|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Перспективы от 02.03.2007> ("Московский бухгалтер", 2007, N 5)
"Московский бухгалтер", 2007, N 5
Бухгалтерские реалии
Не успели бухгалтеры привыкнуть к измененному Налоговому кодексу, как чиновники заговорили о приоритетных направлениях налоговой политики в последующие три года. То есть большую часть положений власти намерены опять поменять. Сегодня практически "закончено формирование основ современной налоговой системы", считает Минфин. Правда, при этом чиновники делают оговорку на то, что ряд проблем остался. Например, недостаточно развиты институт правоприменения, судебная система, не обеспечено исполнение контрактов и плохо защищены права собственности. Напомним, чиновники и законодатели перекраивали Налоговый кодекс и сопутствующие ему законы неоднократно. Яркий пример - совершенствование налогового администрирования (Закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ). Поправки были направлены на урегулирование конфликтов между ИФНС и организациями, возникающих при проверках (истребовании документов, взыскания недоимки). "До настоящего времени многие из этих вопросов решались исключительно в судебном порядке, но благодаря внесенным изменениям в законодательство их разрешение становится возможным непосредственно на основе норм Налогового кодекса", считают в Минфине. В последние годы был также одобрен и вступил в силу ряд нововведений, направленных на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков НДС. Например, ныне действует единая декларация по этому налогу. В прошлом году начали действовать переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате этого налога всеми плательщиками по методу начисления и освобождение от налогообложения при определенных условиях авансовых платежей при экспорте товаров (Закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ). Кроме того, в этом году организации получили право в полном размере базу по налогу на прибыль текущего года уменьшать на сумму убытков, полученных в предыдущем (Закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ). Все же пробелы в законодательстве остаются. Как признает Минфин, есть проблемы в системе регистрации организаций и предпринимателей и автоматизации налоговых инспекций.
Альтернативное налогообложение
В среднесрочной перспективе Минфин планирует усовершенствовать подход к проведению налоговых проверок. Правда, непонятно, что конкретно чиновники хотят сделать: то ли ужесточить его, то ли, наоборот, смягчить. Будет изменена и система госрегистрации фирм и предпринимателей, только пока неизвестно как. Среди других новшеств, планируемых Минфином, - применение нулевой ставки налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими гражданами. Для "повышения конкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятного инвестиционного климата" также освободить с 1 января 2008 г. от налога на прибыль дивиденды, получаемые при стратегическом участии отечественной организации в российской или иностранной компании, выплачивающей дивиденды. Минфин заодно хочет ввести в 2008 г. регистрацию лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Фирмы и предприниматели не будут по умолчанию признаваться плательщиками этого налога. Будет создана отдельная система их регистрации, в рамках которой всем присвоят отдельные идентификационные номера, указываемые на счете-фактуре. Реестр сделают публичным и разместят в Интернете. Кроме того, в 2009 г. Минфин планирует признавать "налоговыми резидентами" компании, открытые за рубежом нашими соотечественниками. Если зарегистрированная в офшорной зоне организация будет признана налоговым резидентом, то она должна будет доплатить в бюджет налог на прибыль по ставке, составляющей разницу между нашей ставкой и того государства, в котором работает. Изменения планируется внести в гл. 25 Налогового кодекса. О том, какие законопроекты в части бухгалтерского и налогового учета сейчас разрабатывают депутаты, "Московский бухгалтер" поинтересовался у заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игоря Игошина. Вот что он ответил: - Если говорить о перспективных планах, то сейчас речь идет о подготовке проекта, вносящего уточнения в раздел Налогового кодекса, касающийся штрафов и санкций. После принятия закона о налоговом администрировании такое решение было бы логичным.
Встаньте, фирмы, встаньте в круг!
Минфин предлагает внедрить в 2009 г. институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций. Только сначала чиновникам нужно определить характеристики холдинга или группы налогоплательщиков, для которых возможна консолидация в целях налогообложения "прибыльным" налогом. Также обеспечить возможность перерасчета налоговых обязательств за прошлые годы при изменении состава лиц, формирующих консолидированного налогоплательщика. Еще нужно определить механизм консолидации, а также лицо, ответственное за исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль в отношении всей группы. Зато уже решено, что материнская компания несет ответственность за подачу декларации от имени всех фирм, а в налоговых целях не принимаются во внимание последствия операций внутри группы.
Невнятные правила сверки
До конца марта действует порядок проведения сверки, установленный разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками (Приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@). Скоро его заменит новый, который начнет действовать с 1 апреля. Его вводит в действие Приказ ФНС от 11 января 2007 г. N САЭ-3-25/2@. Он устанавливает требования к проведению сопоставления данных и подробно регламентирует всю процедуру. Сегодня последовательность действий при сверке по инициативе налогоплательщика такова. Запросы от организаций поступают лично от их представителей или по почте, их распределяют по срокам представления информации. Далее инспектор отдела работы с налогоплательщиками составляет акт по форме N 23-а (краткая), который организация получает в течение трех дней и подписывает при отсутствии расхождений. При выявлении отклонений инспектор отдела работы с налогоплательщиками выписывает акт по форме N 23 (полная) и сверяет расчеты по данным информационных ресурсов ИФНС с первичными документами фирмы, чтобы установить причины разногласий. При выявлении ошибки по вине налоговой инспекции ее исправляют в течение пяти рабочих дней и корректируют акт. Регламент обязывает налоговиков провести сверку расчетов по заявлению плательщика (пп. 3.4.1 Регламента). Документ отводит на процедуру 10 дней, а при обнаружении расхождений - 15 дней после поступления заявления (п. 3.4 Регламента). Справку о состоянии расчетов с бюджетом инспекторы обязаны выдать в десятидневный срок (пп. 3.5.5 Регламента). В случае неявки представителя организации для фиксации результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется по почте. В документе сообщается о необходимости возврата подписанного акта сверки. В Регламенте не написано, как быть, если налоговая считает расхождения неустранимыми. В этом случае организация может вообще не подписывать акт. Требование о его подписании не основано на нормах законодательства о налогах и сборах (Постановление Президиума ВАС от 6 сентября 2005 г. N 4083/05).
Движение к идеалу зигзагами
Согласно новому Регламенту, по заявлению организации процедура будет происходить следующим образом: после подачи заявления бухгалтер по истечении 10 дней может забрать краткий акт, в противном случае его направят фирме по почте. Через 12 дней после подачи заявления акт вручают представителю компании лично, у фирмы есть столько же времени, чтобы его рассмотреть и вернуть в инспекцию. При почтовом отправлении срок вручения увеличивается до 19 дней. Если у организации нет замечаний по расчетам, то необходимо поставить отметку "согласовано без разногласий" - тогда сверка завершается. В противном случае пишут "согласовано с разногласиями". Забывчивому бухгалтеру инспекция напомнит о том, что краткий акт нужно вернуть, благо программное обеспечение позволяет контролерам отслеживать весь процесс. Напоминание происходит в форме уведомления, направляемого по почте. В нем будет указано, что несвоевременная сдача документа повлечет за собой прекращение процедуры. В случае если компания в течение 14 дней после направления уведомления не отреагирует, сверка будет завершена. Вернемся к акту с разногласиями. При получении его инспекцией от компании по почте у контролеров есть пять дней, чтобы направить фирме документы по сверке (полный акт, перечень, сведения о невыясненных платежах и информационное письмо). У организации в свою очередь также будет пять дней после получения указанного пакета, чтобы рассмотреть, подписать и вернуть акт в ИФНС лично или почтой. Кстати, в информационном письме налоговики предложат подписать бухгалтеру акт с отметкой "разногласия устранены". При согласии фирмы с таким предложением сверка заканчивается. Несогласие влечет за собой процедуру проверки вместе с инспектором данных, указанных в акте. Если их удалось сопоставить, то на этом процедура завершится. В случае невозможности устранить расхождения у фирмы есть только один путь - решить вопрос в судебном порядке. Забыли вернуть полный акт - не беда, инспекция будет действовать таким же образом, как при составлении и направлении краткого. То есть направит напоминание, подождет 19 дней и закончит все самостоятельно.
Быстрая сверка избавит от пеней
Налогоплательщику предоставлена инициатива проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой должны быть оформлены в виде акта, подписанного налоговым органом и налогоплательщиком (п. 3 ст. 78 НК). При отказе от сопоставления данных в налоговой инспекции можно обжаловать бездействие контролеров в региональное УФНС (п. 1 ст. 139 НК). Если налоговый платеж не попал на лицевой счет, оперативная сверка прекратит начисление пеней (Письмо Минфина от 1 марта 2005 г. N 03-02-07/1-54). Судьи не относят к ущемлению прав организации несвоевременное отражение поступлений на лицевой счет (Постановление Президиума ВАС от 9 января 2002 г. N 2635/01). Поэтому обжаловать расхождение в данных лицевого счета трудно, но можно оспорить решения, послужившие причиной разногласий.
Подписано в печать 02.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |