Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Совершенствование учетной работы налоговых инспекций ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2)



"Налоги и налогообложение", 2007, N 2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ

Основным направлением совершенствования деятельности налоговых органов является повышение эффективности налогового администрирования. Налоговое администрирование как многоаспектный процесс неизбежно требует укрепления информационной базы организации налогового контроля. Важнейшим источником информации при этом выступают данные учета, организуемого налоговыми органами. Учетная работа налоговых органов - это совершение операций по регистрации и учету плательщиков, оперативно-бухгалтерскому учету и составлению налоговой отчетности. В настоящее время учетная работа законодательно не включена ни в одну из систем. Вместе с тем полагаем, что она может рассматриваться в качестве составной части бюджетного учета, позволяющей систематизировать информацию о ходе поступления средств во все уровни бюджетной системы. Таким образом, учетная работа - это и механизм организации аналитической деятельности, и важный элемент контрольной работы, включающий такие подсистемы, как регистрация и учет налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет налогов и других платежей в бюджет, а также налоговая отчетность (см. рис. 1).

Система учетной работы налоговых органов

     
                       ——————————————————¬  
                   ————+Налогоплательщики+———¬
                   |   L——————————————————   |
      Документы на регистрацию    Декларации по уплате налогов  
              —————+—————————————————————————+—————¬
              |  ЕГРН                       КЛС    |
              |   \|/                        |     |
              |————+——————————————¬          |     |  ——————————————¬
   И Ф        ||Регистрация и учет+——————————+—————+—>| ——————————¬ |
   н Н        ||налогоплательщиков|         \|/    |  | | Учетная | |
   с С        |L—————————————T———————————————+———¬ |  | |  работа | |
   п   —————\ |              |     | Оперативно— +—+—>| |налоговых| |
   е Р |     \|              |     |бухгалтерский| |  | | органов | |
   к о |     /|              |     |     учет    | |  | L—————————— |
   ц с L———¬/ |              |     L———T—————————— |  L——————T———————
   
и с ¦ Составление отчетности ¦ /¦\ и и ¦ ¦ ¦ ¦ и ¦ \¦/ ¦ ¦ ¦ -------------+-----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦Ведомственная отчетность+-----+-------- ———— ¦ L------------------------- ¦ L------------------T---------------- ———— Формы ведомственной налоговой отчетности

\¦/

     
              ———————————————————+——————————————————¬
              |Управления ФНС России по субъектам РФ|
              L——————————————————————————————————————
   

Рисунок 1

В настоящее время отсутствует единое правовое обеспечение учетной работы налоговых органов. Остаются неразрешенными и другие проблемы, в том числе:

- осуществление отдельными потенциальными налогоплательщиками деятельности без постановки на налоговый учет;

- объемность системы налоговой отчетности и противоречивость показателей ее различных форм;

- недостаточная развитость аналитической работы;

- несовершенство информационно-технического обеспечения оперативно-бухгалтерского учета;

- низкий уровень материально-технической оснащенности налоговых инспекций.

В условиях необходимости укрепления финансовых основ деятельности государства к организации учетной работы предъявляются значительные требования. Прежде всего это касается обеспечения полноты и достоверности списков налогоплательщиков, объектов налогообложения. На практике возникают сложности, связанные с невозможностью получения полной информации об объемах и характере деятельности организаций и иных лиц без их государственной регистрации и постановки на учет. Следовательно, нельзя объективно оценить нанесенный государству ущерб. Ранее функции по проведению оперативно-розыскных мероприятий были закреплены за Федеральной службой налоговой полиции. Однако после ее упразднения эти обязанности не были переданы ни одному из оставшихся органов налоговой администрации. Это существенно осложнило работу по выявлению потенциальных налогоплательщиков, снизило ее комплексность и планомерность. Это, конечно, сказалось на эффективности организации налогового контроля и администрирования в целом.

Необходимую базу для составления отчетности и проведения анализа хода поступления средств в бюджетную систему создает оперативно-бухгалтерский учет налогов, сборов и других обязательных платежей. Организация оперативно-бухгалтерского учета является достаточно трудоемким процессом, требующим соответствующего материально-технического обеспечения. Однако сейчас для четкого выполнения всех возложенных на них обязанностей материальное оснащение налоговых инспекций является недостаточным. Используемое программное обеспечение не всегда позволяет решить поставленные перед налоговыми инспекциями задачи.

Важнейшей задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления является анализ поступления налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и на этой основе прогнозирования объемов поступлений платежей в бюджет. Подробный анализ хода поступления средств в бюджетную систему в целом позволяет организовать налоговая отчетность. Вместе с тем не все формы ведомственной налоговой отчетности подвергаются тщательному анализу.

Более того, значительный объем отчетности практически не оставляет времени для организации аналитической деятельности.

В этой связи организация учетной работы требует совершенствования по таким направлениям, как дальнейшее укрепление правовой базы, повышение квалификации специалистов, упрощение процедур учетной деятельности.

Важную роль в организации учетной работы играет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Он представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся Федеральной налоговой службой и его территориальными органами исходя из единых методологических и программно-технологических принципов и на основе документированной информации, поступающей в эти органы.

На основе Государственного реестра может быть сформирована единая информационная база для финансовых и налоговых органов, позволяющая повысить качество и эффективность налогового администрирования.

Всеобъемлющий контроль за налогоплательщиками и формированием налоговой базы по различным видам платежей обеспечивается путем организации оперативно-бухгалтерского учета. В настоящее время оперативно-бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Карточки лицевого счета по каждому плательщику и по налогу ведут в автоматизированном порядке с использованием информационной системы обработки данных АИС "Налог", что, безусловно, усиливает контроль в ходе организации оперативно-бухгалтерского учета. Информацию о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщиков, разносят в карточки лицевых счетов строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе. Также для обеспечения полного учета поступающих в налоговые органы документов ведут реестр поступлений, возвратов и выплат, вспомогательные книги, журналы и регистры.

Не реже одного раза в квартал в инспекции проводят проверку правильности произведенных записей в карточках лицевых счетов. Проверке подлежат все без исключения карточки. По всем крупнейшим налогоплательщикам ежеквартально производят сверку расчетов с бюджетом с вызовом бухгалтера, отвечающего за расчеты с бюджетом, и обязательным составлением акта сверки расчетов. По остальным налогоплательщикам сверка производится ежегодно в обязательном порядке. Для проведения ежегодной сверки расчетов до 15 марта всем налогоплательщикам предварительно направляют акт сверки с данными налогового органа и назначают время приема. По заявлению налогоплательщика сверка расчетов может быть проведена в любое время. По результатам сверки обязательно составляют акт, даже если расхождения не выявлены. На суммы платежей, не внесенные в бюджет в установленные сроки уплаты, начисляются пени. Пени начисляют за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно.

На основе данных оперативно-бухгалтерского учета формируют аналитические записки, которые включают следующие разделы:

1. Экономическая ситуация территории (города, района).

2. Характеристика налогоплательщиков.

3. Характеристика налогооблагаемой базы.

4. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему.

5. Выполнение задания в федеральный и областной бюджеты.

6. Задолженность по налоговым платежам.

7. Контрольная работа.

В целом содержание аналитических записок отражает сущность работы налоговых инспекций, однако отсутствуют документы, регламентирующие содержание и структуру аналитических записок, что снижает возможность сопоставления данных по различным территориям.

Налоговый учет, действовавший до формирования современной налоговой системы России, был целостным, а его отдельные элементы имели тесную взаимосвязь. Сейчас налоговая отчетность существует изолированно в правовом аспекте от других элементов налогового учета в налоговых органах, а отдельные формы налоговой отчетности утверждаются самостоятельными приказами. Составление форм налоговой отчетности закреплено за различными отделами (таблица 1). Полагаем, что сосредоточение данной работы в одном отделе позволит избежать ошибок и искажения информации.

Таблица 1. Распределение работы по заполнению форм

ведомственной налоговой отчетности между отделами

инспекции ФНС России по городу Мичуринску

Тамбовской области в 2005 г.

     
   —————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
   |                Наименование отдела             |Удельный вес, %|
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Отдел учета отчетности и анализа                |      32,7     |
   |Отдел камеральных проверок и отдел выездных     |      16,4     |
   |проверок                                        |               |
   |Отдел урегулирования задолженности              |      18,2     |
   |Отдел регистрации и учета налогоплательщиков    |       3,6     |
   |Отдел оперативного контроля                     |      11,0     |
   |Отдел общего обеспечения                        |       1,8     |
   |Юридический отдел                               |       7,2     |
   |Совместно несколькими отделами                  |       9,1     |
   L————————————————————————————————————————————————+————————————————
   
При анализе показателей различных форм отчетности особое внимание должно уделяться налоговой базе. Это позволит не только выявить причины недопоступления налогов в бюджет, но и определить эффективность налогообложения, оценить реальный уровень налогового бремени в регионе, а также своевременно внести предложения по корректировке действующего законодательства. До 2004 г. в структуре налоговой отчетности присутствовала только одна форма (N 5-НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов"), отражающая состояние налоговой базы. Позднее появилось несколько подобных форм (N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль", N 5-ЕНВД "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения", N 5-ТИ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на табачные изделия", N 5-НДПИ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых", N 5-ЗН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу", N 5-ТН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу", N 5-НДС "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добавленную стоимость", N 5-ФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогам на имущество физических лиц"). Основную долю всех бюджетных поступлений практически в любом регионе России формируют налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков. В этой связи особое внимание должно уделяться анализу поступлений от данной категории плательщиков. В настоящее время сложилась достаточно стройная система налогового учета в налоговых органах. Однако в последние годы наблюдается разделение ее отдельных элементов. Функции по ведению учета плательщиков, организации оперативно-бухгалтерского учета и составлению налоговой отчетности закрепляются за различными подразделениями налоговых инспекций. В конечном итоге это приводит к разрушению целостной системы учетной работы. Действующее законодательство не прописывает четко статус учетной работы налоговых инспекций. Полагаем, что она представляет собой часть бюджетного учета и ее можно рассматривать как систему мероприятий, комплексно осуществляемых налоговыми органами по учету плательщиков, организации оперативно-бухгалтерского учета и составлению налоговой отчетности. Главным условием дальнейшей эффективности налогового контроля является своевременный и полный учет налогоплательщиков. Поэтому организация работы по учету потенциальных плательщиков налогов и сборов видится одним из наиболее перспективных направлений. Также усиливается роль оперативно-бухгалтерского учета и налоговой отчетности, особенно в условиях налоговой паспортизации регионов. Данные оперативно-бухгалтерского учета и налоговой отчетности выступают информационной основой для организации как бюджетного, так и налогового планирования. В целях совершенствования системы налогового учета необходимо: 1. Определить статус учетной работы в налоговых органах в законодательстве. 2. Продолжить работу по оптимизации налоговой нагрузки, что приведет к неоправданности занижения реального уровня налоговых платежей. 3. Расширять работу по пропаганде налоговой культуры, а также формировать доброжелательные взаимоотношения с налогоплательщиками. 4. Запретить физическим лицам выступать учредителями в предприятиях и организациях при наличии задолженности в уже существующих предприятиях. 5. Объединить порядок учета плательщиков, порядок организации оперативно-бухгалтерского учета и составление налоговой отчетности в одном нормативном документе. 6. Повышать уровень материально-технического и программного обеспечения налоговых инспекций. 7. Сократить количество форм налоговой отчетности за счет объединения сходных и отмены неэффективных форм. 8. Активизировать работу по проведению аналитической деятельности, а также организовать комплексный анализ налоговой базы по основным доходообразующим налогам, осуществлять факторный анализ изменений в объеме их поступлений, повысить качество анализа по выявлению причин возникновения задолженности по налогам и сборам. Реализация данных мер позволит не только улучшить систему налогового учета в налоговых органах, но и повысить эффективность контрольной работы. С.С.Кириллова К. э. н., доцент кафедры "Налоги и налогообложение" Мичуринского государственного аграрного университета Подписано в печать 22.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Актуальные разъяснения федеральных органов налоговой администрации и решения судебных инстанций от 22.02.2007> ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2) >
Статья: О некоторых правовых аспектах разграничения полномочий в налоговой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами ("Налоги и налогообложение", 2007, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.