Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение страхования в системе управления рисками на предприятиях оптовой торговли ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 2)



"Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 2

ПРИМЕНЕНИЕ СТРАХОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Последние годы мы можем наблюдать в России стремительное развитие предприятий сферы розничной торговли и услуг. Эти существенные изменения в сфере товарного обращения, в свою очередь, создали предпосылки для бурного роста предприятий оптовой торговли. Возросло значение отрасли оптового распределения, которая играет роль посредника в реализации товаров, производимых предприятиями промышленности и сельского хозяйства. В настоящее время появилась возможность обобщить соответствующую практику страхования.

Риски в оптовой торговле

Рост значения оптовой торговли связан с тем, что на практике товаропроизводителям накладно иметь собственную разветвленную систему филиалов для организации сбыта готовой продукции, поскольку это влечет за собой значительный рост издержек по реализации, для покрытия которого придется существенно повысить цену продукции. Задачу организации доведения готовой продукции от производителя до предприятий розничной торговли и других типов оптовых покупателей способны успешно решать независимые оптовые фирмы, которые могут организовать высокоэффективное распределение товаров и услуг.

Бурное развитие оптовой торговли стимулировало внедрение в практику современных методов и технологий, позволяющих добиться высокой эффективности работы предприятий. Широкое распространение для организации движения товарно-материальных ценностей получили современные методы логистики, согласно которым движение товаров, информации и финансов рассматривается как элементы единого материального потока.

Оптовые предприятия работают в области распределительной логистики, и помимо решения оптимизационных задач организации движения материальных потоков им приходится сталкиваться с проблемами обеспечения необходимого уровня защиты своей деятельности от возникающих рисков, приводящих к экономическим потерям и физическому вреду.

Как сегодня обстоят дела с защитой от рисков предприятий оптовой торговли? Какие риски характерны для этой отрасли хозяйства и какую опасность они несут?

К сожалению, довольно часто с телеэкранов и со страниц газет мы получаем сообщения об очередном пожаре на каком-нибудь складе товаров народного потребления, принадлежащем той или иной торговой компании. Сообщаются подробности о масштабах бедствия - площадь возгорания, число пожарных расчетов, занятых на тушении пожара, вероятные причины возникновения пожара и оценочные значения величины ущерба. Как и тысячи лет назад, пожары остаются страшным бедствием, способным в считанные часы уничтожить плоды трудов и богатства, созданные человеком. Технический прогресс, с одной стороны, повлиял на развитие средств борьбы с огнем - разработаны противопожарные нормы и требования к различным типам построек, созданы системы противопожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Но, с другой стороны, к привычным причинам пожаров (вроде неосторожного обращения с огнем) добавились новые, связанные с электрификацией и насыщением складов различными машинами и оборудованием. Как бы там ни было, но, пока существуют склады, для них всегда будет существовать и опасность пожаров.

Товар может пострадать и от воздействия стихии, которую считают противоположностью огню, - из-за воды. Это может произойти вследствие аварии водопроводной системы на складе, из-за повреждения кровли во время ливневых дождей, а также явиться последствием действия пожарных при устранении очагов возгорания. Так или иначе, но для некоторых видов товаров последствия воздействия воды могут оказаться катастрофическими. Контакт с водой может привести в полную негодность запасы продовольствия, одежды, обуви, химических реагентов и многих других видов материальных ценностей.

Наличие на складе значительных товарных запасов порождает криминальный интерес к этому имуществу у представителей некоторых слоев общества. Пока предприятие владеет ценным имуществом, ему придется заботиться об обеспечении его сохранности. Запасам, находящимся на складе, могут угрожать как кража и грабеж, так и умышленные противоправные действия третьих лиц - хулиганство и вандализм.

Однако существуют и риски, которые можно считать экзотическими, - ущерб товару на складе могут нанести и всевозможные вредители, представители животного мира. Это грызуны и насекомые, которые могут привести в негодность запасы продовольствия, изделий из различных тканей и дерева. Ущерб от появления на складе подобных непрошеных гостей может оказаться весьма значительным, и здесь не обойтись без защитных мероприятий. В защитных целях приходится проводить специальную химическую обработку хранилищ, применять различные технические меры для защиты от вредителей.

Рассмотренные примеры относятся к этапу хранения товаров на сладе. Однако до того, как товар попадет на склад, ему предстоит транспортировка от склада готовой продукции производителя до склада оптовой фирмы, а затем в процессе торговой операции товар подлежит транспортировке со склада оптовика к покупателю. Поэтому практически все предприятия оптовой торговли в той или иной степени подвержены транспортным рискам, которые возникают при перевозке грузов железнодорожным, автомобильным, морским или воздушным транспортом.

При транспортировке товаров существует риск повреждения, уничтожения или неполучения товара грузополучателем, риск аварии транспортного средства. Транспортные риски имеют место и при внутренних, и при международных перевозках. С риском внутренних перевозок сталкивается большинство предприятий торговли, в то время как риску международных перевозок подвергаются только те, кто занимается внешнеторговой деятельностью.

Анализ транспортных рисков показывает, что по уровню риска виды перевозок можно выделить следующим образом: наиболее рискованны перевозки автомобильным транспортом; далее следуют железнодорожные перевозки и перевозки речным транспортом; и на последнем месте по количеству страховых случаев находится авиатранспорт. Повысить степень риска для груза может применение смешанной перевозки (когда используется несколько видов транспорта) или прохождение маршрута по небезопасным районам.

В силу своей специфики, а именно работы в сфере распределения, предприятия оптовой торговли весьма чувствительны к последствиям возникновения рисковых ситуаций во время транспортировки товара. Задача оптовой компании - обеспечение бесперебойного снабжения своих клиентов согласованным ассортиментом товаров с установленным сроком исполнения заказа при поддержании конкурентной стоимости товаров и услуг. Возникновение проблем при перевозке ведет к срыву поставок и нарушению условий договоров с клиентами. Отсюда возникает еще один характерный риск - риск возникновения ответственности за неисполнение обязательств по договору. Последствием может явиться необходимость выплаты штрафных санкций за нарушение условий поставки или даже разрыв отношений и потеря клиента.

Оптовые предприятия, как правило, имеют собственный автотранспорт, занятый обеспечением деятельности коммерческой службы и доставкой товаров покупателям. Существование этого имущества вызывает и наличие рисков, присущих любому автотранспорту, - угон, ущерб, гражданская ответственность. С учетом печальной статистики угонов автотранспорта и аварийности на российских дорогах содержание собственного автомобильного парка может доставить очень много хлопот, связанных с покрытием ущерба, возникающего при реализации указанных рисков.

Кроме значительных товарных запасов оптовые компании, как и любые коммерческие организации, владеют иным имуществом, необходимым для обеспечения своей деятельности, - офисными помещениями, оборудованными разнообразной оргтехникой и компьютерами. Когда речь идет об офисе, то обычно подразумевается и непосредственно здание, и внутренняя отделка, а также иное имущество (компьютеры, мебель и оборудование). Набор потенциальных рисков здесь схож с тем, что был приведен для товарных запасов на складе, - пожар, затопление, кража, взрыв. Последствия же могут быть самыми разнообразными: от исчезновения пары компьютеров до полного разрушения всего здания. Такие происшествия способны не только нанести фирме существенный материальный ущерб, но и парализовать ее работу.

Одной из особенностей хозяйственной деятельности любого современного предприятия оптовой торговли является огромное значение информации, представленной в электронном виде. Эта информация хранится, обрабатывается и передается с помощью информационно-телекоммуникационных систем (далее - ИТС). С помощью ИТС происходит обработка информации о рынке, хранение результатов маркетинговых исследований, создание специальных баз данных. Благодаря широкому использованию современных ИТС появилась возможность создания специального программного обеспечения, позволяющего автоматизировать основные бизнес-процессы предприятия и осуществлять согласованную работу многих участников процесса, зачастую находящихся на значительном расстоянии друг от друга.

Для информации, используемой предприятием, возможны события, влекущие за собой возникновение ущерба, - повреждение, утрата, несанкционированный доступ, нарушение ее целостности и конфиденциальности. Любое из этих событий может повлечь за собой дезорганизацию деятельности фирмы и финансовые потери. Таким образом, можно говорить о существовании специфических информационных рисков.

Одним из важнейших ресурсов компании является так называемый человеческий капитал. За всеми делами фирмы стоят конкретные люди - сотрудники компании с их квалификацией, культурой и жизненным опытом. Именно они являются источником достижений и промахов фирмы, ее главным конкурентным преимуществом, ее силой и слабостью. С персоналом компании могут быть связаны и некоторые риски. Например, риск потери ценных кадров или риск для жизни и здоровья сотрудников. Если не уделять должного внимания этим рискам, то последствием может явиться уход высококвалифицированных сотрудников компании к конкурентам или увеличение количества дней, пропущенных сотрудниками из-за болезней. Как результат - снижение эффективности труда персонала или даже невозможность решать определенные задачи из-за отсутствия специалистов нужной квалификации.

Существенную опасность для предприятий оптовой торговли представляет возникновение перерывов в работе. Причины, вызывающие этот риск, могут быть самыми разнообразными: от пожара на складе компании до неэффективного использования оборотных средств или ошибки при определении оптимальных темпов развития предприятия.

Последствием остановки хозяйственной деятельности предприятия может явиться возникновение риска упущенной финансовой выгоды, который приводит к потере денежных средств из-за наступления косвенного финансового ущерба.

Нельзя обойти вниманием и существование у предприятия риска гражданской ответственности за качество товаров и услуг. В настоящее время в России наблюдается устойчивый рост количества исков потребителей по поводу причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а также морального ущерба в результате использования приобретенной некачественной продукции.

Можно предположить, что по мере развития системы реализации прав потребителей и повышения грамотности россиян в данной области количество исков и размеры выплат по ним будут неуклонно расти. Эти обстоятельства могут привести к тому, что из-за поставки некачественного товара или оказания некачественных услуг оптовая фирма понесет ущерб, так как должна будет удовлетворить иски недовольных клиентов. С каждым годом становится все труднее игнорировать этот риск, и предприниматели вынуждены разрабатывать меры по защите от него.

Таков краткий обзор потенциальных рисков, характерных для предприятий сферы оптовой торговли.

Сложившаяся практика управления рисками

Теперь, когда мы провели краткий обзор рисков, характерных для предприятий оптовой торговли, следует остановиться на вопросе, касающемся решения задач по созданию защиты от этих рисков.

Для надежной защиты от рисков и повышения уровня экономической эффективности предприятий оптовой торговли необходимо внедрение системы управления рисками, так называемой системы риск-менеджмента. Внедрение системы управления рисками предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение или сокращение неблагоприятных событий, уменьшение или компенсацию экономических потерь и ущерба от них.

В повседневной практике оптовых предприятий существуют три способа воздействия на риски:

1) снижение риска;

2) сохранение риска;

3) передача риска.

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Оно может быть достигнуто при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала и т.д.

Сохранение риска на существующем уровне может означать создание предприятием специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных событий (самострахование). К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также отнесены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т.д.

Передача риска означает передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. Одним из примеров передачи риска как раз является страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату.

Важно отметить, что и при выборе способа снижения риска, и в случае разработки сценария по безопасному сохранению риска страховщик или страховой брокер могут быть привлечены в качестве консультантов. Такая ситуация может быть уместной в случае грамотного управления рисками на предприятии оптовой торговли, когда заранее определяются примерные объемы страхования и страховщик знает о готовящемся к заключению договоре страхования.

Применение сохранения как способа воздействия на риск проблематично для предприятий оптовой торговли. Это связано с тем, что этот способ воздействия отвлекает значительные денежные средства из оборота компании в фонд самострахования, "замораживает" финансовые средства предприятия. Следует учитывать, что оборачиваемость капитала является одним из важнейших параметров для торгового предприятия. Получение же кредитов в целях сохранения риска, то есть на компенсацию последствий неблагоприятных событий, может оказаться весьма дорогим, а чаще невыгодным мероприятием.

Таким образом, для оптовой торговли остаются лишь два приемлемых способа воздействия на риск - снижение риска и передача риска страховой компании. Какова же сегодня практика управления рисками, сложившаяся в сфере оптовой торговли?

Если рассматривать складское хозяйство, то риски, связанные с хранением товарных запасов, можно снизить проведением превентивных мер - строго соблюдая все требования технологии хранения товаров, следуя нормам гигиены и санитарии, добиваясь оптимального размещения товаров в местах хранения с учетом времени их поступления, очередности их продажи и частоты спроса. Здесь есть резервы для снижения риска, и в ряде случаев превентивные мероприятия могут оказаться весьма эффективными.

Мероприятия по снижению рисков хранения товарных запасов начинаются прежде всего с поиска складских помещений, отвечающих требованиям хранения конкретного вида товара. Это может быть либо склад, специально построенный и оборудованный для хранения определенного вида товаров, либо склад, взятый оптовым предприятием в аренду.

Проблемы могут появиться уже при поиске подходящего склада - бурный рост отрасли оптового распределения и развитие рынка логистических услуг привели к острому дефициту складских помещений требуемого качества. Часто в качестве склада используются неприспособленные помещения - пустующие заводские цеха, ангары, административные постройки. Если оптовое предприятие будет вынуждено использовать под склад такое малоприспособленное помещение, то возможность снижения риска хранения товара будет сильно ограничена. Могут возникнуть проблемы и с пожарной безопасностью, и с охраной склада, не говоря уже о достижении неких оптимальных параметров хранения товара на складе. Попытки привести помещение в соответствие со всеми существующими требованиями хранения товаров могут потребовать серьезной и слишком дорогостоящей реконструкции, а это заставляет предприятия искать некоторый компромисс и ограничивает эффект от мер по снижению риска.

Другое дело, если в распоряжении предприятия находится современный склад, отвечающий всем требованиям хранения конкретного вида товара, соответствующее качество помещений, современное складское оборудование, поддержание требуемого микроклимата, соответствие требованиям пожарной безопасности, наличие охраны и хорошая организация труда способны весьма существенно снизить риск возникновения ущерба для товарных запасов на складе. Именно в этом направлении устремлены основные усилия оптовых предприятий - снижение риска для товарных запасов на складе путем повышения качества складского хозяйства.

Для оптовых предприятий представляет интерес возможность организации управления риском методом страхования товарных запасов. При этом страховая сумма определяется исходя из закупочной стоимости запасов, хранящихся на складе, а страховой тариф в значительной мере зависит от вида страхуемых запасов.

Однако страхование товарных запасов еще не стало массовым явлением в оптовой торговле. Это можно рассматривать как одну из "болезней роста" отрасли - большинство фирм являются малыми или средними предприятиями, возникшими из крохотных оптовых фирм, персонал которых насчитывал поначалу всего несколько сотрудников. Начав работать в условиях формирования потребительского рынка и высокого неудовлетворенного спроса, они пережили этап быстрого развития и бурного роста. Уже став достаточно крупными организациями, многие оптовые фирмы до сих пор прибегают в своей работе к использованию "черных" схем, в то время как применение страхования запасов требует существования на предприятии нормальной, "белой", бухгалтерии. Наверное, пока трудно говорить о какой-то отчетливо выраженной страховой культуре таких организаций. Получается, что на сегодняшний день из-за оставшихся пережитков этой "болезни роста" страхование складских запасов может привлечь лишь немногочисленную часть оптовых фирм, являющихся лидерами отрасли оптовой торговли, - тех, кто имеет высокую корпоративную и страховую культуру и давно легализовал свой бизнес.

А как оптовые фирмы решают проблемы, связанные с существованием риска при транспортировке товаров?

Анализ существующей практики грузовых перевозок показывает, что проблемы обеспечения необходимого уровня защиты грузов от транспортных рисков решаются, прежде всего, предприятиями-грузовладельцами и транспортно-экспедиционными компаниями.

Риски, с которыми сопряжена перевозка грузов, чрезвычайно многообразны. В дороге груз может пострадать в результате аварий или несоблюдения условий транспортировки, получить повреждения при погрузочно-разгрузочных работах или быть похищенным. Опыт показывает, что наибольшему риску подвергаются продукты питания (из-за ограничений по срокам хранения и температурным условиям), алкогольная продукция, электронная техника и компьютеры, оборудование, топливо, а также другие виды малогабаритных и дорогостоящих товаров.

Оптовые предприятия, прежде всего, прибегают к превентивным мерам, направленным на снижение риска. К этим мероприятиям относятся:

- выбор способа транспортировки (автомобильный транспорт, железная дорога и т.п.);

- поиск надежного перевозчика;

- оптимизация маршрутов и графика перевозок;

- совершенствование организации погрузочно-разгрузочных работ.

