|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Договор на оказание маркетинговых услуг ("Аудит и налогообложение", 2007, N 3)
"Аудит и налогообложение", 2007, N 3
ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ
В классическом понимании маркетинг - предпринимательская деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Согласно Большому экономическому словарю маркетинговое исследование - это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Маркетинг - работа с рынком ради осуществления обменов с целью удовлетворения потребностей человека. В то же время следует отметить, что ни в гражданском, ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве нет определения данного термина. Под маркетинговыми услугами подразумевается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, что позволяет организации или предпринимателю наиболее оптимально выстроить свой бизнес. Могут быть и другие причины для исследования рынка, например организация хочет приобрести объект недвижимости и для этого изучает рынок недвижимости. Собираясь запустить в производство новый вид продукции, организации прежде всего изучают потенциальных поставщиков оборудования и материалов, необходимых для производства. Все эти действия и есть маркетинговые исследования. Организации могут проводить эти работы самостоятельно, но все чаще они прибегают к услугам специализированных фирм.
Договор на оказание маркетинговых услуг не предусмотрен действующим законодательством. Согласно ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Отношения, которые возникают между заказчиком и исполнителем маркетинговых услуг при заключении договора на оказание маркетинговых услуг, регулируются нормами гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. По договору оказания маркетинговых услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать определенные услуги по маркетинговому исследованию рынка, а заказчик - оплатить эти услуги. В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ оказание услуги предполагает совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. При оказании маркетинговых услуг отсутствует овеществленный результат. Поэтому с точки зрения гражданского законодательства при оказании маркетинговых услуг не требуется фиксировать результат, поскольку это не входит в перечень условий договора о возмездном оказании услуг. Однако в соответствии с НК РФ в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК РФ) необходимо представлять документ, в котором отражены результаты выполненных работ по оказанию маркетинговых услуг. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 1 января 2003 г., термины "маркетинговые услуги", "маркетинговые исследования" отсутствуют. Вместо них введены понятия "исследования конъюнктуры рынка" и "деятельность по выявлению общественного мнения", которые отнесены к классу 74 "Предоставление прочих видов услуг", группе 74.13, включающей: 1) подгруппу 74.13.1 - виды деятельности, связанные с маркетингом в части изучения потенциальных возможностей рынка (анализ на каждый текущий момент соотношения спроса и предложения), приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов. Исследование рынка предполагает осуществление следующих процедур: - определение размера и характера рынка; - расчет реальной и потенциальной емкости рынка; - анализ факторов, влияющих на развитие рынка; - учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; - определение степени насыщенности рынка и т.д.; - сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.; - исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок; - определение наличия розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченности их торговыми, складскими и вспомогательными помещениями и пр.; - анализ внешних факторов развития рынка. 2) подгруппу 74.13.2 - виды деятельности, связанные с маркетингом в части изучения общественного мнения по политическим, экономическим и социальным вопросам, и статистический анализ результатов путем проведения выборочных обследований групп населения и обработки результатов опросов по заданным или предлагаемым методикам. В то же время в документах Госкомстата России термин "маркетинговые исследования" употребляется. Сторонами договора оказания маркетинговых услуг являются исполнитель и заказчик. Сторонам договора рекомендуется подробно определить весь перечень услуг, входящих в его предмет. Если предметом договора являются маркетинговые исследования, желательно также указать цель данного исследования. Стоимость услуг и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон. В случае невозможности исполнения договора по вине заказчика услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено договором оказания маркетинговых услуг (п. 2 ст. 781 ГК РФ). При невозможности исполнения договора по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено договором оказания маркетинговых услуг (п. 3 ст. 781 ГК РФ). Если же невозможность исполнения договора возникла по вине исполнителя, он обязан возместить заказчику убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Так как исполнение маркетинговых услуг требует высокую профессиональную подготовку, большой опыт работы и ряд других качеств исполнителя, рекомендуется личное исполнение им договора. Помимо основных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соглашением сторон могут быть установлены иные права и обязанности. Следует также включить в содержание договора пункт о порядке сдачи-приемки услуг и определить, каким документом будет оформляться сдача-приемка услуг. Более подробно с вопросами по заключению договора на оказание маркетинговых услуг можно ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Консалтинговые, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги".
Д.Будник Консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 28.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |