Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подаем сведения о суммах НДФЛ ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 3)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 3

ПОДАЕМ СВЕДЕНИЯ О СУММАХ НДФЛ

В соответствии со ст. 230 Налогового кодекса налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц налогового периода и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде ежегодно до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения за 2006 г. необходимо представлять по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.

Указанные сведения организация может представить на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек, то налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Кроме того, в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций налоговый орган может разрешить представлять организациям сведения о доходах на бумажных носителях.

Налоговая инспекция, получившая информацию, направляет ее в инспекцию по месту жительства физического лица.

Обратите внимание: не нужно представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве ПБОЮЛ и постановку на учет в налоговой инспекции.

Организация - налоговый агент по заявлению физического лица обязана выдать справку о полученных им доходах и удержанных суммах налога. В случае непредставления указанных сведений налоговый агент будет привлечен к ответственности и оштрафован в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Ошибки в представляемых сведениях

Зачастую в сведениях, представляемых в инспекцию, содержатся неточности и ошибки. В таких случаях инспектор возвращает сведения налоговому агенту для устранения ошибок. Имейте в виду: налоговый орган не может оштрафовать организацию за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Ведь налоговый агент уже исполнил обязанность представления сведений, пусть и содержащих ошибочные данные. А вот если организация повторно представит их за пределами установленного срока, то налоговый орган может привлечь ее к ответственности по названной статье.

Здесь также необходимо отметить, что сроков для повторного представления сведений, содержащих исправленные данные, законодательство о налогах и сборах не содержит.

Подобная позиция находит свое отражение и в решениях арбитражных судов.

Судебно-арбитражная практика. Налоговый агент отправил заказным письмом реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г. Инспекция получила их 30 марта 2004 г. (в соответствии с отметкой на почтовом уведомлении о вручении). Согласно протоколам (прием сведений о доходах физических лиц) файл в этот день принят не был. 6 апреля инспекция проставила отметку о приеме реестра сведений о доходах физических лиц за 2003 г. 9 апреля реестр сведений был принят согласно протоколу. Налоговая инспекция привлекла к ответственности организацию по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса за несвоевременное представление сведений о доходах физических лиц.

Суд в Постановлении отметил следующее. Налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц налогового периода и суммах налогов, начисленных и удержанных в этом периоде, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (п. 2 ст. 230 НК РФ).

В рассматриваемом случае налоговый агент направил сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях 22.03.2004, то есть до истечения установленного законодательством срока. Инспекция обнаружила ошибки в представленных сведениях и возвратила организации реестр для устранения ошибок.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Объективной стороной правонарушения здесь является непредставление документов и сведений. Представление документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений налоговым органом, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной статьей. Поэтому привлечение налогового агента к ответственности и взыскание налоговых санкций необоснованно и неправомерно (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2005 N А58-4844/04-Ф02-1742/05-С1).

Частные нотариусы

В соответствии со ст. 227 Налогового кодекса частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ исходя из сумм, полученных от такой деятельности.

В арбитражной практике возникают споры о том, обязана ли организация сообщать какие-либо сведения в налоговый орган о выплаченных частным нотариусам доходах.

Согласно Письму ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 у фирмы отсутствует обязанность представлять налоговой инспекции сведения в отношении сумм, выплаченных частным нотариусам за приобретенные у них услуги. Поскольку положениями гл. 23 Налогового кодекса на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования ст. 230 Налогового кодекса, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.

Минфин России придерживается в этом вопросе противоположной точки зрения, указывая, что учет доходов ведется и сведения о них представляются в налоговый орган организацией независимо от вида доходов, полученных физическим лицом в результате взаимоотношений с ней (Письмо от 22.10.2002 N 04-04-06/225).

Ранее специалисты налогового ведомства поддерживали точку зрения Минфина России, аргументируя свою позицию следующим образом. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательской. Таким образом, нотариус не может представить документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве ПБОЮЛ и постановку на учет в налоговых органах. Следовательно, норма абз. 4 п. 2 ст. 230 Налогового кодекса не распространяется на организации, выплачивающие доходы частным нотариусам; они должны представлять сведения о выплаченных доходах в общеустановленном порядке. Такая точка зрения высказывалась, в частности, Управлением МНС России по г. Москве в Письме от 23.12.2002 N 27-08н/62778. Кроме того, в соответствии с Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 по каждому физическому лицу, получившему от организации доход, в том числе и по частным нотариусам, организацией ведется налоговая карточка. Для заполнения Справки о доходах физического лица используются, в частности, данные, содержащиеся в карточке.

Однако, по мнению арбитражных судов, организация не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам. Судьи ссылаются на то, что согласно абз. 4 п. 2 ст. 230 Налогового кодекса инспекции не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям.

Налоговый кодекс под индивидуальными предпринимателями понимает физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (ст. 11 НК РФ). Таким образом, поскольку ст. 11 Кодекса в целях налогообложения приравнивает частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям, то положения ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 должны применяться в совокупности с нормами налогового законодательства. Кроме того, частные нотариусы являются самостоятельными плательщиками НДФЛ. Исчисление, удержание и перечисление налоговых платежей осуществляется ими без участия налоговых агентов.

Судебно-арбитражная практика. Инспекция провела выездную налоговую проверку организации по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ, полноты и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц. Было установлено, что фирма не представила в установленный срок справки о доходах формы 2-НДФЛ по произведенным в 2002 - 2004 гг. выплатам частным нотариусам. По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении организации к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса.

В обоснование принятого решения налоговый орган указал на то, что в соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариальная деятельность не является предпринимательской и в силу п. 2 ст. 230 Налогового кодекса организации обязаны сообщать в инспекцию по месту своего учета сведения о выплатах, произведенных частным нотариусам.

Считая решение налогового органа частично незаконным, организация обжаловала его в арбитражном суде. Суд удовлетворил требование организации исходя из того, что инспекция не доказала наличие в действиях организации состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена заявленной статьей. Указанной нормой предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Судом сделан вывод о том, что организация не обязана представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам, поскольку они являются самостоятельными плательщиками НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ). Для целей Налогового кодекса к индивидуальным предпринимателям относятся и частные нотариусы. Поэтому организация в данном случае не обязана была представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2006 по делу N А66-14215/2005).

Аналогичные выводы изложены также в Постановлениях ФАС Центрального округа от 19.04.2006 по делу N А64-6509/05-22, от 26.11.2004 N А48-1748/04-2; ФАС Волго-Вятского округа от 12.08.2004 N А28-2419/2004-141/21; Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1882/2005(10031-А03-18), от 05.03.2005 N Ф04-903/2005(8965-А03-7), от 23.08.2004 N Ф04-5723/2004(А45-3717-14); ФАС Московского округа от 18.02.2005 N КА-А40/489-05; ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2006 N А56-15709/2005, от 11.02.2005 N А56-25247/04, от 08.02.2005 N N А26-8340/04-22, А05-13379/04-13, А05-11259/04-29, от 27.01.2005 N А05-15880/04-13; ФАС Уральского округа от 18.02.2004 N Ф09-366/04-АК.

Централизованные бухгалтерии

Налогоплательщик имеет право участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Аналогичные правила распространяются и на налоговых агентов. Так, п. п. 1 и 3 ст. 26 и ст. 29 Налогового кодекса допускается участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Согласно ст. 6 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители. При этом они свою обязанность по организации учета могут выполнить в том числе путем передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Централизованная бухгалтерия, которой в соответствии с пп. "в" п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ руководитель организации вправе передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета, может выступать как уполномоченный представитель организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст. 126 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в силу п. 2 ст. 109 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

В арбитражной практике существуют споры о том, возникает ли у организации, передавшей на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, обязанность по представлению в налоговый орган сведений о выплаченных ее работникам доходах.

Согласно Письму Минфина России от 11.10.2004 N 03-05-01-05/30 заполнение и представление Справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ осуществляется только организациями, являющимися налоговыми агентами.

По мнению арбитражных судов, у организации в данном случае такая обязанность отсутствует, в связи с чем привлечение ее к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса является неправомерным. При рассмотрении дела судьи исходят из того, что обязанность отчитаться по доходам, выплаченным физическим лицам, лежит на налоговом агенте. Однако нельзя признать в качестве налогового агента организацию, бухгалтерский учет которой, включая обязанность по уплате налогов, осуществляется централизованной бухгалтерией.

Свой подход к представлению отчетности арбитражные суды обосновывают тем, что согласно ст. 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. По НДФЛ таким агентом является лицо, выплачивающее доход. Поэтому если обязанности по выплате доходов сотрудникам, а также обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ лежат на централизованной бухгалтерии, то агентом будет именно она.

Судебно-арбитражная практика. Инспекция провела камеральную проверку по сведениям о доходах физических лиц за 2004 г. на магнитных носителях. По ее результатам вынесено решение о привлечении налогоплательщика (общеобразовательное учреждение) к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса за нарушение срока представления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Суд отметил, что организация не может быть признана налоговым агентом и потому не может быть привлечена к ответственности, поскольку ее бухгалтерский учет, включая обязанность по уплате налогов, осуществляется централизованной бухгалтерией (Управление просвещения и социально-культурного обслуживания населения муниципального образования). Суд установил, что в 2004 г. фактическое начисление и выплату заработной платы работникам учреждения, а также начисление и уплату НДФЛ осуществляло Управление.

Таким образом, в данном случае нельзя признать в качестве налогового агента организацию, бухгалтерский учет которой, включая обязанность по уплате налогов, осуществляется централизованной бухгалтерией Управления.

Сведения о налоге на доходы физических лиц представлены Управлением в налоговый орган своевременно и были в полном объеме исследованы судом в совокупности с другими доказательствами (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1799).

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1796, от 07.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1824, от 07.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1823.

Обособленные подразделения

В правоприменительной практике встречаются споры и о том, в какую инспекцию следует представлять сведения о доходах физических лиц на работников обособленных подразделений - по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 16.09.2003 N 04-04-06/172, обособленное подразделение организации должно платить НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета, а соответствующие сведения, предусмотренные ст. 230 Налогового кодекса, представляются в налоговый орган головной организацией по месту нахождения этой головной организации.

Письмом ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 разъяснено, что в случае если обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета, то с доходов работников обособленных подразделений удержание НДФЛ должна осуществлять головная организация. Перечисление осуществляется по месту нахождения этих обособленных подразделений, а соответствующие сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту учета головной организации. Одновременно с этим центральный офис ведет учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению.

В соответствии с Письмами Управления ФНС России по г. Москве от 14.03.2006 N 20-12/19597 и от 01.07.2005 N 21-11/46394 головная организация представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ на всех налогоплательщиков - физических лиц, включая и работников обособленных структурных подразделений. Вместе с тем на основании ст. ст. 26 и 29 Кодекса налоговые агенты имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях через своего уполномоченного представителя.

Руководители "обособленцев" действуют на основании передоверия полномочий директора организации, а их полномочия по представлению налоговой отчетности от имени юридического лица вытекают из ст. 187 Гражданского кодекса. Таким образом, в случае если обособленное подразделение организации, действующее на основании доверенности, самостоятельно осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, начисляет и выплачивает доходы физическим лицам, то такое обособленное подразделение может представлять сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ непосредственно в территориальные налоговые органы по месту своей постановки на учет.

По мнению арбитражных судов, подача сведений о выплаченных работникам обособленных подразделений доходах по месту нахождения обособленного подразделения не является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса.

При этом представители Фемиды исходят из того, что порядок представления сведений о доходах и суммах налогов лиц, работающих в обособленных подразделениях, Кодексом не определен. В п. 2 ст. 230 указано, что налоговые агенты информацию о доходах и суммах начисленных и удержанных налогов представляют в налоговый орган по месту своего учета. Но согласно ст. 83 фирмы подлежат постановке на учет в инспекциях не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом необходимо отметить, что постановке на учет подлежат не обособленные подразделения, имущество или автомобили организации, а сами организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что представлять сведения о выплаченных работникам обособленных подразделений доходах, удержанных и перечисленных налогах, налоговые агенты имеют право как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 83 и п. 2 ст. 230 НК РФ). И в какой бы налоговый орган такие сведения представлены ни были, нарушения в любом случае не будет, поскольку они будут представлены налоговым агентом по месту своего учета.

Возможность различного толкования п. 2 ст. 230 Кодекса дает основание для применения положения, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Судьи также ссылаются на то, что согласно ст. 126 Налогового кодекса объективной стороной налогового правонарушения является непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, а не нарушение порядка их представления.

Судебно-арбитражная практика. Инспекция привлекла организацию к ответственности за то, что та представила в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных работникам обособленного подразделения, по месту нахождения обособленного подразделения, а не по месту учета головной организации. Суд отметил, что на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Таким образом, место нахождения филиала в целях налогового контроля также является местом учета головной организации.

Суд сделал вывод, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц подлежит исполнению обособленным подразделением организации по месту нахождения обособленного подразделения (филиала) (Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2006 N КА-А40/5048-06 по делу N А40-75676/05-109-445).

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.10.2004.

Ю.М.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Подписано в печать

22.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налог на прибыль считаем по-новому ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 3) >
Статья: Порядок расчета больничных листов изменился ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.