Однако, несмотря на все старания, невозможно полностью исключить все потенциальные риски. Многие неблагоприятные события, такие как стихийные бедствия, ДТП и прочие происшествия, носят совершенно случайный характер, не зависят от воли людей, и их невозможно полностью исключить.

В настоящий момент среди оптовых фирм сложилась практика, согласно которой считается, что компенсация возможных убытков, возникших при перевозке груза, должна быть полностью возложена на транспортно-экспедиционную компанию, которая отвечает за сохранность груза при перевозке и будет обязана возместить нанесенный ущерб. Этому моменту уделяется большое внимание при заключении договоров на транспортное обслуживание с фирмами-грузоперевозчиками. Эти договоры в обязательном порядке включают пункт, в котором содержится формулировка об ответственности грузоперевозчика за сохранность груза и его обязательстве компенсировать ущерб.

Однако согласно установленным международными конвенциями правилам (например, КДПГ - Конвенция о международной дорожной перевозке грузов) организации-перевозчики отвечают за повреждение или гибель груза, только если удастся доказать их вину. Но даже тогда полученное владельцем груза возмещение убытков может оказаться гораздо меньшим, чем их реальный размер. Например, по международным нормам максимум, что можно взыскать при международных перевозках (в рамках КДПГ) с автотранспортных предприятий, - это 12 долл. за 1 кг погибшего или испорченного груза. Если речь идет об авиаперевозчиках, то компенсация не превысит 25 долл. за 1 кг. (КДПГ, гл. IV, ст. 23, п. 3. Размер возмещения не может превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 0.900 пробы.) Добиваться получения денежных средств в любом случае придется через суд, что займет немало времени, а это может стать роковым обстоятельством для грузовладельца, который может просто разориться.

Возложение всей ответственности за сохранность груза на перевозчика является одним из примеров передачи риска другой организации. Однако при таком способе передачи риска налицо две проблемы: необходимость доказывать для получения возмещения вину перевозчика и его ограниченный лимит ответственности.

Избежать подобной ситуации позволяет применение страхования. При этом может быть осуществлено как страхование своей ответственности грузоперевозчиком, так и страхование груза самим грузовладельцем - оптовой компанией. Тогда в случае повреждения груза причиненный ущерб вместо транспортной компании по полису страхования ответственности перевозчика выплачивает страховщик, а грузовладелец может рассчитывать на получение страховки независимо от доказанности вины перевозчика и его лимита ответственности.

На выбор грузовладельца в пользу страхования груза могут влиять следующие предпосылки:

- вид груза. Если груз ликвидный, то вероятность его утраты при перевозке существенно повышается, соответственно, появляется интерес к страхованию. То же самое происходит, если груз подвержен бою или повреждению при перевозке;

- высокая стоимость груза. Чем выше стоимость груза, тем существеннее экономические и социальные последствия его повреждения или утраты для грузовладельца (даже независимо от вероятности наступления убытка). Поэтому при морских перевозках, где стоимость судовой партии груза может быть очень высокой, он страхуется почти всегда;

- необходимость для грузовладельца зафиксировать размер издержек при транспортировке. Стоимость страхования грузов в год можно рассчитать и учесть при разработке бюджета предприятия исходя из объемов перевозок, а оценить потенциальные убытки намного сложнее - необходимо учитывать множество факторов (вероятность события, вид транспорта и др.);

- высокая страховая культура грузовладельца. Участие страховщика в процессе транспортировки часто позволяет еще до наступления убытка выявить наиболее подверженные убыткам этапы перевозки, стандартизировать процедуру приемки груза. Кроме того, экспертная оценка убытков страховщиком не позволяет получателю груза или его служащим завышать размер убытка;

- возможность отнесения расходов по страхованию груза грузовладельцем в соответствии с налоговым механизмом на себестоимость при том, что убытки, например, от боя груза в процессе перевозки он вынужден относить на прибыль, если бой не связан с ДТП или крушением;

- требования банков о наличии страхового полиса, если груз приобретен на заемные средства и является предметом залога;

- низкий лимит ответственности перевозчика. К примеру, при внутренних авиаперевозках это два МРОТ за 1 кг груза. Понятно, что при перевозке электроники такой лимит, без страховки груза на полную стоимость, не компенсирует грузовладельцу убытки вследствие утраты груза.

