|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок взыскания налогов, пеней и штрафов в 2007 году ("Российский налоговый курьер", 2007, N 6)
"Российский налоговый курьер", 2007, N 6
ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ В 2007 ГОДУ
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ кардинально изменил основные положения Налогового кодекса, регулирующие принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов. В статье подробно рассказывается о новой процедуре взыскания этих платежей с организаций.
Налоговым кодексом предусмотрено, что если организация не уплачивает налог в установленный срок или перечисляет его в неполном размере, то соответствующие суммы взыскиваются в принудительном порядке. Взыскание производится по решению налогового органа или через суд. Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязательный судебный порядок предусмотрен только для трех случаев. Первый - в целях взыскания налога с организации, которой открыт лицевой счет. Второй - для взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися согласно гражданскому законодательству РФ: - зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий); - основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями). Недоимка взыскивается с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий).
Третий случай - если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной этим налогоплательщиком, или его статуса и характера деятельности. Во всех остальных ситуациях налоговые органы взыскивают налог без обращения в суд. Прежде всего взыскание обращается на денежные средства организации на ее счетах в банках. Можно также взыскать налог за счет иного ее имущества. Но только при недостаточности (отсутствии) денежных средств у налогоплательщика (налогового агента) либо при отсутствии информации о его счетах у налогового органа.
Взыскание налога за счет денежных средств на счетах организации
При наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет ему требование об уплате налога <*>. Это определено в п. 2 ст. 69 Налогового кодекса. Организация должна исполнить требование в течение 10 календарных дней с момента его получения. Разумеется, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Так сказано в п. 4 ст. 69 НК РФ. ————————————————————————————————<*> Подробнее об этом читайте в статье "Общий порядок уплаты организациями налогов, пеней и штрафов" // РНК, 2007, N 4. - Примеч. ред.
Допустим, организация не уплатила налог в установленный в требовании срок. Не позднее двух месяцев после его истечения руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о взыскании налога. Такое решение вручается под расписку представителям организации или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа. Если представители организации уклоняются от получения решения, налоговая инспекция направляет его заказным письмом по почте.
Примечание. Срок для обращения налогового органа в суд Решение о взыскании налога, принятое налоговым органом после истечения установленного срока, является недействительным. А значит, исполнению оно не подлежит и взыскать налог можно будет только через суд. Налоговый орган вправе подать иск в течение 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога. Если налоговый орган "опоздает" по уважительной причине, суд может восстановить пропущенный срок. На это указывает п. 3 ст. 46 НК РФ. Такую ситуацию не надо путать с теми случаями, когда взыскание налога изначально должно производиться в судебном порядке. Для них в Налоговом кодексе прямо не установлен срок обращения налоговых органов в суд с соответствующими заявлениями.
Документ считается полученным организацией по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. Основанием служит п. 3 ст. 46 Налогового кодекса. Затем в течение одного месяца со дня принятия решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручение на списание с этих счетов и перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее - поручение). Это установлено в п. п. 2 и 4 ст. 46 НК РФ. В поручении должны быть указаны счета организации, с которых нужно перечислить налог, и сумма, подлежащая перечислению.
Обратите внимание! С каких счетов взыскиваются налоги Согласно п. 5 ст. 46 НК РФ взыскание обращается на рублевые расчетные (текущие) счета организации. Недостающая сумма может быть списана с валютных счетов. Тогда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет банку поручение на продажу валюты. Налог взыскивается в размере, эквивалентном сумме платежа в рублях по курсу Банка России на дату продажи валюты. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Если у организации есть депозитный счет, налоговый орган вправе дать банку также поручение на перечисление денежных средств с этого счета на ее расчетный (текущий) счет. Но банк исполняет это поручение лишь после истечения срока действия депозитного договора и только если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога в бюджет.
В п. 1 ст. 60 НК РФ говорится, что банки обязаны исполнять поручения налоговых органов в очередности, установленной гражданским законодательством. Очередность списания денежных средств со счета регулируется ст. 855 ГК РФ, которая применяется с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, а также ст. 29 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". Банк исполняет поручение не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, при условии, что взыскание налога производится с рублевых счетов. При взыскании с валютных счетов - не позднее двух операционных дней. Разумеется, данные сроки соблюдаются, когда это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством. Возможна ситуация, когда в день получения банком поручения налогового органа на счетах организации отсутствует необходимая денежная сумма. Тогда банк исполняет данное поручение по мере поступления денежных средств: не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета. Исполнение решения о взыскании налога может обеспечиваться путем приостановления операций по счетам организации в банке <**>. Решение об этом принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет его в банк. ————————————————————————————————<**> Подробнее см. в статье "Приостановление операций по счетам: что изменилось" // РНК, 2007, N 4. - Примеч. ред. Взыскание налога за счет иного имущества организации Такое взыскание осуществляется в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом тех сумм, которые уже взысканы со счетов организации в описанном выше порядке или уплачены ею добровольно (п. 1 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании за счет иного имущества принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Теперь в п. 1 ст. 47 Налогового кодекса прямо установлено, что такое решение может быть принято в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога. Итак, решение вынесено. С этого момента в трехдневный срок налоговая инспекция должна направить судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента (далее - постановление). Перечень документов, которые налоговая инспекция направляет судебному приставу-исполнителю вместе с постановлением, приведен в п. 2.2 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов. Этот документ утвержден совместным Приказом МНС России и Минюста России от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215. В частности, судебному приставу-исполнителю передаются имеющиеся у налогового органа сведения об имуществе организации (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект. Кроме того, судебному приставу-исполнителю предоставляются данные о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации; фактические адреса, телефоны головной организации и ее структурных подразделений; информация о кассовых аппаратах и местах их установки. Если налоговый орган, согласно ст. 77 НК РФ, производил арест имущества организации, то в службу судебных приставов передаются копия протокола ареста имущества и копии актов описи (при их наличии). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В тот же или на следующий день он направляет копии этого документа организации и налоговому органу. Это предусмотрено в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ). В указанном постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает организации срок для добровольной уплаты требуемой суммы (не более 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства). Основание - п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) судебный пристав-исполнитель осуществляет в порядке, установленном в Законе N 119-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 47 НК РФ. Обратите внимание: если организация в установленный срок без уважительных причин не исполнила в добровольном порядке постановление судебного пристава-исполнителя, с нее взыскивается исполнительский сбор. Помимо этого за ее счет покрываются расходы, связанные с совершением исполнительных действий. Об этом говорится в ст. ст. 81, 82 и 84 Закона N 119-ФЗ. Судебный пристав-исполнитель должен совершить исполнительные действия и выполнить требования, которые содержатся в постановлении налоговой инспекции, в течение двух месяцев со дня поступления к нему данного постановления. Это предусмотрено в п. 4 ст. 47 НК РФ. Порядок взыскания Сама процедура обращения взыскания на имущество состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации (п. 1 ст. 46 Закона N 119-ФЗ). Заметим, что арестованное имущество изымается не всегда. Согласно п. 1 ст. 53 Закона N 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель может оставить его на хранение организации, причем с правом пользования. Конечно, если такое пользование не ведет к уничтожению имущества или уменьшению его ценности. Обязательному изъятию подлежат, например, денежные средства, драгоценные металлы и драгоценные камни. Изымается и немедленно передается для реализации имущество, которое подвержено быстрой порче. Такой порядок установлен в ст. 51 Закона N 119-ФЗ. Буква закона. Арест имущества Арест имущества может применяться на всех стадиях исполнения решения о взыскании налога за счет неденежных средств организации. Налоговые органы используют эту процедуру как обеспечительную меру согласно ст. 77 НК РФ, а судебные приставы-исполнители - в том же качестве (если налоговый орган не производил арест имущества) либо как часть самой процедуры взыскания в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ. Решение об аресте имущества организации принимает руководитель налогового органа или его заместитель (ст. 77 НК РФ). Это возможно лишь с санкции прокурора и только при одновременном наличии двух условий: - если организация не уплатила в установленный срок налог; - если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что организация предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Что может считаться такими основаниями, указано в п. 3 Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога. Документ утвержден Приказом МНС России от 31.07.2002 N БГ-3-29/404. Данная мера обеспечения заключается в следующем. Организация владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового органа (при частичном аресте) или вообще не вправе распоряжаться им (при полном аресте). Как сказано в п. 5 ст. 77 НК РФ, аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Однако это ограничение не запрещает накладывать арест на все имущество организации. На это указывает п. 4 той же статьи. При изъятии наличных денежных средств (в рублях или иностранной валюте), хранящихся в сейфах кассы организации и находящихся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях организации, судебный пристав-исполнитель обязан в тот же день сдать их в банк. Изъятые денежные средства в рублях сразу же перечисляются в счет погашения задолженности по налогу и для зачисления в доход федерального бюджета суммы исполнительского сбора. Что касается валютных средств, то прежде они конвертируются в рубли. Если имеются сведения о принадлежащих налогоплательщику денежных средствах и иных ценностях, которые находятся на счетах и во вкладах или на хранении в банках (кредитных организациях), то судебный пристав-исполнитель налагает на них арест. Основание - ст. ст. 46 и 57 Закона N 119-ФЗ. Иное имущество после ареста реализуется путем продажи специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах (ст. 54 Закона N 119-ФЗ). Для продажи недвижимости проводят торги. Имущество, на которое обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель должен оценить по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Исключение - случаи, когда оценка производится по регулируемым ценам. Налоговый орган и организация вправе не согласиться с оценкой имущества. Тогда судебный пристав-исполнитель обязан назначить специалиста для определения стоимости такого имущества. Связанные с этим расходы несет сторона, оспорившая оценку. Об этом говорится в ст. 52 Закона N 119-ФЗ. При взыскании налога за счет имущества организации, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации этого имущества и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) за счет вырученных сумм. Такая норма зафиксирована в п. 6 ст. 47 НК РФ. За счет какого имущества осуществляется взыскание Виды имущества, на которое судебный пристав-исполнитель обращает взыскание, перечислены в п. 5 ст. 47 НК РФ. Прежде всего привлекаются наличные денежные средства организации и денежные средства в банках, на которые налоговым органом не было обращено взыскание согласно ст. 46 Кодекса. Если у организации нет таких средств или их недостаточно для погашения задолженности, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на иное имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Причем независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании это имущество находится. Исключением является имущество, изъятое из оборота (ст. 58 Закона N 119-ФЗ). В первую очередь взысканию подлежит имущество, которое не задействовано непосредственно в производстве продукции (товаров). В частности, это ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений. Во вторую очередь взыскание производится за счет готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, которые не участвуют непосредственно в производстве или не предназначены для этого. В третью очередь взыскание обращается на сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также на основные средства (в том числе станки, оборудование, здания и сооружения). Однако и этого может оказаться недостаточно. Тогда процедуре взыскания подвергается имущество, которое организация передала во владение, пользование или распоряжение другим лицам по договору (например, в аренду). Это возможно, только если для обеспечения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке. Основание - пп. 5 п. 5 ст. 47 НК РФ. (По данному вопросу см. п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 и Пленума Верховного Суда РФ N 41 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".) Взыскание пеней и штрафов Порядок взыскания пеней такой же, как и налогов и сборов. Это установлено в п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47 и п. 6 ст. 75 НК РФ. Следовательно, судебный порядок взыскания пеней применяется в тех же случаях, когда он обязателен и для взыскания налогов и сборов. В остальных ситуациях для взыскания пеней достаточно решения налогового органа. Штраф является мерой ответственности (налоговой санкцией) за налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ). Решение о привлечении организации к ответственности за такое правонарушение выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Это зафиксировано в п. 7 ст. 101 НК РФ. Данное решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Такая обязанность возлагается на налоговый орган, вынесший решение. Он должен направить организации требование об уплате налога, пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ. Так сказано в ст. 101.3 Кодекса. При неуплате (неполной уплате) в установленный срок штрафа, указанного в требовании, налоговый орган взыскивает его с организации в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ. Иначе говоря, аналогично порядку взыскания налога. Это следует из п. п. 2 и 8 ст. 45 НК РФ. Причем размер штрафа не имеет значения. Напомним, что с 1 января 2007 г. ст. 103.1 Налогового кодекса утратила силу. Она предусматривала возможность взыскания суммы штрафа налоговым органом, только если ее размеры не превышали установленных пределов. Судебный порядок взыскания штрафа обязателен, если сумма недоимки по налогу также взыскивается налоговым органом через суд (п. 8 ст. 45 НК РФ). То есть в ситуациях, перечисленных в п. 2 ст. 45 Кодекса. Кроме того, этот порядок применяется, когда налоговый орган пропускает сроки принятия решения о взыскании (п. 3 ст. 46 НК РФ). При таких обстоятельствах налоговый орган также сначала предлагает организации добровольно уплатить сумму штрафа (направляет ей требование). Об этом говорится в ст. 104 Кодекса. Справка. Когда взыскание штрафа приостанавливается Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу после 10 дней со дня его вручения лицу, в отношении которого такое решение вынесено, или его представителю. С того же дня оно подлежит исполнению. Организация вправе обжаловать решение, не вступившее в силу, подав апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Тогда документ вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу обжалование вступившего в законную силу решения не приостанавливает его исполнение. Так сказано в п. 1 ст. 141 НК РФ. Однако и у вышестоящего налогового органа, и у арбитражного суда есть право (но не обязанность!) приостановить исполнение по ходатайству организации. Это предусмотрено в п. 4 ст. 101.2 НК РФ, а также в пп. 5 п. 1 ст. 91 и п. 3 ст. 199 АПК РФ. Заметим, что арбитражные суды в таких случаях, как правило, требуют от организаций встречного обеспечения в порядке, указанном в ст. 94 АПК РФ (см. п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). Срок давности для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налоговой санкции равен 6 месяцам после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Если налоговая инспекция пропускает этот срок по уважительной причине, он может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 115 НК РФ). Обратите внимание: новый порядок взыскания штрафов применяется, если решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах было вынесено после 1 января 2007 г. Если же оно было принято до этой даты, взыскание производится в порядке, действовавшем до 1 января 2007 г. Основание - п. 18 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 105 НК РФ судебные решения о взыскании налоговых санкций исполняются в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, после их вступления в законную силу. Но еще на стадии рассмотрения дела по ходатайству налогового органа арбитражный суд для обеспечения иска может наложить арест на денежные средства (иное имущество) организации. Это предусмотрено в п. 3 ст. 104 НК РФ и гл. 8 АПК РФ. В заключение напомним, в какой очередности взыскиваются налоги, пени и штрафы. Если на счете организации недостаточно денежных средств для одновременного списания сумм и налога, и пеней, и штрафа за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), то применяется следующий порядок. Сначала в полном объеме списывается сумма задолженности по налогу, затем пеней и только после этого сумма указанного штрафа. Так установлено в п. 5 ст. 75 и п. 6 ст. 114 НК РФ. Пример. ООО "Салют" по результатам налоговой проверки были доначислены к уплате НДС (23 000 руб.) и пени (9936 руб.). 11 января 2007 г. руководитель налоговой инспекции вынес решение о привлечении ООО "Салют" к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 4600 руб. Всего организация должна перечислить в бюджет 37 536 руб. (23 000 руб. + 9936 руб. + 4600 руб.). Требование налоговой инспекции об уплате недоимки, пеней и штрафа, переданное директору ООО "Салют" под расписку, в установленный срок не было исполнено. Поэтому 19 февраля 2007 г. руководитель налоговой инспекции принял решение взыскать налог за счет денежных средств на банковских счетах ООО "Салют". 21 февраля 2007 г. он направил в КБ "Сигма", в котором у ООО "Салют" открыт счет, поручение на перечисление с него налога, пеней и штрафа в бюджет. На расчетном счете ООО "Салют" в тот день числилось 17 000 руб. Банк в тот же день списал эту сумму в счет уплаты налога согласно поручению налоговой инспекции. 26 февраля 2007 г. на расчетный счет ООО "Салют" поступило 15 000 руб. В тот же день эту сумму банк списал в счет уплаты оставшейся части недоимки по НДС в размере 6000 руб. (23 000 руб. - 17 000 руб.) и частичного погашения начисленной суммы пеней, указанной в поручении, в размере 9000 руб. (15 000 руб. - 6000 руб.). Больше на этот расчетный счет денежные средства не поступали, данных о других счетах организации у налоговой инспекции нет. В связи с этим 15 марта 2007 г. руководитель налоговой инспекции принял решение о взыскании оставшейся части начисленной суммы пеней, а также штрафа за счет иного имущества ООО "Салют". Е.В.Яковлева Эксперт журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 01.03.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |