Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые налоговые законы ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНЫ

Работа осенней сессии российского парламента завершилась 27 декабря 2006 г. 192-м заседанием Совета Федерации. На нем были одобрены принятые незадолго до этого Госдумой четыре важных Закона, отражающие новые тенденции налоговой политики нашей страны. Таким образом сделан хороший шаг на пути к решению острейших проблем налогообложения, которые связаны с доходами физических лиц и с оборотом земельных участков.

Введение декларационного платежа

Процесс принятия тесно связанных Федеральных законов от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (далее - Закон) и от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" оказался непростым. Многие участники этого процесса ошибочно восприняли предлагаемую процедуру упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами как своеобразную налоговую амнистию. Этим объяснялись их завышенные требования к тем правовым положениям, которые были изначально заложены в соответствующих проектах, подготовленных Правительством РФ.

Однако в ходе острейших дебатов, которые сопровождали рассмотрение законопроектов на всех этапах законотворческого марафона, представители российского парламента, Правительства РФ и других структур государственной власти сумели все-таки найти общий язык по всем основным принципиальным положениям рассматриваемых правовых документов.

В частности, в своем заключении на законопроект "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" Комитет Совета Федерации по бюджету отметил, что этот правовой акт, инициированный Правительством РФ, направлен на так называемую налоговую амнистию, а именно на легализацию доходов граждан, которые в силу неоднозначности в прошлом налогового законодательства и неурегулированности ряда вопросов ведения предпринимательской деятельности получали доходы без декларирования их налоговым органам. В ходе рассмотрения в Госдуме этого законопроекта в него были внесены существенные поправки, несколько изменившие первоначальную концепцию документа.

Целью Закона является предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 г., посредством уплаты декларационного платежа, которая производится в упрощенном порядке, то есть без представления документов о видах и источниках доходов. Для уплаты декларационного платежа отводится 10 месяцев: с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г.

Закон устанавливает порядок исчисления и уплаты декларационного платежа. Такой платеж уплачивается через банк в наличной или безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства. Рассчитывается платеж исходя из суммы доходов физического лица, с которых не были уплачены необходимые налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды) по ставке 13%.

При этом физические лица, уплатившие декларационный платеж, в части дохода, исходя из которого он был рассчитан, считаются исполнившими свои обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (подоходного налога), по уплате единого социального налога (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды), а также по представлению налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу) и единому социальному налогу.

В соответствии с новым Законом расчетные документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, и сведения, содержащиеся в этих документах, не могут передаваться другим лицам, а также являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях.

Нормы этого Закона не распространяются на лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов), если такая судимость не снята и не погашена.

В целом, поддержав инициированный Правительством РФ и принятый Госдумой законопроект, бюджетный комитет Совета Федерации отметил в своем заключении, что данный правовой акт не решит в полной мере поставленную в 2005 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ задачу стимулирования прихода накопленных гражданами капиталов в российскую экономику.

Федеральный закон от 30.12.2006 N 265-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статью 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации" корректирует действующие Кодексы в связи с принятием Закона "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".

В соответствии с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс РФ, декларационный платеж является неналоговым доходом и зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Расчеты объемов его поступления в бюджет в 2007 г. не проводились из-за сложности в прогнозировании численности желающих декларировать свои доходы в упрощенном порядке.

Существенные новации, внесенные в Налоговый кодекс РФ

Весьма сложной оказалась и судьба Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ), который был принят Госдумой 22 декабря 2006 г. и поддержан Советом Федерации 27 декабря 2006 г.

Закон N 268-ФЗ основан на проекте федерального закона N 266792-4 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", разработанном депутатами Госдумы. Он дополнял гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) новой статьей о порядке признания расходов, связанных с приобретением права на земельные участки, и положениями о порядке определения прибыли (убытка) в случае дальнейшей реализации земельного участка <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, 2006, N 4. С. 5; N 5. С. 5; N 11. С. 49. В ходе работы над указанным законопроектом во втором чтении в него было внесено около 30 существенных новаций, которые коренным образом изменили концепцию законопроекта и, как следствие, вынудили изменить и его наименование. В окончательно принятом виде Закон N 268-ФЗ вносит изменения как в первую часть НК РФ (изменения обязанностей налогоплательщиков и прав налоговых органов), так и в его вторую часть, а именно в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", 31 "Земельный налог". Изменения, внесенные в часть первую НК РФ, носят в основном уточняющий характер и направлены на установление единого порядка разработки, утверждения, применения форм документов, используемых в процессе взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, а также на конкретизацию отдельных сроков и места представления налогоплательщиками соответствующих сведений. Так, в обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) вменено сообщение в налоговые органы сведений исключительно по формам, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым в настоящее время является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России). Это же предусмотрено в обязанностях соответствующих органов (организаций, должностных лиц), сообщающих в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Установлено, что налоговые органы вправе использовать в своей работе только те предусмотренные НК РФ формы документов, которые утверждены (включая порядок их заполнения) ФНС России, если иное не предусмотрено НК РФ. Установлен конкретный семидневный срок представления нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, соответствующих сведений в налоговые органы. Уточнен срок сообщения налогоплательщиком в налоговый орган о его переходе с упрощенной системы на иной режим налогообложения. Конкретизированы положения ст. 80 "Налоговая декларация" НК РФ. Уточнено определение круга лиц, которые могут представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию, место и сроки представления такой декларации. Уточнены также положения, регулирующие порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде. Предусмотрено представление деклараций в электронном виде не только действующими, но и вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями при среднесписочной численности их работников за предшествующий календарный год свыше 100 человек. Одновременно установлено, что до 1 января 2008 г. эта норма применяется в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за 2006 г. превышает 250 человек. Определены конкретные сроки представления налогоплательщиком в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Форма, по которой нужно представить указанные сведения, будет утверждена позднее. Определены место представления этих сведений, порядок утверждения форматов представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде и федеральный орган исполнительной власти (Минфин России), устанавливающий порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде. С 1 января 2008 г. вступит в силу положение НК РФ о представлении налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. С этого же срока вступят в силу соответствующие изменения в порядок представления налоговых деклараций крупнейшими налогоплательщиками, регулирующие вопросы уплаты конкретных видов налогов (акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, водного налога, системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций, земельного налога). По мнению парламентариев, изменения, внесенные в первую часть НК РФ, направлены на обеспечение четкости изложения норм НК РФ, что должно способствовать повышению эффективности налогового администрирования. Вместе с тем по изменениям первой части НК РФ в парламенте высказывались некоторые замечания о том, что отдельные нормы неоднозначны и нарушают принцип составления НК РФ как законодательного акта прямого действия. Так, согласно вновь внесенному п. 8 ст. 61 "Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора" НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом ФНС России. Причем необходимо иметь в виду, что ФНС России не предоставлено права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения. Коррективы в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 268-ФЗ новым абз. 23 дополнен п. 3 ст. 214.1 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги" НК РФ, предусматривающим право налогоплательщика воспользоваться имущественным налоговым вычетом в соответствии с абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже (реализации) до 1 января 2007 г. ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет. Положения этого абзаца распространяются на правоотношения, которые возникли с 1 января 2002 г. (п. 3 ст. 5 Закона N 268-ФЗ), что влечет необходимость возврата из бюджетов субъектов Российской Федерации излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц в 2002 - 2006 гг. Закон N 268-ФЗ ввел новую ст. 26.2 в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Эта статья в соответствии с абз. 23 п. 3 ст. 214.1 НК РФ устанавливает следующий порядок предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета: "Если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим, управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. При наличии нескольких источников выплаты дохода имущественный налоговый вычет предоставляется только у одного источника выплаты дохода по выбору налогоплательщика. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлены статьей 214.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Нормы вышеупомянутой ст. 26.2 распространяются на правоотношения, которые возникли с 1 января 2007 г. Коррективы в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ Законом N 268-ФЗ гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнена новой ст. 264.1 "Расходы на приобретение права на земельные участки". Статьей устанавливается порядок признания расходов, связанных с приобретением права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках, а также с приобретением права на заключение договора аренды земельных участков. Расходы на приобретение права на земельные участки включаются в состав прочих расходов отчетного периода по выбору налогоплательщика: либо равномерно в течение 5 лет с момента их признания, либо сумма расходов не должна превышать 30% от исчисленной налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период до полного признания всей суммы указанных расходов. Законом N 268-ФЗ определено, что основанием уменьшения налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль организаций является приобретение права на земельные участки. Такое право налогоплательщик получает с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. В целях новой ст. 264.1 НК РФ под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав. Установлен порядок исчисления прибыли (принятия убытка) в случае дальнейшей реализации земельного участка. Положения ст. 264.1 НК РФ распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Ограничение по срокам обусловлено обязательным переоформлением прав на земельные участки в связи с введением в действие Земельного кодекса РФ. Поддержав новый Закон N 268-ФЗ, принятый Госдумой по инициативе Правительства РФ, члены бюджетного комитета Совета Федерации обратили внимание на одно существенное обстоятельство. По их мнению, отсутствие конкретного перечня экономически обоснованных расходов на приобретение права на земельные участки, а также установление даты признания права на земельные участки, отличной от даты регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приведут к противоречиям и неточностям указанных положений в правоприменительной практике. На взгляд парламентариев, следует также уточнить редакцию ст. 5 Закона N 268-ФЗ о сроках введения в действие отдельных его положений в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, устанавливающим другой порядок вступления в силу актов законодательства РФ о налогах и сборах. Кроме того, Комитет Совета Федерации по бюджету отметил, что оценить объем недопоступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в 2007 г. и последующие годы в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на расходы по приобретению земельных участков пока не представляется возможным. Коррективы в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса РФ Законом N 268-ФЗ вводятся изменения в ст. 342 "Налоговая ставка" НК РФ, предусматривающие применение коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), рассчитанного по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода. Эти изменения внесены в связи с уточнением норм применения данных по утвержденному государственному балансу запасов полезных ископаемых. Пункт 4 ст. 342 дополнен абзацем следующего содержания: "для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до требований в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект". Это дополнение предложено в связи с расширением порядка применения коэффициента выработанности для нефти, добытой на нескольких участках, в случае ее подготовки до ГОСТа (нефти обессоленной, обезвоженной, стабилизированной) на едином технологическом объекте. Коррективы в главу 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ По земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных для дачных хозяйств, Законом N 268-ФЗ установлена налоговая ставка в размере 0,3% (абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). Таким образом, устранена неточность в определении налоговой ставки для указанных выше земельных участков. Налоговые льготы родителям Федеральным законом от 29.12.2006 N 257-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи (но не более 50 тыс. руб.), оказываемой работодателями работнику (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка. Эти суммы не подлежат налогообложению единым социальным налогом. И.Е.Смирнов Издательский дом "Регламент" Подписано в печать 12.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об оценке экономического положения кредитных организаций ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2) >
Статья: Перспективы развития системы страхования вкладов ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.