Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Передача прав на произведение: авторский и трудовой договоры ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 3)



"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 3

ПЕРЕДАЧА ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АВТОРСКИЙ

И ТРУДОВОЙ ДОГОВОРЫ

Значительное число компаний используют в своей деятельности или сталкиваются в ходе ее осуществления с различными творческими произведениями, являющимися объектами авторского права, - дизайнерскими проектами, научными или литературными текстами, рисунками. В результате этого возникает ряд вопросов, связанных с правовыми аспектами использования данных произведений, а именно: каким образом компания может стать обладателем прав на произведение, созданное творческим трудом автора или коллектива авторов, какие существуют виды договоров о передаче авторских прав, зависит ли объем приобретаемых прав от вида договора.

Кадровым работникам необходимо четко понимать, какой договор с работниками нужно заключать в этих случаях. Ведь именно они занимаются подготовкой соглашений с работниками. Для ответов на вышеперечисленные вопросы следует обратиться к Закону РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве), регулирующему отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

В целом определенные права на произведения, являющиеся объектом авторского права, могут быть приобретены в результате:

- заключения авторского договора;

- создания произведения работником компании (в данном случае решающее значение имеет не авторский, а трудовой договор).

Проведем сравнительный анализ авторского и трудового договоров.

Трудовой договор

Статья 14 Закона об авторском праве содержит такое понятие, как "служебное произведение". Закон не приводит развернутого определения этого понятия, но устанавливает, что к служебным произведениям относятся произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Таким образом, критерием служебного произведения является прежде всего наличие трудовых отношений между автором (работником) и работодателем. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, подписываемых обеими сторонами. После этого на основании трудового договора оформляется приказ о приеме на работу и производится запись в трудовой книжке.

В ситуациях, когда возникает спор о правомерности использования произведения, а трудовые отношения при этом неправильно оформлены, следует обратиться к ч. 2 ст. 67 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей трудовой договор, оформленный ненадлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Служебные обязанности работника, помимо самого трудового договора, определяются также должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами. Также при оспаривании работником прав на созданное им произведение факт создания именно служебного произведения помимо указанных документов можно подтвердить строкой из штатного расписания (где правильно указана должность работника), служебной перепиской. Одним из признаков служебного произведения является отнесение его к плановым работам, то есть выполнение этого произведения предусматривалось утвержденным планом или было зачтено в выполнение плана. Во избежание возможных споров рекомендуется среди должностных функций работника прописывать обязанности по созданию определенных объектов авторского права (перечень таких объектов приведен в ст. 7 Закона об авторском праве). Неточности и небрежности, допущенные со стороны работодателя при оформлении вышеперечисленных документов, могут в дальнейшем иметь негативные последствия.

Пример 1. А.А. Горчаков - автор рекламных текстов ООО "Поздравление". Но в штатном расписании он был записан в качестве менеджера общего отдела. Официально в его должностные обязанности составление рекламных текстов не входило. В дальнейшем при переходе на работу в конкурирующую фирму А.А. Горчаков потребовал изъять все созданные им тексты из работы, поскольку они не являются служебными произведениями и, соответственно, все права на их использование принадлежат ему, а не ООО "Поздравление".

Произведение считается созданным в порядке выполнения служебного задания в случае, когда именно создание конкретного произведения является содержанием служебного задания. Примечательно, что работодатель вправе использовать такое служебное произведение и способом, отличным от целей служебного задания. Желательно предусмотреть систему передачи работником созданных им произведений (это могут быть соответствующие приказы, служебные записки, акты сдачи-приемки работ и др.).

Следует иметь в виду, что, если работник для создания произведения использовал материалы работодателя (например, оргтехнику, канцелярские принадлежности), нельзя однозначно говорить о том, что это произведение считается служебным. Произведение, созданное работником, состоящим в штате организации, но не связанное с его непосредственными трудовыми обязанностями, не является служебным. Это касается и произведений, созданных непосредственно в рабочее время (в данном случае работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или к материальной ответственности в размере стоимости израсходованных не по назначению материалов).

Пример 2. Режиссер А.А. Иванов по согласованию со сценаристом написал закадровый текст к снятому им фильму, после чего обратился к руководству телестудии с просьбой выплатить вознаграждение. Руководство студии в выплате вознаграждения отказало по той причине, что А.А. Иванов работает в штате телестудии и получает заработную плату. Однако в дальнейшем суд удовлетворил требования А.А. Иванова, поскольку в его обязанности режиссера не входило написание закадрового текста.

Объем авторских прав, принадлежащих автору и работодателю

Закон об авторском праве, в отличие от ранее действовавшего законодательства, стоит на страже интересов работодателя. В частности, ст. 14 предусматривает, что все исключительные права на использование служебного произведения (имущественные права) принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ними не предусмотрено иное. Имущественные права принадлежат работодателю с момента создания произведения в силу наличия трудовых отношений с автором. Для перехода исключительных прав к работодателю ссылка в трудовом договоре на ст. 14 Закона об авторском праве не нужна, эти права сохраняются за работодателем и после расторжения трудового договора.

Фрагмент документа. Пункт 2 статьи 16 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

переводить произведение (право на перевод);

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Поскольку все имущественные права принадлежат работодателю на исключительной основе, автор произведения (работник) не вправе передавать созданное им произведение третьим лицам. Работодатель же вправе использовать такое произведение как в своих собственных интересах, так и передавать право на его использование третьим лицам. Кроме того, не имеет значения, если работодатель не использует произведение. Это означает, что, если по какой-либо причине работодатель не заинтересован в дальнейшем использовании служебного произведения, это не дает автору служебного произведения прав на его использование.

Работнику (как автору) принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение. Для сведения: в некоторых зарубежных странах именно работодатель, а не работник считается автором служебного произведения.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и включают:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Исходя из перечня авторских прав можно предположить, что работник, являясь автором служебного произведения, обладает определенной возможностью манипулировать работодателем, запрещая делать произведение доступным для публики или запрещая вносить в него необходимые изменения. Однако это не так. Хотя автор и наделен правом решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, он обязан дать такое разрешение, поскольку иначе это может быть рассмотрено как нарушение трудовых обязанностей. Также автор не может запретить указывать на титульном листе произведения наименование или логотип организации.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Одним из личных неимущественных прав автора является право на имя, то есть право на указание имени работника в качестве автора произведения. Но что делать, если нет возможности или необходимости указывать его имя при каждом случае использования произведения? Теоретически такой отказ может стать основанием для судебного иска. Чтобы избежать судебного разбирательства, можно прописать в договоре с автором, что работник разрешает использовать созданные им произведения без указания его имени.

Как было отмечено, исключительные права на использование произведения принадлежат работодателю, если в договоре с работником не предусмотрено иное. Таким образом, эта норма Закона об авторском праве является диспозитивной и может быть изменена по обоюдному согласию сторон. В частности, в трудовом договоре можно предусмотреть, что все или часть исключительных прав остаются за работником. В этом случае для дальнейшего использования произведения с работником необходимо будет заключить авторский договор о передаче тех или иных исключительных прав на произведение работодателю.

Авторское вознаграждение

Особого внимания заслуживает положение ст. 14 Закона об авторском праве, предусматривающее, что договором между автором и работодателем устанавливается размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты вознаграждения. Как правило, многие работодатели "забывают" об этом, считая, что труд работника и так уже оплачен заработной платой. Сами работники зачастую просто не знают о такой норме. Однако если дело дойдет до судебного разбирательства, то у работника как у автора служебного произведения есть все шансы получить причитающееся вознаграждение.

Для избежания подобных разбирательств рекомендуется отдельно поощрять работников за произведения, созданные ими в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания. Причем предпочтительнее письменное закрепление порядка использования произведения и его оплаты. Поскольку конкретный вид договора Закон об авторском праве не определяет, то эти положения можно включить и в трудовой договор.

Обратите внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об авторском праве положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Согласно п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве исключительные права на использование указанных изданий принадлежат издателям, а авторы произведений, являющихся частями издания в целом, сохраняют исключительные права на использование своих произведений.

Авторский договор

Авторский договор относится к разряду гражданско-правовых договоров и регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и Закона об авторском праве.

Суть авторского договора состоит в том, что одна сторона (автор или лицензиар) передает (предоставляет, уступает), а другая сторона (пользователь или лицензиат) получает определенные авторские права на использование конкретного произведения. При этом передаются всегда имущественные права. Личные неимущественные права остаются за автором. Исчерпывающий перечень имущественных прав был приведен выше в разделе о трудовом договоре. Стороной договора не всегда является сам автор произведения, это может быть любой иной правообладатель, в том числе и юридическое лицо (например, работодатель, обладающий всеми исключительными имущественными правами на служебное произведение).

Исходя из характера передаваемых имущественных прав выделяют договоры о передаче:

- исключительных имущественных прав (или имущественных прав на исключительной основе);

- неисключительных имущественных прав (соответственно, имущественных прав на неисключительной основе).

Так, если заключается договор о передаче исключительных прав, то это означает, что только пользователь вправе самостоятельно использовать произведение в объеме, предусмотренном договором, он также вправе запрещать другим лицам использовать это произведение (в том числе и самому автору). При заключении договора о передаче неисключительных имущественных прав пользователь может использовать произведение предусмотренными в договоре способами, но не вправе запрещать кому-либо еще использовать это произведение (таким правом в данном случае обладает автор).

Но могут иметь место договоры, в которых одни имущественные права передаются как исключительные, а другие - как неисключительные. Или на определенный срок конкретное право передано на исключительной основе, а по истечении этого срока - на неисключительной основе. Стороны договора вправе выбрать любой вариант, если этого требуют их интересы.

Что касается формы авторского договора, ст. 32 Закона об авторском праве устанавливает следующее:

- авторский договор должен быть заключен в письменной форме;

- авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен и в устной форме;

- при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров.

Заключение авторского договора в письменной форме возможно следующими способами: составление и подписание единого документа или обмен перепиской, свидетельствующей о желании сторон заключить договор. Наиболее распространен первый вариант. К самому договору могут прилагаться описание произведения, календарный план, порядок распределения вознаграждения и др. (эти документы будут являться составной частью авторского договора).

Однако если авторский договор заключен не в письменной форме, то это не влечет его недействительности, а означает, что стороны лишаются права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта наличия договора. Однако они могут при этом приводить иные доказательства: подпись автора при получении вознаграждения, переписку сторон и другие документы, подтверждающие наличие соглашения об использовании конкретного произведения (п. 1 ст. 162 ГК РФ). Необходимо обратить внимание, что авторский договор, заключенный в устной форме, предполагает, что по нему переданы неисключительные права и лишь на разовое использование произведения.

Содержание авторского договора и предмет договора

В авторском договоре необходимо отметить, какое именно произведение передается от автора пользователю. Вторым важным аспектом является объем и характер передаваемых прав на использование этого произведения. При составлении авторского договора нужно учитывать следующее. Пункт 4 ст. 30 Закона об авторском праве устанавливает, что передаваемые права считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное. Но судом исходя из содержания положений договора права могут быть признаны исключительными, даже если в договоре об этом не говорится.

Судебно-арбитражная практика. В п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Информационное письмо) приводится дело, по которому требования одной из сторон основывались на том, что в авторском договоре не было дословного указания на передачу автором исключительных прав. Соответственно, по мнению этой стороны, произошла передача неисключительных прав. Однако указанные доводы были отклонены судом, поскольку в тексте договора было сказано, что права передаются на четыре года, а автор не имеет права использовать эти произведения названными в договоре способами и разрешать такое использование третьим лицам. Буквальное толкование текста договора не оставило суду сомнений в том, что были переданы именно исключительные права.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными (п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве). Также сторона, получившая определенные имущественные права на использование произведения, вправе передавать (уступать) их третьим лицам, если такая возможность прямо установлена договором. Если, несмотря на отсутствие такого положения в договоре, права будут переуступлены, это повлечет недействительность как данного договора переуступки, так и всех последующих договоров (п. 10 Информационного письма).

Таким образом, в авторском договоре необходимо четко прописывать, какие именно имущественные права передаются, являются ли они исключительными, и при необходимости предусматривать возможность их уступки третьим лицам. Например, в договоре можно предусмотреть, что "передаются права на использование произведения всеми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве".

Еще один интересный аспект. По авторскому договору пользователь получает право на использование произведения определенным способом, указанным в договоре. Но обязан ли он этим правом воспользоваться во что бы то ни стало? Судебная практика исходит из того, что если в авторском договоре не предусмотрена обязанность фактически использовать произведение, то пользователь не обязан это делать (п. 8 Информационного письма). То есть после получения имущественных прав пользователь самостоятельно принимает решение, реализовать эти права или нет.

Срок передачи прав

Согласно ст. 31 Закона об авторском праве в авторском договоре должен быть предусмотрен срок, на который передаются имущественные права. Если указание на срок отсутствует, то договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Перед этим автор обязан за шесть месяцев до расторжения договора уведомить об этом пользователя.

Авторский договор может быть заключен и на весь срок действия авторского права на это произведение - в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Стороны могут предусмотреть в договоре и случаи его досрочного прекращения.

Территория использования прав

Кроме срока передачи прав, в авторском договоре необходимо указать территорию, на которую передаются имущественные права (территорию, на которую будет распространяться действие этого договора). Иначе действие передаваемых прав ограничивается территорией Российской Федерации. Примечательно, что в договоре нельзя предусмотреть передачу права на использование произведения только на части территории РФ (например, в пределах одного региона), поскольку согласно ст. 8 Конституции РФ "в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств..."

Нередко в договорах предусматривается, что территория передачи права на использование произведения - весь мир. Такая формулировка не будет являться нарушением законодательства.

Авторское вознаграждение

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве вознаграждение автора определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если такой вариант расчета вознаграждения невозможен (в связи с характером произведения или особенностями его использования), вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы или иным способом. При указании в договоре фиксированной суммы Закон об авторском праве требует установления в договоре максимального тиража произведения. При выпуске дополнительных тиражей автор имеет право на дополнительное вознаграждение, определяемое соглашением сторон (в связи с этим нередко издательства завышают в договорах максимальный тираж). Если авторское вознаграждение определяется в виде процента, максимальный тираж может не устанавливаться.

Таким образом, авторский договор должен содержать условия о размере авторского вознаграждения или о порядке его определения. Форма, сроки, порядок выплаты и размер авторского вознаграждения самостоятельно определяются сторонами. При этом предусмотрено, что Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки такого вознаграждения (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства").

Помимо перечисленных выше требований к содержанию авторского договора, установленных отдельными статьями Закона об авторском праве, стороны вправе включить в договор любые иные требования, отвечающие интересам сторон и не противоречащие действующему законодательству.

Так, в авторском договоре, как правило, в разделе "Права и обязанности сторон", указываются сроки передачи произведения автором, порядок передачи, количество экземпляров, требования к внешнему виду, срок действия договора, основания и порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон и т.д. В договоре может быть предусмотрено, что при отсутствии каких-либо оговоренных элементов произведение считается несданным. Кроме того, стороны могут предусмотреть порядок осуществления автором контроля над использованием произведения (например, право автора знакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения об использовании произведения). Также по своему усмотрению стороны вправе установить специальные основания для расторжения договора (например, право автора расторгнуть договор в случае непредоставления ему права ознакомиться с документами об использовании произведения).

Вместе с тем существуют некоторые ограничения по включению определенных положений в авторский договор:

- предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения;

- условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным;

- предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (исключение - авторский договор заказа).

Авторский договор заказа

Авторский договор заказа является особым видом авторского договора и заключается между автором и будущим пользователем произведения (заказчиком) по поводу произведения, которое еще не создано (ст. 33 Закона об авторском праве). При этом в договоре определяются условия, которым должно соответствовать произведение (например, объем, структура). Обязанностью автора по такому договору является не только создание, но и передача произведения заказчику. Кроме того, в договорах заказа предусматривается обязанность автора в согласованный с заказчиком срок внести в произведение необходимые исправления и добавления. При этом заказчик обязан выплатить автору аванс в счет последующего авторского вознаграждения.

Справка. Часто бывает, что стороны заключают смешанные договоры, то есть одновременно содержащие элементы разного вида договоров (например, помимо авторского, элементы договоров купли-продажи, аренды, подряда и др.). Это своего рода проявление основополагающего принципа договорного права - свободы гражданского договора. В таких случаях к части смешанного договора, содержащей положения о передаче авторских прав, применяются нормы авторского права, к другим частям договора - нормы соответствующего типа.

Итак, при заключении авторского договора необходимо уяснить, какие именно условия являются существенными для сторон договора и что необходимо получить от контрагента. Также следует убедиться, что договор заключается с автором или иным правообладателем и что права, передаваемые вам, не были до этого переданы иным пользователям. В случае заключения договора с автором или правообладателем, ранее уже заключавшими договоры на это произведение, требуется четко определить, какие права были переданы по другим договорам, чтобы впоследствии настоящий авторский договор не был признан недействительным.

Разграничение авторского и трудового договоров

Иногда на практике возникают сложности с разграничением указанных видов договоров. В этом случае правильная квалификация договора имеет большое значение, поскольку от вида договора напрямую зависит объем прав как автора произведения, так и пользователя. Так, когда заключенный договор, на основании которого было создано определенное произведение, не содержит указания на то, что это именно трудовой договор, он может быть признан авторским договором (что крайне невыгодно для работодателя, так как все исключительные имущественные права будут принадлежать автору произведения и с ним необходимо будет заключать авторский договор).

При определении вида договора необходимо учитывать, что предметом трудового договора является трудовая деятельность, то есть спорный договор предусматривает выполнение одной из сторон какой-то трудовой функции. В свою очередь, авторский договор предусматривает достижение конкретного творческого результата, согласованного сторонами. Но в отдельных случаях и трудовой договор может быть заключен с целью выполнения определенной творческой работы и создания в результате конкретного произведения. Как в этом случае доказать, что договор является трудовым, а не авторским? В такой ситуации значение имеют следующие обстоятельства: был ли автор произведения включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего распорядка, какие трудовые права и льготы были за ним закреплены, получал ли ежемесячное вознаграждение за выполняемую работу.

Однако необходимо учитывать один важный момент: даже если договор будет признан трудовым, а произведение - созданным штатным работником, но выяснится, что оно было создано не в связи с исполнением работником его служебных обязанностей, то все исключительные имущественные права на использование произведения будут принадлежать работнику, а не работодателю.

* * *

Как видно, для передачи авторских прав по авторскому договору необходимо согласовать целый ряд условий, являющихся существенными для сторон договора: условия об объеме и характере имущественных прав, о сроке передачи прав, о размере авторского вознаграждения и др. По авторскому договору всегда передаются только те имущественные права (способы использования произведения), которые прямо зафиксированы в договоре, и в случае отсутствия указания на то, что эти права являются исключительными, переданные права признаются неисключительными.

Работодатели же приобретают все имущественные права на служебное произведение, созданное сотрудником организации, в силу наличия трудовых отношений. Причем это всегда именно исключительные имущественные права (если в договоре с работником не предусмотрено иное). Следовательно, работодатели, являясь законными правообладателями, имеют полное право:

- запрещать кому-либо использовать служебные произведения любыми способами, указанными в ст. 16 Закона об авторском праве;

- воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме, в любые сроки и в любых целях;

- заключать авторские договоры о передаче имущественных прав на служебные произведения с иными пользователями (как на исключительной, так и на неисключительной основах).

Однако Закон об авторском праве наделяет определенными личными неимущественными правами и работников организации, являющихся авторами служебных произведений. Кроме того, ст. 14 Закона содержит обязательное требование о выплате работнику вознаграждения за каждое использование произведения. С целью избежания нарушений прав работников желательно вносить в трудовые договоры положения, касающиеся авторских прав работников и отмеченные в разделе про трудовой договор. Это будет определенной страховкой для работодателя при возникновении возможных споров. Проблема заключается в том, что типовые формы трудовых договоров, заключаемых организациями, как правило, не содержат таких положений. Кроме того, творческая работа, оформленная в качестве служебного произведения, может носить разовый характер, и помимо нее работник выполняет иные трудовые обязанности. Но, если служебные произведения имеют значительную ценность для организации, рекомендуется предусматривать соответствующие положения в трудовом договоре или заключать с работниками дополнительные соглашения, что впоследствии может значительно сэкономить время и деньги, потраченные на отстаивание интересов организации.

Г.А.Соколова

Юрист

юридического департамента

ООО "Орион-Эстейт"

Подписано в печать

27.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью трудовым увечьем (Начало) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 3) >
Статья: Обучение работников охране труда (Окончание) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.