![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в применении налогового вычета по НДС в связи с неполучением ответов по встречным проверкам поставщиков? ("Налоговая политика и практика", 2007, N 3)
"Налоговая политика и практика", 2007, N 3
Вопрос: Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в применении налогового вычета по НДС в связи с неполучением ответов по встречным проверкам поставщиков?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ в целях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговый орган вправе проводить налоговые проверки. Если при их проведении возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган вправе истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ, ст. 87 НК РФ в ред., действовавшей до 01.01.2007). Ранее эта процедура называлась встречной проверкой. Однако в НК РФ не предусматривается такого основания для отказа в возмещении НДС, как неполучение ответов на подобные запросы. Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 329-О, "истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством". Данная позиция подтверждается и сложившейся арбитражной практикой. Вывод о том, что отсутствие результатов встречных проверок поставщиков само по себе не лишает налогоплательщика права на вычет и возмещение по НДС, следует, в частности, из Постановлений ФАС Центрального округа от 12.04.2006 N А14-21496-2005/895/25, ФАС Московского округа от 16.05.2006 N КА-А40/4276-06, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2006 N А56-19975/2005 и от 14.03.2006 N А56-1646/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.02.2006 N Ф08-356/2006-168А, от 04.04.2006 N Ф08-1233/2006-523А и от 26.06.2006 N А22-1468/2005/14-193.
Ю.М.Лермонтов Консультант Департамента бюджетной политики Минфина России Подписано в печать 19.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |