![]() |
| ![]() |
|
Статья: Так дальше кредитовать нельзя: социальные аспекты продуктовой политики ритейлового банка ("Банковский ритейл", 2007, N 1)
"Банковский ритейл", 2007, N 1
ТАК ДАЛЬШЕ КРЕДИТОВАТЬ НЕЛЬЗЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДУКТОВОЙ ПОЛИТИКИ РИТЕЙЛОВОГО БАНКА
В данной статье автор рассматривает проблемы формирования стратегического предложения на рынке розничных кредитных продуктов, рекомендуя при разработке продуктовой политики учитывать не только финансовые параметры, но и потребительскую ценность и социальную значимость продукта в рамках популярной сегодня парадигмы выстраивания партнерских отношений с потребителем.
В России так дальше кредитовать нельзя
Предметом настоящей статьи является разработка кредитной политики и кредитных продуктов ритейлового банка, а также оценка влияния принятого сегодня во многих банках подхода на отток клиентов, квалифицированного персонала и сокращение доли рынка. Вероятно, не будет большим преувеличением сказать, что ключевой стратегией большинства ритейловых банков является продажа максимально дорогих кредитов максимальному числу соотечественников всеми доступными способами - через магазины ("0% переплаты!"), рекламу ("какая чудо-карта!") и т.д. Доля таким образом выданных кредитов по некоторым оценкам превышает 70% от общей массы выданных населению кредитов. Банки таким образом "трудоустраивают" большинство работающего населения страны и получают запредельную прибыль (эффективная ставка по портфелю превышает 50% годовых, а ставка чистой доходности - 30%), топ-менеджеры получают премии, маркетологи разрабатывают новые, все более ухищренные способы честного отъема денег, а кадровики формируют новые армии мытарей (консультантов, кредитчиков и сборщиков долгов). При рассмотрении очередного кредитного продукта на кредитных комитетах типичными предложениями его членов являются: "Зачем снижать ставки?", "Давайте снизим процентную ставку, а комиссию за снятие наличных поднимем - все равно население будет обналичивать деньги вместо совершения покупок", "К чему повышать рекомендуемый минимальный платеж? Пусть сидят в кредите всю жизнь" и т.п. Нормальная логика бизнесмена-"капиталиста"? Нет. "Стремление к наживе, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его духу", - еще сто лет назад писал об этом основоположник социологии Макс Вебер.
Советское наследие пассивного менталитета клиентов и неразвитость банковской сферы, с одной стороны, отсутствие правового самосознания и опыта юридического сутяжничества, с другой, делают возможным установку банками эффективных ставок по кредитам населению, завышенных более чем в 2 - 3 раза. Высокие ставки порождают сверхвысокие доходы и недовольство общества. Высокие доходы порождают высокие ожидания инвесторов - кредиторов банков. Высокая себестоимость влечет за собой низкокачественное производство и примитивные технологии. Высокое недовольство клиентов, работников, органов власти и общественности заставляет банки "покупать" любовь самых ярких представителей всех этих групп, что в конечном итоге может закончиться системным кризисом - оттоком клиентов и высококвалифицированных работников, ненавистью населения, ростом ставок чиновников, изоляцией со стороны профессионального сообщества. Все вместе это формирует замкнутый круг, разорвать который с годами становится все менее реально. Возможно, единственным выходом из усугубляющейся ситуации является изменение сознания высшего руководства таких банков и реализация предлагаемых ниже решений.
Социальная функция банка
В своей стратегии банк, как любое другое крупное коммерческое предприятие, должен стремиться достигнуть уровня лучших образцов в мировой практике. Последняя в большинстве случаев заключается в максимизации чувства удовлетворенности приоритетных потребностей участников бизнеса - клиентов, работников, государства, акционеров, поставщиков. Важным условием реализации этой удовлетворенности является соблюдение некоего баланса, координаты нахождения которого зависят от силы "переговорной позиции" каждого участника. Структура потребностей конкретных людей - представителей перечисленных институтов-участников делится на две составляющие: экономическую и социальную. В условиях достаточной "отрегулированности" экономической подсистемы бизнеса наиболее перспективной областью взращивания конкурентных преимуществ для банков представляется вторая подсистема - социальная. Основным назначением социальной подсистемы банка как крупной высокодоходной организации является создание добавленной социальной стоимости и благоприятных условий окружающей социальной среды (уважения клиентов, разделения ценностей банка работниками, положительного общественного мнения, благосклонности президента). Особенно важными аспектами здесь являются: - притягивание и удержание банком высококачественных специалистов (зрелых, духовно ориентированных, профессионально независимых и т.д.); - воспитательная функция банка по отношению к миллионам физических лиц; - развитие и решение проблем территории ведения бизнеса. Известно, что в банках концентрируется большое количество высокоразвитых во всех отношениях менеджеров и специалистов. Наиболее полезные из них в долгосрочной перспективе сознательно и несознательно испытывают сильную потребность не столько в удовлетворении материальных потребностей, сколько в причастности к общественно значимому процессу "улучшения мира" в рамках своей работы. Существующее состояние дел в данном разрезе большинства ритейловых банков определенно нуждается в системном развитии. Обладая мощным и устойчивым каналом коммуникации с миллионами дееспособных людей (через коммерческие и сервисные продукты, рекламу и массовый рекрутинг), банк транслирует, несет тот или иной набор деятельных установок. Задачей акционеров и менеджмента банка должна стать трансформация существующих разрушительных команд ("Не думай! Работай! Потребляй! Торопись!") в созидательные ("Не спеши! Задумайся! Послужи!"). Вне зависимости от особенностей мировоззренческих установок акционеров и топ-менеджеров банков насущная обязанность последних участвовать в решении затронутых вопросов адекватно доходам вряд ли может подвергаться сомнению.
Через кредитную политику к звездам
Создание социальной подсистемы посредством такого инструмента, как кредитная политика банка (далее Банка), может осуществляться в рамках стратегического проекта с условным названием "Бизнес через служение и служение через бизнес". Основными целями проекта являются: - наиболее эффективное по сравнению с конкурентами выполнение социальной миссии Банка как крупного экономического субъекта РФ; - повышение общественно-государственной лояльности к Банку; - стратегическое удержание и привлечение ключевых работников нематериальными средствами путем их вовлечения в процесс социального служения Банка. Реализация поставленных целей может быть осуществлена посредством решения следующих задач: - конкретизация целей проекта и их согласование с топ-менеджерами Банка; - разработка методологии параметризации и реализации социальной миссии (в чем заключается, как измеряется, какими средствами реализуется с наибольшей эффективностью); - комплексный анализ потребностей общества в поддержке Банка в разрезе: областей социального развития, форм служения, регионов, социальных групп; - разработка программы общественного служения Банка, определение принципов финансирования, контроля и оценки результатов; - создание общественного комитета по служению Банка интересам государства (в демократичном государстве - народа) с привлечением независимых авторитетных экспертов; - реализация программы; - оценка результатов, исправление ошибок и разработка новой программы. Активность ритейлового Банка в рамках служения обществу должна осуществляться одновременно в двух стратегических направлениях: 1) кредитном (операционном) - установление демократичных цен на банковские услуги, выпуск социально ориентированных продуктов, организация комитета по разбору сложных случаев социального дефолта; 2) внеоперационном - организация системной профессиональной поддержки перспективных социальных проектов силами клиентов, работников и партнеров Банка. Первое направление призвано обеспечивать соответствие деятельности Банка правилам социального общежития и свидетельствовать о зрелом и ответственном понимании акционерами и топ-менеджерами смысла своей деятельности. Внеоперационная составляющая социального служения Банка реализует созидательную функцию - профессиональное воспроизводство положительной энергии общества, формирование основ для будущего выживания и развития населения. Необходимыми ориентирами в социальной деятельности Банка служат такие ее базовые принципы, как: - сознательный отказ от части сверхприбыли, которая могла бы быть получена от людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - выделение значимой доли сверхприбыли на социальные проекты; - обеспечение полной прозрачности и публичности социальной деятельности; - предоставление возможности непосредственного участия в социальных проектах каждому задействованному в бизнесе человеку, реализация политики мягкого вовлечения людей в социальные проекты (информирование, убеждение, обучение, комплексное стимулирование). Рассмотрим далее конкретный пример "социально ответственного" кредитования. Практически любую новаторскую бизнес-идею легче всего визуализировать в форме рекламного буклета. Если на уровне коммуникации с потенциальным потребителем идея оказывается привлекательной, тогда можно вдаваться в детали и строить экономические модели ее внедрения. В соответствии с данным правилом социально ориентированная линейка кредитных продуктов Банка может быть представлена следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
——————————————————T———————————————————————————————————————————————Продукт ¦ Особенность ——————————————————+———————————————————————————————————————————————Кредит ¦1. Затраты клиента на обслуживание кредита (потребительский,¦разделены на две части - стоимость карточный) ¦фондирования (на которую Банк практически ¦не влияет) - 8 - 10% и комиссии за фактически ¦оказанные услуги Банка (привлечение клиента, ¦обработку заявки, ответы на запросы, ¦отправление счетов-выписок по почте, выдачу/ ¦прием наличных, выпуск карты) и рыночное ¦страхование рисков. ¦2. Установление максимальной и средней ¦эффективной ставки в соответствии ¦с рекомендациями специально созданного ¦при Ассоциации российских банков Общественного ¦комитета (аналог Общественной палаты). ¦3. Действие механизма снижения процентной ¦ставки вследствие экономии затрат Банка ¦по работе с конкретным клиентом (например, ¦в рамках программы лояльности, системы скидок ¦на повторные или cross-продажи). ¦4. Действие системы целевого понижения ¦процентной ставки для отдельных групп ¦населения (пенсионеров, многодетных, ¦студентов, ветеранов, учителей, врачей). ¦5. Раскрытие клиентам возможностей ¦по сокращению своих затрат в рамках перехода ¦на электронные формы взаимодействия ¦и привлечения новых клиентов (программы для ¦семей, друзей, коллег, соседей и т.п.) ——————————————————+———————————————————————————————————————————————Сервисные ¦1. Предоставление клиентам широкого выбора продукты ¦вариантов участия в социальных программах ¦Банка путем сообщения своих предпочтений ¦(если, например, Банк дает обязательство ¦перечислять на ту или иную программу ¦определенную часть своего дохода, полученного ¦от клиента). ¦2. Возврат части уплаченного клиентом ¦вознаграждения в случае непосредственного ¦личного участия в социальных программах Банка. ¦3. Возможность полного "прощения" клиентам ¦задолженности перед Банком, не имеющим ¦возможности ее погашения - по решению ¦Общественного комитета и т.д. ——————————————————+——————————————————————————————————————————————— Анализируя представленные возможности, невольно возникают вопросы: "О каких социальных банковских проектах может идти речь? Как выделить действительно важные проекты и уйти от конъюнктурности и социальной близорукости? Каким образом связать социальную подсистему Банка с задачей воспитания клиентов - физических лиц?" Действительно, такие проблемы существуют, и они имеют большое значение при ответственной реализации функции социального служения Банка. Независимый анализ показывает, что такие проекты делятся на две группы - "стратегическую" и "оперативную". Возможные проекты для каждой группы рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
————————————————T—————————————————————————————————————————————————Объект ¦ Совместный проект (Банка и клиента) воздействия ¦ ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Фундаментальное¦1. Разработка методологии выявления центров здоровье ¦социального возрождения и их стимулирования. общества ¦2. Международный ежегодный рейтинг произведений ¦искусства (включая выдачу стипендий и грантов ¦лучшим авторам, издательскую программу, выставки ¦и т.п.). ¦3. Научное исследование мирового и российского ¦духовного наследия (акцент на поиске раритетов ¦за рубежом). ¦4. Научное исследование истории мирового ¦меценатства, лучших практик ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Здоровье ¦1. Федеральный центр обучения и трудоустройства общества ¦сирот, лиц с ограниченными физическими сегодня ¦возможностями, судимостями. ¦2. Целевые программы выявления групп наиболее ¦нуждающихся людей (совместно ¦с Минздравсоцразвития и Росстатом). ¦3. Компания по управлению частными инвестициями ¦в социально значимые проекты. ¦4. Служба экстренной психологической помощи ¦в Интернете (анализ блогов, ведение on-line ¦переписки и блогов деятелей культуры) ————————————————+—————————————————————————————————————————————————Заключение Развитие социально ориентированных кредитных продуктов ритейловых банков начинает играть все более существенную роль в сохранении бизнеса. Более того, креативный и глубокий подход к разработке социальных аспектов кредитной политики и продуктов способен выделить банк на фоне конкурентов, привлечь новые сегменты потребителей, работников и партнеров. Практическая реализация данного подхода осуществляется на двух уровнях - операционном и внеоперационном. Описанные в работе формы реализации обоих подходов позволяют предложить рынку современную линейку "умных" кредитных продуктов, а его участникам предоставляют комплекс возможностей для внесения посильного вклада в формирование комфортной среды ведения бизнеса. Результатом такой политики станет существенное увеличение пожизненной ценности Банка для акционеров и удержание высокой доли рынка под натиском иностранных конкурентов. М.Ф.Наумов Эксперт по информационным системам развития бизнеса, MBA Подписано в печать 26.02.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |