Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговые планы Минфина: впереди еще три года реформ ("Российский налоговый курьер", 2007, N 6)



"Российский налоговый курьер", 2007, N 6

НАЛОГОВЫЕ ПЛАНЫ МИНФИНА: ВПЕРЕДИ ЕЩЕ ТРИ ГОДА РЕФОРМ

На заседании 2 марта (в день подписания номера) Правительство РФ одобрило основные направления развития налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. Проект с одноименным названием подготовлен Минфином России в рамках разработки трехлетнего бюджета. О том, какие новшества ждут налогоплательщиков в ближайшие годы, вы узнаете из обзора.

После прочтения документа становится ясно: снижения налогов скорее всего не будет. Минфин собирается сосредоточиться на других задачах. Нас ожидает переход от экстенсивного развития налоговой системы (снижение налоговых ставок) к интенсивному (улучшение администрирования налогов и планомерное решение накопившихся проблем). Изменения весьма масштабны, поэтому остановимся лишь на самых важных.

Трансфертные цены

Контролю за трансфертным ценообразованием в Налоговом кодексе посвящены две статьи - 20 "Взаимозависимые лица" и 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения". По мнению Минфина, данные статьи не позволяют эффективно противодействовать уклонению от налогообложения с использованием трансфертных цен.

Что предлагает финансовое ведомство? Прежде всего расширить перечень критериев для признания лиц взаимозависимыми, а также ввести в налоговое законодательство порядок определения долей прямого и косвенного участия. Следующий шаг - установить закрытый перечень контролируемых сделок, по которым налоговые органы при необходимости смогут корректировать цену, приближая ее к рыночной. При совершении поименованных в этом списке сделок между взаимозависимыми лицами нужно будет уведомлять налоговые органы (предположительно с помощью специальной декларации).

Методам оценки рыночных цен и их применения Минфин планирует посвятить отдельную главу. В ней будут оговорены критерии идентичности и сопоставимости товаров (работ, услуг), порядок расчета показателей для определения рыночных цен. Кроме того, будет уточнена ответственность за нарушение отдельных положений налогового законодательства о трансфертном ценообразовании, установлен регламент использования источников информации о ценах, включая официальные и общедоступные, а также внесено множество прочих нововведений.

Одним из перспективных направлений в сфере регулирования трансфертного ценообразования может стать введение института предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами. В случае полного выполнения условий таких соглашений цена сделки в целях налогообложения будет признаваться рыночной без дополнительных оценок. Подготовка и заключение соглашений будут проходить на платной основе (уплата госпошлины за рассмотрение заявления налогоплательщика о заключении соглашения).

Ввести такой институт Минфин готов только после того, как начнут действовать новые положения по трансфертному ценообразованию, а также появится практика их применения, то есть не ранее 2010 г.

НДС

Первая проблема, которой озаботились в Минфине, - возмещение НДС из бюджета при применении нулевой ставки. Основные способы уклонения от налогообложения в финансовом ведомстве связывают с "неправомерным неначислением налога поставщиками". По мнению авторов проекта, необходимо вернуться к рассмотрению вопроса об уточнении списка документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Главное при этом - факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта. В Минфине предлагают корректировать упомянутый список с учетом данного обстоятельства.

Важно, что налогоплательщику не придется постоянно представлять документы для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. Так, налогоплательщик, который однажды представит документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, в дальнейшем сможет просто уведомлять налоговые органы о том, что документы уже поданы. В уведомлении надо указывать период подачи и реквизиты документов. Для облегчения документооборота вместо всех таможенных деклараций разрешат подавать особые реестры, в которых будет содержаться информация о вывозе товаров с соответствующими отметками таможенных органов. Правда, есть оговорка: при камеральной проверке налоговики вправе затребовать и сами декларации.

Вторая задача - введение обязательной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Всем зарегистрированным в системе планируется присваивать особые идентификационные номера, которые нужно будет указывать в счетах-фактурах.

Регистрация станет обязательной для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации услуг превысит некую предельную величину. Реестр налогоплательщиков НДС будет публичным и доступным по Интернету. Ввести в действие такую систему Минфин предполагает с 2008 г.

Налог на прибыль

Основная новация по налогу на прибыль - введение института консолидированной финансовой отчетности. При исчислении группой компаний налога финансовые результаты всех членов холдинга суммируются. Платежи от консолидированного налогоплательщика между бюджетами регионов РФ распределяются по аналогии с действующими правилами распределения налога на прибыль в отношении обособленных подразделений, то есть пропорционально доле компании, входящей в группу, в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда. Ответственность за подачу налоговой декларации от имени всех членов холдинга возлагается на материнскую компанию. Группой компаний считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской организации, а критерием принадлежности - минимальная доля участия.

Цель введения консолидированной отчетности (по планам Минфина с 1 января 2009 г.) - более эффективный контроль за трансфертным ценообразованием, а также предотвращение связанных с ним перемещений центров прибыли.

НДФЛ

Система налоговых вычетов по НДФЛ будет усовершенствована. Для начала нужно ввести вычет на сумму отчислений по добровольному пенсионному страхованию. Далее - объединить социальные вычеты в один, суммировав существующие размеры вычетов на лечение, обучение и упомянутого вычета на пенсионное страхование.

Сейчас вычет на обучение (или лечение) предоставляется в пределах 50 000 руб. Размер объединенного вычета составит 100 000 руб. По замыслу авторов проекта, налогоплательщик кроме увеличения абсолютной суммы вычета получит право распоряжаться им по своему усмотрению. То есть каждый сможет использовать вычет на образование, здравоохранение или добровольное пенсионное страхование. Соответствующие поправки уже включены в законопроект, который депутаты собираются принять в весеннюю сессию.

Имущественный налоговый вычет при продаже жилья планируется предоставлять в полном объеме от доходов, полученных при продаже, даже тем налогоплательщикам, которые владели проданным имуществом меньше трех лет. При условии, что это жилье было ими приватизировано, а до этого они проживали в нем определенный срок. Надо сказать, весьма длительный - предположительно не менее 15 - 20 лет.

Для получения имущественного вычета по НДФЛ введут еще два условия: продаваемая квартира должна быть единственным объектом жилой недвижимости, находящимся в собственности налогоплательщика, и налогоплательщик должен в ней проживать.

Налог на недвижимость

Налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и налог на землю под недвижимым имуществом граждан и фирм будут трансформированы в налог на недвижимость. Землю и находящиеся на ней постройки объединят в одном объекте налогообложения. Сам налог на недвижимость станет основным доходным источником местных бюджетов.

Мы уже обсуждали на страницах журнала проблемы, связанные с введением этого налога, эксперимент по его применению и причины, по которым эксперимент был блестяще проведен в Великом Новгороде и не удался в Твери <*>. С провалом эксперимента в Твери как раз и связан перенос акцента с создания и оценки объектов налогообложения на межведомственное взаимодействие при проведении массовой оценки.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Читайте статью "Прошлое и будущее налога на недвижимость" // РНК, 2006, N 9. - Примеч. ред. Несмотря на все сложности, Минфин считает возможным ввести налог на недвижимость с 1 января 2009 г. Местные власти получат право устанавливать налоговые ставки. Поскольку администрирование налога на недвижимость довольно дорогая процедура, ставка налога не обещает быть низкой. В связи с этим предполагается установить переходный период, в течение которого будет ограничен размер максимального увеличения или уменьшения налогового платежа по сравнению с существующими налогами. Это сделает переход менее болезненным. В законе также четко пропишут, в какой момент строящийся объект становится объектом налогообложения. Учетная политика Изменятся требования к учетной политике для целей налогообложения. Так, Минфин собирается разработать и опубликовать методические указания, разъясняющие возможность выбора метода налогового учета и порядок отражения в учетной политике сделанного выбора. Скорее всего, будут введены ограничения на частоту смены метода налогового учета. В пример приводится практика США, согласно которой налогоплательщик, изменивший учетную политику один раз за пять лет, должен обосновать необходимость новой смены и получить на это разрешение налоговых органов. Налогоплательщикам разрешат вносить дополнения в приказ об учетной политике в течение налогового периода. Конечно, если вновь внесенные в приказ положения не меняют уже принятых методов учета. Например, дополнением будет считаться внесение новых положений в учетную политику в связи с появлением у организации нового вида деятельности. Решится вопрос и об информировании налоговых органов о принятой учетной политике. Сейчас в Налоговом кодексе не закреплена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы приказ об учетной политике для целей налогообложения, а формы налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС не содержат сведений из учетной политики. Финансовое ведомство планирует внести в декларации специальные графы для указания принятых методов учета. Когда методики учета формализовать невозможно (например, при раздельном учете по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС), можно воспользоваться запасным вариантом: один раз представить в налоговую инспекцию документ с утвержденными методиками учета, а в дальнейшем подавать его, только если в этой области учета произошли изменения. И, наконец, с 2009 г. финансовое ведомство планирует отказаться от применения в налоговом учете метода ЛИФО. Напомним, что в бухгалтерском учете при отражении финансовых вложений метод ЛИФО также не используется. Кроме того, Минфин подготовил приказ о внесении аналогичных поправок в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Данные изменения предполагается применять с 2008 г. Н.С.Воронцова Эксперт журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 01.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как учесть премии ("Российский налоговый курьер", 2007, N 6) >
Вопрос: Организация планирует купить у коммерческой фирмы здание вместе с правом на земельный участок, на котором оно расположено. Сможет ли она признать в налоговом учете расходы на приобретение права на земельный участок? ("Российский налоговый курьер", 2007, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.