Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О возврате к прогрессивной шкале ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3

О ВОЗВРАТЕ К ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЕ

Начало года ознаменовалось в том числе и инициативой депутатов вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Это была ожидаемая инициатива. Ведь 2007-й - это год выборов в Государственную Думу. Вот и предпринимаются действия, направленные на нужное формирование электоральных предпочтений. Однако анализ с точки зрения политической конъюнктуры представляется не очень продуктивным. Важна содержательная часть таких законопроектов с точки зрения экономики. А она тоже есть. Значит, будем анализировать экономику.

Итак, предлагается доходы до 60 000 руб. в год освободить от налога на доходы физических лиц, годовые доходы от 60 000 до 120 000 руб. облагать по ставке 10%, от 120 000 до 1 200 000 руб. - по ставке 13%, от 1 200 000 до 3 600 000 руб. - по ставке 20%, а доход свыше 3 600 000 руб. в год - по ставке 30%.

В качестве обоснования необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения приводится довод о том, что данный подход позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет повышенного налогообложения сверхдоходов. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, должна обеспечиваться социальная справедливость налогообложения. Наконец, данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, так как позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. Должны несколько снизиться импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства.

Почему переходили к "плоской" шкале

Для оценки целесообразности введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения физических лиц целесообразно вспомнить мотивы и результаты перехода к нынешней 13-процентной "плоской" шкале. Такая шкала была введена в действие с 1 января 2001 г. До этого в течение многих лет мы безуспешно пытались сделать так, чтобы прогрессивная шкала работала. Меняли ставки, меняли диапазоны по доходам. Ничего хорошего из этого не получалось. Очень показательными в этом отношении являются данные об уклонении от уплаты подоходного налога (табл. 1).

Таблица 1

Уплата налогов различными по материальной обеспеченности

группами населения в 1995 - 1996 гг.

     
   ——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   |         Группы населения        |        Доля уплаты, %        |
   |                                 +———————————————T——————————————+
   |                                 |    1995 г.    |    1996 г.   |
   +—————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |С 1—й по 4—ю группу — всего      |      87,2     |     77,8     |
   |(с наименьшими доходами)         |               |              |
   |5—я                              |      59,0     |     65,3     |
   |6—я                              |      49,6     |     60,6     |
   |7—я                              |      46,0     |     62,6     |
   |8—я                              |      41,2     |     48,6     |
   |9—я                              |      33,5     |     44,5     |
   |10—я (с наивысшими доходами)     |      19,1     |     26,9     |
   +—————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Всего                            |      38,1     |     44,6     |
   L—————————————————————————————————+———————————————+———————————————
   

Источник: расчеты компании "ФБК" по данным Бюро экономического анализа.

Прогрессивная шкала подоходного налогообложения, действовавшая в те же годы, отнюдь не гарантировала, что богатые будут больше платить. Если доля уплаты налогов самыми бедными составляла в 1995 г. 87,2%, то самые богатые платили лишь 19,1%. И хотя в 1996 г. последние стали платить чуть больше, очевидно, что бедные продолжали платить несоизмеримо больше по сравнению с богатыми. Попытки радикально улучшить ситуацию ни к чему не приводили. Во многом именно поэтому было принято решение перейти с 1 января 2001 г. к "плоской" 13-процентной шкале подоходного налогообложения. Таким образом, основания для введения новой шкалы были более чем убедительными.

Особенный интерес представляет анализ фактических данных до и после введения 13-процентной ставки. Корректность такого анализа обеспечивается сравнением средней фактической ставки подоходного налога до и после реформы подоходного налогообложения в 2001 г.

Среднюю фактическую ставку подоходного налога будем исчислять как частное от деления суммы поступлений от подоходного налога в консолидированный бюджет РФ на величину налогооблагаемой базы по подоходному налогу. С учетом того, что в соответствии с российским налоговым законодательством обложению подлежат все денежные доходы населения, за исключением социальных трансфертов (пенсии, пособия, социальная помощь, стипендии и др.), фактическая налогооблагаемая база определяется как разница между величиной номинальных денежных доходов населения и объемами социальных трансфертов. В разделе "Денежные доходы" наряду с заработной платой, доходами от собственности и доходами от предпринимательской деятельности учтена скрытая заработная плата. Эффективная (средняя фактическая) ставка отражает масштабы скрытой заработной платы. Результаты расчетов представлены в табл. 2.

