Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реформа налога на добавленную стоимость ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 3)



"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 3

РЕФОРМА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Необходимость реформирования налога на добавленную стоимость назрела. Об этом свидетельствуют предложения государственных чиновников и представителей бизнеса. Можно выделить две группы предложений: о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж и снижении его ставки и усилении налогового администрирования. По-видимому, Правительству РФ скоро придется принимать решение о реформировании НДС, так как сложившаяся практика начисления и уплаты этого налога не удовлетворяет ни государство, ни бизнес. Президент РФ дал поручение Правительству РФ рассмотреть инициативу главы РСПП А. Шохина о снижении основной ставки НДС с 18 до 10%.

Налог на добавленную стоимость как эффективный инструмент

пополнения бюджета

По своей сути налог на добавленную стоимость (далее - НДС) можно назвать "военным" налогом. Дело в том, что впервые он начал применяться в начале прошлого века в годы Первой мировой войны. Тогда многие государства в связи с сильно возросшими военными расходами столкнулись с нехваткой средств для формирования своих бюджетов. В связи с этим был введен налог, который взимался на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Естественно, цена такого товара довольно существенно возрастала, что не нравилось ни производителям, ни потребителям. После войны налог был отменен, но вскоре вновь введен государствами в связи с началом Второй мировой войны.

Подробная схема обложения НДС была разработана в 1954 г. французским экономистом М. Лоре. Сейчас налогом на добавленную стоимость называют налог, который взимается с продажи товаров и услуг на хотя бы некоторых стадиях производства и реализации. Он применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.

Стоит отметить, что НДС не взимается в США, то есть его применяют не все экономически развитые страны. В Японии НДС претерпел столь большие изменения, что существенно отличается от других стран, - его ставка составляет 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.

Немного статистики

Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.

Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2004 г. в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2005 г. - 1025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2005 г.

Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.

В 2006 г. рост сбора НДС по стране в целом составил всего около 3%. Если сравнить это с темпами роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно.

Росстат обнародовал данные о налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2007 г. По сравнению с 1 января 2006 г. общая задолженность увеличилась на 4,3%, в том числе по НДС - на 16,3%.

Но есть и региональная статистика. По сообщению Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, в 2006 г. рост сбора НДС увеличился на 42,7% по сравнению с 2005 г. Налоговики считают, что это произошло за счет усиления налогового администрирования.

Недостатки НДС

НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 80%. Об этом заявлял еще 15 марта 2005 г. на заседании круглого стола Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков директор департамента финансовой политики Минфина России А. Саватюгин.

Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. И невозможность таких оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.

Такие проблемы характерны не только для России. По сообщению сайта Банкир.Ру от 22 сентября 2006 г., таможенные службы Великобритании и Голландии раскрыли схему мошенничества с возвратом НДС. Бюджет этих стран недополучил огромные суммы НДС. В результате расследования был закрыт международный банк First Curacao, находившийся на Карибских островах, так как через него проходили нелегальные платежи. Всего бюджеты двух государств недополучили налога примерно на 6,5 млрд долл.

Схема, которая использовалась мошенниками, нередко применяется и в России. Она носит название "карусельная". Суть ее в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки НДС и присваивают разницу. НДС в бюджет при этом не перечисляется. Подобные схемы ухода от налогообложения проводятся через большое число компаний, что затрудняет расследование таких махинаций.

Кроме этого, существует множество проблем, которые кажутся второстепенными, но затрудняют работу налоговых органов при проверке правильности уплаты и обоснованности возмещения НДС.

Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд. Президент РСПП А. Шохин, выступая перед журналистами 9 декабря 2006 г., заявил, что "100% НДС возмещается только через суд".

Нередко налоговые инспекторы возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9 - 12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.

Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.

Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Получается, что в современном виде НДС - это неоправданно "дорогой" налог. Что же делается и планируется сделать для преодоления недостатков этого налога?

По пути модернизации НДС

Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога. С этой целью были приняты несколько поправок в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ).

С 1 января 2004 г. так называемая основная ставка НДС была снижена с 20 до 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Это сопровождалось отменой множества льгот. Заметим, что, с точки зрения налоговиков, пониженная ставка НДС (то есть ставка ниже основной), применяемая при реализации некоторых товаров и услуг (например, продовольственных и детских), - это льгота.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ с 1 января 2006 г. внесены изменения в п. 1 ст. 167 "Момент определения налоговой базы" гл. 21 НК РФ. Теперь моментом определения налоговой базы (с некоторыми исключениями) является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ранее налогоплательщики сами определяли в своей учетной политике для целей налогообложения день отгрузки или день оплаты моментом определения налоговой базы.

В результате многим организациям с 1 января 2006 г. пришлось уплачивать налог раньше.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. налог на добавленную стоимость был назван проблемным. "Наряду с изменением процедур взимания НДС, - сказал Президент РФ, - надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить наконец налогообложение авансовых платежей."

С 2007 г. введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 г. согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перейдут на поквартальную уплату НДС. Это приведет к выпадающим доходам бюджета в размере 150 - 170 млрд руб. (Налоги устоят // "Газета", 8 февраля 2007 г.).

Но прямое предложение прекратить налогообложение авансовых платежей не выполнено. Проверки Контрольного управления Президента РФ показали, что 20 - 30% поручений В. Путина не выполняются, а "выживают" те, за которыми стоит чей-то большой интерес ("Финансовый контроль", 2006, N 8, с. 60).

Среди положительных для налогоплательщиков изменений налогового администрирования можно назвать Приказ Минфина России от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ). С вступлением в силу этого Приказа утратил силу Приказ Минфина России от 28.12.2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядков их заполнения". Вместо трех форм деклараций введена одна - единая декларация для экспортного и внутреннего НДС, которая позволила налогоплательщикам уплачивать в бюджет только разницу между ними.

Минфин России предлагает ввести систему регистрации налогоплательщиков НДС с 1 января 2008 г. Об этом говорится в проекте "Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы", который министр финансов А. Кудрин представил в Правительство РФ в начале 2007 г.

Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели не будут признаваться налогоплательщиками НДС с момента их государственной регистрации, а станут таковыми с момента регистрации в специально созданной системе регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Зарегистрированным в такой системе будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, которые в обязательном порядке будут указываться на счетах-фактурах.

Небольшие предприятия могут не регистрироваться в новой системе. Обязательной регистрации подвергнутся только организации и индивидуальные предприниматели, выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых превышает некоторую величину, которая может быть законодательно установлена в пределах от 4 до 20 млн руб. в год.

В докладе министра финансов А. Кудрина, сопровождавшем представление в Правительстве РФ проекта "Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы", вопрос о снижении НДС не был затронут. Но заместитель министра финансов С. Шаталов подтвердил, что период сокращения налогового бремени скоро закончится и не будет распространяться на 2009 - 2010 гг. Значит, вопрос о снижении основной ставки НДС будет решаться в ближайшие два года.

Как видно, в целом практика налогообложения идет по пути ужесточения налогового администрирования. Но не все считают этот путь единственно правильным.

Замена НДС налогом с продаж

По мнению некоторых влиятельных чиновников, замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 г. на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" сообщил, что, "если не найдем иных механизмов по администрированию НДС, мы можем вернуться к этому варианту". Речь шла о замене НДС налогом с продаж.

Стоит отметить, что в составляемом Агентством экономических новостей по заказу "Независимой газеты" так называемом рейтинге лоббистов Г. Греф, по данным на ноябрь 2006 г., занимал второе место в категории "профессиональные лоббисты" (на первом месте был заместитель главы Администрации Президента РФ В. Сурков).

Предприниматели, кстати, также считают, что это будет вполне приемлемый путь решения проблем с администрированием НДС. Так, выступая 11 декабря 2006 г. на съезде общероссийской общественной организации "Российский союз налогоплательщиков", президент РСПП А. Шохин (занимающий, кстати, восьмое место в том же рейтинге в номинации "лоббисты-профессионалы") сказал: "Если практика будет повторяться, мы будем готовы поддержать другие предложения, в том числе о резком снижении до 10% НДС и замене его налогом с продаж". Речь шла о практике возмещения экспортного НДС.

Экспертное управление при Администрации Президента поручило подготовить доклад о концепции нового налога группе экспертов во главе с М. Куликовым из Центра исследования проблем налогообложения. Эта группа представила на суд общественности разработанный ею детальный план замены НДС налогом с продаж 10 марта 2007 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ.

По их мнению (отчет экспертов размещен на сайте), плательщиками нового налога с продаж (далее - НсП) должны быть все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров (работ, услуг). Однако важно то, что объектом налогообложения НсП должно стать конечное потребление. Обороты по реализации товаров (работ, услуг), не являющиеся конечным потреблением, должны освобождаться от обложения налогом. Ставка налога по предварительным расчетам должна составить 10%.

В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться от продавца к покупателю по всей производственной цепи, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления. Под конечным потреблением понимается:

- потребление товаров (работ, услуг) непосредственно покупателями, то есть приобретение любых товаров (от товаров первой необходимости до недвижимости), работ или услуг;

- государственные закупки;

- расходы организаций, не связанные с производством;

- покупки, оплачиваемые наличными.

Авторы исследования считают, что отличительной чертой нового налога по сравнению со старым является то, что для расчетов базы нового налога используется весь без исключения оборот розничной торговли и платных услуг, что позволяет не только упростить расчеты начислений налога, но и повысить его потенциальную собираемость за счет однозначного отнесения товара или услуги к объектам налогообложения. Также новыми чертами предложенного налога с продаж являются включение в объекты налогообложения расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также государственных расходов на закупку товаров и оплату услуг сторонних организаций, что позволяет существенно повысить его поступления. Важной особенностью налога является обязанность подавать налоговые декларации, которая должна быть распространена на всех юридических лиц, а не только на тех, кто имеет налоговые обязательства. Таким образом будет нивелирован один из недостатков ранее применявшегося в России налога с продаж - отсутствие контроля оборотов по реализации налогоплательщиков.

Результаты проведенных группой экспертов расчетов показали, что в случае полной отмены НДС и введения налога с продаж со ставкой 10% снижение доходов бюджета в 2004 г. составило бы 209 млрд руб., или 1,2%, от ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг 60%).

Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14% (при указанной выше собираемости НсП в сферах розничной торговли и платных услуг). Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.

При этом, отмечают авторы исследования, замена НДС на НсП никак не отразится на ценовой политике компаний. Для нефтяных компаний, реализующих большую часть продукции на экспорт, налоговая нагрузка увеличится (они не смогут претендовать на возмещение экспортного НДС), в то время как для предприятий, реализующих большую долю продукции на внутреннем рынке, налоговая нагрузка в целом уменьшится. Для оптовых торговых компаний, в разрезе выручки которых отсутствует реализация конечному потребителю, налоговая нагрузка значительно сократится. Для предприятий отрасли розничной торговли налоговая нагрузка изменится незначительно.

Для оказывающих услуги организаций, у которых исходящий НДС значительно превосходит входящий, после отмены НДС и введения налога с продаж произойдет ослабление налоговой нагрузки, что будет связано в основном с более низкой ставкой налога с продаж по сравнению со ставкой НДС. При этом у организаций, оказывающих услуги по большей части юридическим лицам, ослабление налоговой нагрузки будет более существенным по сравнению с компаниями, оказывающими услуги конечным потребителям.

Основным достоинством нового НсП авторы исследования считают простоту администрирования этого налога как для государства, так и для самих налогоплательщиков.

Эксперты признают, что у НсП есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. Например, для избежания каскадного эффекта иногда предпринимаются попытки освободить от налогообложения промежуточные товары, что ведет за собой сложные и дорогостоящие проблемы идентификации таких товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.

Недостаток НсП, по мнению экспертов, можно видеть и в том, что предприниматели смогут уклоняться от его уплаты, например, с помощью фиктивных безналичных расчетов. Налог с продаж не зависит от финансового состояния налогоплательщиков, поэтому в некоторых случаях может стать разорительным. Ведь введение НсП может повысить цены в секторах рынка с низкой конкуренцией, что негативно скажется на малообеспеченных слоях населения.

Сторонники и противники замены НДС налогом с продаж

Из очевидных статистических данных и недостатков налоговой практики разные заинтересованные в судьбе НДС должностные лица и организации делают разные выводы. В вопросе замены одного налога другим, как и в любом другом, есть по меньшей мере две стороны. Определим отношение к проблеме государства и предпринимателей.

Скажем сразу, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60 - 63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб. Кроме этого, для увеличения собираемости налога с продаж до уровня собираемости НДС ставка налога с продаж должна быть установлена, по оценкам Минфина России, на уровне 70 - 80%, сообщил в интервью "Интерфаксу" еще 12 октября 2005 г. заместитель министра финансов С. Шаталов. "Пока я не вижу возможности для того, чтобы осуществить такую замену", - сказал он.

Отметим, что в рейтинге лоббистов С. Шаталов не отражен. Однако его непосредственный начальник (министр финансов А. Кудрин) находится на третьей позиции, то есть сразу после главы Минэкономразвития России Г. Грефа.

Еще в 2004 г. в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены налога на добавленную стоимость и введения вместо него налога с продаж. В марте 2006 г. в Правительство РФ был представлен план проведения таких изменений.

Как уже было сказано, Минэкономразвития России считает, что НДС можно заменить на НсП, но только в том случае, если не найдется механизмов обеспечения так называемой нейтральности НДС и только после проведения тщательного исследования последствий такой замены.

Что касается предпринимательского сообщества, то по этому вопросу с недавних пор бизнесмены занимают единую позицию: они согласны с заменой НДС на НсП. Об этом свидетельствуют выступления президента РСПП А. Шохина, чье объединение представляет крупный бизнес. Как заявил 27 октября 2006 г. "Деловой России" (организация представляет интересы среднего бизнеса) Б. Титов, замена НДС на налог с продаж - это наиболее приемлемый вариант решения проблемы с НДС.

Более сдержанную позицию до сих пор занимала Торгово-промышленная палата РФ (далее - ТПП РФ). На Втором налоговом форуме, проведенном ТПП РФ осенью 2005 г., был распространен документ, содержащий оценку ситуации и предложения по совершенствованию налогового законодательства.

В отношении НДС в нем было отмечено, что "должен быть решен остро стоящий вопрос о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров. Данная мера помимо обеспечения нейтральности применения этого налога станет эффективным средством стимулирования несырьевого экспорта. Наряду с этим необходимо принимать меры по улучшению администрирования этого налога, позволяющие бороться с уклонением от уплаты НДС путем необоснованного завышения вычетов или получения из бюджета сумм налога, фактически не уплаченного в бюджет. Однако важно, чтобы реализация таких мер не привела к ухудшению финансового положения добросовестных налогоплательщиков (как в случае введения специальных НДС-счетов).

Необходимо продолжить постепенное снижение ставки НДС до 13% при сохранении ряда существующих в настоящее время льгот, в частности льгот на лекарства и печатную продукцию.

В настоящее время отменены налоговые льготы на ввозимые в РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, научные периодические издания. По ставке 10% НДС облагаются теперь операции по реализации научной и книжной продукции, что представляется неверным решением. В НК РФ следует закрепить ранее существовавшую льготу, согласно которой от обложения НДС освобождались патентно-лицензионные соглашения, связанные с объектами промышленной собственности.

Кроме того, следует внести изменения в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусмотрев, что не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые отечественными выставочно-ярмарочными организациями, оперирующими в сфере содействия внешнеэкономической деятельности".

Второй вариант реформы НДС

Однако реформа НДС может пойти и по иному сценарию. Вполне возможно, что в скором времени ставка этого налога будет снижена. Первый раз о необходимости уменьшения ставки НДС до 13% заявил еще в начале 2005 г. заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ М. Копейкин. Его предложение было поддержано председателем Правительства РФ М. Фрадковым. По требованию М. Фрадкова снижение НДС было включено в среднесрочную программу социально-экономического развития России на 2006 - 2008 гг. Но одновременно было решено, что сначала Минфин России разработает и внедрит меры по улучшению налогового администрирования, и в частности - администрирования НДС, и только потом будет рассмотрен вопрос о снижении ставки.

Во время встречи крупнейших бизнесменов из РСПП с Президентом РФ 6 февраля 2007 г. президент РСПП А. Шохин просил у В. Путина упрощения администрирования и снижения ставки НДС. "Почти в 100% случаев НДС возмещается через суды", - сказал А. Шохин. Председатель совета директоров "Русского алюминия" О. Дерипаска в первом же своем тезисе (тезисы были опубликованы 13 февраля 2007 г. на сайте РСПП) отметил необходимость "вернуться к рассмотрению вопроса о снижении НДС как основной меры, направленной на развитие максимально широкого круга промышленных предприятий". В условиях 2007 г. для этого потребовалось бы, по его расчетам, 400 млрд руб.

Это предложение поддержал руководитель Аппарата Правительства РФ С. Нарышкин. В результате Президент РФ поручил Правительству РФ рассмотреть предложения РСПП о налоговом стимулировании бизнеса.

На заседании правительственной комиссии по бюджету согласно распространенной пресс-службой Правительства РФ 13 февраля 2007 г. информации "была отмечена возможность рассмотрения вопроса о снижении ставок отдельных налогов, в том числе... о совершенствовании администрирования НДС и возможности снижения его ставки". По данным газеты "Коммерсантъ" (от 14 февраля 2007 г.), министр финансов А. Кудрин "неожиданно заявил о готовности ведомства снизить НДС с 18 до 15% в обмен на эквивалентное повышение налога на добычу полезных ископаемых".

Идею снижения основной ставки НДС поддержал глава Минэкономразвития России Г. Греф. Но он предлагает снизить основную ставку НДС с 1 января 2009 г. до 15% только при одновременной отмене его льготной ставки (10%), которая сейчас применяется при реализации отдельных видов товаров.

Таким образом, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа, до сих пор остается открытым. Скоро Правительство РФ по поручению Президента РФ рассмотрит предложения предпринимателей о налоговом стимулировании бизнеса и, в частности, предложение главы РСПП А. Шохина о снижении ставки НДС с 18 до 10%. Однако перед этим Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы, подготовленные Минфином России, будут обсуждаться на заседании рабочей группы Правительства РФ по налоговому законодательству.

Выводы

В таком важном вопросе, как отмена одного из важнейших для государства налогов, сложно занимать какую-то определенную позицию. Поэтому попробуем подвести черту и определить все плюсы и минусы такого развития событий.

Итак, в пользу замены НДС на НсП можно привести несколько аргументов: это простота администрирования налога, его "нейтральность" по отношению к участникам экономической деятельности, а также некоторое уменьшение налоговой нагрузки на участников экономической деятельности (и главное - на те компании, которые занимаются производством высокотехнологичных товаров, где доля добавленной стоимости очень высока).

В качестве доводов против замены НДС на НсП можно привести слабую изученность этого вопроса (в связи с этим стоит вспомнить опасения Минфина России, который предупреждает о "выпадающих" доходах бюджета). Кроме этого, надо иметь в виду, что схем уклонения от уплаты НсП будет создано, по всей видимости, не меньше, чем схем уклонения от уплаты НДС.

Все это заставляет сделать вывод о необходимости тщательного изучения всех плюсов и минусов такой замены налогов. Если замена НДС на НсП и возможна, то только после консультаций со всеми заинтересованными сторонами. Не исключено, что введение НсП стоит осуществлять постепенно. Например, не отменять НДС, а год от года уменьшать его основную ставку и одновременно ввести НсП и постепенно повышать его ставку.

А.В.Сапожков

Независимый эксперт

Подписано в печать

01.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новая форма налоговой отчетности банков ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 3) >
Статья: О выплате банками пособий по временной нетрудоспособности и пособий лицам, имеющим детей ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.