![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности страхования малых предприятий в России ("Финансовый менеджмент в страховой компании", 2007, N 1)
"Финансовый менеджмент в страховой компании", 2007, N 1
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ
Отношения страховых компаний с малыми предприятиями имеют особенности, обусловленные рядом специфических факторов, учитывающихся при определении рисков и тарифной ставки по страховым продуктам. Именно об этих особенностях автор рассказывает в данной статье и предлагает методику расчетов по определению тарифной ставки при страховании имущества малых предприятий.
Страхование не является ни причиной, ни следствием весьма низкого уровня развития малого предпринимательства в России на текущий момент. Однако связь между этими экономическими категориями существует и проявляется в разных формах. В том числе и в том, что в ст. 13 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ) (далее - Закон N 88-ФЗ) предусматриваются "льготные условия" страхования субъектов малого предпринимательства. Льготные условия страхования указанных субъектов есть, а каких-либо заметных сдвигов в данной сфере страхования нет.
Факторы поддержки малого предпринимательства
Статус малых (средних) предприятий определяется видом и характером их деятельности, численностью работающих, налоговыми льготами и другими условиями.
Данные условия предусматриваются ГК РФ и рядом законодательно-нормативных актов. К их числу относятся Закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), а также НК РФ. В Законе N 88-ФЗ (ст. 7) сказано, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой, региональными, межрегиональными, отраслевыми и муниципальными программами. Например, в г. Москве действует Закон "Об основах малого предпринимательства в Москве" (в ред. от 21 февраля 2001 г. N 6; 9 ноября 2001 г. N 65; 29 мая 2002 г. N 29; 28 декабря 2005 г. N 2), а также Постановление Правительства Москвы "О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве" (в ред. от 20 сентября 2005 г. N 718-ПП). Кроме этого, деятельность малых предприятий в Москве регулируется Регламентом подготовки, согласования и выдачи документов в режиме "одного окна", рекомендованным Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы (Приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 1011-ПП). Основная административно-организационная форма деятельности малых предприятий - общества с ограниченной ответственностью (ООО). В соответствии с действующим законодательством России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие предприятия, численность работников которых ограниченна (в промышленности, строительстве, транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле и других отраслях - 50 человек; в розничной торговле - 30 человек). Малые предприятия, занятые производством продукции, в первые два года своей деятельности освобождаются от уплаты налога на прибыль. В случае ограниченного объема продаж каждое малое предприятие, заявившее об этом, переводится на упрощенную форму налогообложения (НДС). Далее в соответствии с Законом N 88-ФЗ малым предприятиям должна оказываться поддержка в области кредитования, в их обеспечении современным оборудованием, в подготовке кадров, в страховании и др. Эта поддержка должна исходить от различных государственных органов и коммерческих организаций. Влияние самих малых предприятий на эти органы и организации (следовательно, на качество поддержки и ее количественное выражение) практически отсутствует.
Факторы страховых рисков малого предпринимательства
В результате реформирования экономики социально-экономические отношения в России сложились таким образом, что большая часть малых предприятий - это предприятия розничной торговли (в том числе аптеки); предприятия, оказывающие коммунальные, бытовые, транспортные, риелторские, некоторые финансовые и управленческие услуги; нотариат. В промышленности и строительстве их доля относительно меньше, чем в сфере услуг. В сельском хозяйстве аналогом малых предприятий являются фермерские хозяйства (страхуются риски персонала, в том числе болезни). Сложившиеся предпочтения в выборе отрасли и направлений деятельности предопределили распределение страховых рисков среди малых и средних предприятий. Здесь, во-первых, обнаруживается следующая закономерность: чем относительно меньше предприятие, тем относительно выше уровень его страховых рисков. Во-вторых, может оказаться, что вероятность страховых рисков для малых предприятий близка к вероятности рисков средних или крупных предприятий. Однако тяжесть (последствия) потерь для малых предприятий значительно существеннее, чем для других предприятий. Более того, эти последствия катастрофичны для малых предприятий. В-третьих, чем относительно выше уровень страховых рисков малого предприятия, тем относительно ниже охват этих рисков средствами страхования. Состав страховых рисков в сфере малого предпринимательства следующий. В первую очередь деятельность малых предприятий зависит от рыночной конъюнктуры (изменение предложения и спроса). Факторами данного риска являются конкуренция и всякого рода законодательные (незаконодательные) инициативы. Торговля в целом и аптечный бизнес в частности в первую очередь зависят от этих факторов. Финансовые риски (неплатежи, долги) идут следующей строкой в перечне рисков малого (среднего) предпринимательства. Причины этих рисков кроются в состоянии финансовой системы, постепенное улучшение которой достигается в том числе посредством весьма частых поправок в налоговом (и таможенном) законодательстве, свидетельствующих о явном несовершенстве данных регуляторов хозяйственной деятельности. Понятие "черный нал" получило нарицательное значение в реальной деятельности малых предприятий. "Черный нал" сегодня - это фактор дополнительного финансового риска для малого предпринимательства. Существенное влияние на малое (среднее) предпринимательство оказывают имущественные риски (пожары, кражи и др.). Эти риски хорошо изучены в целом, но пока не имеют надежной привязки к малому предпринимательству. Главный вопрос здесь - диспропорции между уставным капиталом и реальной стоимостью активов, задействованных в сфере малого предпринимательства. Так, при наступлении страхового случая, затрагивающего нематериальные активы, действительные потери малого предприятия могут многократно превзойти величину его уставного капитала. Такие скрытые объекты, как "ноу-хау", "титул", "гудвилл", "марка" в большей степени подвержены опасности частичной или полной утраты своей стоимости в результате каких-либо событий, чем вполне осязаемое материальное имущество. Отнесение таких событий к разряду страховых - задача, требующая своего решения. Производственные риски традиционны для тех малых предприятий, которые производят продукцию. Перерывы в производстве, простои, аварии и другие события возникают по разным причинам, в том числе и из-за несчастных случаев, болезни персонала. Риски неординарных событий типа "коза ностра" составляют особую часть рисков малого предпринимательства. Влияние криминала на деятельность малых предприятий не является каким-то новым явлением. В Италии, Японии, США этот вид риска также известен. Малые предприятия, находящиеся под контролем преступных элементов, несут потери как от этих элементов, так и от правоохранительных органов, наказывающих предпринимателей за связь с криминалом. Проблема заключается в том, чтобы определить ту долю этих потерь, которую можно было бы страховать. Однако без должного юридического определения и обоснования причин таких потерь, без снятия вины за них с предпринимателя сделать это практически невозможно. Однако вандализм, погромы, поджоги, покушения на жизнь и здоровье предпринимателей, оказывающих противодействие криминалу, вполне можно отнести к страховым случаям.
Факторы выбора страховых продуктов
Финансовая безопасность малых (средних) предприятий обеспечивается теми страховыми продуктами, которые они должны приобрести на страховом рынке либо в обязательном порядке (социальное страхование, ОСАГО, страхование несчастных случаев на производстве, страхование профессиональной ответственности), либо добровольно (страхование имущества, жизни, медицинское страхование, грузов, запасов, строительно-монтажных рисков, ответственности). Свобода выбора страхователей состоит в выборе той или иной страховой организации, которой они отдают предпочтение, и в выборе конкретного страхового продукта. Отсюда можно сделать вывод, что принципы рыночных отношений в страховом бизнесе России в целом соблюдаются. Наиболее актуальной частью этих отношений является добровольное страхование имущества малых (средних) предприятий. Общими предпосылками данного вида страхования являются следующие положения. Страхование имущества предприятий представляет собой механизм компенсации убытков предприятий от гибели или повреждения имущества в результате случайных (непредвиденных) событий. Объектами страхования при этом могут быть как основные фонды, так и оборотные средства, включая: здания и сооружения (вместе с внутренней и внешней отделкой помещений), инженерные коммуникации, оборудование и инвентарь, мебель и оргтехнику, бытовую технику, запасы сырья, материалов и готовой продукции. Из страхового покрытия, как правило, в этом случае исключаются ценные бумаги, денежные средства в кассе, техническая документация, транспортные средства (страхуются отдельно). Страховыми рисками для этих объектов являются в первую очередь пожары, падение пилотируемых летающих объектов или их обломков, стихийные бедствия. Далее идут взрывы паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин, аппаратов и других аналогичных устройств; повреждение застрахованного имущества водой (из водопроводных, канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения); бой оконных стекол, зеркал и витрин. Завершают этот список страховых рисков перерывы в производстве после пожара или потеря прибыли в связи с пожаром и, наконец, злоумышленные действия третьих лиц. При заключении договора страхования страховщик и страхователь определяют стоимость принимаемого на страхование имущества. Страховая сумма может устанавливаться исходя из балансовой, восстановительной или оценочной стоимости имущества. Страхование обычно осуществляется на 12 месяцев. Страховые взносы (страховые премии) рассчитываются как произведение страховой суммы на страховой тариф. Страховой тариф выражается в процентах и отражает вероятность повреждения или гибели застрахованного объекта. Страховые тарифы рассчитываются на основании специальных методик, в том числе утвержденных департаментом страхового надзора Минфина России. При этом величина страхового тарифа определяется по убыточности страховой суммы, которая, в свою очередь, зависит от характера производственной деятельности, наличия опасных веществ, мер пожарной безопасности, географического расположения объекта, степени износа основных фондов. Примером страхового продукта, используемого для страхования имущества предприятий торговли (магазинов, торговых павильонов), а также предприятий сферы обслуживания (ресторанов, кафе, парикмахерских, фотосалонов, предприятий мелкого бытового ремонта, автосервисов) может послужить следующая разработка одной из страховых компаний. В первую очередь в данном продукте определены риски, принимаемые на страхование. Это "пожар и сопровождающие пожар (обязательные) риски" (базовый пакет рисков) и, далее, "кражи со взломом". Эти риски распространяются на недвижимое имущество, движимое имущество и товары, которые классифицируются по двум категориям в зависимости от вида страхуемых товаров, находящихся в здании. Для предприятий торговли перечень такого имущества составил 19 единиц (наименований), а для предприятий сферы обслуживания - 9 единиц (наименований). Применительно к данному страховому продукту введены запреты и ограничения на страхование транспортных средств, передвижных вагончиков, киосков, игровых автоматов. Этот запрет распространен также на любое имущество, если в здании нет первичных средств пожаротушения, нет охранной сигнализации или охраны, когда страхование касается кражи имущества. Помимо того, установлены административные и стоимостные ограничения для страхования имущества. Тарифы по страхованию имущества изначально рассчитываются исходя из показателей убыточности страховой суммы (как нетто-ставка), затем корректируются по величине необходимой надбавки (как брутто-ставка). За этим следует технический расчет поправочных коэффициентов. Итоговые тарифы рассчитываются последовательным перемножением поправочных коэффициентов на базовые тарифы. Потеря имущества из-за пожара дополняется риском его кражи и другими рисками. При увеличении стоимости имущества страховая сумма также может возрасти. В этом случае предусматривается дополнительная премия по договору страхования имущества. Если, далее, в период действия полиса происходит увеличение максимального товарного остатка на предприятии, то страхователь может оформить аддендум (изменение) страховой суммы по товарам. Дата окончания действия дополнительного соглашения (аддендума) не может быть позже даты окончания полиса. В случае согласия страховщика на заключение дополнительного соглашения (аддендума) страхователь обязан выплатить дополнительную премию, которая рассчитывается по формуле:
ДС x (Тб + Тк) x m СП = --------------------, 365
где СП - дополнительная страховая премия. Оплата производится только единовременно; ДС - дополнительная страховая сумма для товаров (вычисляется как разница между старой и новой страховыми суммами); Тб - тариф для товаров в базовом пакете рисков (в процентах); Тк - тариф для товара в риске "Кража со взломом, грабеж" (в процентах); m - количество дней дополнительного страхового покрытия. Следует обратить внимание на то, что страховая сумма по товарам устанавливается исходя из стоимости произведенных страхователем затрат на приобретение этих товаров, но не выше затрат, необходимых для повторного приобретения аналогичных товаров (стоимость приобретения). Запрещено включать в страховую сумму прибыль от продажи товара и всевозможные торговые надбавки. В заявлении на страхование страхователь должен указать перечень товаров (номенклатуру товаров) или вид деятельности в сфере обслуживания. В качестве дополняющего фактора обеспечения сохранности имущества в пакет рисков страхового продукта может быть включено страхование ответственности страхователя. Таким образом, малые предприятия России поставлены перед выбором тех или иных страховых продуктов, разработка которых осуществляется страховыми организациями. Безусловно, выбор есть. Однако виден и недостаток действующей системы страхования малого предпринимательства. Малые предприятия не имеют специалистов, способных оценить степень соответствия предлагаемых тарифов, то есть стоимости страхового продукта условиям страхования и тем затратам, которые они несут в любом случае: заключая договор страхования (реальные затраты) и не заключая этот договор (вероятные потери). Сегодня мы видим выход из этого положения в скорейшем принятии закона об обществах взаимного страхования. Эти общества не будут какой-либо панацеей в решении данной проблемы, но послужат явным и мощным толчком в выборе и продвижении новых страховых продуктов. Конкуренция, заинтересованность, наличие аудиторских и бухгалтерских служб - все это инструменты, которые немедленно включатся в систему страхования малого предпринимательства России.
В.И.Рябикин Д. э. н., профессор кафедры страхования РЭА им. Г.В. Плеханова Подписано в печать 26.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |