|
|
Статья: Бизнес-тренер - настоящая профессия будущего ("Управление персоналом", 2007, N 5)
"Управление персоналом", 2007, N 5
БИЗНЕС-ТРЕНЕР - НАСТОЯЩАЯ ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО
В связи с существенными изменениями во всех сферах жизни, динамичным развитием технологий, сложностью "успевать за ними" организационное обучение становится насущной необходимостью и ключевым направлением для компании. Подготовить персонал компании к решению новых, более сложных задач возможно только через систему обучения и развития сотрудников. Стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Интересный факт заключается в том, что, несмотря на рост рынка, объем потребления услуг бизнес-образования в России существенно мал, по сравнению с Европой. На наш взгляд, это связано с тем, что обучение в российских компаниях носит фрагментарный характер, т.е. обучением пытаются лечить конкретные "болезни", и в этом смысле тренер является "скорой помощью". Одним словом, системы обучения в таких компаниях пока не существует. В настоящее время в западных компаниях практически невозможно встретить вопрос: "А зачем нам обучение?" Для российских компаний, к сожалению, этот вопрос еще остается актуальным. Организации, понимающие важность непрерывного процесса обучения и положительного отношения сотрудников к этому процессу, связывают это, во-первых, с тем, что у сотрудников уже был позитивный опыт участия в тренингах и они видят реальную пользу от обучения на рабочем месте. Во-вторых, если раньше мнение участников тренинга о том, что для них актуально, мало кого интересовало, то теперь оценка потребности в обучении помогает решить все проблемы мотивации участия в тренинге. Организационные задачи, которые могут решаться с помощью проведения обучения сотрудников компании, с каждым годом увеличиваются. Проведя исследование в 2006 г., мы выявили 21 функцию тренинга: 1. Адаптация персонала. 2. Диагностика организации. 3. Имидж компании.
4. Командообразование. 5. Обеспечение смены деятельности. 6. Обмен опытом. 7. Обратная связь об эффективности работы. 8. Обучение и выявление лидеров. 9. Оптимизация кадровых ресурсов. 10. Отработка стандартов профессиональной деятельности. 11. Оценка совместимости сотрудников. 12. Повышение лояльности сотрудников компании. 13. Повышение мотивации. 14. Повышение эффективности работы и обретение конкурентных преимуществ. 15. Преодоление этапа "кризиса" в организации. 16. Приобретение новых навыков (прежде всего, профессиональных). 17. Раскрытие внутреннего потенциала сотрудников. 18. Решение конфликтных ситуаций. 19. Улучшение психологического климата в коллективе. 20. Формирование кадрового резерва. 21. Формирование корпоративной культуры. Одним словом, с помощью бизнес-образования можно определить имеющиеся ресурсы и ограничения (как человеческие, так и технические), диагностировать компанию, планировать и проектировать то, что необходимо для повышения эффективности работы сотрудников компании, а значит, для наилучшего достижения результата. Джим Коллинз в книге "От хорошего к великому" отмечает, что лидеры великих компаний следуют трем простым истинам: - Если вы начнете с вопроса "кто", а не "что", вам легче будет приспособиться к окружающему миру. - Если у вас на борту нужные люди, то проблема мотивации и управления исчезает сама собой. Нужные люди не нуждаются в непосредственном руководстве или стимулах: у них достаточно самомотивации, обусловленной внутренним стремлением добиться исключительных результатов и участвовать в создании чего-то великого. - Если у вас на борту не те люди, то уже не важно, сможете ли вы выбрать правильное направление, - вам все равно не удастся создать великую компанию. Великая стратегия без великих людей бесполезна. Таким образом, в настоящее время в большинстве компаний больше внимания уделяют не столько образованию и опыту работы человека, сколько чертам характера, рабочей этике, системе ценностей и т.д. Поскольку считается, что многому можно научить (или научиться). Поэтому проведение обучения, за счет которого сотрудники получают знания и навыки, повышающие экономическую стоимость как отдельного сотрудника, так и компании в целом, приводит к тому, что с каждым годом профессия корпоративного тренера становится все более необходимой и востребованной. Ключевым инструментом, влияющим на эффективность и продуктивность тренинга, является сам тренер. Тренер, как правило, является для участников реальной моделью желаемого поведения. Наличие теоретической и практической базы, безусловно, важно, и вместе с тем мы делаем акцент на том, что личность тренера, его ценности и жизненные взгляды оказывают большое влияние на процесс работы группы и то, как происходят изменения в группе. Именно с этим связано то, что быть тренером - это очень ответственно. На наш взгляд, для эффективной работы тренера очень важно формирование как минимум трех составляющих подструктур личности: Образ Я, Образ Другого и Образ Группы. С одной стороны, Образ Я - это отношение тренера к себе, его самооценка, самопринятие. Адекватная самооценка тренера проявляется в уверенности в себе, в доверии к себе и своим способностям, которые, в свою очередь, базируются на убеждениях, ценностях, мировоззрении и стремлении тренера. Во многом из вышесказанного вытекают те принципы, которыми он руководствуется в процессе проведения тренинга. С другой стороны, это соотнесение себя с той группой, в которой он проводит тренинг. Другими словами, тренер должен иметь точное представление о своем месте в группе. По мнению Т.