Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Метод операционного аудита ("Аудиторские ведомости", 2007, N 3)



"Аудиторские ведомости", 2007, N 3

МЕТОД ОПЕРАЦИОННОГО АУДИТА

В статье обобщены и систематизированы различные точки зрения на метод операционного аудита, а также предложено его научно обоснованное определение. Приведены мнения специалистов по проблеме задач и целей операционного аудита.

Многовековой исторический путь становления и развития современного аудита, а также опыт его применения, позволившие на современном этапе выделить три его основных направления (финансовый аудит, аудит соответствия и операционный аудит), показывают, что его можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как вид профессиональной деятельности, целью которой является проверка и оценка функционирования хозяйственных систем в целом и отдельных их структурных элементов в частности; во-вторых, как науку, целью которой являются теоретические исследования его предметной области и выработка на их основе научно обоснованных практических рекомендаций. При этом значимость теории обусловлена тем, что она опирается на определенные принципы, не зависящие от фактов, событий и явлений, которые эта теория объясняет.

История развития любой науки свидетельствует о том, что новые научные направления выделяются в отдельные науки лишь тогда, когда ряд возникающих проблем практической деятельности приобретает важное самостоятельное значение и требует углубленного научного обоснования [6].

При этом под проблемой с философской точки зрения понимается определенное состояние научного знания, которое осознано и поставлено теоретически. В свою очередь научная проблема - это суждение (или система суждений), содержащее теоретически обоснованный вопрос. Причем не известен алгоритм его решения; решение данного вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну [10, с. 188].

Наука об аудите носит специальный прикладной характер и тесно связана с особенностями функционирования хозяйственных систем, которыми являются хозяйствующие экономические субъекты.

В философском понимании цель прикладной науки заключается в обосновании и прогнозировании событий, ситуаций и явлений реальной действительности [6, 8]. Отсюда суждения прикладной науки считаются истинными только тогда, когда они правильно объясняют и прогнозируют те или иные события, ситуации и явления.

В то же время понятие прикладных и фундаментальных наук в современных условиях можно считать условным. История доказывает, что большинство фундаментальных наук на определенных исторических этапах становятся прикладными. При этом разрешение достаточно серьезных прикладных проблем требует основательных теоретических разработок.

Сложный и многогранный характер предметной области аудита обусловливает необходимость применения различных предметных технологий и интегрирования в эту науку элементов многих наук, в том числе и фундаментальных. Причиной этого является прежде всего непрерывное развитие различных экономических процессов, протекающих в действующих хозяйственных системах, требующих применения более совершенных научных подходов к их изучению и оценке.

В настоящее время практически отсутствуют глубокие научные разработки большинства проблем, стоящих перед операционным аудитом из-за относительно незначительного периода развития этого направления аудиторской деятельности в мировой экономике и тем более в российской. Научная мысль направлена главным образом на решение различных аспектов финансового аудита и аудита соответствия, оставляя сферу операционного аудита за рамками своих исследований.

В то же время простое рассмотрение различных технологических подходов, применяемых при осуществлении операционного аудита хозяйствующего экономического субъекта, не позволяет в полной мере раскрыть сущность и предмет данного направления практической деятельности. В связи с этим представляется необходимым понять и дать определение метода операционного аудита как инструмента научного познания его предметной области, уточнения его сущности и содержания.

Известный ученый XX в. Дж. Бернал писал, что до сих пор изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки [5, с. 219]. С этим нельзя не согласиться, так как, несмотря на развитие науки об аудите, до настоящего времени не существует единства в понимании и определении основополагающего метода этой науки как сложившейся системы, позволяющей познать ее предмет. Большинство умозаключений и зарубежных, и российских ученых сводятся в основном к перечислению различных методов и методик и отдельных процедур, применяемых только лишь в финансовом аудите. При этом сфера операционного аудита ими совсем не затрагивается.

Так, по мнению Е.И. Ширкина, аудитор использует различные методы [9, с. 311] для сбора аудиторских доказательств. При этом, характеризуя основные из них, ученый выделяет лишь проверку арифметических расчетов, инвентаризацию, проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение, устный опрос персонала, руководства хозяйствующего экономического субъекта и независимой (третьей) стороны, проверку документов, прослеживание, аналитические процедуры и подготовку альтернативного баланса.

