|
|
Статья: Как избежать ошибок в платежном поручении ("Российский налоговый курьер", 2007, N 6)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 6
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В ПЛАТЕЖНОМ ПОРУЧЕНИИ
Ошибку в платежке на перечисление налога бухгалтер нередко обнаруживает, только получив из инспекции требование об уплате налога. В столичном Управлении Федерального казначейства счет ошибочным платежам, поступившим от налогоплательщиков, ежедневно идет на сотни, а порой и на тысячи. Как внести исправления в платежку? Что делать, если ошибку допустил банк? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в статье, подготовленной специалистами Управления ФНС России по г. Москве.
При уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации большое значение имеет правильность заполнения платежных поручений. Если они оформлены с ошибками, то денежные средства могут и не дойти до адресата. Дело в том, что бюджетная система имеет сложную структуру и неточности в расчетных документах обычно приводят к тому, что денежные средства не поступают в бюджет или учитываются по другому виду налогов. В таких случаях возникают расхождения в учете уплаченных налогов между данными налогоплательщика и налоговых органов. В результате к организации могут быть применены санкции - от начисления пеней до принудительного взыскания недоимки. Заполняя расчетные документы, организации должны руководствоваться Правилами, которые утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.
Типичные ошибки налогоплательщика
Ошибки в платежных поручениях на перечисление налогов - явление не редкое, а урегулировать их последствия достаточно сложно. Основной ошибкой является неправильное указание ИНН и КПП получателя платежа, КПП налогоплательщика, статуса плательщика (налогоплательщик, налоговый агент и т.п.), а также кодов бюджетной классификации (КБК). Если допущена хотя бы одна из указанных ошибок, денежные средства не попадают в карточку "Расчеты с бюджетом". Расчетный документ оформляется только по одному налогу (сбору) согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации. В одном платежном поручении по одному КБК может быть указан лишь один налог (сбор). Порядок распределения денежных средств следующий. Расчетные документы проходят обработку в автоматизированном режиме в соответствии с цифровой информацией электронного платежного документа. В случае ошибок денежные средства могут быть отнесены в разряд невыясненных платежей. Плательщики порой не указывают в расчетных документах КБК, код ОКАТО муниципального образования, значения ИНН и КПП получателя или проставляют несуществующие КБК, ОКАТО, ИНН и КПП получателя. Кроме того, ИНН/КПП получателя иногда не соответствует коду администратора, указанному в КБК (первые три разряда). Тогда органы Федерального казначейства относят поступления по этим документам в разряд неклассифицированных невыясненных поступлений. Такие доходы не подлежат распределению по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Например, только из-за неправильного указания в расчетных документах ИНН и КПП налогового органа Управление Федерального казначейства по г. Москве ежедневно при обработке банковской выписки автоматически относит в разряд невыясненных от 235 до 1400 платежей на общую сумму от 4,5 до 11 млн руб. В соответствии с совместным Приказом Федерального казначейства и ФНС России от 27.06.2005 N 7н/САЭ-3-10/285 региональное отделение Управления Федерального казначейства направляет в налоговые органы информацию о поступлениях администрируемых ими платежей. Напомним, что у ФНС России код администратора - 182. Принадлежность платежей к таким поступлениям определяется по нескольким признакам. В первую очередь по коду вида дохода, записанному в расчетном документе в 4 - 11 разрядах КБК. Если первое условие невыполнимо, то по значению 182 кода администратора поступлений в бюджет (1 - 3 разряды КБК). А в тех случаях, когда первые два условия невыполнимы, - по ИНН и КПП в поле "Получатель" расчетного документа. С 1 января 2006 г. плательщики, которые состоят на учете в налоговых органах г. Москвы, уплачивают все налоги и сборы, в том числе региональные и местные, на единый казначейский счет N 40101810800000010041. Он открыт Управлением Федерального казначейства по г. Москве в Отделении N 1 Московского ГТУ Банка России, БИК 044583001. Образец заполнения платежного поручения для таких налогоплательщиков смотрите на с. 78.
Образец заполнения платежного поручения на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации для налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в налоговых органах г. Москвы
———————————————————¬ ———————————————————————————————————¬
|Заполняется банком| | Статус лица, оформившего |
| плательщика | | расчетный документ |
L————————T———————T—— L———————————————————T———————————————
¦ L------¬ ¦ (2)
¦ ¦ ¦ ----------¬
\/ \/ ¦ ¦ 0401060 ¦
(62) (71) ¦ L--------
————
---------------------- ---------------------- ¦
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат. L-----------¬
¦
\/
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N (3) (4) (5) ------¬
¦ ------------ ------------- ¦(101)¦
¦ Дата Вид платежа L----
————
(1)<---
————
Сумма прописью
——————————————————T———————————————————T————————T——————————————————————————————————————————————————
ИНН (60) ¦КПП (102) ¦Сумма ¦(7)
——————————————————+———————————————————+ |
(Значения ИНН и КПП плательщика | |
указываются согласно выданным | |
Свидетельству и уведомлениям о +————————+——————————————————————————————————————————————————
постановке на учет в налоговом ¦Сч. N ¦(9) ********************органе) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (8) ¦ ¦
——————————————————————————————————————+————————+
(12) АКБ "***************************"|БИК |(11) *********
+————————+
|Сч. N |(12) ********************
Банк плательщика | |
——————————————————————————————————————+————————+——————————————————————————————————————————————————
(13) Отделение N 1 Московского ГУ ¦БИК ¦(14) 044583001Банка России +--------+ ¦Сч. N ¦ Банк получателя ¦ ¦(15)
——————————————————T———————————————————+————————+
ИНН (61)77********|КПП (103)77******* |Сч. N |(17) 40101810800000010041
——————————————————+———————————————————+ |
(16) УФК по г. Москве | |
(ИФНС России N __ по г. Москве) +————————+——————T———————————T———————————————————————————————
(Значения ИНН, КПП и наименование ¦Вид оп. ¦(18) ¦Срок плат. ¦(19)налогового органа, а также +--------+ +-----------+ наименование органа Федерального ¦Наз. пл.¦(20) ¦Очер. плат.¦(21) казначейства доводится до ¦ ¦ ¦ ¦ налогоплательщика налоговым органом ¦ ¦ ¦ ¦ по месту постановки на учет) +--------+ +-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ Получатель ¦Код ¦(22) ¦Рез. поле ¦(23)
————————————————————T———————————————T—+———————T+——————+—T—————————+——————————————T———————————————¬
(104) | (105) | (106) | (107) | (108) | (109) | (110) |
182*****************| 45********* | | | | | |
———————————T————————+———————T———————+————T————+————T————+————T————+——————T———————+———————T————————
/¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
———————————+————————T———————+———————T————+————T————+————T————+————T——————+———————T———————+———————¬
| Код | Код ОКАТО |Основание|Налоговый| N | Дата | Тип платежа |
| бюджетной | по месту | платежа | период |документа| документа — | должен |
| классификации | нахождения | | | | дата подписи |соответствовать|
| (КБК) | объекта | | | | декларации | коду программы|
| |налогообложения| | | |уполномоченным| КБК (14 — 17 |
| | | | | | лицом | разряды КБК) |
L———————————————————+———————————————+—————————+—————————+—————————+——————————————+————————————————
(24)Назначение платежа
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Подписи Отметки банка
(44) (45)
______________________________
М.П.
(43) ______________________________
Как исправить ошибки
Ведение финансово-хозяйственной деятельности компанией неразрывно связано с банками и другими кредитными организациями, особенно в части перечисления платежей в бюджет. Согласно п. 4 ст. 60 НК РФ банки несут ответственность за ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов.
Если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов, то организация имеет право заявить об этом в письменном виде. К заявлению необходимо приложить копию оформленного расчетного документа.
Налоговый орган в соответствии с Рекомендациями, которые утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ (с изм. и доп.), направляет в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган соответствующих документов. В них банк должен подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в заявлении плательщика. После получения из банка документов, которые подтверждают заявление организации, налоговый орган пересчитает пени, начисленные ранее из-за допущенной банком ошибки.
С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ, согласно которому ст. 45 Налогового кодекса излагается в новой редакции. Уточнена процедура взыскания налога в судебном порядке, а также указаны условия прекращения обязанности по уплате налога. Кроме того, правила этой статьи применяются в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, а также на налоговых агентов.
В п. 3 данной статьи описаны условия, при которых обязанность по уплате налога признается исполненной. Отличия от ранее действовавшего порядка таковы.
Во-первых, уточнено условие для признания налога уплаченным: наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа.
Во-вторых, отдельно определено условие для бюджетных организаций: налог признается уплаченным с момента отражения операции по перечислению налога на лицевом счете такой организации.
В-третьих, возможность уплаты налога наличными денежными средствами предусмотрена только для физических лиц.
И, наконец, в-четвертых, решение суда, которое обязывает налоговый орган произвести зачет переплаты, не является основанием для признания налога уплаченным.
Основания, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога не признается исполненной, перечислены в п. 4 ст. 45 НК РФ. В сравнении с порядком, действующим до 2007 г., появилось два новых основания.
Первое касается только налогоплательщиков - физических лиц. Обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной при возврате налогоплательщику наличных денежных средств, ранее принятых для перечисления в бюджет.
Второе основание актуально для всех: в платежном документе неправильно указан номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, в результате чего сумма налога не поступила в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В такой ситуации обязанность по уплате налога также не признается исполненной.
Обратите внимание: теперь обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации без каких-либо оговорок (п. 5 ст. 45 НК РФ). Ранее исключения предусматривались для иностранных организаций, а также физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.
В п. 7 ст. 45 НК РФ определен механизм исправления ошибок, допущенных при оформлении платежных поручений, которые не повлияли на перечисление денежных средств в бюджетную систему. Так, налогоплательщик имеет право подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить необходимые реквизиты. Кроме того, может быть проведена сверка между организацией и налоговым органом. Результаты сверки оформляются актом. Пункт 7 ст. 45 Налогового кодекса регулирует также получение налоговым органом у банка копии поручения налогоплательщика, принятие решения об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и перерасчет пеней.
Подведем итог. Налогоплательщик должен добросовестно заполнять платежные поручения и постоянно контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налогов и сборов. Это поможет избежать в будущем значительных проблем с начислением пеней и принудительным взысканием недоимки, которая может образоваться из-за неправильного отражения в налоговом учете платежей, фактически перечисленных в бюджет.
Подписано в печать
01.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |