Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Финансовый контроль в теории и практике (Продолжение) ("Бюджетный учет", 2007, N 3)



"Бюджетный учет", 2007, N 3

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

(Продолжение. Начало см. "Бюджетный учет", 2007, N 2)

Тема финансового контроля всегда актуальна и вызывает множество вопросов у главных бухгалтеров. О проблемных моментах финконтроля в России нам рассказывает А.И. Бирюков, заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, кандидат экономических наук.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного управления. Он призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Эту функцию управления государство делегирует органам государственного финансового контроля, деятельность которых, как и любого органа власти, определяется законами, нормативными правовыми актами и другими документами (письмами, указаниями, аналитическими записками и т.д.).

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Эта управленческая деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О бухгалтерском учете", о федеральном бюджете на соответствующий год и другими федеральными законами.

Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. Также он определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения (в том числе и вопросы осуществления государственного финансового контроля), издаются Президентом, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и местного самоуправления и принимаются ими в пределах своей компетенции.

Исходя из этого, правовое обеспечение создания, планирования деятельности, осуществление контроля и механизма реализации материалов контрольных мероприятий должно быть закреплено в первую очередь федеральным законом о государственном финансовом контроле (нужно отметить, что в Российской Федерации его до сих пор нет). А уже потом органы власти с целью развития этого закона должны издать нормативные правовые акты и другие документы (см. рис. 1).

     
   —————————————————————————————————————————¬
   |   Федеральные законы (местные законы)  |
   L——————————————————TT—————————————————————
   
¦¦

\¦¦/

     
   ———————————————————\/————————————————————¬
   |Нормативные правовые акты (постановления|
   |   Правительства Российской Федерации,  |
   | приказы участников бюджетного процесса,|
   |   обладающих бюджетными полномочиями,  |
   |  в пределах своей компетенции в рамках |
   |     осуществления государственного     |
   |финансового контроля, зарегистрированные|
   |         в Министерстве юстиции)        |
   L——————————————————TT—————————————————————
   
¦¦

\¦¦/

     
   ———————————————————\/————————————————————¬
   |    Письма, разъяснения, комментарии    |
   |      и т.д. участников бюджетного      |
   |     процесса, обладающих бюджетными    |
   |     полномочиями, в пределах своей     |
   |   компетенции в рамках осуществления   |
   |  государственного финансового контроля |
   L—————————————————————————————————————————
   
Рисунок 1. Правовое обеспечение деятельности органов государственного финансового контроля От теории к практике Давайте рассмотрим данную ситуацию с практической точки зрения. Каждый уровень власти для создания органа государственного финансового контроля должен создать нормативно-правовую базу и утвердить необходимые документы. Во-первых, положение о данном контрольном органе. В нем должны быть определены цели, задачи, формы и методы его действий, права, обязанности, полномочия и ответственность. Во-вторых, инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок. В этом документе должны быть определены понятия, цели и задачи ревизии (проверки), порядок организации и проведения ревизии (проверки), оформление и реализация результатов ревизии (проверки). В-третьих, механизм реализации материалов ревизий (проверок), применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Эти документы регламентируют и устанавливают правила игры при наведении порядка в использовании бюджетных средств. Особенно важно, что они несут в себе большую профилактическую нагрузку в целях недопущения нарушений в использовании бюджетных средств. Ведь далеко не секрет, что действия контролеров при низкой регламентации контрольных мероприятий не всегда безупречны. Я имею в виду то, что орган государственного финансового контроля в лице своего представителя в ходе ревизии (проверки) не может произвольно толковать и классифицировать нарушения бюджетного законодательства. Все его действия должны быть направлены на безусловный и обязательный поиск нарушений (если они были совершены) бюджетного или иного законодательства. Следовательно, в акте должны быть указаны пункты статьи, главы, полное название документа, дата его издания и, естественно, номер. И сделать это необходимо в следующей последовательности: закон; нормативно-правовой акт (постановление Правительства Российской Федерации, приказ (инструкция) органа участника бюджетного процесса, обладающего бюджетными полномочиями, и т.д.); указания, разъяснения, рекомендации. На заметку. Иное толкование выявленного нарушения является не чем иным, как изложением личной точки зрения контролера, и не является обязательным для исполнения проверенной стороной данного контрольного мероприятия, так как оно не основано на законодательстве Российской Федерации. Правовая проработка документа Примером правовой проработки документа в его постановочной части является Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 г. (впрочем, как и на предыдущие годы): "Направляю Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 г., подготовленное в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительству Российской Федерации на основании п. 3 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежит принять Бюджетное послание за основу..." Этот пример может служить и наглядным пособием для оформления акта ревизии (проверки). Акт ревизии (проверки) является особым документом, в котором указывается, излагается и подробно описывается с приложением подтверждающих документов нарушение бюджетного законодательства. Контролер-ревизор на основе представления интересов органа государственного финансового контроля каждое отдельно выявленное нарушение обязан подкрепить следующим: - ссылкой на пункт, статью и главу законодательства; - видом нарушения (нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств и т.д.); - суммой нарушения; - кодом бюджетной классификации; - датой и периодом нарушения. К акту (справке) необходимо приложить копии следующих документов: а) на какие цели была получена сумма выявленного нарушения; б) на какие цели данная сумма была использована; в) объяснения должностных лиц с копиями документов, подтверждающих данные объяснения. Для наглядности приведем пример. В ходе проведения комплексной документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности установлено следующее. В нарушение ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", п. 4 Приказа Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", абз. 2 Письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880 допущено нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 50,00 руб. по подстатье 211 "Заработная плата" за период с 1 февраля 2007 г. по настоящее время. Приложение: а)... б)... в)... Новаторство и самодеятельность Действующая практика осуществления государственного финансового контроля показывает, что, оформляя акт ревизии (проверки), контролеры делают ссылки только на законодательство или на общее наименование документа: "В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, не имели права, не положено и т.д.". Такие формулировки снижают правовую ценность акта ревизии (проверки) и минимизируют ответственность в ходе разбирательства по применению мер ответственности к нарушителю бюджетного законодательства, особенно в судебном процессе. (Продолжение см. "Бюджетный учет", 2007, N 4) А.И.Бирюков К. э. н., заместитель начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства Подписано в печать 26.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обстоятельства в вашу пользу ("Бюджетный учет", 2007, N 3) >
Статья: Составляем протокол разногласий по акту налоговой проверки ("Бюджетный учет", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.