Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 4)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 4

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 14.12.2006 N 764

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ

ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ">

Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Постановление N 764) принято в соответствии со ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ).

Так, ч. 3 ст. 20 ВК РФ предусмотрено, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановление N 764 принято до утверждения Ставок платы за пользование водными объектами <1> и, таким образом, не является последним в ряду нормативно-правовых актов Правительства РФ, регулирующих порядок платы за водопользование.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 утверждены Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Утвержденные Постановлением N 764 Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, предоставляемыми на основании договоров водопользования для осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей; для использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; для использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Виды водопользования, к которым применяются Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, указаны в соответствии со ст. 11 "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование" ВК РФ. По существу, в этой статье ВК РФ приведены виды использования водных объектов, за которые взимается плата за водопользование. Что же касается других видов водопользования, то они предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 и 3 ст. 11 ВК РФ). Это означает, что плата за водопользование в этих случаях не взимается. В связи с этим рассмотрим некоторые положения ВК РФ, касающиеся заключения договоров водопользования. В соответствии со ст. 12 ВК РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Норма данной статьи ВК РФ увязана со ст. ст. 24 и 31 настоящего Кодекса. Так, в ст. 24 ВК РФ указывается, что ведение государственного водного реестра относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, а ст. 31 настоящего Кодекса установлен порядок ведения государственного водного реестра и другие связанные с этим вопросы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (в ред. от 20.12.2006 N 781) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования. Статья 13 ВК РФ определяет основные позиции, которые должен содержать договор водопользования; перечень их не является исчерпывающим, так как в ч. 2 этой статьи ВК РФ прямо указано на то, что договор может содержать иные условия по соглашению его сторон. В договоре должны приводиться: - сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; - цель, виды и условия использования водного объекта или его части [в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов]; - срок действия договора водопользования; - размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; - порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; - ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий. Предельный верхний срок действия договора - не более 20 лет. Эта норма касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам будут заключаться на более длительный период. В этом случае действие этих договоров будет прекращаться автоматически по истечении 20 лет (ст. 14 ВК РФ). * * * Напомним читателям журнала порядок определения водных объектов, относимых к той или иной собственности. Статьей 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам. По предварительным подсчетам, в федеральной собственности находится до 95% водных объектов, в частной, муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации - около 5%. * * * В соответствии с Постановлением N 764 плата за водопользование устанавливается на основе следующих принципов: - стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; - дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна; - равномерность поступления платы в течение финансового года. Эта норма Постановления N 764 полностью повторяет положения ч. 2 ст. 20 ВК РФ. Однако ни в ВК РФ, ни в Постановлении N 764 не дается предметной расшифровки вышеуказанных принципов. Поэтому сделать обоснованный вывод о том, насколько успешно они будут реализованы на практике, можно только после анализа применения новых условий исчисления и внесения платы за водопользование в течение хотя бы одного года. До тех пор по этому поводу можно сказать только следующее. Такой принцип, как стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов, видимо, означает, что уровень платы должен быть достаточно высоким. Это, с одной стороны, должно стимулировать непосредственных водопользователей к более рациональному использованию водных объектов с целью достижения экономии соответствующих финансовых затрат в этой сфере деятельности. С другой стороны, государство, вводя высокий уровень платы за водопользование, будет получать необходимые средства для обеспечения охраны водных объектов и решения других проблем в водном хозяйстве, состоящем из десятков тысяч объектов: плотин, дамб, каналов, шлюзов, - стоимость которых составляет сотни миллиардов рублей. В 2006 г. водное хозяйство страны получило всего около 20 млрд руб., и примерно столько же запланировано на 2007 г. В связи с этим необходимо искать новые источники финансирования, поскольку, по мнению руководителя Росводресурсов Р. Хамитова, на поддержание инфраструктуры водных объектов стране нужно тратить гораздо больше средств. Так, на поддержание в работоспособном состоянии водного хозяйства необходимо не менее 30 млрд руб. ежегодно, и еще около 20 млрд руб. в год надо выделять на расчистку рек, укрепление берегов, строительство новых гидротехнических сооружений. Таким образом, для нормального ведения водного хозяйства государству ежегодно следует вкладывать примерно 50 млрд руб. В эти затраты входят в том числе разработка новых проектов, соответствующей технической документации, проведение экологической экспертизы проектов и другие меры. Р. Хамитов также отметил, что собираемый в последние годы водный налог невелик. Так, его среднегодовая сумма - около 10 млрд руб. На фоне четырех - пяти триллионов рублей всех собираемых в стране налогов это составляет одну четырехсотую часть от общего сбора. Поэтому влияние водного налога на экономику государства в настоящее время незначительно. Определить прогнозные размеры поступления платы за пользование водными объектами, используя фактические объемы водопользования за последние годы и утвержденные новые ставки платы, достаточно сложно, хотя Росводресурсами и были осуществлены предварительные расчеты этой платы. * * * Вернемся к рассмотрению вопроса об установлении принципов платы. Реализация на практике такого принципа, как дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна, по логике, должна привести к тому, что при утверждении ставок будут учитываться климатические и природно-географические особенности территорий, где располагаются водные объекты, на которых осуществляется платное водопользование. Следующий принцип установления платы за пользование водными объектами - равномерность ее поступления в течение календарного года - должен обеспечиваться в первую очередь установлением единого платежного периода. Этот вопрос решен Постановлением N 764 следующим образом: платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал. При этом плата должна вноситься за фактическое водопользование - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Из этого следует, что у водопользователей плата по периодам может различаться, поскольку деятельность многих хозяйствующих субъектов носит цикличный характер. Кроме того, у промышленных организаций нередко в течение года меняются ассортимент и объемы выпускаемой продукции, что, в свою очередь, отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т.д. Таким образом, с учетом этих объективных обстоятельств размер платы будет существенно колебаться. * * * В соответствии с Постановлением N 764 размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части. Платежной базой является: - для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период; - для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период; - для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их части, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. В соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода. * * * Постановлением N 764 также предусмотрено, что при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как: - фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств, в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств - исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые определены в договоре водопользования; - фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования. Рассматриваемый порядок определения фактического уровня водопользования включен в Постановление N 764 с учетом сложившейся практики осуществления контроля за исчислением платы за пользование водными объектами. Так, в ряде разъяснений налоговых органов ранее указывалось, что объем воды, забранной из водного объекта, должен определяться на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды рекомендовалось определять исходя из времени работы и производительности технических средств. К первичным документам по определению объема по забору воды из поверхностных и подземных источников (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся: - журналы первичного учета использования воды, а именно: формы ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений", ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами", ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод"; - журнал учета работы технологического оборудования; - договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод; - форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды". Таким образом, в соответствии с вышеуказанными рекомендациями налоговых органов фактический объем забранной воды проверялся по данным журнала по учету забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно, на основании данных водоизмерительных приборов, а в случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывался исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, норм водопотребления, суммарного расхода электроэнергии либо другими косвенными методами. При этом налоговыми органами могли быть затребованы у налогоплательщика и другие дополнительные документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. Такие полномочия предоставлены налоговым органам ст. ст. 31 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Что касается Росводресурсов в этой части, то аналогичными полномочиями данное Агентство не обладает. * * * В утвержденных Постановлением N 764 Правилах расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не указан конкретный порядок расчета такой платежной базы, как площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. Для сравнения укажем, что в соответствии с гл. 25.2 НК РФ предусмотрено, что при пользовании акваторией (за исключением лесосплава) налоговая база также определяется как площадь предоставленного водного пространства (ст. 333.10 НК РФ). Но в этой же главе НК РФ было также указано, что данная площадь определялась по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации. Кроме того, для определения площади акватории, используемой налогоплательщиками, в ряде случаев использовались Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями, разработанные Министерством природных ресурсов Российской Федерации (см. Письмо МПР России от 04.12.1998 N 23-02/190). В связи с этим целесообразно, по нашему мнению, уточнить вышеуказанный вопрос в отдельном разъяснении Росводресурсов, поскольку это Агентство является администратором платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (см. Приложение 1 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год"). Следует также отметить, что Постановлением N 764 не утверждена какая-либо форма расчетов по плате за пользование водными объектами. Согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, право утверждать форму расчетов по плате за пользование водными объектами Росводресурсам не предоставлено. По нашему мнению, разработка и утверждение вышеуказанной формы необходимы, поскольку в конкретный договор водопользования не могут быть включены все показатели, необходимые для расчета платы, так как этот расчет должен осуществляться по итогам отчетного периода за фактический объем водопользования. * * * В п. 10 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, указано, что плата за пользование водными объектами подлежит зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Поэтому отметим, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, полученные в виде платы за пользование водными объектами, подлежат распределению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: - за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 100% в федеральный бюджет; - за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 100% в бюджеты субъектов Российской Федерации; - за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов, - 100% в бюджеты соответствующих муниципальных образований в зависимости от права собственности на водные объекты. * * * У налогоплательщиков может возникнуть вопрос: не сложится ли в 2007 г. такая ситуация, когда организация за один вид водопользования, помимо платы за пользование водными объектами, должна будет исчислять и водный налог? При ответе на этот вопрос следует иметь в виду, что Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ст. 333.8 гл. 25.2 НК РФ дополнена п. 2 следующего содержания: "2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации." Таким образом, после оформления водопользователями в 2007 г. соответствующих договоров и разрешений на те виды пользования водными объектами, по которым в соответствии с гл. 25.2 НК РФ уплачивался водный налог, исчисление этого налога не производится. В.В.Петрунин Государственный советник Российской Федерации III класса Подписано в печать 05.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 03.11.2006 N 176-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2007, N 4) >
Вопрос: ...По итогам 1998 г. общество понесло убытки. Общество отразило непогашенные убытки 1998 г. как подлежащие переносу в декларации по налогу на прибыль за I полугодие 2002 г., а также в декларациях по налогу на прибыль за 2002 - 2004 гг. Налоговики указывают, что воспользоваться льготой по переносу убытка организация могла только в части убытка, не покрытого добавочным капиталом организации. Права ли налоговая инспекция? ("Налоговый вестник", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.