Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сувенир не подарок, а средство продвижения ("Налоговые споры", 2007, N 4)



"Налоговые споры", 2007, N 4

СУВЕНИР НЕ ПОДАРОК, А СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ

Поскольку безвозмездная передача товаров признается объектом налогообложения НДС, официальные органы и многие эксперты приходят к выводу, что в любом случае со стоимости товаров, переданных в рекламных целях, НДС должен уплачиваться. У судов по этому поводу иное мнение.

ПРИЧИНА СПОРА

Организация (Банк) заказала сувенирную продукцию и распространила ее в рамках рекламной кампании. Поскольку банковские услуги НДС не облагаются, организация включила всю стоимость приобретенных сувениров вместе с НДС в себестоимость своих услуг. Распространение сувениров налоговая инспекция расценила как безвозмездную передачу и доначислила организации НДС. Но по мнению налогоплательщика, такая передача товаров не должна облагаться НДС.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|  ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  |
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |                       |
   L—                      ——               L—                     ——
   

В соответствии со ---------------- Согласно пп. 2 п. 1 ст.

ст. 146 НК РФ передача ---------------¬ 146 НК РФ НДС облагается

права собственности на ¦2 064 922 руб.¦ передача товаров для

товары на безвозмездной ¦ ¦ собственных нужд,

основе признается L--------------- расходы на которые не

реализацией для целей ---------------- принимаются к вычету при

исчисления НДС. При исчислении налога на

этом порядок признания прибыль. Расходы на

передачи товаров рекламные мероприятия в

реализацией для соответствии со ст. 264

обложения НДС не связан НК РФ учитываются при

с тем, как данная расчете налога на

передача товаров прибыль в составе прочих

учитывается при расходов. При

исчислении налога распространении

на прибыль. сувенирной продукции

Банк преследовал

предпринимательскую

цель - привлечь внимание

потенциальных клиентов к

своей деятельности.

Передача рекламной

продукции не может

рассматриваться как

безвозмездная сделка и

не подлежит обложению

НДС.

¦

\¦/

     
                                            —————————————————————————
   
------------------------¬ ¦ Решение в пользу ¦ ¦ организации ¦ L---------------------- ———— ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

Согласно п. 2 ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. В данной ситуации встречное предоставление имеется - это внимание к деятельности Банка и обращение за его услугами.

Объектом обложения НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ является передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Расходы по распространению рекламно-сувенирной продукции при проведении рекламных акций признаются расходами, которые принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль согласно п. 4 ст. 264 НК РФ как "иные виды рекламы".

Поэтому данная операция не признается объектом налогообложения НДС, предусмотренным п. 1 ст. 146 НК РФ.

Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2006 по делу N КА-А40/10964-06.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Сразу оговоримся, что свою правоту в споре с налоговым органом отстоял налогоплательщик, являющийся кредитной организацией. Но говорить, что решение суда не актуально для остальных организаций, было бы неправильно. Рекламную продукцию распространяют все без исключения компании, поэтому и они должны решить для себя - начислять НДС при передаче товаров в рекламных целях или нет.

При налогообложении таких расходов необходимо в каждом конкретном случае разбираться, чем является бесплатная передача товара. Если это безвозмездная передача имущества, то тогда стоимость товаров не надо учитывать для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ). Если же это рекламные расходы, то тогда не должно быть речи об НДС.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не перечисленные выше, которые осуществлены им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В п. 4 ст. 264 НК РФ перечислены виды расходов, которые относятся к рекламным, однако налоговое законодательство не определяет понятие "реклама". На основании п. 1 ст. 11 НК РФ термин "реклама" следует понимать для целей налогообложения в том значении, которое дается в Законе о рекламе <*>. Согласно указанному Закону реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Арбитражные суды неоднократно признавали, что продукция с логотипом организации относится к рекламной, а целью ее передачи является продвижение товаров (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2005 N А66-13857/2004, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4820/2006(25042-А45-33)).

Большинство судов считает, что при передаче товаров в рекламных целях объекта обложения НДС не возникает. Они исходят из того, что реклама носит возмездный характер, поскольку способствует распространению рекламируемых товаров (работ, услуг) и направлена на привлечение потенциальных покупателей (см. обобщение судебной практики). Лишь ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.06.2006 по делу N Ф04-3966/2006(23789-А45-40) отметил, что передача товаров в рекламных целях является объектом налогообложения НДС. Но и в этом деле суд решил, что налоговая инспекция не имела права доначислять НДС. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг). Причем стоимость эта исчисляется исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. А инспекция не смогла доказать правильность определения рыночной цены для целей налогообложения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Доказав, что расходы на приобретение сувенирной продукции являются рекламными, организация, которая готова отстаивать свою позицию в суде, не должна начислять НДС. При этом затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 28 ст. 264 НК РФ). Для исчисления налога на прибыль такие расходы нормируются и принимаются в размере, не превышающем 1% суммы выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Входной НДС по ним может быть принят к вычету лишь пропорционально той части расходов, которая учтена для целей налогообложения (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Те налогоплательщики, чьи товары (работы, услуги) облагаются НДС, возможно, посчитают, что спорить в рассматриваемой ситуации не нужно. Тем более, что, начисляя НДС при безвозмездной передаче товаров, входной налог, предъявленный поставщиками, можно полностью включить в состав налоговых вычетов. Но в таком случае необходимо отслеживать стоимость сувенирной продукции, поскольку с 1 января 2006 г. в ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения переданных в рекламных целях товаров, стоимость которых не превышает 100 руб. за единицу. Используя право на льготу, такие налогоплательщики должны организовать раздельный учет НДС по операциям, облагаемым и не облагаемым налогом. Признание передачи сувенирной продукции безвозмездной сопряжено с еще одним риском - в части налога на прибыль.

Так, может быть, проще признать, что стоимость товаров, переданных в рекламных целях, не облагается НДС? Конечно, скорее всего, такую позицию придется отстаивать, но судебная практика - на стороне налогоплательщиков.

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Передача рекламной продукции не может рассматриваться как безвозмездная сделка и не подлежит включению в объект обложения по налогу на добавленную стоимость.

     
   ———————————————————T—————————————T———————————————————————————————¬
   |   Наименование   | Дата решения|           Номер дела          |
   | судебного органа |             |                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Волго—Вятского|Постановление|N А82—5176/2005—15             |
   |округа            |от 05.05.2006|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС               |Постановление|N Ф03—А04/05—2/2663            |
   |Дальневосточного  |от 12.09.2005|                               |
   |округа            |             |                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Московского   |Постановление|N КА—А40/7856—06               |
   |округа            |от 28.08.2006|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Северо—       |Постановление|N А21—9841/2005                |
   |Западного округа  |от 18.09.2006|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Северо—       |Постановление|N Ф08—2299/2006—938А           |
   |Кавказского округа|от 03.07.2006|                               |
   +——————————————————+—————————————+———————————————————————————————+
   |ФАС Уральского    |Постановление|N Ф09—5996/05—С2               |
   |округа            |от 12.01.2006|                               |
   L——————————————————+—————————————+————————————————————————————————
   
Подписано в печать 06.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДФЛ: уроки судебной практики ("Налоговые споры", 2007, N 4) >
Статья: Судебная панорама ("Налоговые споры", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.