![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Организация оказывает платные медицинские услуги населению на дому у заказчика. Обязательно ли в такой ситуации пробивать кассовый чек или можно воспользоваться какими-то бланками строгой отчетности? Можно ли устанавливать повышенные цены или взимать дополнительную плату за выезд медицинского персонала на дом к заказчику? ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 3)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 3
Вопрос: Организация оказывает платные медицинские услуги населению на дому у заказчика. Обязательно ли в такой ситуации пробивать кассовый чек или можно воспользоваться какими-то бланками строгой отчетности? Можно ли устанавливать повышенные цены или взимать дополнительную плату за выезд медицинского персонала на дом к заказчику?
Ответ: При оказании услуг населению согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" вместо ККТ можно применять бланки строгой отчетности. До утверждения новых форм до 1 сентября 2007 г. в отношении медицинских услуг, в том числе и оказываемых на дому, все медицинские организации вправе использовать квитанции по форме, утвержденной Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Эту позицию, в частности, не раз выражало УФНС по г. Москве - например, в Письмах от 20.07.2006 N 22-12/64667 и от 02.03.2005 N 22/13442. В соответствии с нормами действующего законодательства организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, учитывая не только требования нормативных актов и условия договоров, но и сложившиеся обычаи делового оборота. Поэтому медицинское учреждение имеет полное право установить повышенные расценки на услуги, оказываемые на дому у заказчика, а также ввести дополнительную плату за выезд персонала на дом к заказчику. Правда, при этом нужно учесть налоговые последствия принятого решения и правильно оформить документы. В случае установления повышенных цен необходимо принять во внимание, что на основании ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе производить доначисление налогов, если в течение непродолжительного времени цены на отдельные виды услуг, оказываемых различным клиентам, отклонялись от среднего уровня цен на данный вид услуг в данной организации более чем на 20%. Иными словами, если цена услуги в случае выезда на дом к заказчику повышается более чем на 20%, может возникнуть конфликтная ситуация с налоговой инспекцией. Избежать ее можно двумя способами: - либо предусматривать повышение цен при выезде на дом к заказчику не более чем на 20%; - либо утвердить приказом руководителя медицинского учреждения положение о маркетинговой политике в отношении платных услуг, в котором должны быть четко прописаны принципы ценообразования на различные виды услуг и обосновано различие в ценах (возможно, утверждены два раздельных прейскуранта - для услуг, оказываемых в стенах медицинского учреждения, и для услуг, оказываемых на дому у заказчика). Применить второй вариант позволяют нормы той же ст. 40 НК РФ. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ за основу для целей налогообложения принимается цена услуг, указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. А согласно п. 3 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки - например, скидки, предусмотренные маркетинговой политикой. Поскольку повышение цен на услуги при их оказании в более удобных для клиента условиях - прямо у него дома - является обычным явлением, характерным, кстати, не только для медицинских организаций, установление повышенных цен будет вполне оправданным.
Если медицинская организация применяет единые цены на медицинские услуги, но в случае оказания услуг на дому у заказчика взимает с него дополнительную плату за выезд медперсонала к нему на дом, то есть если услуга по выезду медперсонала будет рассматриваться как отдельный вид услуг, оказываемых клиенту, ей нужно учесть другой нюанс. В соответствии с ОКВЭД к деятельности в сфере здравоохранения (код 85.1) относится в том числе врачебная практика (код по ОКВЭД 85.12), включающая оказание медицинской помощи на дому, и деятельность среднего медицинского персонала (код 85.14.1), которая также включает оказание целого ряда услуг (например, лечебного массажа, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.) на дому у пациентов. Однако в случае, если выезд на дом к клиенту будет рассматриваться как самостоятельная услуга, скорее всего, налоговые органы сочтут ее немедицинской услугой, а потому организации, находящейся на общем режиме, необходимо будет уплачивать НДС с выручки, получаемой с данного вида услуг (с тех сумм, которые уплачивают клиенты отдельно за выезд медперсонала). Поэтому во избежание проблемных ситуаций и конфликтов с налоговыми органами лучше не выделять выезд на дом к пациенту как отдельную услугу, а установить повышенные цены на услуги, оказываемые на дому.
М.Л.Аникина Консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера" Подписано в печать 25.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |