![]() |
| ![]() |
|
Статья: Договорные отношения как инструмент снижения налоговых рисков (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 8)
"Финансовая газета", 2007, N 8
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ
Предпринимательская деятельность организации предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров. Должным образом оформленный договор, безусловно, поможет снизить как налоговые, так и гражданские риски участников договорного процесса. Именно поэтому исключительно важное значение приобретает постоянный аудит договорных отношений, который включает предварительный, текущий и последующий контроль договорного бизнес-процесса. Цели комплексного анализа (аудита) договорных отношений можно определить следующим образом: выявить типовые обстоятельства, влияющие на налоговые риски организации, т.е. на возможное наступление нежелательных финансовых последствий (штрафов, пеней, сумм налога к доплате в бюджет) по результатам проведения налоговых проверок; сформулировать исчерпывающий перечень рекомендаций, которым должна следовать организация при согласовании с контрагентами условий договоров и оформлении первичных документов, предусмотренных соглашением сторон. При этом аудиту должен быть подвергнут именно процесс заключения, исполнения и закрытия договоров. Именно поэтому источниками информации являются не только конкретные договоры, заключенные с контрагентами, но и внутренние нормативные акты, регламентирующие указанный процесс (например, договорный регламент). В результате постоянного анализа договорных отношений должен быть сформирован алгоритм вдумчивого и подробного обоснования расходов организации, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Это, безусловно, существенно снизит вероятность применения санкций по результатам налоговых проверок и в случае необходимости облегчит процесс доказывания в рамках судебного разбирательства.
Проведение аудита в настоящее время приобретает еще большую актуальность, поскольку налоговые органы постоянно ужесточают требования к оформлению первичных документов, обоснованию экономической целесообразности произведенных расходов. При этом с их стороны имеет место достаточно формальный подход, при котором нежелательные финансовые последствия в виде доначислений налогов, пеней, штрафов являются следствием беспристрастной фиксации имеющих место (по мнению проверяющей стороны) нарушений законодательства о налогах и сборах. Нередко фактические обстоятельства не исследуются или исследуются неполно, объяснения организации не принимаются в расчет, поэтому налогоплательщики вынуждены отстаивать свои законные права в судебном порядке. В сложившейся ситуации, по нашему мнению, на стадии заключения договора и (или) оформления первичных документов резонно постараться минимизировать указанные риски, тем более что в последнее время количество судебных решений, вынесенных не в пользу налогоплательщиков, постоянно увеличивается. При этом суды подчас кардинально пересматривают свой подход к исследованию предмета спора, что приводит к серьезному пересмотру ранее сформировавшейся арбитражной практики, а это в свою очередь только усугубляет положение налогоплательщиков.
Порядок проведения аудита договорных отношений
Для целей настоящей статьи считаем, что организация является стороной договора, у которой формируются затраты (например, заказчиком работ, услуг, покупателем или арендатором) и которая соответственно несет налоговые риски, связанные с непризнанием указанных расходов в ходе проверки, проводимой фискальными органами. Объектом анализа является совокупность договоров, заключенных организацией. Содержание действий по аудиту в обязательном порядке должно включать изучение и высказывание профессионального суждения относительно следующих элементов: формы договора (простая письменная или нотариальная); способа оформления (единый документ, совокупность документов); наличия существенных условий договора; наличия дополнительных условий, существенно снижающих налоговые риски; наличия и надлежащего оформления первичных документов, обязанность составления которых предусмотрена договорными отношениями (например, акта приема-передачи помещения по договору аренды); наличия обязательных реквизитов сторон (подписи полномочных представителей, печати сторон). При этом обоснованным считается следующий порядок проведения аудита: осуществляется проверка надлежащего оформления договорных отношений (исследуется форма заключения договоров); осуществляется проверка наличия совокупности существенных условий, обязательных для данного типа договоров; осуществляется проверка наличия прочих условий, снижающих налоговые риски организации; осуществляется проверка наличия реквизитов сторон и подписей их полномочных представителей. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором считается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Актуальным является вопрос об обязательной письменной форме данного соглашения. Статьей 161 ГК РФ предусмотрено, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме, которая в свою очередь может быть простой или нотариальной. Отметим, что несоблюдение простой письменной формы договора не влечет ее недействительность, если только законом несоблюдение формы не рассматривается как обязательное условие недействительности. В то же время несоблюдение нотариальной формы договора автоматически делает его недействительным. При этом нотариальное удостоверение договоров обязательно в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
(Продолжение см. "Финансовая газета", 2007, N 9)
К.Блохин Аудитор Подписано в печать 21.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |