Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налоговым платежам ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 3)



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 3

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧЕК И РАССРОЧЕК

ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с изменением с 01.01.2007 порядка представления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ и Приказом ФНС России от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ "Об утверждении порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов". Обращается внимание на основные этапы процедуры принятия налоговым органом соответствующих решений, а также на порядок обжалования налогоплательщиком действий (бездействия) налогового органа.

Налоговый кодекс РФ, пожалуй, самый "непостоянный" свод законодательства в нашем государстве. Ни один год не обходится без внесения очередных изменений. С этой точки зрения достаточно постоянной можно считать гл. 9 Кодекса, регулирующую порядок изменения срока уплаты налога и сбора. Начиная с введения в действие части первой НК РФ изменения коснулись ее лишь несколько раз - в 1999 и 2004 гг., когда были приняты Федеральные законы от 09.07.1999 N 154-ФЗ и от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

В результате изменений, внесенных в гл. 9 Федеральным законом N 137-ФЗ, было сформулировано новое понятие изменения срока уплаты налога и сбора и определен новый порядок применения норм главы.

Прежде всего отметим, что в отличие от прежней редакции НК РФ с 01.01.2007 невозможно изменить срок уплаты пени, а претендовать на изменение срока уплаты (отсрочку, рассрочку или кредит) теперь можно только в отношении налога и сбора.

Еще одним кардинальным изменением является исключение из перечня форм изменения срока уплаты налога и сбора налогового кредита. С 2007 г. предусматривается возможность изменения срока уплаты налога и сбора только в форме отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита. Возможно, такое изменение вызвано тем, что налоговый кредит и отсрочка уплаты налога и сбора в некоторой степени дублировали друг друга, отличаясь практически лишь сроком, на который предоставлялась такая отсрочка.

Начиная с 01.01.2007 предоставление отсрочек (рассрочек) уплаты налога и сбора больше не будет зависеть от соблюдения лимитов предоставления таких отсрочек (рассрочек), установленных соответствующим законодательством о бюджетах различных уровней. Таким образом, при соблюдении прочих требований законодательства получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит сможет любой субъект правоотношений без каких-либо ограничений.

Впервые в гл. 9 НК РФ прямо указывается на особенности изменения срока уплаты государственной пошлины по сравнению с другими налогами и сборами. Пункт 2 ст. 61 НК РФ дополнен новым абзацем следующего содержания: "Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК РФ". Ранее ссылка на общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины содержалась лишь в п. 1 ст. 333.41 НК РФ, в котором указывалось, что такие отсрочки (рассрочки) предоставляются по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 Кодекса. С 2007 г. действует обратная ссылка на необходимость учета особенностей, связанных с уплатой госпошлины.

Статья 61 НК РФ (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ) уточняет сложившийся порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины в отдельных областях правоотношений. В случае если ранее принятые документы будут противоречить вступившим в силу нормам закона, их применение возможно лишь с учетом норм действующего законодательства и в части, им не противоречащей. Так, например, с учетом нового срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ, будет применяться п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", где указывается, что в соответствии с п. 1 ст. 333.41 Кодекса отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины может быть предоставлена арбитражным судом заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. В оставшейся же части будут применяться положения Информационного письма, не противоречащие вступившим в силу изменениям в НК РФ.

Теперь при обращении в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины можно в качестве оснований дополнительно сослаться на п. 2 ст. 61 НК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 333.41 НК РФ на сумму госпошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка), проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка (рассрочка).

Изменения коснулись и порядка предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налога в государственные внебюджетные фонды. Если ранее в отношении порядка изменения срока уплаты таких налогов применялись нормы гл. 9 НК РФ, то с 01.01.2007 п. 7 ст. 61 Кодекса, устанавливающий указанное правило, утратил силу.

Пожалуй, наиболее значительное изменение коснулось п. 1 ст. 64 НК РФ, устанавливающего срок, на который может быть предоставлена отсрочка (рассрочка). Если ранее такой срок был ограничен шестью месяцами, то теперь налогоплательщик вправе рассчитывать на предоставление ему отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год. Предусмотрен также особый порядок в случаях, когда речь идет о федеральных налогах, зачисляемых в федеральный бюджет, а отсрочка (рассрочка) предоставляется на срок свыше одного года, но не более трех лет. Решение о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) должно приниматься Правительством РФ.

Таким образом, отсрочка (рассрочка) уплаты налога и сбора с 2007 г. фактически включили в себя признаки отмененного налогового кредита, который ранее также мог предоставляться на срок до одного года.

Установленные законодателем основания, при возникновении которых можно рассчитывать на предоставление отсрочки (рассрочки), Федеральным законом N 137-ФЗ почти не затронуты. Единственное добавление, которое он внес, состоит в том, что теперь подавать заявление об отсрочке (рассрочке) уплаты налога и сбора можно не только в случае угрозы банкротства, но и в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Но одновременно с этим Закон предусматривает в качестве добавочного основания для отмены решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налога и сбора случаи, когда мировое соглашение расторгнуто и возобновлено производство по делу о банкротстве либо прекращена процедура финансового оздоровления. При этом моментом прекращения действия такого решения будет соответственно день расторжения мирового соглашения либо день прекращения процедуры финансового оздоровления.

Кроме этого, конкретизированы сроки, регулирующие порядок прекращения действия отсрочки (рассрочки) и инвестиционного налогового кредита. Так, срок 30 дней, установленный для уплаты суммы задолженности в случае досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) или нарушения отдельных условий, на которых был предоставлен инвестиционный налоговый кредит, теперь заменен на один месяц. Остальные сроки, касающиеся извещения об отмене решения об отсрочке (рассрочке), а также дней, за которые будут начисляться проценты на неуплаченную сумму инвестиционного кредита в связи с нарушением его условий, в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ будут исчисляться в календарных днях.

Особо следует обратить внимание, что вдвое сокращен срок, установленный для уведомления налогового органа о подаче заинтересованным лицом заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Согласно ст. 64 НК РФ (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ) копию такого заявления необходимо представить в налоговый орган в пятидневный срок, тогда как ранее для уведомления налогового органа у налогоплательщика было десять дней.

В связи со столь значительными изменениями налогового законодательства в части предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налога и сбора, а также порядка предоставления инвестиционного налогового кредита возникла необходимость в пересмотре положений Порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утвержденного Приказом ФНС России от 15.07.2005 N САЭ-3-19/329@.

Вместо него с 01.01.2007 установлен новый Порядок, регламентирующий организацию внутриведомственной работы налоговых органов по рассмотрению заявлений о предоставлении отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов, который утвержден Приказом ФНС России от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@.

Несмотря на то что Приказ утвержден в новой редакции, его структура полностью повторяет отмененный Порядок и также содержит три больших раздела:

1. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов.

2. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате региональных и местных налогов.

3. Контроль за выполнением налогоплательщиками принятых органами ФНС России решений и заключенных договоров.

К Приказу так же, как и в предыдущей редакции, приложены утвержденные формы документов, которые будут применяться при предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

В соответствии с новым Порядком поступающие в ФНС России заявления налогоплательщиков об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита направляются на рассмотрение в Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России.

В функции Управления по-прежнему входит рассмотрение таких заявлений, а также других необходимых для принятия решения документов, представленных налогоплательщиком, и подготовка проектов решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита или решений об отказе в их предоставлении. Срок рассмотрения документов и вынесения по ним решения не изменился и составляет пять рабочих дней. В остальной части процедура принятия решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита сохранена.

Проекты решений ФНС России о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита должны быть завизированы руководителем Управления ФНС России и направлены на согласование (визирование) в Юридическое управление. Срок рассмотрения и согласования указанных документов в Юридическом управлении - пять рабочих дней.

Подготовленные проекты решений, завизированные руководителем Управления ФНС России и согласованные с Юридическим управлением, должны быть переданы для подписания руководителю ФНС России. При этом проекты решений об изменении срока уплаты единого социального налога направляются для согласования в органы соответствующих внебюджетных фондов. Проекты решений об изменении срока уплаты федеральных налогов или сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, направляются для согласования в финансовые органы соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.

После поступления согласованных проектов решений в трехдневный срок они должны быть направлены на подпись руководителю ФНС России. Если на этом этапе будет установлено, что отсутствует необходимое согласование финансового органа субъекта РФ или муниципального образования, это является основанием для отказа в изменении срока уплаты налога, сбора. В этом случае Юридическое управление в срок не позднее двух рабочих дней должно рассмотреть и согласовать такой отказ.

Если было принято решение о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по уплате налога или об отказе в их предоставлении, то копия указанного решения должна быть направлена в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

При принятии положительного решения Управление ФНС России письмом должно сообщить об этом налоговому органу по месту учета налогоплательщика (и в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в том случае, если налогоплательщик стоит в ней на учете), который в дальнейшем осуществляет контроль за исполнением налогоплательщиком своих обязательств.

При принятии отрицательного решения оно должно быть направлено налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета налогоплательщика с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

В любом случае, независимо от принятого по итогам рассмотрения решения, общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита не должен превышать одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика.

Как и ранее, с 01.01.2007 можно подать ходатайство о временном приостановлении уплаты задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки). Такое заявление должно быть рассмотрено и по нему принято решение в десятидневный срок с момента его получения. Не позднее трех дней со дня его принятия указанное решение должно быть направлено налогоплательщику и налоговому органу по месту учета налогоплательщика.

Ответственность за правильность подготовки проектов решений по предоставлению отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, как и ранее, возлагается на начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России.

Порядок рассмотрения заявлений налогоплательщиков об изменении срока уплаты региональных и местных налогов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и приложенных к ним документов, поступающих в Управление ФНС России по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица, по процедуре и срокам практически повторяет Порядок, установленный для предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов. В данном случае также одним месяцем ограничен общий срок для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. При этом налогоплательщиком может быть заявлено ходатайство о временном приостановлении уплаты задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.

В целях контроля за соблюдением налогоплательщиками условий решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, а также заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите, которые были приняты органами ФНС России, на налоговые органы возложено выполнение следующих функций:

1. Управления ФНС России ведут реестры предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по формам, утвержденным надлежащим образом.

2. Инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют контроль за своевременным погашением отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов.

3. Инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков при выявлении обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, а также в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в трехдневный срок должны проинформировать об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога. После получения такого уведомления орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога, должен подготовить проекты решений ФНС России об отмене ранее принятых решений и предпринять меры, необходимые для отмены заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Об отмене решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в трехдневный срок должна быть письменно уведомлена инспекция ФНС России по месту учета налогоплательщика, а также сам налогоплательщик.

4. При досрочном погашении предоставленных отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок должны уведомить об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога.

5. Налоговые органы представляют в соответствующее подразделение материалы, необходимые для предъявления требований в суды по вопросам досрочного расторжения договоров об инвестиционном налоговом кредите, а также документы, имеющие значение для судебного разбирательства и определяющие перспективу рассмотрения таких дел в суде.

Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 137-ФЗ и вступившими в силу с 01.01.2007, шансов получить в случае необходимости отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит по сравнению с ранее действовавшим порядком становится больше. Указанные изменения не столько упростили рассматриваемую процедуру, сколько конкретизировали ее. Теперь можно четко проследить последовательность прохождения всех этапов рассмотрения и согласования документов на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. И хотя законодателем прямо не указывается на ответственность лица, нарушающего порядок и сроки предоставления одной из форм изменения срока уплаты налога и сбора, но тем не менее, если будет обнаружено несоблюдение соответствующими органами установленных сроков, такие действия (бездействие) можно обжаловать в судебном порядке.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что в случаях, когда возникают основания для получения отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, бояться подготовки необходимого пакета документов и обращения в соответствующий орган не стоит. Вовремя поданное заявление о предоставлении одной из форм изменения срока уплаты налога и сбора может помочь не только избежать ответственности за просрочку уплаты налогов, но и выйти из затруднительного финансового положения.

Д.Е.Гусятникова

Директор

юридической фирмы "Советникъ"

г. Саратов

Подписано в печать

22.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности применения части 3 статьи 199 АПК РФ в налоговых спорах (Окончание) ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 3) >
Статья: Арест имущества налогоплательщика в обеспечение взыскания налогов ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.