|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Автономное учреждение - новая организационно-правовая форма ("Советник в сфере образования", 2007, N 1)
"Советник в сфере образования", 2007, N 1
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА
После многочисленных дебатов и обсуждений Государственная Дума приняла 11 октября 2006 г. Закон "Об автономных учреждениях", а 3 ноября 2006 г. его подписал Президент РФ. Итак, Закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступил в силу после истечения шестидесяти дней после его официального опубликования и теперь уже действует на территории России. По сравнению с предыдущей редакцией на этапе третьего чтения в текст законопроекта были внесены значительные изменения и дополнения. Этими поправками в Закон были внесены некоторые государственные гарантии по отношению к новым учреждениям в части их финансового обеспечения за счет средств государственного бюджета, с одной стороны, и наложены ограничения на деятельность автономных учреждений, с другой стороны. Усилен контроль за использованием государственных средств. В чем же конкретно это выражается? Постараемся объяснить, используя сразу же окончательную редакцию Закона. Остановимся только на новых положениях Закона. "Новое" выделяется жирным шрифтом.
Статья 2. Автономное учреждение
Пункт 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Это прежде всего означает, что автономные учреждения создаются для реализации полномочий органов государственной власти, и, следовательно, на их деятельность это оказывает существенное влияние. Это является определяющим и приоритетным направлением их деятельности при оказании услуг и выполнении ими работ в рамках их основной деятельности.
Пункт 10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.
Теперь конкретно установлена периодичность опубликования отчетов о своей деятельности и использовании закрепленного имущества, и стало, наконец, понятно, в каких именно средствах массовой информации такие отчеты следует публиковать. Этот перечень определяет учредитель.
Пункт 13. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: 1) устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения; 2) свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения; 3) решение учредителя о создании автономного учреждения; 4) решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения; 5) положения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 6) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения; 7) план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения; 8) годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения; 9) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.
Дан закрытый перечень конкретных документов, к которым обеспечивается доступность СМИ.
Статья 3. Имущество автономного учреждения
Пункт 5. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежат обособленному учету в установленном порядке.
Этим положением государство сразу же установило свое право на контроль за использованием имущества автономного учреждения, как переданного ему на стадии его создания в оперативное управление, так и в дальнейшем приобретенное за счет средств учредителя. Поскольку учет обособлен, все действия, производимые с таким имуществом, сразу же будут видны в бухгалтерском отчете. Для учредителя не составит особого труда осуществлять регулярный контроль за его использованием.
Статья 4. Виды деятельности автономного учреждения
Пункт 2. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Такая формулировка обязывает учредителя устанавливать задания. Таким образом, от размытой формулировки о том, что "деятельность автономного учреждения осуществляется в соответствии с заданиями учредителя", перешли к вполне конкретной - учредитель устанавливает задания. Такая фраза является определенной гарантией установления задания каждому автономному учреждению.
Пункт 3. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Изложенное положение, пожалуй, является самым "сильным" положением Закона. Этот пункт перевернул всю позицию предыдущей редакции Закона. Теперь учредитель имеет конкретные жесткие обязательства перед автономным учреждением. Это не просто установление заданий, это уже обязанность государства перед учреждением по его финансовому обеспечению на время выполнения задания. При выполнении задания необходимо обеспечить его выполнение денежными средствами, включая уплату налогов на землю и имущество. Это уже государственные гарантии, и немалые. При этом речь идет не только об обеспечении выполнения самого задания, но и о средствах на развитие автономного учреждения. Таким образом, данная статья Закона предусматривает государственные финансовые обязательства для автономных учреждений. Правда, нигде в Законе не упоминается об объемах финансового обеспечения на развитие учреждения, поэтому в дальнейшем, возможно, речь будет идти о конкурсах на получение средств в рамках программ развития как автономных, так и государственных учреждений, например, таких как федеральная программа развития образования и, возможно, даже национальный проект развития образования. Выигрываешь конкурс и получаешь финансовое сопровождение (обеспечение) на развитие своей материально-технической базы и учреждения в целом. Однако государство не дает гарантий содержания на выведенное из оборота пользования самим автономным учреждением имущество. Это логично, так как, если имущество сдано в аренду, за его развитие и содержание отвечает либо арендатор, либо арендодатель. При этом подчеркивается, что сдача в аренду упомянутого имущества возможна только с согласия учредителя.
Статья 5. Создание автономного учреждения
Пункт 2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
Президент РФ имеет право приостановить действие постановления Правительства РФ, либо может принять отдельный правовой акт, который установит особые правила преобразования государственных учреждений в автономные, либо может утвердить перечень учреждений, не подлежащих преобразованию, и т.д.
Пункт 4. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.
Поправка в данный пункт Закона серьезно изменила правила преобразования государственного учреждения в автономное. Подчеркнуто - только по инициативе или с согласия самого учреждения. Это очень важное положение, которое позволит принять самостоятельное решение, никто не будет подталкивать образовательные и иные бюджетные учреждения к переходу в иную организационно-правовую форму. Все будет зависеть от них самих.
Пункт 6. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.
Еще раз подчеркивается, что только по инициативе или с согласия государственного или муниципального учреждения возможна его трансформация в иную организационно-правовую форму - автономное учреждение.
Пункт 10. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.
Этим положением еще больше укрепляется позиция автономного учреждения, которое создается путем преобразования из государственного или муниципального учреждения. Здесь закреплена государственная гарантия - сохранить практически все имущество, в том числе денежные средства, которыми учреждение обладало на момент его преобразования. А помимо этого, объемы таких средств должны еще и покрывать принятые до преобразования обязательства. Это тоже жесткая обязанность, налагаемая Законом на государство в момент преобразования бюджетного учреждения в автономное.
Пункт 11. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.
Пунктом 11 еще раз особо подчеркнуто о недопустимости уменьшения закрепленных за госучреждением имущества и денежных средств в момент его преобразования.
Пункт 12. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов.
Особо подчеркнуто, что действие лицензий и иных разрешительных документов продолжается, несмотря на то что меняется организационно-правовая форма учреждения. Это позволяет совершенно безболезненно ее изменить, так как не наносит ущерба в части ущемления конституционных прав учащихся, студентов, больных и населению в целом при предоставлении ему услуг в рамках социально-культурной сферы. Дается даже ссылка на конкретное положение Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которое не исполняется в случае преобразования государственных учреждений в автономные.
Пункт 14. Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.
Статья 75 ТК РФ предполагает, что реорганизация организации (учреждения) (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Однако Закон "Об автономных учреждениях" еще раз подчеркивает, что преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные не является реорганизацией, а следовательно, трудовые отношения с работниками не изменяются, трудовые договоры, все социальные гарантии сохраняются, в том числе размеры оплаты труда. При этом в устав вносятся соответствующие изменения.
Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения
Пункт 1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает: пп. 11. Предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета; пп. 12. Вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.
Хочется подчеркнуть, что раз уж государство предоставляет обязательные финансовые гарантии автономным учреждениям, то закон вправе потребовать, в свою очередь, и для него соответствующих гарантий со стороны автономных учреждений. Таким образом, открытие банковских счетов является достаточно серьезной позицией с точки зрения сохранности государственного имущества. Именно поэтому указанный вопрос относится к компетенции наблюдательного совета, а не к компетенции самого автономного учреждения. Такая же позиция у государства и по поводу утверждения наблюдательным советом аудиторской организации. Бухгалтерский отчет включает в себя все сведения: 1. Об использовании государственного имущества, которое закреплено за автономным учреждением на праве оперативного управления. 2. Об использовании государственных средств, выделенных для выполнения государственных заданий. 3. Об использовании государственных средств, полученных в результате выигранных конкурсов на участие в федеральных целевых программах, в том числе в программах развития автономных учреждений. Поэтому для усиления контроля за использованием бюджетных средств функция контролера передана наблюдательному совету, а не закреплена за автономным учреждением, поэтому и выбор аудиторской организации предоставлен именно ему, а не самому автономному учреждению. В том числе еще и потому, что на автономные учреждения не распространяется в полном объеме Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поэтому аудиторов выбирают не на конкурсной основе, а в порядке оформления обычного договора на проведение аудита.
О внесении изменений в законодательные акты
В связи с принятием Закона "Об автономных учреждениях" одновременно с ним был принят Закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений". Внесены поправки и изменения:
...в Закон "Об образовании":
- В пп. "д" пп. 6 п. 1 ст. 13 внесено дополнение о том, что запрет на совершение сделок с имуществом, закрепленным за образовательным учреждением или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником, возможными последствиями которых является его отчуждение или обременение, может быть "нарушен", если такие случаи предусмотрены федеральным законодательством.
Имеются в виду сделки с имуществом по разрешению собственника имущества в автономных учреждениях. Иначе говоря, имущество автономного учреждения с разрешения собственника может быть и обременено, и отчуждено.
- В пп. "ж" пп. 6 п. 1 ст. 13 внесено дополнение. Открытие счетов в органах Федерального казначейства теперь обязательно только для государственных и муниципальных учреждений, для автономных учреждений такое требование отменено.
Это дает подтверждение на право автономных учреждений открывать счета в банковских структурах.
- В п. 1 ст. 34 поменялась фраза о том, в какую организацию может быть реорганизовано образовательное учреждение - "в иную некоммерческую... организацию".
Дано уточнение - реорганизация производится только в некоммерческую организацию, имеется в виду, конечно же, автономное учреждение.
- Пункт 2 изменил свою редакцию полностью. Теперь он звучит так: при реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения это образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных ему до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства. При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной, не указанной в предыдущем абзаце форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Это изменение лишний раз подтвердило дополнительные возможности автономного учреждения на продолжение его основной и неосновной деятельности в момент его преобразования.
- Статью 35 дополнили еще одним пунктом. Сам п. 2 звучит так: управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Добавлено: в части, не урегулированной законодательством РФ, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Законом "Об автономных учреждениях" не указан алгоритм формирования наблюдательного совета, четко не прописано, как назначается руководитель. Именно поэтому дали дополнение в Закон "Об образовании" о том, что в таких случаях все регулируется уставами.
- В ст. 39 утратили силу п. п. 7 - 9. Пункт 7. Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством РФ средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Пункт 8. Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом. Пункт 9. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у него указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.
Отменена субсидиарная ответственность собственника за действия бюджетного учреждения. Отменено право самостоятельного распоряжения внебюджетными средствами. Это был специально выделенный пункт Закона. Теперь все будет зависеть от положений Бюджетного кодекса, пока еще там есть понятие внебюджетных средств, до 2008 г. его сохранили, а затем... Доживем до 2008 г. и узнаем, каков будет порядок использования бюджетными учреждениями внебюджетных средств. Скорее всего, они станут бюджетными средствами так же, как уже сейчас арендные средства приравнены к бюджетным средствам. Для автономных учреждений отмена субсидиарной ответственности собственника означает серьезное увеличение самостоятельности и повышение ответственности за принятие решений и финансовых обязательств перед своими поставщиками и заказчиками.
...в Гражданский кодекс Российской Федерации:
- Статья 120 имеет, пожалуй, самую существенную поправку, касающуюся автономных учреждений. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Далее повторяется текст Закона "Об автономных учреждениях" по поводу закрепления за ними имущества и его ответственности по своим обязательствам и положение о том, что собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Из указанных поправок видно, что автономное учреждение тоже является государственным учреждением. Это важно!
- В ст. 296 "Право оперативного управления" внесены правки. Правки касаются прав собственника имущества у казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления или они им владеют, пользуются и распоряжаются в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества. Собственник имеет право на изъятие такого имущества, если оно не используется по назначению, является излишним. При этом таким имуществом собственник вправе распорядиться самостоятельно по своему усмотрению.
Это права собственника по отношению как к бюджетным, так и к автономным учреждениям, поскольку собственник у них один - государство. А представитель собственника - Комитет по управлению имуществом. Это также означает, что если образовательным учреждением много площадей сдается в аренду и, таким образом, не используется по прямому назначению, то в момент преобразования бюджетного учреждения в автономное такие площади могут быть изъяты.
- В ст. 298 повторено положение о том, что автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом. А вот остальным имуществом может, если только иное не установлено законом.
Что такое остальное имущество? Это имущество, приобретенное автономным учреждением на полученные им доходы. Получается немного странная вещь. С одной стороны, автономному учреждению предоставлено право самостоятельного распоряжения таким имуществом, с другой стороны, автономное учреждение не является собственником, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом учреждение не может являться собственником имущества. И при этом отсутствует субсидиарная ответственность собственника.
...в Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании":
В ст. 12 внесена поправка, аналогичная поправке в Закон "Об образовании", касающаяся управления вузом. Поскольку в Законе установлено, что "общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет", то в части, не урегулированной законодательством, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Это относится к автономным учреждениям, которыми могут быть в том числе и вузы, поскольку для них предусмотрен наблюдательный совет.
...в Бюджетный кодекс Российской Федерации:
- Абзац 2 п. 4 ст. 41 и ст. 51 дополнены одной и той же фразой, разница только в том, что фраза относится в ст. 41 ко всем бюджетам, а в ст. 51 - к федеральному бюджету. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.
Автономным учреждениям дается право на использование этих средств в полном объеме, для них эти средства являются собственными средствами и не относятся к видам доходов соответствующего бюджета.
- Пункт 1 ст. 42 дополнен: В доходах бюджетов учитываются: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.
Такого вида доходы автономных учреждений не учитываются в доходах бюджета. Эти средства принадлежат автономным учреждениям, никаких лимитов бюджетных обязательств они под объемы этих средств не получают;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог.
Такие виды доходов автономных учреждений также не относятся к доходам бюджета. Другие виды доходов от использования имущества, предусмотренные действующим законодательством, также принадлежат автономным учреждениям и не относятся к видам доходов бюджета.
- Статья 43 дополнена: средства, получаемые от продажи государственного или муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, за исключением средств, получаемых от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.
Эти доходы также принадлежат автономным учреждениям.
- Статья 152 дополнена: участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.
Автономные учреждения являются участниками бюджетного процесса.
- Изменена редакция п. 2 ст. 161: организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
Автономное учреждение Бюджетным кодексом не признается бюджетным учреждением, хотя Гражданский кодекс и признает его государственным, и оно наделено государственным имуществом. Однако понятие бюджетного учреждения на него не распространяется.
- Статья 176 дополнена: в процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению, автономному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.
Для автономных учреждений в соответствии с Законом "Об автономных учреждениях" устанавливаются государственные задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Это положение также теперь закреплено Бюджетным кодексом.
- Статья 177 дополнена: при составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению, автономному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг.
О нормативах финансирования государственных заданий также говорится и в Законе "Об автономных учреждениях". Бюджетный кодекс подтверждает теперь это правило их финансового обеспечения.
- Дополнена и ст. 178: в план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями, автономными учреждениями.
Поскольку автономные учреждения имеют статус государственных учреждений, объемы предоставляемых ими государственных услуг включаются в сводный план развития государственного сектора экономики.
- В ст. 269 слова "автономное учреждение" также нашли свое отражение: главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, автономных учреждений.
Автономные учреждения не только проводят аудиторские проверки, но и подлежат проверкам вышестоящих организаций, в частности проверкам со стороны своих учредителей - главных распорядителей бюджетных средств.
...в Налоговый кодекс Российской Федерации:
- В ст. 146 изменена редакция пп. 5 п. 2. Теперь не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Таким образом, поскольку автономные учреждения являются государственными учреждениями, при осуществлении указанных выше операций они также освобождаются от уплаты НДС.
- Внесено аналогичное дополнение в пп. 8 п. 1 ст. 251. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы - в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
Таким образом, при передаче имущества автономному учреждению по решению органа исполнительной власти оно освобождается от уплаты налога на прибыль со стоимости этого имущества.
- Поправка также внесена в пп. 14 п. 1 ст. 251. К целевым средствам относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, автономным учреждениям в форме субсидий, субвенций.
Для автономных учреждений бюджетные субсидии и субвенции являются целевыми средствами и не подлежат налогообложению налогом на прибыль. Следует учесть, что именно в такой форме автономное учреждение и будет получать средства на выполнение государственного задания.
Пока еще не до конца разработан алгоритм финансового обеспечения автономных учреждений, нет правил преобразования бюджетных учреждений в автономные, не существует перечня документов, необходимых для совершения такого маневра. Однако все это уже готово к утверждению Правительством РФ, ведется активная работа по подготовке необходимых нормативных актов, и уже в 2007 г. они должны быть утверждены и вступить в силу.
Н.Б.Озерова Начальник управления планирования и финансирования МГТУ им. Н.Э. Баумана, консультант-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера" Подписано в печать 25.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |