Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Представление сведений в налоговые органы по налогу на доходы физических лиц (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 9)



"Финансовая газета", 2007, N 9

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (далее - сведения) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения за 2006 г. необходимо представлять по форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до десяти человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае непредставления указанных сведений налоговый агент будет привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ: непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Представление сведений посредством почтовых отправлений

Заметим, что в настоящее время сложилась практика представления сведений налогоплательщиками лично. В связи с этим следует заметить, что ст. 230 НК РФ не установлено ограничений относительно способа представления сведений в налоговый орган и налоговый агент вправе представить такие сведения и посредством почтового отправления. Однако в результате направления сведений по почте присутствует риск повреждения магнитного носителя. В таком случае налоговый орган может расценить это как непредставление сведений и привлечь к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (пример 1).

Пример 1. Суть дела. Организация направила в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц, содержащиеся на магнитном носителе, а также в виде реестра, где указаны доходы физических лиц, на бумажном носителе. Однако ввиду нарушения структуры файла налоговому органу не удалось считать содержащуюся на магнитном носителе информацию, о чем налоговый орган уведомил организацию, указав на то, что представленные организацией сведения не могут быть приняты. По результатам проверки сведений, повторно представленных организацией за пределами установленного п. 2 ст. 230 НК РФ срока, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Позиция суда. Статьей 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В силу п. п. 1 и 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, а также при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов должны быть представлены налоговыми агентами не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств коммуникаций.

Копией уведомления о вручении почтового отправления подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что сведения о доходах физических лиц за 2004 г., содержащиеся на магнитном и бумажном носителях, направлены в инспекцию 1 апреля 2004 г. Если документы были сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня срока, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок не считается пропущенным.

Таким образом, срок представления указанных сведений, установленный п. 2 ст. 230 НК РФ, организация не нарушила.

Доказательств наличия дефектов на представленном обществом магнитном носителе и возникновения указанных дефектов по вине общества налоговый орган не представил.

Следовательно, довод инспекции о наличии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, не подкреплен ни нормами права, ни фактическими обстоятельствами дела.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2005 N А56-16448/2005)

Ошибки в представляемых сведениях

Зачастую в сведениях, представляемых в налоговый орган, содержатся неточности и ошибки. В таких случаях налоговый орган возвращает сведения налоговому агенту для устранения ошибок. Если налоговый агент повторно представит их за пределами установленного срока, то налоговый орган может привлечь его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. В связи с этим необходимо отметить, что за представление сведений, заполненных с ошибками, повлекших непринятие сведений налоговым органом, налоговый орган не может привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, так как обязанность представления сведений налоговым агентом уже была исполнена в момент, когда были поданы сведения, содержащие ошибочные данные. Кроме того, сроков для повторного представления сведений, содержащих исправленные данные, законодательство о налогах и сборах не содержит. Подобная позиция находит свое отражение и в решениях арбитражных судов (пример 2).

Пример 2. Суть дела. Налоговый агент отправил заказным письмом реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г., полученный инспекцией 30 марта 2004 г. (согласно почтовому уведомлению о вручении).

Согласно протоколам (прием сведений о доходах физических лиц) файл не принят. Инспекцией 6 апреля 2004 г. проставлена отметка о приеме реестра сведений о доходах физических лиц за 2003 г. Согласно протоколу 9 апреля 2004 г. файл принят и принят реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г. Налоговый агент привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц.

Позиция суда. Подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ. В силу п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рассматриваемом случае налоговый агент направил сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях 22 марта 2004 г., т.е. до истечения установленного налоговым законодательством срока. Налоговым органом были выявлены ошибки в представленных сведениях, и сведения были возвращены налоговому агенту для устранения.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Объективной стороной правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ является непредставление документов и сведений. Представление документов, заполненных с ошибками, повлекших непринятие сведений налоговым органом, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной статьей.

На основании изложенного привлечение налогового агента к налоговой ответственности и взыскание налоговых санкций необоснованно и неправомерно.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2005 N А58-4844/04-Ф02-1742/05-С1)

Частные нотариусы

Согласно ст. 227 НК РФ частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой самостоятельно, исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ исходя из сумм, полученных от такой деятельности.

Как следует из рассмотренных дел, в арбитражной практике нередки споры по вопросу о том, обязана ли организация сообщать какие-либо сведения в налоговый орган о выплаченных частным нотариусам доходах.

Согласно Письму ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных частным нотариусам за приобретенные у них услуги. Поскольку положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Минфин России придерживался в этом вопросе противоположной точки зрения, указав в Письме от 22.10.2002 N 04-04-06/225, что учет доходов ведется и сведения о них представляются в налоговый орган организацией независимо от вида доходов, полученных физическим лицом в результате взаимоотношений с ней.

Ранее специалисты налогового ведомства поддерживали точку зрения Минфина России, аргументируя свою позицию следующим образом. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. и доп.) нотариальная деятельность не является предпринимательской. Таким образом, нотариус не может представить документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Следовательно, норма абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ не распространяется на организации, выплачивающие доходы частным нотариусам, и такие организации должны представлять сведения о выплаченных доходах в общеустановленном порядке. Такая точка зрения высказывалась, в частности, Управлением МНС России по г. Москве в Письме от 23.12.2002 N 27-08н/62778. Кроме того, в соответствии с Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 по каждому физическому лицу, получившему от организации доход, в том числе и по частным нотариусам, организацией ведется налоговая карточка. Для заполнения Справки о доходах физического лица используются, в частности, данные, содержащиеся в карточке.

Однако, по мнению арбитражных судов, организация не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам. Судьи ссылаются на то, что согласно абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговому органу не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям.

(Продолжение см. "Финансовая газета", 2007, N 10)

Ю.Лермонтов

Минфин России

Подписано в печать

28.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Исправления в счетах-фактурах, книге покупок и книге продаж (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 9) >
Статья: Расчет отпускных по новым правилам ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.