|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Иностранная однодневка не препятствие для НДС-вычета ("Главная книга", 2007, N 5)
"Главная книга", 2007, N 5
ИНОСТРАННАЯ ОДНОДНЕВКА НЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ НДС-ВЫЧЕТА
13 февраля 2007 г.
Уже неоднократно за последнее время ВАС РФ указывал, что в действующем НК РФ в качестве условия возмещения НДС не предусмотрено соблюдение иностранным лицом требований законодательства иностранного государства. Поэтому отказывать в вычете НДС российскому налогоплательщику, даже если у его заморского партнера, например, отсутствует ИНН или он не сдает налоговую отчетность, нет причин <1>. "Ура! Заработало!" - воскликнет кто-то, подразумевая, что ВАС РФ применил свое знаковое Постановление о необоснованной налоговой выгоде <2> и на практике подтвердил, что налогоплательщик не должен отвечать за своего контрагента. На самом деле может оказаться, что для столь оптимистичных и однозначных выводов у налогоплательщиков, работающих с российскими компаниями, повода нет. Итак, радоваться пока рано, потому что: 1) Президиум ВАС РФ высказался лишь в отношении контрагентов-иностранцев; 2) налоговые органы не устают цепляться за отношения налогоплательщика с "грешными" партнерами (расположенными не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, не имеющими ИНН, не представляющими отчетность или не уплачивающими налоги). Такие отношения могут послужить поводом для более пристального внимания инспекции к налогоплательщику с целью отыскать признаки необоснованной налоговой выгоды. Хотя сам по себе факт нарушения контрагентами их налоговых обязанностей не доказывает получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком <3>; 3) судебная практика по вопросу "отвечать - не отвечать за контрагента" (причем независимо от его места "рождения") всегда была довольно противоречива <4>. Получается, как ни крути, а к выбору отечественных контрагентов налогоплательщику стоит относиться "с должной осмотрительностью и осторожностью" <3>. При этом следует облекать свою внимательность в материальную форму (например, запастись копиями запросов, свидетельств, справками, которые будет удобно "пришить" к делу, если осмотрительность и осторожность придется доказывать в инспекции или суде). Кстати, сегодня имеется неплохой арсенал средств, при помощи которых можно узнать, "откуда ноги растут" у российских партнеров. Например, проверка потенциального партнера через сайт Информационного агентства "Валаам", которое официально публикует в Интернете сведения из ЕГРЮЛ ( http://www.valaam-info.ru/fns/). Аналогичную информацию можно получить на платной основе из налогового органа (через сайтwww.nalog.ruили при помощи письменного запроса <5>).Некоторые налогоплательщики самостоятельно: - проверяют подлинность ИНН, КПП, ОГРН исходя из их структуры по специальному алгоритму (об этом мы рассказывали нашим читателям в журнале "Главная книга", 2005, N 6, с. 34); - запрашивают напрямую у контрагента копию свидетельства о внесении сведений о нем в Госреестр или справку о состоянии расчетов с бюджетом <6>. Очевидно, что предпочтительнее воспользоваться несколькими способами одновременно, чтобы можно было сопоставить результаты проверки контрагента. ———————————————————————————————<1> Постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 12264/06, от 05.12.2006 N 11801/06, 11781/06. <2> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53). <3> Пункт 10 Постановления N 53. <4> Постановления ФАС ВСО от 23.11.2005 N А33-6019/05-Ф02-5784/05-С1; ФАС ДВО от 04.10.2006 N Ф03-А24/06-2/3217; ФАС ВВО от 31.07.2006 N А82-13069/2005-99. <5> Пункты 20, 23, 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438; Приказ ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@. <6> Приложения 11 - 13, 22, 23, 25 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Подписано в печать 02.03.2007 ————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |