|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговые льготы (статья 381) ("Налоги" (газета), 2007, N 11)
"Налоги" (газета), 2007, N 11
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ (СТАТЬЯ 381)
Статья 381 НК РФ устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций. Рассмотрим эти льготы подробнее: "1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций". Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя: - учреждения, исполняющие наказания; - территориальные органы уголовно-исполнительной системы; - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 "Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. Не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 августа 2006 г. N Ф09-7279/06-С7 по делу N А47-18100/05 суд вынес решение о том, что организации и учреждения уголовно-исправительной системы освобождаются от уплаты налога на имущество, основываясь на п. 1 ст. 381 НК РФ. "2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности". В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: - вероисповедание; - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, к религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона о свободе совести). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Указанная льгота распространяется на организации, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Закону о свободе совести и Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". К некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") и не распределяют полученную прибыль между участниками. Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и т.п. Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования, признаются также религиозной организацией. Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами России в соответствии с законодательством иностранного государства. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о свободе совести представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом о свободе совести. На основании изложенного льгота по налогу на имущество может быть предоставлена: 1) религиозному объединению (организации); 2) централизованной религиозной организации; 3) учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные ст. 6 Закона о свободе совести, в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению. Таким образом, организациям, не являющимся по статусу религиозными организациями, иностранным религиозным организациям, созданным за пределами России, имеющим на территории Российской Федерации представительства, льгота по налогу на имущество не может быть предоставлена. Согласно разъяснениям Минфина России в Письме от 29 декабря 2003 г. N 04-05-06/53 и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 7 мая 2004 г. N 23-10/1/31399 не подлежат обложению налогом на имущество культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома, духовные семинарии и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности. При этом от обложения налогом на имущество организаций освобождается все имущество, составляющее (входящее) в указанные объекты. В Письме Минфина России от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41 указано, что в рамках положений ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере. Указанная льгота в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" утратила силу с 1 января 2006 г. При этом нормы гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, ст. 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Считаем необходимым предупредить о возможных изменениях в данном пункте. Государственной Думой рассматривается поправка к ст. 381 НК РФ о возможном освобождении религиозных организаций от уплаты налога на имущество, пока же льгота применяется только в отношении имущества, которое используется для осуществления религиозной деятельности. "3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям". Согласно ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общественной организацией признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям, для достижения которых они созданы. Определение общественных организаций инвалидов дано в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Это организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель создания - защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, земельные участки, а также другое имущество. Следует отметить, что вправе применять льготу, установленную п. 3 ст. 381 НК РФ, общественные организации инвалидов, имеющие статус общероссийских. Если региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов является самостоятельным юридическим лицом, то оно вправе воспользоваться льготой по п. 3 ст. 381 НК РФ (при соблюдении условий предоставления льготы). При этом его уставные документы и документы о государственной регистрации должны подтверждать, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов. Льгота по налогу на имущество не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. N 90 "Об утверждении Перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями". Согласно вышеуказанному Перечню к товарам, производимым с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемым такими организациями, относятся: - шины для автомобилей; - охотничьи ружья; - яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение); - продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов); - драгоценные камни и драгоценные металлы; - меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента); - высококачественные изделия из хрусталя и фарфора; - икра осетровых и лососевых рыб; - готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов. Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 НК РФ: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; 3) алкогольная продукция (спирт, питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов); 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; 10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба. Узнать, что имущество фактически используется для производства и реализации товаров (работ, услуг), организация может по методу учета амортизации, начисленной по данному имуществу: амортизация должна быть списана на затраты на производство и (или) реализацию указанных товаров (работ, услуг) в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. Расчет среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников"). При определении среднесписочной численности инвалидов среди работников организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, необходимо помнить следующее. Под общим числом работников понимается среднесписочная численность работников организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также внешние совместители и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Заметим, что организация должна определять среднесписочную численность и фонд оплаты труда за тот же период, за который составляется расчет налога на имущество. Если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда менее 25%, то за этот отчетный период льгота по налогу не предоставляется, а перерасчет по налогу за предыдущие отчетные периоды не производится. "4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями". На основании данного пункта от налогообложения освобождается имущество, используемое организациями, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Для правомерного применения льготы данные организации обязаны вести раздельный учет имущества, используемого для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Льгота по налогу предоставляется организациям, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, при наличии у них лицензии. Лицензия выдается в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 415 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств". Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития", лицензирование деятельности по производству лекарственных средств (за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. "5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке". Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Перечень видов объектов культурного наследия установлен в ст. 3 Закона N 73-ФЗ. Организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия, в целях предоставления льготы должна представить охранное обязательство, оформленное в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные требования, обеспечивающие сохранность такого объекта. В соответствии с п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр. В отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, охранные обязательства не оформляются. В этом случае право на льготу можно подтвердить паспортом объекта культурного наследия, который выдается собственнику объекта. В соответствии с п. 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", отнесение указанных объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется указом Президента Российской Федерации. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и сведения о них вносятся в Регистрационный реестр Государственного свода. При этом следует иметь в виду, что памятниками истории и культуры федерального значения признаются имущественные объекты, а не юридические лица, в ведении которых указанные объекты находятся.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" п. п. 6, 7 ст. 381 НК РФ утратили силу с 1 января 2006 г. Таким образом, с 1 января 2006 г. организации уплачивают налог на имущество на общих основаниях в отношении следующих объектов: - жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов; - социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения, также облагаются налогом на имущество на общих основаниях, поскольку в отношении указанных объектов льгота действовала до 1 января 2005 г. Пункт 8 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов". "9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; 10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания". К ядерным установкам относятся: - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; - сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; - сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; - другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"). Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Напоминаем, организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей, и пункты хранения, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" должна иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования в области использования атомной энергии. "11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации". Льгота предоставляется организациям, которые имеют на балансе железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи. Для таких организаций льгота по налогу предоставляется по имуществу, из которого состоят указанные объекты. Эти основные средства должны быть включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Учитывая, что эта льгота действует с 1 января 2004 г., организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, не применяли данную льготу, так как Перечень не был утвержден. Указанный Перечень имущества Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской от 30 сентября 2004 г. N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций". В соответствии с п. 2 этот документ применяется к возникшим с 1 января 2004 г. правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций. Организации вправе произвести перерасчет налоговых обязательств за 2004 г. Об этом сказано и в Письме Минфина России от 6 сентября 2004 г. N 03-06-01-04/23. "12) организации - в отношении космических объектов". Следует отметить, что для применения этой льготы следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно ст. 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации. "13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий". Льгота, установленная данным пунктом, предоставляется всем специализированным протезно-ортопедическим предприятиям по производству протезно-ортопедической продукции независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. Этот пункт Закона вступил в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона, то есть с 17 июля 2005 г. Лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 647. "14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций". Условием предоставления этой льготы является их соответствие критериям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации должны быть созданы в соответствии со ст. 20 указанного Закона. У таких налогоплательщиков от налога освобождается все движимое и недвижимое имущество, которое они учитывают в качестве основных средств на балансе. При этом НК РФ не ограничивается применение льготы в зависимости от способа использования имущества (например, предоставление помещений в аренду). Адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация являются формами адвокатских образований. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. "15) имущество государственных научных центров". Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации". Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на территории Российской Федерации предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Отнесение учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. Об этом говорится в п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации". Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра. Данная льгота по налогу на имущество организаций предоставляется государственным научным центрам вне зависимости от осуществления ими предпринимательской деятельности, в том числе сдачи имущества в аренду. Такие разъяснения даны в Письме УМНС России по г. Москве от 9 марта 2004 г. N 23-10/1/15064. Следует отметить, что льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 НК РФ для государственных научных центров, не может применяться организациями, которым присвоен статус федерального научно-производственного центра. Об этом сказано в Письме Минфина России от 25 июня 2004 г. N 03-05-06/78. Порядок присвоения статуса федерального научно-производственного центра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 983 "О федеральных научно-производственных центрах". С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" п. 16 ст. 381 НК РФ утрачивает силу. Данная налоговая льгота применялась исключительно в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. То есть с 2006 г. научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств уплачивают налог на общих основаниях. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (п. 11 ст. 1) введен п. 17: "17) организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет". Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщики - резиденты особых экономических зон (промышленно-производственных и технико-внедренческих), имеющие движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, не уплачивают налог на имущество организаций. При этом указанное имущество не облагается налогом в течение пяти лет со дня постановки на учет имущества. Обратите внимание, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Соответственно имущество организации - резидента особой экономической зоны, находящееся за пределами особой экономической зоны, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Статьей 2 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в ст. 381 введен п. 18: "18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов". Внесение изменений в ст. 381 НК РФ обусловлено созданием Российского международного реестра судов. Судовладельцам при применении этой льготы нужно учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" новые положения НК РФ вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона. Отметим, что Закон впервые был опубликован в "Российской газете" 23 декабря 2005 г. Получается, что льготой можно воспользоваться не ранее 23 января 2006 г., а налоговый период по налогу на имущество установлен как календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Поэтому указанная льгота по налогу на имущество может применяться судовладельцами с 1 января 2007 г. В Письме Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2006 г. N ГВ-6-21/197@ "О налоге на имущество организаций" указаны коды налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, и в отношении учитываемых на балансе налогоплательщика судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Так, ФНС России указало, что при заполнении разд. 5 "Расчет среднегодовой (средней) стоимости не облагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества" налоговой декларации по налогу на имущество организаций по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению", в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет, по строке 020 указывается код налоговой льготы "2010252", а в отношении учитываемых на балансе налогоплательщика судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по строке 020 указывается код налоговой льготы "2010254". Как уже отмечалось, согласно ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам и сборам. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации, согласно ст. 372 НК РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования. При этом льготы, предусмотренные ст. 381 НК РФ, применяются независимо от того, упоминаются они в региональных законах или нет. Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" перечень налоговых льгот установлен в ст. 4.
М.Л.Тамайко Консультант по налогам и сборам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 01.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |