострадавшим не хватит. Однако причиной подобных кризисов является не паника вкладчиков, а глубинные макроэкономические проблемы, для устранения которых система страхования вкладов не предназначена, и без поддержки государства сама система с негативными последствиями справиться не сможет. Тем не менее система страхования определенным образом влияет на поведение вкладчиков и способна минимизировать издержки, ее значение велико и в условиях системного кризиса. Система страхования является вполне исправно работающим механизмом, готовым к применению в случае возникновения экстренных обстоятельств. Таким образом, можно говорить о наличии условий для повышения уровня страхового возмещения. Это позволит обеспечить устойчивость банковской системы, а также приток частных вкладов в коммерческие банки. Как показала практика, в августе 2006 г., когда размер страховых выплат был увеличен до 190 тыс. руб., наметились положительные темпы роста вкладов физических лиц, а также значительно снизилась монополия Сбербанка по обслуживанию населения. Это говорит о наметившейся тенденции выравнивания банковского сектора в области работы с населением, причем роль и доля средних и малых банков постепенно стала возрастать. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что при увеличении размера страхового возмещения возникает некоторая безответственность как со стороны банка, так и со стороны вкладчика. Вкладчики не задумываются о надежности банка, а банки начинают проводить рискованную политику. Обращение к зарубежному опыту показывает, что для распределения ответственности между всеми участниками процесса: государством, перечислившим средства в фонд страхования, банками, уплачивающими взносы, и вкладчиками, доверившими свои сбережения, целесообразно устанавливать 90% гарантию. В нашей системе страхования 100% гарантия установлена на вклады размером в 100 тыс. руб., на последующее увеличение в 100 тыс. введена уже 90% гарантия. Представляется необходимым сохранить такие пропорции и при дальнейшем увеличении сумм страховых выплат. Все участники процесса должны брать на себя определенные риски, в том числе и вкладчики. Это стимулирует владельцев депозитов к более взвешенному подходу к выбору банка и к осуществлению мониторинга его деятельности. В то же время это не означает, что при банкротстве кредитной организации вкладчик теряет право на получение оставшейся части вклада. Он может ее получить в ходе конкурсного производства при ликвидации банка. Отметим, что в Европейском Сообществе вопрос о размере страховых выплат урегулирован Директивой Европейского парламента и Совета от 16.05.1994 "О системах гарантирования депозитов", в соответствии с которой всем членам ЕС предписывается установить минимальную планку страхового возмещения по вкладам на уровне 20 тыс. евро. Темпы экономического роста и соответствующая динамика роста фонда страхования создают все условия для выхода российской системы на общеевропейский уровень в 2010 - 2012 гг. Однако, пока средний вклад в России не превышает 20 тыс. руб., поднимать порог страхового возмещения до 20 тыс. евро бессмысленно, ведь задача системы страхования - защита среднего и мелкого вкладчика. Совершенствование существующего порядка исчисления и уплаты страховых взносов банками Прежде всего речь идет о возможности перехода к системе дифференцированных ставок отчислений в фонд страхования вкладов. Сейчас все банки платят одинаково, независимо от того, насколько рискованной является их кредитная политика. Было бы более правильным дифференцировать взносы участников в зависимости от качества их кредитного портфеля. В частности, в связи с бурным развитием потребительского кредитования для ряда банков такие кредиты стали одним из ключевых активов. Несмотря на то что в балансах большинства банков доля потребительских кредитов остается не слишком великой и говорить о наличии системных рисков пока не приходится, оценка качества кредитного портфеля, осуществляемая надзорным органом, должна стать критерием для определения размера страховых взносов участников системы. Опыт развития других стран свидетельствует о целесообразности такого подхода. Однако для запуска этого механизма нужны прозрачная банковская система, достоверная отчетность, система независимых рейтингов. Также представляется необходимым внести ряд изменений в порядок определения величины страховых взносов. Дело в том, что средняя сумма вклада в большинстве банков значительно превосходит размер гарантированной суммы страхового возмещения. В результате банки вынуждены делать существенные отчисления в фонд страхования вкладов и с той части суммы, которая не застрахована системой. Это означает, что фонд страхования вкладов формируется главным образом за счет взносов банков с высокой и средней суммой вкладов. Кроме того, в целях обеспечения сопоставимости подходов по определению сумм возмещения и расчета ежеквартальных страховых взносов банков представляется обоснованным считать базой для определения величины страховых взносов остатки на вкладах физических лиц, уменьшенные на величину денежных обязательств вкладчика перед банком. Таким образом, в качестве базы для расчета страховых взносов будут использоваться рассчитанные ежедневные суммы возмещения. В настоящее время банки рассчитывают страховые взносы по остаткам вкладов, тогда как при наступлении страхового случая сумма возмещения будет рассчитываться с учетом денежных обязательств вкладчика перед банком, то есть не все вклады, застрахованные банком, будут возмещаться. Формирование фонда страхования вкладов Определенные положительные перспективы развития системы страхования вкладов, позволяющие говорить в том числе и о снижении взносов, уплачиваемых банками (эта возможность будет обсуждаться в марте текущего года на совете директоров Агентства), связаны с совершенствованием порядка формирования фонда страхования вкладов. Первоначально фонд формировался из двух источников - средств, предоставляемых государством, и взносов банков. Сегодня уже можно говорить и о третьем источнике - это доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда. По данным, представленным Агентством, соотношение этих источников в настоящий момент следующее: 76% приходится на взносы банков, 22% - имущественный взнос государства, 2% - доходы от размещения свободных средств на рынке ценных бумаг. Хотя по сравнению с первыми двумя цифрами последняя не является значительной, тем не менее она свидетельствует о положительной динамике в данной сфере. При увеличении размера Фонда прибыль будет расти. Таким подвижкам способствовало утверждение в конце 2005 г. Министерством финансов РФ критериев для корпоративных ценных бумаг, позволивших Агентству инвестировать средства в более доходные финансовые инструменты, нежели государственные бумагами. С той же целью 10% средств Фонда передается в доверительное управление 8 управляющим компаниям, прошедшим конкурсный отбор. Однако несмотря на то, что расширение возможностей для размещения временно свободных средств Фонда привело к повышению доходности, подход к инвестированию должен сохранять определенную консервативность, поскольку Фонд обеспечивает защиту сбережений населения. Безусловно, при выборе на первом месте должен стоять принцип надежности, а не доходности. Повышение уровня информированности населения Необходимо увеличить объем информации, распространяемой Агентством в общедоступных средствах массовой информации, таких как телевидение, общероссийские газеты, радио. В этой связи было бы целесообразно, в частности, осуществлять почтовую рассылку информации о системе страхования вкладов, которая содержала бы в себе ответы на основные вопросы. Данная информация уже размещена на сайте Агентства, однако предпочтительней доносить информацию через общедоступные источники. При этом функцию информирования населения необходимо осуществлять совместно Агентству и банкам. Основную роль принимает на себя Агентство. При этом банки выполняют свою часть работы, информируя вкладчиков в соответствии с рекомендациями Агентства. Подводя итоги, можно с уверенностью предположить, что с ростом доходов и по мере повышения уровня информированности населения о системе страхования вкладов, в том числе и о сумме страхового покрытия, мотивация населения к хранению денежных средств в банковских депозитах будет возрастать. Д.И.Шумский Юрист Адвокатская фирма "Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры" Подписано в печать 12.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новые налоговые законы ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2) >
Статья: Бухгалтерский учет приближается к международным стандартам ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.