Привлекательность страхования груза для оптовых компаний также зависит от дальности перевозок, которые приходится осуществлять для доставки товара клиентам. Как правило, стоимость потерь при внутригородских перевозках ничтожно мала по сравнению с тарифами, предлагаемыми различными страховыми компаниями для разовых перевозок. Этим определяется то, что прежде всего страхуются междугородные перевозки. Объяснение достаточно простое: обычно при внутригородских перевозках имеют место перевозки небольших партий груза, что обусловливает низкий размер возможного ущерба. К тому же и сам характер городских перевозок сопряжен с меньшей вероятностью возникновения ряда транспортных рисков.

Практика показывает, что страхование товара, рентабельность которого около 3 - 5%, себя не окупает - расходы на выплату страховой премии превышают возможный убыток от утраты или повреждения груза. Все это приводит к тому, что в наше время страхование грузов активно используют лишь оптовые фирмы, торгующие дорогостоящим высоколиквидным товаром (например, алкоголем, табаком, электроникой), либо компании, вынужденные обеспечивать доставку своих товаров удаленным клиентам на большие расстояния.

Одним из давно освоенных видов страхования для предприятий оптовой торговли является страхование автотранспорта. Рост парка автомобилей в стране, увеличение загруженности дорог и аварийности являются фактором, стимулирующим руководителей к страхованию автомобилей, принадлежащих предприятиям. И если раньше еще оставался выбор - страховать или не страховать, то введение ОСАГО, пусть и в принудительном порядке, склонило чашу весов в пользу страхования. Приобретая полис ОСАГО, клиентура страховых компаний все чаще обращает внимание на возможности использования и других видов автомобильного страхования.

Существующие предложения страховых компаний

Какие предложения страховых компаний могут в настоящий момент заинтересовать оптовые фирмы?

На сегодняшний день у страховщиков имеется ряд готовых продуктов, которыми они могут заинтересовать оптовые предприятия. Эти предложения касаются страхования товарных запасов на складе, офисного имущества, автотранспорта, грузовых перевозок. Существуют также предложения по страхованию перерывов в деятельности предприятия и ответственности за качество товаров и услуг.

В настоящее время относительно новым видом страхования для оптовых компаний является страхование от перерыва в производственной деятельности (работе). Оно позволяет осуществить возможность страховой защиты оптовой фирмы от рисков деловой активности и упущенной финансовой выгоды. Перерыв в работе предприятия оптовой торговли может возникнуть по различным причинам, которые обозначаются в договоре страхования как потенциальные страховые случаи. Последствиями возникновения этих страховых случаев могут стать значительные финансовые потери и даже банкротство предприятия. Убытки от перерыва в работе складываются из недополученной прибыли, дополнительных затрат, понесенных в целях сокращения ущерба, неизбежных текущих расходов по продолжению хозяйственной деятельности, включающих зарплату персонала, арендные, лизинговые и лицензионные платежи, налоги и сборы, кредитные платежи, амортизацию. По программе страхования от перерывов в работе могут быть застрахованы убытки, связанные с перерывом в производстве вследствие пожара, залива и других рисков, а также вызванные поломками машин и механизмов. В некоторых случаях перерыв в работе можно связать с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами предпринимателя. Однако заключение такого договора страхования возможно лишь при одновременном страховании предпринимательских рисков на случай перерыва в работе и неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Для предприятий оптовой торговли заключение такого комплексного договора страхования предпринимательских рисков довольно проблематично и обычно возможно в случае наличия действующего договора страхования имущества.

При страховании перерыва в работе возмещению подлежат недополученная прибыль (после налогообложения) страхователя и фактически понесенные им постоянные расходы. Для того чтобы определить, какие расходы предприятие понесло непосредственно из-за временного прекращения работы, необходимо анализировать бухгалтерскую отчетность предприятия. Поэтому страхование риска перерыва в производстве требует особого внимания к ведению отчетной документации. Если фактически понесенные расходы (плата за аренду помещений, платежи за пользование электрической или тепловой энергией, газом, водой и телефоном, прочие хозяйственные расходы) подтвердить обычно не составляет труда, то определить недополученную страхователем прибыль зачастую не представляется возможным.

Среди логистических операций, с которыми приходится иметь дело оптовым предприятиям, наиболее часто встречаются предложения по страхованию грузов при перевозке. В таблице представлены примерные тарифы на страхование грузов.

Примеры страховых тарифов на страхование груза

при автомобильных перевозках (в % от стоимости груза) <1>

     
   —————————————————————————————————T————————————————————————————————————
   
Для перевозок по Москве и МО ¦Для перевозок по всей территории РФ
     
   —————————————————T———————————————+—————————————————T——————————————————
   
с ¦ без ¦ с ¦ без

ответственностью¦ответственности¦ ответственностью¦ ответственности

за все риски ¦за повреждения,¦ за все риски ¦ за повреждения,

¦ кроме случаев ¦ ¦ кроме случаев

¦ крушения ¦ ¦ крушения

     
   —————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————————
   
0,1 - 0,25 ¦ 0,05 - 0,2 ¦ 0,15 - 0,3 ¦ 0,1 - 0,25
     
   —————————————————+———————————————+—————————————————+——————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> Источник: исследования авторов.

Предложения страховых компаний в области страхования грузовых перевозок, несомненно, представляют интерес и для транспортно-экспедиционных компаний, которые являются непосредственными партнерами оптовых предприятий при организации перевозок товара. В этом случае речь идет об использовании страхования ответственности перевозчика. На стоимость полиса страхования ответственности перевозчика при осуществлении автомобильных перевозок влияют количество и уровень качества используемых транспортных средств, направление перевозок, вид транспорта и другие факторы. Средний тариф по страхованию ответственности автоперевозчика может колебаться в пределах 0,5 - 1,5% от стоимости груза. Наличие у перевозчика полиса страхования его ответственности является немаловажным фактором в конкурентной борьбе. Та транспортная компания, которая имеет полис страхования ответственности перевозчика, является для клиентов более надежным и привлекательным партнером. В результате с каждым годом все больше компаний-грузоперевозчиков пользуется услугами страховщиков.

Мероприятия по расширению применения страхования

в оптовой торговле

Современный уровень распространения страхования как метода управления рисками среди предприятий оптовой торговли связан с существующим ныне уровнем предпринимательской и страховой культуры. В пережитый страной период экономических реформ произошел переход от государственной системы планового распределения к рыночной системе распределения, субъектом которой является предприятие с частной формой собственности. В процессе этого перехода произошло зарождение новых предприятий, развитие потребительского рынка и его инфраструктуры. Эти новые предприятия вступили в фазу быстрого развития, которая характеризовалась совершенствованием методов работы и повышением квалификации персонала оптовых компаний. Внедрялись в практику новые технологии и современное оборудование. По мере этого поступательного развития увеличивается заинтересованность предпринимателей в применении такого эффективного метода управления рисками, как страхование.

Выше были перечислены виды страхования, которые уже нашли широкое применение в практике оптовых предприятий. Что можно сделать, чтобы расширить применение страхования в этой отрасли?

Можно отметить, по крайней мере, два направления для наращивания усилий:

1. Расширение предложений по видам страхования, увеличение числа предлагаемых страховых продуктов.

2. Адаптация существующих страховых продуктов для нужд оптовых предприятий.

Какие дополнительные виды страхования можно предложить оптовым предприятиям? Значительный интерес представляет внедрение страхования гражданской ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товаров (услуг). Зарубежный опыт показывает, что это единственный финансовый инструмент, который выгоден и продавцам, и потребителям <2>. Этот вид страхования дает предпринимателям дополнительные финансовые гарантии для защиты их экономических интересов на случай появления исков со стороны потребителей, а кроме того, имеет положительный эффект для экономики в целом. Это и повышение конкурентоспособности продукции, и дополнительные гарантии реализации прав потребителей, и повышение социальной и экономической эффективности технического регулирования и стандартизации товаров и услуг.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Подробнее см., например: Бесфамильная Л.В., Цыганов А.А. Мотивация предпринимателей и государства при внедрении страхования ответственности за качество // Организация продаж страховых продуктов. N 1. 2007. Перспективным представляется распространение предложений по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) для персонала оптовых фирм. Этот вид страхования может стать составной частью социального пакета работника предприятия. Кроме того, с недавнего времени страхование риска утраты заработка в связи с временной нетрудоспособностью перестало быть в России исключительно составной частью государственного социального страхования, а частично легло на плечи работодателей. Произошел фактический переход к так называемой американской модели, когда государство не участвует в обеспечении работников на случай потери заработка из-за болезни. Введенная с 1 января 2005 г. норма об оплате первых двух дней больничного за счет работодателя привела к тому, что предприятию могло оказаться выгоднее не оплачивать болезнь своих работников по факту, а застраховать их на случай утраты заработка в связи с временной нетрудоспособностью. Тем более что современные положения НК РФ позволяют относить эти платежи на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Неохваченной для страхования остается область информационных рисков. Возможно, что разработка предложения по страхованию этой группы рисков сможет вызвать интерес у широкого круга потенциальных клиентов, в том числе и у оптовых предприятий. Второй путь, по которому могут пойти страховые компании для освоения сегмента страхования оптовых предприятий, - это адаптация существующих страховых продуктов к потребностям оптовых компаний. Для упрощения процедуры получения страхового полиса и снижения его стоимости страховые компании могут пойти путем разработки стандартных, так называемых коробочных, продуктов. Это специальные предложения, сформированные для корпоративных клиентов, которые можно купить без страхового агента. В стандартный договор может быть включено обязательное покрытие всех обычных имущественных рисков (пожар, удар молнии, взрыв, падение пилотируемых объектов и их частей, а также стихийные бедствия, авария, хищение и умышленное повреждение). Создание таких продуктов потребует от страховщиков более качественного подхода к анализу и экспертизе рисков (андеррайтингу), а также к адаптации страховых тарифов. Важно, чтобы страховые компании проявили интерес к освоению нового сегмента рынка - к развитию страхования предприятий оптовой торговли. Проблема зачастую состоит в том, что сотрудники оптовых компаний, занятые решением задач по управлению рисками, не могут найти у страховщиков готовых решений, отвечающих специфическим потребностям их предприятий. Это связано отчасти и с тем, что страховщики привыкли иметь дело со страхованием крупного бизнеса, в то время как компании оптовой торговли на 60 - 70% представлены предприятиями малого и среднего бизнеса. Страховщики должны суметь показать оптовым компаниям те выгоды, которые они получат от применения страхования для управления рисками в своем бизнесе, и тем самым привлечь новую категорию клиентов. Ведь помимо собственно передачи риска применение страхования для предприятий оптовой торговли выгодно и с точки зрения уменьшения налогооблагаемой прибыли. Так, например, предприятие имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за счет включения затрат на страхование в себестоимость товаров или работ. Кроме того, страхование позволяет предприятию качественно планировать финансовые потоки, поскольку вероятность появления внезапных крупных расходов будет сведена к минимуму. Гораздо проще рассчитать и запланировать в бюджете затраты на приобретение страхового полиса, чем предусмотреть размер и вероятность возникновения ущерба от какого-либо риска. Возникновение взаимного интереса: у оптовых предприятий - к страхованию, а у страховых компаний - к новой группе клиентов в лице оптовых фирм - может дать толчок к разработке специальных предложений страховых компаний для этой группы клиентов и способно сделать страхование привлекательным для предприятий оптовой торговли. Прочной базой для развития этого направления является устойчивый рост российского страхового рынка, а постепенное развитие предпринимательской и страховой культуры предприятий оптовой торговли позволяет еще более расширить область применения страхования как метода управления рисками предприятий оптовой торговли. Л.В.Бесфамильная К. э. н., доцент, заведующая кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием ГУУ, заслуженный стандартизатор СССР Ю.В.Грызенкова К. э. н., заместитель директора Института управления и предпринимательства в социальной сфере ГУУ, главный редактор журнала "Организация продаж страховых продуктов" В.В.Ситнер Руководитель отдела закупок ЗАО "Ойл Трейд Компани" г. Москва Подписано в печать 12.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Развитие продаж продуктов по страхованию ответственности при помощи перестраховщика ("Организация продаж страховых продуктов", 2007, N 2) >
Статья: Об оценке экономического положения кредитных организаций ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.