|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Налоговый орган отказал организации в вычете "входного" НДС по приобретенным товарам, поскольку вместе с налоговой декларацией в подтверждение налоговых вычетов представлены не все счета-фактуры; при этом требование налогового органа о представлении указанных документов организация не получала. Обязан ли налогоплательщик представлять вместе с декларацией документы, подтверждающие правомерность заявленных налоговых вычетов? ("Налоговая политика и практика", 2007, N 3)
"Налоговая политика и практика", 2007, N 3
Вопрос: Налоговый орган отказал организации в вычете "входного" НДС по приобретенным товарам, ссылаясь на то, что вместе с налоговой декларацией в подтверждение заявленных налоговых вычетов были представлены не все счета-фактуры; при этом требование налогового органа о представлении указанных документов организация не получала. Обязан ли налогоплательщик представлять вместе с декларацией документы, подтверждающие правомерность заявленных налоговых вычетов?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговые вычеты производятся при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией подтверждающих документов. В частности, такой порядок установлен в отношении операций, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов (п. 3 ст. 172 НК РФ). В остальных случаях, по мнению Конституционного Суда РФ, высказанному им в Определении от 12.07.2006 N 266-О, положения ст. 88, п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 и п. п. 1 - 3 ст. 176 НК РФ не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм НДС в случае превышения сумм налоговых вычетов над общей суммой налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры). Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов. В Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О отмечается, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа. Так, арбитражные суды признают неправомерным доначисление налогоплательщику НДС, пеней и привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога в тех случаях, когда налоговый орган не истребовал у налогоплательщика надлежащим образом оформленные счета-фактуры в порядке, установленном ст. ст. 88, 93 НК РФ, либо налогоплательщик не получал требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов, и не был уведомлен о необходимости представления документов, перечисленных в требовании. При этом указывается на отсутствие у налогового органа оснований для исчисления налога, налоговых санкций и пеней, поскольку оценка обоснованности применения налогового вычета может быть дана только после исследования этих документов.
По мнению судов, непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих налоговые вычеты, не может свидетельствовать о неправомерности применения этих вычетов. Право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено наличием у него соответствующих документов, а не фактом их представления в налоговый орган. Аналогичные выводы содержатся, в частности, в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21.06.2006 N Ф09-5206/06-С2, от 03.05.2006 N Ф09-3267/06-С2, ФАС Московского округа от 19.07.2006 N КА-А40/6530-06, от 14.02.2006 N КА-А40/53-06, от 15.12.2005 N КА-А40/12529-05, от 08.09.2005 N КА-А40/8432-05, от 31.08.2005 N КА-А40/8279-05-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 N Ф04-2567/2006(22273-А03-14), от 02.02.2006 N Ф04-9938/2005(19052-А70-23), от 12.01.2006 N Ф04-9317/2005(18307-А27-6), ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2004 N Ф03-А73/04-2/1790, ФАС Поволжского округа от 28.03.2006 N А72-13746/05-7/797, ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2005 N А56-32532/04, от 21.11.2005 N А56-8785/2005, от 13.09.2005 N А42-15144/04-27 и от 19.07.2005 N А56-27976/04.
Ю.М.Лермонтов Консультант Департамента бюджетной политики Минфина России Подписано в печать 19.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |