Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О некоторых аспектах внесудебного взыскания налоговой санкции ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2)



"Налоги и налогообложение", 2007, N 2

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВНЕСУДЕБНОГО ВЗЫСКАНИЯ

НАЛОГОВОЙ САНКЦИИ

Настоящая статья предоставлена для публикации оргкомитетом III Международной научной конференции "Правовая система и вызовы современности" (4 - 6 декабря 2006 г., г. Уфа, Институт права Башкирского государственного университета).

Большое количество обращений по налоговым спорам в судебные органы приводит к их перегрузке, и это, соответственно, отражается на доступности правосудия, качестве самих судебных решений и сроках рассмотрения дел. Поэтому, безусловно, досудебное и внесудебное разрешение налоговых споров всеми сторонами воспринимается в целом положительно.

Значимая попытка введения внесудебного разрешения налогового спора была предпринята осенью 2005 г. С целью разгрузки судов от "дешевых" налоговых споров была введена новая статья Налогового кодекса, регулирующая процедуру взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. В течение 2006 г. согласно ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (его заместитель) налогового органа принимал решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышала пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а на организацию - пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены значительные поправки. Изменился и порядок внесудебного взыскания налоговой санкции.

Парадокс: номер закона, которым в 2005 г. вводилась процедура взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа, и номер закона, которым данная процедура была изменена, одинаков - N 137.

С 1 января 2007 г. налоговые органы смогут взыскивать налоговую санкцию с налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) во внесудебном порядке без ограничения сумм.

Пункт 10 ст. 46 НК РФ (здесь и далее с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2007 г.) гласит, что положения данной статьи применяются при взыскании штрафов в предусмотренных Налоговым кодексом случаях. В статье же говорится в целом о внесудебном взыскании налога. Таким образом, штрафы можно будет взыскивать во внесудебном порядке.

С 1 января 2007 г. согласно п. 1 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом. Но такие "иные случаи" в Налоговом кодексе не определены. Это фактически означает, что налоговые органы вправе взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей штрафы без ограничения сумм. Налогоплательщикам остается только оспаривать такие решения либо в вышестоящий налоговый орган, либо в суд.

Статья 115 Налогового кодекса РФ устанавливает право налоговых органов обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в порядке ст. ст. 46 и 47 НК РФ, которые определяют в основном внесудебный порядок взыскания.

Судебный порядок разрешения дел имеет ряд преимуществ по сравнению с внесудебным. В отличие от налоговых органов суд связан со сторонами только процессуальными, а не материальными правоотношениями. К тому же современная судебная процессуальная форма сама по себе более совершенна для разрешения судом любых категорий дел и представляет заинтересованным сторонам ряд дополнительных гарантий защиты их субъективных прав.

Даже самая развитая процедура внесудебного урегулирования не в состоянии заменить собой суд.

Существует мнение, что, учитывая высокую степень нагрузки на суды, которую создают налоговые споры, представляется возможным и необходимым создание специальных административных судов. Также имеются соображения о создании особой отрасли правосудия - налогового судопроизводства и особой системы налоговых судов.

Опыт функционирования специализированных финансовых судов имеется в Германии и некоторых других странах. Налоговое судопроизводство с учетом характера рассматриваемых споров могло бы сочетать качества уже имеющихся процессуальных форм: искового производства, производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, приказного производства.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что реализация публичного права на взыскание налоговых санкций производится в мире в самых разнообразных процессуальных формах. Однако нам еще предстоит с учетом накапливаемого теоретического и практического опыта определить наиболее совершенную и эффективную из них.

Б.В.Церенов

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Министерства финансов

Российской Федерации

Подписано в печать

22.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение процедуры перехода спортсмена из одной спортивной организации в другую ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2) >
Вопрос: Группа российских программистов работает у себя в городе через Интернет на компанию, которая зарегистрирована в США (а может, и в какой-то другой стране, выяснить это достаточно сложно). Естественно, что никаких договоров нет, все на честном слове. За работу компания переводит деньги руководителю группы на частный счет в российском банке через платежную систему WebMoney. Какие в этом случае могут возникнуть налоговые последствия? ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.