В.В. Ковалев, раскрывая понятие и возможности аналитических процедур, применяемых при аудировании, утверждает, что, прежде чем оценить финансово-хозяйственную деятельность клиента в целом, следует внимательно проанализировать применяемую им методологию [9, с. 331]. Для этого предлагается использовать как неформализованные, так и формализованные методы экономического анализа.

В приведенных, как и во многих аналогичных, подходах отражены либо область применения, либо его научный аппарат, причем последний также не имеет четкой характеристики.

Точка зрения, согласно которой аудит не имеет самостоятельного метода, разделяется многими и зарубежными авторами [см., например, 3, 4] и мотивируется прикладным характером науки или сугубо практической деятельностью, которая не требует вообще создания какой-либо теории [1]. Эти авторы не считали и не считают необходимым формулировать обобщающее определение метода, а ограничивались перечислением отдельных приемов и процедур, считая их методами.

Отказ от формулировки определения метода аудита в целом и операционного аудита в частности означает, по существу, отказ от самостоятельного его развития, поскольку это определение наряду с определением цели, предмета и объекта является основополагающим в теории любой науки.

О.А. Миронова и М.А. Азарская, пытаясь определить метод аудита в "широком смысле" как совокупность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита [7, с. 14], предполагают, что его элементами следует считать аудиторскую выборку, аудиторские доказательства, рабочие документы, тесты контроля и аудиторские процедуры. При этом, уточняя свою позицию, авторы полагают, что аудит использует систему методов и приемов, которые характеризуют методику его проведения. Методы аудита относятся к процессам сбора и накопления аудиторских доказательств и анализу информации, полученной в ходе аудита [7, с. 58]. Классифицируя указанные методы, авторы утверждают, что аудит использует общенаучные методы (обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, дедукции и индукции) и конкретно-научные методические приемы (документального и фактического контроля).

Р.А. Алборов, С.М. Концевая и Л.И. Хоружий считают (и с этим нельзя не согласиться), что метод аудита - это совокупность способов и приемов познания его предмета. Общей методологической основой изучения предмета аудита является диалектический метод познания [2, с. 21]. При этом утверждается, что в аудиторской практике используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование и др.), так и собственные методические приемы (документальная проверка, фактический контроль, сканирование и пр.).

Положительной стороной приведенных определений является попытка определить метод аудита. Однако их серьезным недостатком представляется, на наш взгляд, их однобокость. Речь в них идет не об аудировании деятельности хозяйствующих экономических субъектов с целью выявления резервов эффективности этой деятельности и выработки наиболее оптимальных управленческих рекомендаций, а только о проверке документов и фактов, влияющих на историческую финансовую модель этой деятельности.

С философской точки зрения под методом любой науки понимается система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания [5, с. 218]. Указанная система включает достаточно разносторонние образования методологических форм, в том числе регулирующие принципы, определенные устоявшиеся методы, методики или алгоритмы, а также различные общие подходы, в рамках которых может использоваться целая совокупность научных методов [6].

Анализ научных методов традиционно является важнейшей задачей теории любой науки. Исследуя научные методы, можно определить, как действует та или иная наука, а также то, что она делает в тех или иных проблемных ситуациях. Развитие науки напрямую сопряжено с содержанием и динамикой ее методологического арсенала.

Под проблемной ситуацией понимаются текущие научно-технические и практические потребности [10, с. 188]. В качестве источников проявления проблемных ситуаций выступают внешние (объективные актуальные потребности хозяйствующего экономического субъекта) и внутренние аспекты, т.е. потребности самой науки.

В целом методологический арсенал науки обширен и многообразен. Несмотря на то что не существует универсального единственного научного метода, заданного извне, в научном познании всегда действуют конкретные методологические установки. К ним обычно относят общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

К общенаучным методам методологического обеспечения науки относятся широко распространенные в самых различных отраслях науки методы. Они имеют общенаучное значение. К ним обычно относят эксперимент, моделирование, системный подход и т.п. Сфера применения общенаучных методов условно подразделена на две области - эмпирическую и теоретическую. Эмпирические методы используются в режиме интерактивного информационного взаимодействия с исследуемым объектом. К этому уровню методов относятся наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретические общенаучные методы вносят теоретизацию в фактический материал. К области теоретических методов относятся абстрагирование, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.

Частнонаучные методы, как правило, специфичны для отдельных наук (или группы наук).

К специальным методам относятся методологические элементы еще более частного характера. Эти методики разрабатываются и применяются, как правило, для решения конкретных задач в конкретных узконаучных областях (например, аудиторские методики, применяемые в каждом конкретном случае при аудировании как хозяйствующих экономических субъектов в целом, так и их структурных звеньев, бизнес-процессов и бизнес-операций).

Итак, в зависимости от степени специализации используемых методов методический арсенал науки содержит как конкретные приемы, технологии и методики, так и некоторую совокупность более общих регулирующих принципов и положений. При этом сам методологический арсенал любой науки является весьма подвижным образованием: все его составляющие компоненты (методики, технологии и приемы) обладают определенной степенью самостоятельности, выражающиеся в своей внутренней проблематике и логике своего развития; они постоянно трансформируются в каждом конкретном случае, в каждой конкретной исследуемой области. Регулирующие принципы являются более устойчивыми образованиями, так как смена общепринятой и базовой направленности науки обычно приводит к радикальным (революционным) ее изменениям.

На практике существует точка зрения, что к основополагающим эмпирическим методам наряду с наблюдением, экспериментом и моделированием следует относить и такие процедуры, как описание, сравнение и измерение. Однако, на наш взгляд, указанный подход противоречит самой сути научного познания, так как только создание самой исследуемой ситуации предшествует указанным процедурам. Нельзя осуществить какое-либо измерение или описать тот или иной объект, если не находиться с ним в режиме некоторого организованного интерактивного отношения (например, в режиме наблюдения за бизнес-операциями).

Таким образом, процедуры описания, сравнения и измерения, скорее всего, отражают способы структурирования научной информации, применяемые в той или иной исследуемой ситуации. Так, аудиторские доказательства, полученные в ходе наблюдения, могут быть выражены в виде качественного описания, показателей сравнения или в количественных единицах измерения. Однако наблюдение может нести различную функциональную нагрузку. В ряде случаев указанный метод позволяет только получить надлежащие аудиторские доказательства для определения проблемной ситуации и постановки конкретной задачи аудирования, а в ряде случаев (в сочетании с другими методами) приобретает смысл динамичного наблюдения, т.е. мониторинга (например, бизнес-процессов или бизнес-операций хозяйствующего экономического субъекта).

Принято считать, что основной характеристикой наблюдения является невмешательство в аудируемые проблемные ситуации, бизнес-процессы или бизнес-операции. Иными словами, наблюдение не изменяет структуру получаемых аудиторских доказательств, а только лишь регистрирует и накапливает их.

В случае эксперимента аудирующий субъект активно вмешивается в саму структуру информации с целью вычленения в ней различного рода зависимостей. Эксперимент как метод аудита в целом и операционного аудита в частности позволяет не столько накапливать достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств, сколько выявлять в них существенные взаимосвязи, отбрасывая все несущественное, углубляться в сами взаимосвязи аудируемой предметной области. Таким образом, эксперимент в аудите - это детализация, углубление и вычленение существенного.

Моделирование предполагает опосредованное участие аудируемого хозяйствующего экономического субъекта, его структурных звеньев, бизнес-процессов или бизнес-операций в процессе аудирования. В настоящее время термин "моделирование" (от латинского "modus" - мера, образ, способ) в аудите ассоциируется главным образом с использованием математических и экономико-математических методов для решения стоящих перед аудитором задач. Применение метода моделирования в аудите обусловлено тем, что аудирующий субъект не может по какой-либо причине манипулировать непосредственно с аудируемым субъектом. К указанным ситуациям можно отнести:

- недоступность во времени объекта исследования (историческая информация или вероятные будущие события);

- отсутствие возможностей провести аудиторскую проверку хозяйственной системы в целом (использование выборочной информации);

- другие случаи подобного рода.

Завершающей стадией эмпирического исследования в аудите в целом и операционном аудите в частности являются обработка и обобщение аудиторских доказательств и иной дополнительной информации, полученных в ходе аудирования. Указанный этап, по своей сути, носит индуктивный характер продвижения от фактов к обобщениям, от частного к общему. Однако это не означает, что его можно свести к процедурам индуктивных заключений или выводов.

На стадии обработки полученной информации аудитор старается извлечь максимум полезной информации. Иными словами, полученный эмпирический материал оценивается и обрабатывается с разных сторон. Здесь возможно применение дедуктивных методов, заключений по аналогии, классификации и пр. Цель указанного этапа - выявление тенденций, общих принципов, стоящих за единичными проявлениями, взаимосвязей и описание структуры проаудированного информационного поля, т.е. всей генеральной совокупности.

На данном этапе оценивается также релевантность всего процесса аудирования с точки зрения его верифицируемости и экстраполяционной достоверности, выявляются нерешенные и необъясненные аспекты, формулируются новые задачи, требующие дальнейшего аудирования или только лишь дополнительных, уточняющих аудиторских процедур.

Как уже отмечалось, процесс аудирования независимо от его направленности (финансовый аудит, аудит соответствия или операционный аудит) сопряжен не только со сбором эмпирического материала, но и с его теоретизацией, т.е. с подготовкой научно обоснованных выводов и адекватных им управленческих рекомендаций.

Стадия обработки и обобщения эмпирических данных, полученных в ходе аудита, не может быть сведена к нейтральным формальным методам, а требует также применения качественных соображений и целого спектра разнообразных специальных знаний из самой аудируемой предметной области. Таким образом, на данном этапе аудитор опирается на содержательную теорию, компетентное понимание специфики предметной области и стоящие перед ним конкретные целевые установки. Нельзя получить надлежащие аудиторские доказательства механически, без понимания внутренних связей и смысловой нагрузки аудируемой предметной области. Иными словами, не существует прямого пути от автоматического применения того или иного подлинно научного эмпирического метода к научно-обоснованным управленческим рекомендациям.

К области теоретических общенаучных методов, характерных для аудита в целом и операционного аудита в частности, можно отнести следующие.

1. Абстрагирование, которое предполагает отвлечение от отдельных аспектов аудируемой предметной области, заключающееся в выделении в частном виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации [10, с. 163]. Абстрагирование - это всегда творческая процедура, поскольку не существует алгоритма, позволяющего однозначно выделить в бесконечно богатой свойствами многосторонней хозяйствующей системе те черты, которые могут послужить основой для плодотворной абстракции.

2. Идеализация, которая обычно считается некоторой разновидностью абстрагирования и с помощью которой конструируются предельные абстрактные объекты. Идеализация в операционном аудите может применяться не только к непосредственно аудируемому объекту, но и к проблемным ситуациям, условиям задачи, процессу аудирования и методологическим предписаниям. Например, ряд идеализирующих допущений предшествует построению моделей: идеальная (базовая) историческая модель в финансовом аудите и фактическая историческая модель, выраженная в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Аналогия (от греческого "analogia" - пропорция, соразмерность), предполагающая нахождение какого-либо сходства аудируемого субъекта и его аналога (например, сходство аудируемого субъекта и субъекта, входящего в его отрасль), а также получаемые на их основе рассуждения.

4. Формализация, в результате которой высказывания об аудируемом субъекте переводятся на специальный язык аудита, что позволяет повысить нормы строгости тех или иных содержательных рассуждений. При этом достигается возможность выделения существенных аспектов исходного знания, а несущественные отбрасываются.

5. Анализ и синтез, которые являются традиционными и универсальными мыслительными процедурами, применяемыми практически на всех этапах познавательной деятельности (например, финансовый анализ в финансовом аудите и комплексный экономический анализ в операционном, имеющий более широкую по сравнению с финансовым анализом предметную область).

6. Дедукция (от общего к частному, например от бизнес-процесса к бизнес-операциям) и индукция (от частного к общему, например обобщение эмпирических материалов аудирования с целью формулирования выводов и управленческих рекомендаций).

7. Классификация, представляющая собой логические процедуры деления некоторого класса объектов на подклассы и элементы.

Рассмотренные методы теоретической составляющей системы общенаучных методов в полной мере дополняют и теоретизируют эмпирическую составляющую процесса аудита в целом и операционного аудита в частности. Однако наряду с ними в научном познании сформировалось несколько весьма стройных теоретико-методологических направлений, имеющих общенаучное значение и применяемых во многих науках. Заметим, что в философии науки практически не существует единства в определении того, какие именно из этих направлений следует считать основополагающими или ведущими.

По мнению Е.В. Ушакова, указанные направления следует подразделять на класс дедуктивных методов, класс исторических методов, класс системных методов (системный подход), комплексный подход [10].

Методы дедуктивного подхода объединяются вокруг логической операции дедукции.

Методы, реализуемые в рамках исторического подхода, нацелены главным образом на воспроизведение динамики того или иного бизнес-процесса, той или иной бизнес-операции, показателя эффективности и пр. Указанные методы, выявляя этапы развития и хронологию, определяют взаимосвязи и последовательность тех или иных преобразований, протекающих в исследуемых областях хозяйствующего экономического субъекта.

В основе класса системных методов лежит идея системы как упорядоченной, структурированной совокупности элементов. Общая направленность указанного подхода определяется стремлением перейти от аналитического уровня исследования тех или иных элементов системы к целостному, интегральному видению исследуемого субъекта. Иными словами, несмотря на то что хозяйствующая система (хозяйствующий экономический субъект) состоит из составляющих подсистем (структурных звеньев, бизнес-процессов) и элементов (бизнес-операций), обладающих своей спецификой и сложностью, исследователь (например, аудитор) акцентирует свое внимание как бы поверх этих подсистем и элементов, т.е. на всю хозяйствующую систему, которую они представляют и организуют.

Комплексный подход - это осознанное и концептуально организованное сочетание нескольких теоретико-методологических принципов и приемов исследования. Этот подход, как правило, используют при исследовании сложных научно-практических проблем, а также ряда прикладных аспектов (этических, технологических, управленческих и пр.).

В действительности операционному аудиту в наибольшей степени свойственны системный и комплексный подходы, учитывающие всю целостность функционирования любой хозяйствующей системы (хозяйствующего экономического субъекта), а также взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее подсистем (структурных звеньев и бизнес-процессов) и элементов (бизнес-операций). Системный подход в операционном аудите заключается в том, что аудирование любой составляющей его предметной области проводится с позиций ее влияния на эффективность деятельности проверяемого субъекта в целом. При этом оценка эффективности функционирования указанной составляющей зависит не столько от степени ее приближения к отдельной, именно ее цели, сколько от ее влияния на достижение конечной цели всей хозяйствующей системы, частью которой она является. Комплексность аудирования предполагает рассмотрение результатов деятельности хозяйствующего экономического субъекта как интегрального показателя взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на нее факторов.

Таким образом, по нашему мнению, операционный аудит можно определить как системный и комплексный подход к оценке эффективности деятельности хозяйствующего экономического субъекта, выявлению ее резервов и факторов, на них влияющих, обобщению материалов аудирования в виде научно обоснованных выводов и управленческих рекомендаций, направленных на оптимизацию управленческих решений, полученных в результате применения специальных аудиторских подходов и процедур относительно всей имеющейся у аудитора информации о результатах функционирования и развития бизнес-процессов и бизнес-операций, формирующих эти процессы.

Несмотря на свою сложность, приведенное определение, как нам представляется, отвечает требованиям принципов операционного аудита, отражает необходимость перехода в процессе аудирования от общего предмета указанного аудита к выявлению резервов и влияющих на них факторов, а также к обобщению эмпирических материалов, обработанных с помощью специальных аудиторских подходов и процедур, в виде научно обоснованных выводов и управленческих рекомендаций.

Метод операционного аудита характеризуется не только общенаучными, но и частнонаучными подходами, которые являются соответствующей детализацией и конкретизацией общенаучных. Их состав определяется в основном конкретным объектом аудирования.

Поскольку предметом операционного аудита является операционная эффективность деятельности хозяйствующего экономического субъекта (независимо от формы его собственности), то его частнонаучный метод, по своей сути, должен охватывать практически весь воспроизводственный процесс, начиная с целеполагания (выбора стратегической направленности деятельности этого субъекта, ее видов, структуры, бизнес-процессов и их бизнес-операций, предназначения конкретного аудируемого объекта) до обслуживания потребителей продукции, товаров, работ и услуг, производимых этим субъектом. Таким образом, частнонаучный метод операционного аудита должен обеспечивать проведение всего процесса аудирования независимо от его направленности и объекта, подвергаемого аудиторскому исследованию.

Например, используя современные методы наблюдения и обработки информации, поступающей из текущей экономической модели хозяйственной системы, аудирующий субъект в рамках реального времени (т.е. непрерывно) выявляет всевозможные проблемные ситуации и причины их возникновения, оценивает их, делает релевантные выводы и формирует адекватные этим выводам управленческие рекомендации (по наиболее эффективному перераспределению ресурсов, распределению работ, изменению методов и технологий, выполняемых в рамках бизнес-процессов, и т.п.), необходимые для оптимизации текущих и будущих управленческих решений. Таким образом, указанный подход предполагает применение методов динамичного наблюдения (мониторинга) за бизнес-процессами и их бизнес-операциями, а также за выполнением тех или иных функций в рамках как управляющей, так и управляемой систем аудируемого субъекта.

Важной составляющей метода операционного аудита можно считать экономическую диагностику, которая позволяет на практике:

- оценить уровни использования управленческого и производственного потенциала хозяйствующего экономического субъекта, выявить возможности оптимизации и повышения эффективности воспроизводственного процесса в сложившейся проблемной ситуации;

- сравнить альтернативные подходы к решению основных задач, стоящих перед хозяйствующим экономическим субъектом, - возможности роста производительности, потребности в реструктуризации, методы повышения эффективности, в том числе за счет экономичности бизнес-процессов и их бизнес-операций, обновления ассортимента продукции, товаров, работ или услуг и т.д.;

- выявить социально-экономические последствия реализации выбранной аудируемым субъектом стратегии своего развития, включая сроки ее выполнения, эффективности и резервов ее повышения;

- оценить устойчивость динамики развития хозяйственной системы, периодов возможного обновления.

В силу своей специфики и особенностей целевой направленности операционный аудит использует методы различных областей научных знаний, объединяя их в соответствующие методики, направленные на решение различного спектра конкретных практических задач. Указанные методики, строящиеся на системе целенаправленных аудиторских процедур, тесно связаны между собой и выполняются в строго определенной последовательности. Это обусловлено необходимостью аудиторского исследования всей совокупности элементов, входящих в единую хозяйственную систему - хозяйствующий экономический субъект. В этом проявляется системность указанного направления аудита. Заметим, что на разных этапах аудирования методы и процедуры применяются в разном сочетании и с разной степенью интенсивности, формируя, таким образом, научный аппарат операционного аудита.

Литература

1. Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. - 398 с.

2. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2001. - 224 с.

3. Аренс Э.А., Лоббек Дж. К. Аудит: Пер. с англ. / Гл. редактор серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 560 с.

4. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейлли, М.Б. Хирш; Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 542 с.

5. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др. Под ред. А.П. Алексеева. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Проспект", 2004. - 496 с.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 272 с.

7. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: Учебное пособие. Для чтения курса "Аудит" студентам и магистрам специальностей "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Налоги и налогообложение". Издание второе, исправленное. - М.: Омега-Л, 2006. - 176 с.

8. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 663 с.

9. Основы аудита: Учебник / С.М. Бычкова, А.В. Газарян, Г.И. Козлова и др. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2000. - 456 с.

10. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - М.: Изд-во "Экзамен", 2005. - 528 с.

А.А.Ситнов

К. э. н.,

доцент кафедры

экономического анализа и аудита

Финансовой академии при Правительстве

Российской Федерации

Подписано в печать

19.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии ("Аудиторские ведомости", 2007, N 3) >
Статья: Аудиторские проверки активных операций коммерческого банка с ценными бумагами ("Аудиторские ведомости", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.