Ю. Базарова, можно выделить три основных роли тренера, помогающие ему проявить свое положение в группе: фасилитатор, модератор и медиатор. Для фасилитатора самым важным является создание благоприятной атмосферы для коммуникации. Правильно организованная коммуникация позволяет использовать ролевую структуру группы - одну из ключевых идей фасилитатора. В роли модератора тренер основной акцент делает на создании благоприятной атмосферы для самостоятельного продуцирования идей и группирования решений. Для модератора группа может добиться только того результата, который будет получен в итоге интеграции индивидуальных представлений о цели. И наконец, медиатор. Данная роль помогает достигать поставленных целей через структурирование времени и пространства. В настоящее время роль медиатора требует большей проработки и анализа. Для поддержания позитивного Образа Я тренеру желательно быть включенным в разные профессиональные сообщества. В результате таких взаимодействий с коллегами знание тренера о себе постоянно дополняется новым содержанием. Образ Другого может быть сформирован у тренера при реализации трех условий, которые нами заимствованы у гуманистических психологов: искренности и конгруэнтности, уважении и принятии другого, а также эмпатического понимания (умение поставить себя на место другого). Часто эмпатия считается синонимом идентификации. В принципе между этими механизмами взаимодействия людей друг с другом есть общее, но есть и существенное отличие. В случае идентификации происходит полное отождествление с другим человеком, что приводит к обезличиванию своего Я. Когда мы в общении проявляем эмпатию, это значит, что мы прислушиваемся к мнению другого, но действуем в соответствии со своими принципами. Тренер, наблюдая за участниками группы, старается объяснить себе причины их поведения. При этом Г. Келли выделил три возможные причины поступков людей: - личностную (когда причина приписывается лично совершающему поступок); - объектную (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); - обстоятельственную (причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Таким образом, не всегда причина лежит в самом человеке, который совершает тот или иной поступок. Третья составляющая структуры личности - Образ Группы. Как и в первом случае, рассмотрим этот компонент с двух разных сторон. Во-первых, в образе группы тренеру необходимо иметь представление о процессах групповой динамики. А именно о стадиях развития группы, групповой сплоченности, особенностях группового давления, принятия групповых решений и т.д. Во-вторых, тренер должен уметь идентифицировать ролевую структуру группы. Каждому участнику группы присуща определенная роль и, скорее всего, не одна. Групповые роли могут быть представлены в виде трех ролевых блоков: роли в выполнении поставленной задачи (к примеру, аналитик, эксперт, генератор идей и т.д.), роли при организации групповой работы (к примеру, организатор, координатор и т.д.), роли для создания благоприятной социально-психологической атмосферы в группе (эмоциональный лидер, коммуникатор и т.д.). Таким образом, целостность личности тренера складывается из гармоничного сочетания перечисленных выше трех подструктур. Это демонстрирует социальную зрелость тренера, которая во многом расширяет его поведенческий репертуар и позволяет фокусироваться на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимально использовать имеющийся у него личностный и методический ресурс. В этом случае создаются условия для формирования новых, более эффективных знаний, умений и навыков. В.М. Аллахвердов в своей книге "Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания" отмечает, что человек воспринимает, хранит и перерабатывает гораздо больше информации, чем осознает. Один из способов в рамках компании актуализировать максимальное количество знаний, хранящихся внутри нас, - обучение. Но не традиционные, а доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т.д. Именно перечисленные выше методы позволяют учитывать особенности взрослых людей. К которым в первую очередь, относятся следующие: - осознанное отношение к процессу своего обучения; - потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; - практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; - наличие жизненного опыта - важного источника обучения; - влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов. Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стремятся соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации, соблюдение которых обеспечивает успех тренинга (см. табл. 1).
Таблица 1
Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренинга
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
| Особенности | Рекомендации |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Стремление к |— Предоставлять возможность проявлять |
|самостоятельности|инициативу. |
|и самореализации |— Создавать возможности для личностного |
| |включения в обучение |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Концентрация на |— Прояснять намерения и цели учащегося |
|профессиональных |(проводить оценку потребности в обучении |
|целях, проблемах |до тренинга и сбор ожиданий от тренинга |
|и задачах |во время обучения). |
| |— Идти в обучении от профессиональных проблем |
| |и опыта слушателей. |
| |— Предлагать актуальные и обоснованные темы |
| |обучения |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Интерес |— Стремиться активизировать обучение, сделать |
|к практическому |его исследовательским. |
|применению новых |— Связывать результаты обучения |
|знаний |с профессиональной деятельностью, переносить |
| |приобретенные знания и навыки в рабочие |
| |условия. |
| |— Использовать метод проб и ошибок, аналогии |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Наличие |— Идти "от частного к общему" или "от общего|
|профессионального|к частному", в зависимости от целей и задач |
|и личного опыта |группы. |
| |— Поощрять вопросы об общих принципах, |
| |устанавливать общее в конкретных положениях. |
| |— Связывать новый материал с имеющимися |
| |знаниями и опытом |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Наличие |— Учитывать наличие ограничений в учебе |
|конкурирующих |(социальных, временных, финансовых). |
|интересов |— Создавать мотивацию для дальнейшего обучения|
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Наличие |— Широко использовать активные методы: деловые|
|стереотипов |игры, моделирование, анализ практических |
|и предпочтений |ситуаций. |
|относительно |— Поощрять и подкреплять достижения студентов |
|стилей и методов |на основе обратной связи. |
|обучения |— До начала обучения проводить оценку |
| |потребности в обучении. |
| |— При закреплении материала полагаться на |
| |понимание, а не память. |
| |— Учитывать различия в стилях обучения |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Краткосрочность |— Ориентироваться на краткие периоды учебной |
|обучения |активности. |
| |— Создавать компактные и эффективные циклы |
| |обучения |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Сопротивление |— Высокие требования к личности преподавателя.|
|процессу обучения|— Вовлечение в обучение, создание |
| |соответствующей мотивации. |
| |— Учитывать ожидания и потребности, |
| |возможности и ограничения. |
| |— Учитывать профессиональные и личностные |
| |особенности |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Личностные |— Создавать комфортную, "безопасную", |
|особенности |атмосферу. |
|участников |— Соблюдать правила подачи обратной связи. |
|(страх оценки, |— Развивать коммуникативные навыки |
|закрытость | |
|и т.д.) | |
L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
"Включение" процесса обучения в совершенствование компании ставит новые задачи перед организаторами обучения и ведущими. При этом становится ясно, что "реактивный подход", когда руководители организации определяют проблемы, а затем специалисты в области обучения формулируют задачи, решаемые с помощью несистематичных курсов по планированию, финансам, вычислительной технике, психологии общения и т.д., совершенно не эффективен. Из этого следует, что специалист в области обучения должен привлекаться к анализу проблем на самых ранних его стадиях. В связи с необходимостью решения этих задач была выдвинута идея многофазовой модели обучения. Мы предлагаем модель, которая включает в себя семь последовательных этапов (см. рис. 1).
Определение -----------¬ Процессы потребностей ¦ ¦ администрирования
——————————¬ в обучении L——————————— обучения
| | ———————————¬
L—————————— | |
Изучение L———————————
планов Определениеи проблем целей организации обучения
——————————¬ ———————————¬
| | | |
L—————————— L———————————
Оценка Разработкаэффективности программы обучения обучения
———————————¬ ———————————¬
| | Проведение | |
L——————————— обучения L———————————
Рисунок 1. Многофазовая модель обучения
Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть только в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но личных интересов человека и строится на партнерских основаниях.
В заключение хотелось бы напомнить суждение Дж. Коулмана: "Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами".
Г.Базарова
Подписано в печать
21.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |