Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обособленное подразделение: когда надо вставать на налоговый учет ("Налоговый вестник", 2007, N 4)



"Налоговый вестник", 2007, N 4

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: КОГДА НАДО ВСТАВАТЬ

НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

1. Общие положения

Налоговое законодательство предусматривает уплату налогов по месту нахождения обособленного подразделения. Так, по территориальному принципу уплачивается часть налога на прибыль, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог.

Головная организация должна исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений, при этом сумма этого налога, исчисленная с доходов, полученных работниками обособленных подразделений, должна перечисляться в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений. Сведения о доходах физических лиц как работников головной организации, так и работников обособленных подразделений должны представляться головной организацией по месту своего учета [п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Письма Минфина России от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 13.11.2006 N 03-05-01-04/311].

Обособленным подразделением организации признается в целях налогообложения любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (или одно рабочее место - Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912, Письмо Минфина России от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132, Постановления ФАС Московского округа от 10.10.2002 по делу N КА-А40/6733-02 и от 23.01.2003 по делу N КА-А41/9052-02). Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

2. Условия, при которых обособленное подразделение

не считается образованным

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Если условия, создавшиеся в организации, иные - обособленного подразделения нет (Письма Минфина России от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212).

Например, работник может быть прикомандирован к объекту, на котором его работодатель выполняет работы, оказывает услуги, но объект принадлежит другой организации. При командировке место работы не меняется (ст. 167 ТК РФ). Работодатель не контролирует территорию пребывания работника и не оборудовал для него стационарное рабочее место. Эти условия исключают наличие обособленного подразделения.

Пример. ООО "ЧОП Манжур" работало без постановки на учет по месту оказания охранных услуг в школе и на механическом заводе. Контролирующие органы при проверке посчитали, что по месту нахождения вышеназванных объектов у ООО образовались обособленные подразделения, требующие постановки на учет.

Организация обратилась в суд с заявлением об отмене примененных по результатам проверки санкций.

Суд постановил, что организация не создавала обособленного подразделения на территории своих клиентов, так как не оборудовала там рабочие места. ООО использовало площади, предоставленные школой и заводом, на безвозмездной основе. Сотрудники "ЧОП Манжур" выполняли свои обязанности по охране объекта по командировочному предписанию и отчитывались перед своей организацией как за командировку.

(Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2003 по делу N КА-А41/9770-03)

В то же время в арендованном помещении, если доказано, что там ведется деятельность, рабочие места находятся под контролем работодателя, наличие обособленного подразделения подтверждается.

Пример. ООО "Межа" арендовало в с. Целинное нежилое помещение, которое использовалось для размещения канцелярии. В помещении канцелярии были созданы рабочие места, подконтрольные ООО. Подтверждающими документами признаны договоры аренды, заключенные с Комитетом по управлению имуществом Целинного района.

Суд признал формирование в с. Целинное обособленного подразделения.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2004 по делу N Ф04/1209-235/А03-2004)

В случае если бы не были представлены доказательства ведения деятельности по соответствующему адресу, сам факт аренды помещения не являлся бы основанием для признания обособленного подразделения (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2005 N А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 - суд отказал налоговому органу во взыскании штрафа за нарушение срока постановки на учет, поскольку заявитель не представил доказательства того, что ответчик фактически создал стационарные рабочие места в арендованном помещении и вел деятельность через обособленное подразделение).

Не будет аргументом в пользу налогового органа также факт аренды жилого помещения. На этом основании нельзя утверждать, что на соответствующей территории организация ведет деятельность (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2003 по делу N Ф04/6401-1134/А75-2003).

В качестве примера можно привести арбитражные дела, которые выиграли налогоплательщики, - Постановления ФАС Центрального округа от 18.02.2002 по делу N А14-6918-01/251/10, ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2003 по делу N Ф03-А04/03-2/1204, ФАС Московского округа от 20.07.2005 по делу N КА-А41/6546-05 и др.

Если работники трудятся на дому и налогоплательщик не оборудовал для них стационарные рабочие места, обособленное подразделение не считается созданным. При этом работа на дому должна быть закреплена в трудовых договорах с сотрудниками.

Другой вариант: исполнители - физические лица связаны с организацией гражданско-правовыми договорами (подряд, услуги, работы). Такие отношения также не приводят к образованию обособленного подразделения - в данном случае неприменимы термины "работодатель", "рабочее место", введенные ТК РФ, даже в случае, если заказчик обеспечивает исполнителя необходимым инструментом, оборудованием, помещением для выполнения работ. Единственная опасность для организации состоит в том, что суд может признать договор фактически трудовым в силу ст. 11 ТК РФ, однако налоговый орган может только подать заявление в суд по этому поводу, а не принять решение о переквалификации договора самостоятельно.

Обособленное подразделение не образуется и в случае, если весь коллектив переезжает по новому адресу: если налогоплательщик изменил место нахождения, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (п. 4 ст. 84 НК РФ).

3. Постановка обособленного подразделения на учет

в налоговом органе

Каждое обособленное подразделение подлежит постановке на налоговый учет в соответствии с требованиями ст. ст. 11 и 83 НК РФ.

Причем в данном случае речь идет не о филиалах, предусмотренных учредительными документами организации, а о подразделениях, создаваемых "в рабочем порядке" и отвечающих определению ст. 11 НК РФ (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2003 N 2235/03).

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если организация уже не состоит на учете по иным основаниям в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение (Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, п. 4 ст. 83 НК РФ).

В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. ФНС России утверждены новые формы, рекомендуемые налогоплательщикам для сообщения сведений в налоговые органы начиная с 1 января 2007 г. (Приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@), в числе которых имеется Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленного подразделения (форма N С-09-3).

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Постановка обособленного подразделения организации на учет, снятие его с учета осуществляются бесплатно.

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ при ликвидации обособленного подразделения организация, скорее всего, подвергнется выездной налоговой проверке деятельности этого подразделения, которая начнется после подачи заявления о снятии с учета организации по месту нахождения вышеуказанного обособленного подразделения.

Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - штраф в размере 5000 руб. При просрочке подачи заявления более чем 90 календарных дней штраф возрастает до 10 000 руб.

Ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение вышеуказанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Аналогичное нарушение, но продолжающееся более 90 календарных дней, наказывается штрафом в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, причем с 2007 г. - не менее 40 000 руб. (ст. 117 НК РФ).

На организацию, уклоняющуюся от сообщения о возникновении у нее обособленного подразделения (если она уже состоит на налоговом учете в соответствующем налоговом органе), налагается санкция согласно ст. 129.1 НК РФ - штраф в размере 1000 руб. Если в течение календарного года организация повторно совершает такое же нарушение, сумма штрафа увеличивается до 5000 руб.

Одновременно с налоговыми санкциями к должностным лицам организации может быть применена административная ответственность согласно ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - штраф в размере от 5 до 30 МРОТ.

4. Особенности налоговой проверки организации, имеющей

обособленное подразделение

Если организация имеет обособленное подразделение, которое не является ни представительством, ни филиалом этой организации, проведение в отношении такого подразделения самостоятельных выездных налоговых проверок налоговым органом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-324). В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Проведение проверки обособленного подразделения, не отвечающего определению филиала (представительства), налоговым органом по месту учета головной организации приравнивается к проверке самой организации и засчитывается в число произведенных в отношении юридического лица проверок.

М.А.Климова

Подписано в печать

05.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какими документами может быть подтверждено соблюдение условий признания убытка в целях применения ст. 275.1 НК РФ подразделениями налогоплательщика, осуществляющими деятельность с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств? ("Налоговый вестник", 2007, N 4) >
Статья: Расходы на участие в международной выставке: как снизить налоговые риски ("Налоговый вестник", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.