Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сроки, установленные для наказания ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 3)



"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 3

СРОКИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ

На практике проверяющие не всегда соблюдают установленные законом сроки взыскания налоговых санкций, что нередко позволяет коммерсантам выигрывать судебные споры. Так что стоит внимательно ознакомиться с теми временными рамками, в пределах которых налоговые инспекторы должны успеть наказать организацию.

Срок давности привлечения к ответственности

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения за пределами срока давности привлечения к налоговой ответственности - три года со дня совершения налогового правонарушения. В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания соответствующего налогового периода <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также Постановления ФАС Уральского округа от 15 января 2007 г. по делу N Ф09-11792/06-С3, ФАС Центрального округа от 10 января 2007 г. по делу N А48-943/05-8.

Пример 1. Выплачивая доходы иностранным организациям, общество не выполнило обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога. Суд установил, что доход иностранным компаниям общество выплатило 10 февраля 2003 г., а акт налоговой проверки был составлен 2 марта 2006 г. Таким образом, взыскание с общества штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ, неправомерно, поскольку истек предусмотренный п. 1 ст. 113 НК РФ трехлетний срок давности привлечения к ответственности.

(Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г., 25 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/12432-06)

В силу положений п. 1.1 ст. 113 НК РФ течение срока давности приостанавливается, если привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение лицо активно противодействует проведению выездной налоговой проверки, а именно препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, которые проводят налоговую проверку, на используемые для ведения предпринимательской деятельности территории или в помещения (за исключением жилых).

В таком случае течение срока давности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ, и возобновляется со дня, когда вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны выявленные в ее ходе документально подтвержденные факты налоговых правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения. Если для оформления результатов налоговой проверки составление акта не требуется, течение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается (т.е. срок давности считается исчерпанным) с вынесением руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующего решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П).

В резолютивной части указанного Постановления КС РФ судьи также отметили, что в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки суд может признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Стало быть, суд вправе взыскивать с него налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. также Постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. N 8665/04.

Как показывает арбитражная практика, суды приняли к руководству приведенную позицию Конституционного Суда РФ (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 11 октября 2005 г. N 5308/05, ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2007 г. по делу N А05-7568/2006-9, ФАС Уральского округа от 17 января 2007 г. по делу N Ф09-11852/06-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2006 г. по делу N Ф08-5863/2006-2450А).

Минфин России также учел данную позицию в своих разъяснениях. Так, в Письме от 31 августа 2006 г. N 03-02-07/1-238 чиновники указали, что если проверяющие начинают оформление результатов выездной налоговой проверки в июле 2006 г., то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в 2005, 2004, 2003 гг. В то же время в случае воспрепятствования налогоплательщиком проведению выездной налоговой проверки по решению суда налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения и в 2002 г.

Срок исковой давности взыскания штрафов

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П указал, что установление ограничительных сроков для применения мер государственного принуждения продиктовано необходимостью обеспечения баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов. Применение мер принуждения без ограничения какими-либо сроками противоречит конституционным требованиям о соразмерности ограничения прав и свобод.

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, в течение шести месяцев по окончании срока исполнения требования об уплате налога <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. - Прим. ред.

Данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению. В случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 декабря 2005 г. по делу N А79-5613/2005).

Как указал КС РФ в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, срок давности для обращения в суд исчисляется со дня:

- составления акта (в случае привлечения налогоплательщика либо налогового агента к ответственности по результатам выездной налоговой проверки);

- вынесения руководителем налогового органа решения по материалам проверки (если составление акта не требуется) <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См. Постановления ФАС Центрального округа от 6 июля 2006 г. по делу N А62-4192/2004, ФАС Уральского округа от 21 сентября 2006 г. по делу N Ф09-8381/06-С7. Проведение на основании п. 6 ст. 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренный ст. 115 НК РФ (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71). Согласно п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 при проверке соблюдения истцом срока давности взыскания налоговых санкций (п. 1 ст. 115 НК РФ) судам надлежит исходить из того, что установленные п. 2 ст. 115 НК РФ специальные правила исчисления названного срока применяются с учетом положений п. п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ. По смыслу п. 3 ст. 108 НК РФ, если уполномоченным государственным органом в установленном порядке поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика - физического лица к уголовной ответственности, налоговый орган вправе принять меры к привлечению данного лица к ответственности, предусмотренной НК РФ, только в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. С учетом этого обстоятельства для указанных ситуаций п. 2 ст. 115 НК РФ установлены специальные правила исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков - физических лиц: со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Пунктом 4 ст. 108 НК РФ предусмотрено, что должностные лица организации привлекаются к уголовной или административной ответственности наряду с привлечением самой организации к налоговой ответственности. Следовательно, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организации. М.О.Алексеев К. ю. н., налоговый юрист Подписано в печать 07.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Понятие и основные признаки налогового правонарушения ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 3) >
Статья: Вычет правопреемником НДС, ранее уплаченного присоединившейся компанией ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.