Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Иностранная однодневка не препятствие для НДС-вычета ("Главная книга", 2007, N 5)



"Главная книга", 2007, N 5

ИНОСТРАННАЯ ОДНОДНЕВКА НЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ НДС-ВЫЧЕТА

13 февраля 2007 г.

Уже неоднократно за последнее время ВАС РФ указывал, что в действующем НК РФ в качестве условия возмещения НДС не предусмотрено соблюдение иностранным лицом требований законодательства иностранного государства. Поэтому отказывать в вычете НДС российскому налогоплательщику, даже если у его заморского партнера, например, отсутствует ИНН или он не сдает налоговую отчетность, нет причин <1>.

"Ура! Заработало!" - воскликнет кто-то, подразумевая, что ВАС РФ применил свое знаковое Постановление о необоснованной налоговой выгоде <2> и на практике подтвердил, что налогоплательщик не должен отвечать за своего контрагента. На самом деле может оказаться, что для столь оптимистичных и однозначных выводов у налогоплательщиков, работающих с российскими компаниями, повода нет. Итак, радоваться пока рано, потому что:

1) Президиум ВАС РФ высказался лишь в отношении контрагентов-иностранцев;

2) налоговые органы не устают цепляться за отношения налогоплательщика с "грешными" партнерами (расположенными не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, не имеющими ИНН, не представляющими отчетность или не уплачивающими налоги). Такие отношения могут послужить поводом для более пристального внимания инспекции к налогоплательщику с целью отыскать признаки необоснованной налоговой выгоды. Хотя сам по себе факт нарушения контрагентами их налоговых обязанностей не доказывает получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком <3>;

3) судебная практика по вопросу "отвечать - не отвечать за контрагента" (причем независимо от его места "рождения") всегда была довольно противоречива <4>.

Получается, как ни крути, а к выбору отечественных контрагентов налогоплательщику стоит относиться "с должной осмотрительностью и осторожностью" <3>. При этом следует облекать свою внимательность в материальную форму (например, запастись копиями запросов, свидетельств, справками, которые будет удобно "пришить" к делу, если осмотрительность и осторожность придется доказывать в инспекции или суде).

Кстати, сегодня имеется неплохой арсенал средств, при помощи которых можно узнать, "откуда ноги растут" у российских партнеров. Например, проверка потенциального партнера через сайт Информационного агентства "Валаам", которое официально публикует в Интернете сведения из ЕГРЮЛ (

http://www.valaam-info.ru/fns/

). Аналогичную информацию можно получить на платной основе из налогового органа (через сайт

www.nalog.ru

или при помощи письменного запроса <5>).

Некоторые налогоплательщики самостоятельно:

- проверяют подлинность ИНН, КПП, ОГРН исходя из их структуры по специальному алгоритму (об этом мы рассказывали нашим читателям в журнале "Главная книга", 2005, N 6, с. 34);

- запрашивают напрямую у контрагента копию свидетельства о внесении сведений о нем в Госреестр или справку о состоянии расчетов с бюджетом <6>.

Очевидно, что предпочтительнее воспользоваться несколькими способами одновременно, чтобы можно было сопоставить результаты проверки контрагента.

     
   ———————————————————————————————
   
<1> Постановления Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 12264/06, от 05.12.2006 N 11801/06, 11781/06. <2> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53). <3> Пункт 10 Постановления N 53. <4> Постановления ФАС ВСО от 23.11.2005 N А33-6019/05-Ф02-5784/05-С1; ФАС ДВО от 04.10.2006 N Ф03-А24/06-2/3217; ФАС ВВО от 31.07.2006 N А82-13069/2005-99. <5> Пункты 20, 23, 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438; Приказ ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@. <6> Приложения 11 - 13, 22, 23, 25 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Подписано в печать 02.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговая амнистия: на старт, внимание! ("Главная книга", 2007, N 5) >
Статья: Унификация деклараций ("Главная книга", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.