Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3

ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены вопросы, кто и в каком порядке может ликвидировать общество с ограниченной ответственностью и каким образом можно решить проблему возможной ликвидации по причине недостаточности чистых активов ООО.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном и принудительном (судебном) порядке. Общество считается ликвидированным в добровольном порядке, если решение о ликвидации принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Причиной может быть, например, истечение срока, на который юридическое лицо было создано, либо достижение цели, ради которой оно создано.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

- грубых нарушений закона при его создании, если они носят неустранимый характер;

- ведения запрещенной законом деятельности;

- ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с нарушением законодательства РФ.

Основанием для ликвидации некоммерческой организации (в том числе общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда) служит систематическое ведение деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Как следует из ст. 61 ГК РФ, органом, уполномоченным принимать решение о ликвидации общества, является суд. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Суд же своим решением может возложить обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Таким образом, процедура принудительной ликвидации общества состоит из нескольких этапов: обращение уполномоченного лица с иском в суд; принятие судом решения о ликвидации; реализация лицом, назначенным судом, решения о ликвидации.

Остановимся на каждом из этапов более подробно.

Обращение уполномоченного лица с иском в суд

Право на обращение в суд с иском о ликвидации организации законодательно предоставлено различным органам государственной власти. Однако это право ограничено. Государственные органы вправе требовать ликвидации юридического лица при установлении допущенных им нарушений.

Так, в соответствии с п. 20 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, проводившего банковские операции без лицензии, если ее получение обязательно.

Аналогичные полномочия предоставлены антимонопольному органу и органу страхового надзора в случаях выявления ими нарушений юридическим лицом антимонопольного законодательства и законодательства о страховом деле (соответственно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 10 ст. 32.8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ").

Право на обращение в суд с иском о ликвидации организации предоставлено также налоговым органам. Причем в отличие от вышеупомянутых органов государственной власти сфера нарушений, при наличии которых налоговый орган может обращаться с иском в суд, не ограничена исключительно налоговым правом. В силу пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ. Таким образом, в случае выявления одного из оснований, при наличии которых организация, согласно законодательству, подлежит ликвидации, налоговый орган вправе обратиться в суд.

Налоговый орган имеет право на обращение в суд с иском о ликвидации общества в случае нарушения им требования п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО): если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, минимальный размер которого на дату государственной регистрации общества установлен ст. 14 указанного Закона. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 11 ноября 2002 г. N КГ-А40/7523-02 признал налоговый орган надлежащим истцом по иску о ликвидации ООО в связи с тем, что стоимость чистых активов была меньше уставного капитала общества.

Принятие судом решения о ликвидации

Установив обстоятельства, изложенные в п. 3 ст. 20 Закона об ООО, суд по требованию налогового органа должен вынести решение о ликвидации общества.

Вместе с тем юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84). Президиум ВАС РФ также отметил, что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если оно устранило нарушения хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до вынесения решения судом. В случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50).

Реализация решения о ликвидации

Как уже указывалось, решением суда обязанности по ликвидации юридического лица возлагаются на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Они обязаны приступить к ликвидации в соответствии с правилами, установленными ст. ст. 62 - 65 ГК РФ (назначение ликвидационной комиссии, уведомление кредиторов, составление ликвидационного баланса, представление сведений для внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ).

Отметим, что обязанности по ликвидации организации не могут возлагаться на муниципальный или государственный орган, по искам которых вынесено решение о ликвидации, в частности на налоговый орган (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50).

Если учредители общества (его орган) не выполнят возложенных на них судом обязанностей по ликвидации общества (либо суд придет к выводу о невозможности выполнения ими этих обязанностей), судом назначается ликвидатор (п. п. 9, 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84, п. 24 совместного Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Как избежать принудительной ликвидации

Проблема возможной ликвидации общества в первую очередь может быть решена путем не увеличения, а уменьшения уставного капитала, поскольку в силу п. 3 ст. 20 Закона об ООО, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Вместе с тем общество может принять решение об увеличении стоимости своих чистых активов. Это можно сделать за счет вкладов в имущество общества, а не путем внесения взносов в уставный капитал, что приведет к его увеличению.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона об ООО участники общества обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества вносить вклады в его имущество. Такая обязанность участников может быть сразу предусмотрена в уставе общества при его учреждении либо добавлена путем внесения изменений в устав общества (по единогласному решению общего собрания участников общества). Имейте в виду, что согласно п. 4 данной статьи такие вклады в имущество общества не изменяют размеры и номинальную стоимость долей участников общества в его уставном капитале (см. также п. 14 совместного Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14).

Если участники общества не обязаны вносить вклады в имущество юридического лица, то стоимость чистых активов может быть увеличена путем внесения участниками безвозмездной помощи. Отметим, что такая помощь освобождается от обложения налогом на прибыль в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ (правила данной нормы действуют, только если безвозмездную помощь оказывает участник общества, чей вклад в уставный капитал составляет более 50%).

Е.А.Соколова

Ведущий юрисконсульт

компании "ФБК"

Подписано в печать

22.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение последствий недействительности сделки ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3) >
Статья: Проблемы формирования аудиторского заключения с точки зрения Минфина России ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.