Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: ЕГЭ призван уравнять права абитуриентов ("Главная книга", 2007, N 5)



"Главная книга", 2007, N 5

ЕГЭ ПРИЗВАН УРАВНЯТЬ ПРАВА АБИТУРИЕНТОВ

Болотов Виктор Александрович - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

- Недавно в Законы

"Об образовании"

и

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

были внесены поправки, предусматривающие обязательное введение на всей территории России единого государственного экзамена

<

1

>

. После окончания переходного периода, то есть с 2009 г., прием в вузы будет осуществляться исключительно по результатам ЕГЭ. Правда, для отдельных вузов и специальностей (их перечень должно утверждать Правительство РФ) сделано маленькое исключение: абитуриенты, помимо ЕГЭ, будут проходить дополнительный творческий конкурс или собеседование. Что касается таких исключительно творческих профессий, как артист, музыкант, художник, то на эти специальности подобные конкурсы существовали всегда. Но каким должен быть творческий конкурс, например, в экономический вуз? Неужели нашим детям, для того чтобы успешно пройти конкурс, придется еще в школе изучать бухучет?

- Безусловно, дополнительные испытания сохранятся на все творческие специальности. Ректоры этих вузов очень довольны введением ЕГЭ, поскольку это избавляет их от "рутины", от необходимости проводить экзамены по русскому языку, по истории.

Другая категория вузов, которым будет предоставлено право проводить дополнительные испытания, - это лучшие, элитные вузы, где очень высокий конкурс и количество абитуриентов, набравших по профильным предметам от 90 до 100 баллов (100 - это максимально возможный балл), значительно превышает количество бюджетных мест. Это, например, Физтех (МФТИ) или Высшая школа экономики. В некоторых вузах дополнительные испытания могут быть введены не по всем специальностям, а только по самым популярным.

Разрешения на проведение дополнительных испытаний будут даваться Правительством по инициативе вуза по итогам конкурса на эту специальность за два предыдущих года. Сейчас мы обсуждаем, сколько баллов можно будет добирать на дополнительном испытании. Думаю, что не более 5 - 6.

На дополнительном испытании вопросы не должны выходить за пределы школьной программы. Поэтому никаких вопросов по бухучету для абитуриентов-экономистов не будет. Скорее, возможны математические задания, учитывающие специфику профессии, скажем, задачи на расчет сложных процентов.

Очень важно, чтобы к испытанию невозможно было подготовиться на специализированных курсах. Иначе ребенок из провинции, лишенный возможности посещать такие курсы, вряд ли поступит.

Уже сейчас в некоторых вузах дополнительные испытания проводятся в порядке эксперимента. Например, в Физтехе профильные предметы - математика и физика (плюс по русскому языку надо получить около 30 баллов - аналог школьной тройки). Баллы по математике и физике суммируются, и те, кто набрал от 180 до 200, проходят собеседование. На собеседовании абитуриентам задают как вопросы по математике или физике, так и вопросы такого типа: "В вашем деле написано, что вы были призером районной олимпиады. Какую задачку вы не решили и почему?" Или: "Вы занимались в радиокружке. Что вы там собирали?". Кстати, ректор Физтеха как-то признался, что с большей готовностью возьмет кандидата в мастера спорта, сдавшего TOEFL и набравшего по ЕГЭ 180 баллов по двум предметам, чем того, кто набрал 185 баллов, но у которого нет ничего, кроме этих оценок. Ведь если человек профессионально занимался спортом, значит, он может организовать свое время, умеет достигать целей.

- Главной целью введения ЕГЭ называют выравнивание условий для всех поступающих и борьбу с коррупцией. Но ведь на дополнительном испытании четких критериев отбора нет - разве это не почва для коррупции? Во всяком случае, ребенок преподавателя данного вуза получит преимущества при поступлении. А как защищена от коррупции школа, где сдается ЕГЭ?

- Коррупциогенность процедуры единого экзамена на порядок ниже коррупциогенности процедуры поступления в вузы. Многие вузы именно в целях борьбы с коррупцией перешли на письменные экзамены задолго до ЕГЭ. Но при письменном экзамене возможны подсказки в аудитории, предварительное изучение экзаменационных тем с помощью репетиторов, условные знаки на экзаменационных работах. Экзаменатор, получивший взятку, может договориться с абитуриентом: нарисуй на полях 8 звездочек и по ним я опознаю твою работу, поставлю пятерку.

На бланке ЕГЭ никаких звездочек не поставишь. Задания заранее узнать невозможно - их по каждому предмету около 500 наборов, и в каждой аудитории - 4 варианта. В Калининграде ночью продают задания, которые были во Владивостоке. Но они никогда не совпадают, в разных регионах наборы заданий разные.

Экзаменатор проверяет только сам текст. Все материалы без фамилий, со штрихкодами. Они соединяются с регистрационным листом только после проверки. Выбор эксперта-экзаменатора осуществляет машина.

Организаторы экзамена, как правило, учителя другой школы. В отдаленных районах, где только одна школа, - той же школы, но "антипредметники": учителя начальных классов, математики на экзамене по истории, литераторы на экзамене по математике - и они не имеют права отвечать ни на какие вопросы по содержанию заданий. Начальник одного из региональных управлений через два года после введения в этом регионе ЕГЭ сказала мне: "Знаешь, какой ты бизнес разрушил введением единого экзамена? Цветочный". При традиционной форме экзамена все ученики идут в школу с охапками цветов, дарят их "своим" учителям. А тут кому цветы нести - компьютеру или незнакомым организаторам?

И все-таки, конечно, главное место для нарушений - это школа. В прошлом году у нас было около 100 случаев, когда в конкретном пункте проведения ЕГЭ средний результат был выше среднего по региону более чем на 3 балла. В каждом таком случае мы просим региональную экзаменационную комиссию обосновать результаты. И в 80 случаях мы получили обоснованные объяснения, например: "В этой школе работают пять соросовских учителей и два заслуженных учителя" или "Данная школа специализированная, большинство ребят поступают в университет на математический факультет". Но почти в 20 случаях нам не смогли дать объяснений, поэтому результаты ЕГЭ были отменены, и ученикам пришлось сдавать их заново в резервный день. Но я думаю, что в подобных случаях это все-таки не коррупция, а просто массовое нарушение.

А один раз ребенок большого начальника сдавал экзамен один в аудитории. Но этот случай был зафиксирован компьютером, и мы его "выловили".

Что же касается коррупции при дополнительных испытаниях в престижных вузах, то эти испытания проводят комиссии в составе примерно 15 человек. Это не только преподаватели данного вуза, но и руководители лабораторий профильных научных учреждений. Решение всегда принимается коллегиально. Вряд ли возможно, чтобы каждому из них принесли конвертик.

А вот дать лишний балл "родному абитуриенту" - да, это возможно. Многие вузы приветствуют семейные традиции и готовы дать лишних полбалла, если поступает ребенок выпускников этого же вуза. Например, в Высшей школе экономики обсуждается вопрос о квотах для детей преподавателей, но не на бюджетное, а на платное отделение. Преподаватели там получают приличную зарплату и могут оплатить обучение своего ребенка.

- Результаты ЕГЭ будут действительны до конца следующего года, то есть подавать эти документы в вуз можно будет два лета подряд. Но не все поступают в вуз сразу после школы. А кто-то может сдать неудачно один из экзаменов. Как можно будет сдать (пересдать) ЕГЭ тем, кто закончил школу в прошлом году либо несколько лет назад?

- Двухгодичный срок действия результатов ЕГЭ - это своего рода страховка тем ребятам и девчатам, которые почему-либо не смогли воспользоваться свидетельством в этом году: тяжело заболели, внезапно влюбились.

Например, тот, кто сдал два экзамена хорошо, а один - не очень, может на следующий год пересдать только этот один предмет, а по другим предметам воспользоваться прошлогодними свидетельствами. А ребята, пришедшие из армии, могут воспользоваться результатами ранее сданного ЕГЭ, даже если два года уже прошли.

Абитуриенты, окончившие школу несколько лет назад, тоже могут сдать ЕГЭ. Такая практика уже существует в регионах, которые стали первыми участниками эксперимента по ЕГЭ (Республики Саха (Якутия) и Чувашия, г. Санкт-Петербург). Абитуриенты подают заявления в ближайшие органы управления образованием (бывшие РОНО), и их прикрепляют к пунктам проведения ЕГЭ по месту жительства. Экзамены они сдают вместе со школьниками, в июне. Но чтобы вас успели внести в списки, заявление я советовал бы подать уже в феврале - марте.

Этой возможностью активно пользуются тысячи людей. Ведь копии документов о результатах ЕГЭ можно одновременно разослать в несколько вузов, и шансы на поступление повышаются. Наши исследования показывают, что подавляющее большинство ребят посылает документы в три места: на престижную специальность в очень престижный вуз, в просто хороший вуз (запасной вариант) и ближайший и не очень популярный вуз (страховка).

- Копия свидетельства о ЕГЭ должна быть заверена нотариально?

- Да. Мы думали о том, чтобы предоставить право заверять свидетельства школам, но, наверное, откажемся от этой идеи, чтобы предотвратить возможные нарушения, в том числе и связанные с коррупцией.

- На результаты ЕГЭ может влиять самочувствие. Подскочило давление - и голова уже "не работает". Но при традиционной системе поступления можно еще успеть подать документы в другой институт и там сдать экзамен более успешно. Будет ли такая возможность в случае с ЕГЭ? Если ЕГЭ пересдается, то это делается бесплатно?

- Во всех пунктах проведения ЕГЭ есть врачи или, по крайней мере, медсестры, которые посчитают пульс и измерят давление. И основанием для пересдачи ЕГЭ в резервный день могут быть только медицинские показания.

Если вы плохо себя чувствуете, но к врачу не обратились, а потом оказалось, что экзамен сдали плохо, пересдать ЕГЭ вы сможете только на следующий год. Пересдача ЕГЭ всегда бесплатная. При этом я не думаю, что при традиционной форме экзамена в подобной ситуации можно успеть поступить в другой вуз. Все вузы начинают прием экзаменов в середине июля. Более поздний добор производится только в негосударственные вузы, которые и так принимают по результатам собеседования, для них ЕГЭ необязателен. Правда, сейчас мы обсуждаем вопрос, чтобы даже для негосударственных вузов ввести нижнюю границу проходного балла по всем предметам (школьную тройку).

- Сейчас как на выпускных, так и на вступительных экзаменах можно подать апелляцию. Какой порядок подачи апелляции по ЕГЭ?

- Апелляция может быть двух видов. Первый - это жалоба на процедуру проведения единого экзамена: не пишет ручка, а вам запретили ее заменить, или за окном грохотал отбойный молоток. Такую апелляцию можно подать только в тот же день непосредственно в пункте проведения единого экзамена. Решение по ней принимает региональная экзаменационная комиссия.

Второй тип апелляции - это жалоба на занижение баллов экзамена, ее можно подать в течение 3 дней после получения результатов.

Сейчас апелляции подают 1 - 2% сдавших экзамены. Это гораздо больше, чем при вступительных и особенно школьных выпускных экзаменах. Удовлетворяется примерно одна апелляция из ста. Но при этом некоторые, подав апелляцию, в результате получают балл ниже, чем первоначальный.

- Во многих школах сейчас вводится профильное обучение. Обычно это классы гуманитариев и технарей. Будут ли различаться программы ЕГЭ в зависимости от специализации? Еще одна проблема - на ряд специальностей, например на ту же экономику, сдаются гуманитарные предметы плюс математика.

- Действительно, большинство школ сейчас переходит на профильное обучение. Но единый экзамен вне зависимости от профиля будет одинаковым. Конечно, при обучении по профильной программе больше шансов набрать высокие баллы.

Сейчас родители детей-гуманитариев активно ратуют за то, чтобы наборы обязательных предметов ЕГЭ для гуманитарных и естественно-научных профилей отличались. Может быть, для гуманитариев ЕГЭ по математике будет добровольным.

При профильном обучении в старшей школе все предметы делятся на два уровня - базовый и профильный. Были, есть и будут специализированные школы, которые обучают по специальным программам. Обычные школы вводят разные наборы базовых и профильных предметов в параллельных классах. И главная трудность, действительно, в том, чтобы предоставить ученику реальный выбор по каждому предмету. Уже есть школы, где введен аналог вузовских спецкурсов, когда, допустим, ученики гуманитарных классов могут "добрать" программу по математике на профильном уровне во второй половине дня.

- Особенно много возражений было против введения ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, прежде всего по литературе. Удалось ли Минобрнауки выбрать вариант экзамена по литературе, оценивающий не только знание, но и понимание произведений?

- Вопрос о ЕГЭ по большинству гуманитарных дисциплин уже решен. Мировая практика свидетельствует о том, что экзамен по истории родной страны в форме тестирования проводится совершенно спокойно.

Наиболее сложная проблема - экзамен по литературе. Здесь два возражения. Первое - экзамен в форме ЕГЭ не измеряет духовность. Но никакой экзамен и не должен измерять духовность. Можно написать очень нравственное сочинение, будучи при этом совершенным подлецом.

Второе возражение - трудность установления объективных критериев оценки работ. Представители приемных комиссий из ведущих гуманитарных вузов сформулировали, что придется оценивать: знание классики, понимание прочитанного и умение связно выражать свои мысли на заданную тему. Но вопрос оценки этих позиций действительно очень сложный. Возможно, нам все-таки придется отказаться от ЕГЭ по литературе потому, что мы не сможем найти однозначные правила оценки части С (сочинения). Сейчас она оценивается экспертами. Сначала двумя, и, если их оценки совпадают или различаются на 1 балл, ставится средняя оценка. Если разница 2 балла и выше, компьютер направляет работу третьему эксперту и ставится средняя оценка уже из трех.

- Экзаменационные задания по ЕГЭ хранятся в электронной базе данных. Результаты по каждому сдавшему - тоже. Насколько эта база защищена от подделок и утечки информации? Как будут обновляться результаты, если человек сдает ЕГЭ несколько раз?

- По технологии наша система хранения информации самая передовая в мире, у нее нет аналогов. Каждый год, с тех пор как ЕГЭ был введен впервые, делались попытки через Интернет "пробить" нашу базу, чтобы заранее посмотреть задания или раньше срока узнать результаты. Но безуспешно, ведь самая важная информация хранится у нас на отдельных серверах, не подключенных к Интернету.

До сих пор у нас была одногодичная практика хранения результатов. Теперь перед разработчиками стоит задача удерживать базу прошлого года и этого года и добавлять новую информацию. Мы работаем над тем, чтобы в нашу базу данных можно было войти из любой приемной комиссии и сразу проверить результаты ЕГЭ конкретного абитуриента, отсканировав его свидетельство. Сейчас это тоже возможно, но процедура получения информации более сложная.

- Не лучше ли брать в вузы всех желающих и отсеивать худших после первого курса?

- Так пытались поступить во Франции, в Германии. В вузы брали всех выпускников школ. Но, даже несмотря на то что школьный диплом имели лишь 60 - 70% ребят соответствующего возраста (у нас - 99%), не хватало библиотек, компьютеров, лабораторий. Поэтому такая возможность - вопрос отдаленного будущего.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 09.02.2007 N 17-ФЗ. А.В.Хорошавкина Корреспондент журнала "Главная книга" Подписано в печать 02.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Суд решил> ("Главная книга", 2007, N 5) >
Статья: <Перечень важных документов на стадии принятия> ("Главная книга", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.