Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Не карать, а защищать ("Банки и деловой мир", 2007, N 2)



"Банки и деловой мир", 2007, N 2

НЕ КАРАТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ

За последние годы взаимоотношения коммерческих банков и регулятора, на мой взгляд, не стали проще и дружелюбнее. Связано это с тем, что наш ЦБ все дальше уходит от решения вопросов финансирования и развития российской экономики, направляя все свои силы на внедрение в банковскую систему страны международных стандартов, сосредоточиваясь на функциях надзора, борьбе с легализацией и так далее. Отсюда возникает ощущение, что работники Банка России из наших коллег-банкиров, радеющих за развитие отечественных банков, подъем не только крупного, но и среднего и мелкого бизнеса в стране, все более превращаются в контролеров. Забывая при этом, что, чем меньше логики и здравого смысла в требованиях регулятора, тем большее отторжение они вызывают.

Возьмем обязательное требование о составлении финансовой отчетности по МСФО. Нужное дело? Безусловно. Но для кого? Крупные банки, активно работающие на внешнем рынке, и без указаний Центробанка уже долгие годы составляют свою отчетность по МСФО - просто потому, что их западные партнеры по-другому их не поймут. Банки средней руки, стремящиеся выйти на эти рынки, имеющие потенции и амбиции, также сами понимают необходимость этого шага. А вот зачем это нужно, скажем, небольшому региональному банку, занимающему определенную твердую нишу в экономике своего региона, обслуживая в своем Тьмутараканске физических лиц и поддерживая бизнес мелких и средних предпринимателей?

Не разумнее ли дифференцировать банки? Пусть каждый сам определится, к какой категории он относится: к первой или ко второй. И следовало бы установить для них различные требования - но и разный круг возможностей. Ведь крупные банки в глубинку не лезут - невыгодно. А банки там, тем не менее, нужны.

Или другой пример: всеми любимое "мотивированное суждение". По задумке, оно должно базироваться не только на финансовой отчетности предприятия, сдаваемой в налоговую инспекцию, но учитывать и иные аспекты - наличие компаний, формально не объединенных в холдинг, но представляющих единую линейку бизнеса, наличие бренда, присутствие известного банку административного ресурса, деловую репутацию, надежных партнеров, сильный кадровый состав и многое другое. Однако на деле получается, что мотивированное суждение банковского аналитика, основанное на всех этих замечательных и безусловно значимых факторах, разбиваются о несколько пунктов, жестко "зашитых" в нормативных актах регулятора. Соответственно и сотрудники надзорного органа, которые при оценке уровней резервов руководствуются только нормативными актами, интерпретируют "мотивированность" как "субъективность".

Чтобы разбить эту стену непонимания, нужно всего лишь определиться: чье мотивированное суждение "самое мотивированное" - банковского аналитика или проверяющего из ЦБ? Где критерий? Может быть стоит ввести институт независимых экспертов, не связанных "шорами" нормативов Банка России и способных реально оценить надежность и возможности бизнеса потенциальных или действующих заемщиков?

Еще один источник напряженности видится в том, что регулятор перестал быть защитником интересов (и просто защитником) своих банков и активно включился в кампанию "бей своих, чтобы чужие боялись". А банкам ох как нужна защита! Прежде всего - на законодательном поле. Сегодняшний российский банк совершенно беспомощен: с одной стороны, клиенты, которые по закону имеют право открывать счета, снимать наличные, проводить расчеты, требовать соблюдения коммерческой тайны. С другой - налоговая служба, Росфинмониторинг и следственные органы со своими не всегда правомерными и законными требованиями. На банк навешана туча фискальных и контрольных функций, требований о предоставлении информации - при том, что никто не отменял ответственности за нарушение коммерческой тайны клиентов и никто не давал банку дополнительных полномочий. Кому, как не Банку России, встать на нашу защиту и потребовать от законодателей четкого разграничения зон ответственности перед законом клиента и банка, выступающего в большинстве случаев всего лишь инструментом.

Ведь сегодня ситуация парадоксальная. Поставлен знак равенства: виноват клиент - значит, виноват банк. Итог такой законодательной неразберихи прост - банки 70% своих сил направляют на то, чтобы успеть вовремя всем ответить на запросы, спаси Господи, не опоздать с сообщением в Росфинмониторинг, бесконечно ксерить паспорта, гонять службы безопасности по адресам фирм-клиентов, разрабатывать бесконечные регламенты и внутренние инструкции по выявлению, опознанию, предупреждению, пресечению, идентификации...

Почему вся эта "кухня" должна содержаться за счет (или все уже забыли об этом) коммерческой структуры? А что же тогда, собственно, делают регистрирующие и контролирующие органы государства? Наверное, тенденция последних лет - делать банки ответственными за все происходящее в сфере экономических и налоговых преступлений, неверна.

Никто не спорит с необходимостью надзора за банками со стороны регулятора. Постоянный контроль отчетности, соблюдение нормативов и рисков нужен и нам самим. Любой сегодняшний банк четко разделен на две части: с одной стороны, коммерсанты, чья задача - зарабатывать на всех доступных инструментах и продуктах, с другой - рисковики и внутренний контроль, держащие этих коммерсантов за руки, чтобы "не заигрались".

От органов надзора нам хотелось бы видеть не столько проверки соответствия, сколько свежего взгляда, другого осмысления проблем, задач и путей их решения. Самое простое - отказать в кредите, закрыть лимиты или признать инструменты рискованными, потому что по формальным признакам это ну никак не проходит по требованиям ЦБ. Гораздо сложнее найти-таки компромисс между желанием заработать и риском потерять. Только оценка этого соответствия должна проходить на почве конкретных проектов, реальной экономики. Иначе так и будет бытовать фраза: "Банк даст тебе денег, если ты ему докажешь, что они тебе не нужны".

М.Ижевская

Первый заместитель

председателя правления

"Миллениум Банка"

Подписано в печать

28.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кредиты на покупку коммерческой недвижимости: реальность или перспектива? ("Банки и деловой мир", 2007, N 2) >
Вопрос: Подлежат ли налогообложению налогом на имущество организаций жилые помещения, находящиеся в собственности членов жилищного кооператива, а также налогом на имущество физических лиц общее имущество этих граждан в жилом доме, находящееся в долевой собственности? ("Финансовая газета", 2007, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.