Таблица 2

     
   ———————————————————————T—————————————————————————————————————————¬
   |      Показатель      |                   Годы                  |
   |                      +——————————T——————————T——————————T————————+
   |                      |   1998   |   1999   |   2000   |  2001  |
   +——————————————————————+——————————+——————————+——————————+————————+
   |Денежные доходы       |  1730,7  |  2811,1  |  3742,3  | 4966,3 |
   |населения — всего     |          |          |          |        |
   |(млрд руб.)           |          |          |          |        |
   +——————————————————————+——————————+——————————+——————————+————————+
   |Социальные трансферты |   222,8  |   382,3  |   501,5  |  744,9 |
   |(млрд руб.)           |  (13,1%) |  (13,6%) |  (13,4%) |  (15%) |
   +——————————————————————+——————————+——————————+——————————+————————+
   |Денежные доходы       |  1507,9  |  2428,8  |  3240,8  | 4221,4 |
   |населения за вычетом  |          |          |          |        |
   |социальных трансфертов|          |          |          |        |
   |(млрд руб.)           |          |          |          |        |
   +——————————————————————+——————————+——————————+——————————+————————+
   |Поступления от        |    71,4  |   117,7  |   174,1  |  256,7 |
   |подоходного налога    |          |          |          |        |
   |в консолидированный   |          |          |          |        |
   |бюджет (млрд руб.)    |          |          |          |        |
   +——————————————————————+——————————+——————————+——————————+————————+
   |Средняя фактическая   |     0,047|     0,048|     0,054|    0,06|
   |ставка подоходного    |  (4,7%)  |  (4,8%)  |  (5,4%)  |  (6%)  |
   |налога                |          |          |          |        |
   L——————————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————
   

Источник: документы Минтрудсоцразвития России, Госкомстата России, МНС России (2002 г.), расчеты компании "ФБК".

Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что при переходе к налогообложению по единой 13-процентной ставке в 2001 г. средняя фактическая ставка подоходного налога выросла с 5,4% до 6%.

Справедливости ради необходимо отметить, что рост соответствующего показателя отражал и общую тенденцию к повышению собираемости подоходного налога, характерную для тех лет.

Общий объем поступаемого в бюджетную систему подоходного налога вырос в 2001 г. на 47%. В 2002 г. объем увеличился еще на 40%. В дальнейшем этот показатель несколько снизился, а в 2006 г. вновь был отмечен рост поступлений налога на доходы физических лиц - на 32%. Суммарный объем налога составил 929,8 млрд руб.

Очевидно, что рост собираемости в 2006 г. не был связан с изменением величины ставки, введением прогрессивной шкалы, так как ничего такого попросту не происходило.

Причина была другой: более жесткое администрирование. Как известно, в регионах довольно эффективно поработали комиссии, созданные при местных органах власти для выяснения причин низкой официально декларируемой многими предприятиями средней заработной платы, которую получают их работники.

Даже после перехода к 13-процентной ставке в 2001 г. уровень собираемости подоходного налога по-прежнему оставался недопустимо низким. В 2001 г. достижение фактической ставки 6% означало, что в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило менее половины (6 : 13 = 0,46) положенной суммы.

Таким образом, переход к единой ставке налогообложения доходов населения безусловно сыграл позитивную роль в выводе экономики страны из тени. Однако практический опыт последних лет уже показал, что применение даже этой радикальной меры не является достаточным. Требуется кропотливая работа по восстановлению доверия граждан к государству, а также дополнительные меры комплексного характера.

Почему не сегодня

И сегодня средняя фактическая ставка не превышает 10%. Это значит, что, несмотря на положительную динамику, "плоская" шкала подоходного налогообложения пока не реализовала в полной мере тот потенциал, который был в ней заложен. Возврат к прогрессивной шкале в этих условиях чреват возвратом всего негативного, что содержит в себе такая система: ростом теневой экономики, повышением дефицитности местных бюджетов, увеличением социального расслоения населения (как это ни покажется странным) и т.д.

Что касается возможного облегчения налогового бремени для беднейших слоев населения, то справедливее, наверное, было бы не вводить нулевую ставку, а сделать так, чтобы таких доходов, таких зарплат (получается менее 5000 руб. в месяц) вообще не было.

Предусматривая нулевую ставку, авторы законопроекта фактически соглашаются с тем, что сегодня в России могут быть зарплаты менее 5000 руб. в месяц. В таком случае это закон, который легализует очень низкие зарплаты. Какая уж тут социальная справедливость и забота о беднейших слоях населения! Все с точностью до наоборот.

Не выдерживает критики и тезис, что реанимация прогрессивной шкалы позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Средняя фактическая ставка с большой долей вероятности снизится.

Есть сомнения и в отношении утверждения, что данная мера будет стимулировать отечественное производство и потребление, поскольку позволит гражданам с небольшими доходами тратить больше средств на покупку доступных товаров. Непонятно, почему доступность ассоциируется обязательно с отечественным производством. Зачастую как раз все наоборот.

Ну и совсем наивно рассчитывать, что снизятся импорт и потребление дорогостоящих предметов роскоши зарубежного производства. Если богатые будут больше своих доходов попросту выводить из-под какого-либо налогообложения, то реально средств у них для приобретения предметов будет оставаться больше.

Дополнительные аргументы

Есть, заметим, и формального характера серьезные доводы против возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. С 2007 г. стала практически реализовываться идея о трехлетнем бюджетном планировании. Впервые в Государственную Думу будет вноситься проект бюджета на 2008 - 2010 гг. И проект этот уже готов. Идти в таких условиях на серьезные налоговые новации вряд ли оправданно.

Кроме того, при ответственном подходе о целесообразности и своевременности возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения заставляет задуматься и то обстоятельство, что в 2007 г. в России проведут "налоговую амнистию". По существу, конечно, она таковой не является <*>. Но дело в другом. Данная инициатива и так имеет все шансы быть по-настоящему провальным мероприятием. Понимая это, заметим, чиновники Минфина России уже не раз заявляли, что целью кампании никто и не ставит задачу сбора дополнительных бюджетных доходов. Просто, мол, создаются комфортные условия для налогоплательщиков, делается шаг в укреплении доверия между бизнесом и властью. Однако трудно представить, что даже то скромное, на что рассчитывает Минфин России, будет достижимо в условиях возврата к прогрессивной шкале подоходного налогообложения.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее см.: Николаев И.А. Всего лишь упрощенное декларирование // ФБК, 2007, N 2. - Прим. ред. И еще об одном. "Плоская" шкала подоходного налога - это упрощение налоговой системы, на которое пошли в свое время совершенно осознанно. В этом же русле были и другие налоговые реформы последних лет: переход к единому социальному налогу (ЕСН) и одному налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Есть еще резервы по упрощению. В этих условиях разворот в обратную сторону представляется не самым лучшим решением. Упрощение налоговой системы, как показывает мировой опыт (вспомним знаменитую налоговую реформу Р. Рейгана в США) и как уже показал собственный опыт, - это необходимо и перспективно. Введение же прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, напротив, ведет к чрезмерному усложнению налоговой системы. Общий вывод напрашивается следующий. Когда-нибудь мы, скорее всего, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. Но это тогда, когда не будет столь высокой доли теневой экономики; когда не на словах, а на деле возникнут доверительные отношения между бизнесом и государством; когда налоговое законопослушание станет нормой жизни. Сейчас всего этого пока нет. И в таких условиях разного рода эксперименты способны лишь ухудшить ситуацию и окончательно дискредитировать идею возврата к прогрессивной шкале. И.А.Николаев Д. э. н., директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Подписано в печать 22.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оплата образования по программе МВА ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 7) >
Статья: Роль аудита в борьбе с коррупцией ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.