Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Внутрифирменная стандартизация аудиторских услуг по оценке инвестиционных проектов ("Аудиторские ведомости", 2007, N 3)



"Аудиторские ведомости", 2007, N 3

ВНУТРИФИРМЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

ПО ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В статье описывается внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности в области оценки инвестиционных проектов. Приводятся основные положения стандарта, принципы составления плана и программы проверки, права, обязанности и ответственность аудитора.

В российской аудиторской практике услуги по проверке прогнозной информации, экспертизе бизнес-планов и другие консультационные услуги по оценке инвестиционных проектов составляют достаточно большую долю в общем объеме оказываемых услуг.

В настоящее время действует Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка прогнозной финансовой информации" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол N 5), которым регламентируется проверка прогнозной информации экономического субъекта. Данный Стандарт был разработан на базе одноименного международного стандарта аудиторской деятельности (МСА) 810.

Проверка прогнозной финансовой информации - сопутствующая аудиту услуга, совместимая с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, при условии, что аудиторская организация не оказывала клиенту услугу по подготовке данной прогнозной финансовой информации. Аудиторская организация не несет ответственности за содержание прогнозной информации, а также за достижение прогнозируемых результатов.

Под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности для оценки инвестиционных проектов разработан на основе действующего законодательства. Используемые при проверке процедуры (объем, характер, состав) аудиторская организация выбирает самостоятельно.

Характеристики внутрифирменного аудиторского стандарта "Проверка прогнозной финансовой отчетности. Оценка инвестиционного проекта" (далее - Стандарт) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики Стандарта

     
   ————————————————T———————————————————T————————————————————————————¬
   |   Элементы    |    Содержание     |   Ссылки на нормативные    |
   |               |                   |         документы          |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Общие положения|Цель проведения,   |Федеральный закон от        |
   |               |необходимость      |07.08.2001 N 119—ФЗ (в ред. |
   |               |использования,     |от 03.11.2006) "Об          |
   |               |сфера применения   |аудиторской деятельности",  |
   |               |                   |Федеральное правило         |
   |               |                   |(стандарт) аудиторской      |
   |               |                   |деятельности N 2            |
   |               |                   |"Документирование аудита",  |
   |               |                   |Правило (стандарт)          |
   |               |                   |аудиторской деятельности    |
   |               |                   |"Характеристика             |
   |               |                   |сопутствующих аудиту услуг и|
   |               |                   |требования, предъявляемые к |
   |               |                   |ним", Правило (стандарт)    |
   |               |                   |аудиторской деятельности    |
   |               |                   |"Требования, предъявляемые к|
   |               |                   |внутренним стандартам       |
   |               |                   |аудиторских организаций"    |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Основные       |Перечень терминов, |Федеральное правило         |
   |понятия и      |используемых в ходе|(стандарт) аудиторской      |
   |определения    |проверки           |деятельности N 15 "Понимание|
   |               |                   |деятельности аудируемого    |
   |               |                   |лица", Правило (стандарт)   |
   |               |                   |аудиторской деятельности    |
   |               |                   |"Проверка прогнозной        |
   |               |                   |финансовой информации"      |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Условия        |Принципы деловых   |Федеральное правило         |
   |оказания услуги|отношений,         |(стандарт) аудиторской      |
   |               |определение условий|деятельности N 12           |
   |               |совместимости      |"Согласование условий       |
   |               |(несовместимости) с|проведения аудита", Правила |
   |               |аудитом            |(стандарты) аудиторской     |
   |               |бухгалтерской      |деятельности "Проверка      |
   |               |(финансовой)       |прогнозной финансовой       |
   |               |отчетности         |информации", "Характеристика|
   |               |                   |сопутствующих аудиту услуг и|
   |               |                   |требования, предъявляемые к |
   |               |                   |ним"                        |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Права,         |Разграничение прав |Федеральное правило         |
   |обязанности,   |и обязанностей,    |(стандарт) аудиторской      |
   |ответственность|установление       |деятельности N 12           |
   |аудиторской    |ответственности    |"Согласование условий       |
   |организации    |                   |проведения аудита", Правило |
   |               |                   |(стандарт) аудиторской      |
   |               |                   |деятельности "Проверка      |
   |               |                   |прогнозной финансовой       |
   |               |                   |информации"                 |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Требования,    |Перечень допущений,|Федеральные правила         |
   |предъявляемые к|наличие            |(стандарты) аудиторской     |
   |прогнозной     |существенных       |деятельности N 4            |
   |финансовой     |искажений в        |"Существенность в аудите",  |
   |информации     |прогнозной         |N 15 "Понимание деятельности|
   |               |финансовой         |аудируемого лица", Правило  |
   |               |информации,        |(стандарт) аудиторской      |
   |               |назначение и       |деятельности "Проверка      |
   |               |порядок ее         |прогнозной финансовой       |
   |               |представления      |информации"                 |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Порядок        |Планирование,      |Федеральные правила         |
   |проведения     |сроки, объем,      |(стандарты) аудиторской     |
   |проверки       |перечень вопросов, |деятельности: N 2           |
   |               |аудиторских        |"Документирование аудита",  |
   |               |процедур,          |N 3 "Планирование аудита",  |
   |               |доказательств,     |N 4 "Существенность в       |
   |               |установление       |аудите", N 5 "Аудиторские   |
   |               |критериев          |доказательства", N 18       |
   |               |эффективности и    |"Получение аудитором        |
   |               |отклонений от них  |подтверждающей информации из|
   |               |                   |внешних источников", N 20   |
   |               |                   |"Аналитические процедуры",  |
   |               |                   |N 23 "Заявления и           |
   |               |                   |разъяснения руководства     |
   |               |                   |аудируемого лица"           |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Порядок        |Структура,         |Федеральные правила         |
   |составления и  |содержание, порядок|(стандарты) аудиторской     |
   |представления  |представления      |деятельности N 22 "Сообщение|
   |отчета о       |отчета             |информации, полученной по   |
   |результатах    |                   |результатам аудита,         |
   |проверки       |                   |руководству аудируемого лица|
   |               |                   |и представителям его        |
   |               |                   |собственника", N 23         |
   |               |                   |"Заявления и разъяснения    |
   |               |                   |руководства аудируемого     |
   |               |                   |лица"; Правило (стандарт)   |
   |               |                   |аудиторской деятельности    |
   |               |                   |"Проверка прогнозной        |
   |               |                   |финансовой информации"      |
   +———————————————+———————————————————+————————————————————————————+
   |Приложения     |Расчетно—          |                            |
   |               |аналитические,     |                            |
   |               |сводные таблицы,   |                            |
   |               |графики, диаграммы,|                            |
   |               |формы отчетов      |                            |
   L———————————————+———————————————————+—————————————————————————————
   
Ниже приведены основные положения рассматриваемого Стандарта. Стандарт включает следующие разделы: - общие положения; - основные понятия и определения; - условия оказания услуг; - права и обязанности аудитора; - ответственность аудитора; - требования, предъявляемые к инвестиционному проекту; - порядок оказания услуги по оценке инвестиционного проекта; - порядок составления и представления отчета по сопутствующей аудиту услуге по оценке инвестиционного проекта; - макеты рабочих документов; - отчет о результатах оценки эффективности инвестиционного проекта. Целью разработки Стандарта является оказание содействия экономическому субъекту в принятии эффективных инвестиционных решений и в достижении запланированных показателей инвестиционного проекта, а также выражение мнения аудитора об эффективности реализации инвестиционного проекта. На основе Стандарта устанавливаются: - принципы оценки инвестиционного проекта; - критерии оценки эффективности реализации проекта; - процедуры по оценке эффективности проекта. Стандарт разработан в соответствии с пп. "д" п. 3.1 Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций". Применение Стандарта позволяет использовать единые принципы и подходы к оказанию услуг по оценке эффективности принятия инвестиционных проектов. Кроме того, с помощью Стандарта осуществляется контроль за действиями руководства экономического субъекта по внедрению рекомендаций аудитора. Стандарт носит бессрочный характер. Изменения в него вносятся согласно законодательствам и подзаконным актам. В Стандарте используются следующие понятия: - инвестиционный проект - процесс осуществления комплекса взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных финансовых, экономических, социальных, инфраструктурных и в некоторых случаях политических результатов; - материальные инвестиции - вложение капитала в материальные активы (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.п.); - нематериальные инвестиции - вложение средств в общие условия воспроизводства при покупке патентов, лицензий, ноу-хау, оплате НИОКР и т.д.; - финансовые инвестиции - вложение средств в государственные и корпоративные ценные бумаги; - критерии эффективности - показатель, характеризующий эффективное состояние объекта аудита. Аудитор обязан: - проверить представленный экономическим субъектом инвестиционный проект, установить его надежность и правильность подготовки; - провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать по нему обоснованное и объективное заключение (отчет); - не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием услуги, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Аудитор не вправе: - сообщать кому-либо о результатах оценки инвестиционного проекта, кроме лица, ее назначившего; - вносить корректировки и исправления в инвестиционный проект, не согласовав изменения с лицом, назначившим оценку инвестиционного проекта; - давать заведомо ложное заключение (отчет). Аудитор вправе: - знакомиться с документацией, относящейся к разработке и реализации инвестиционного проекта; - давать заключение в пределах своей компетенции; - привлекать к оценке инвестиционного проекта эксперта; - запрашивать дополнительную информацию в устной и письменной форме, относящуюся к объекту исследования; - самостоятельно определять критерии эффективности реализации инвестиционного проекта, методы и инструменты оценки. Аудитор несет ответственность за мнение о подготовленном инвестиционном проекте и за разглашение данных инвестиционного проекта. Ответственность за содержание инвестиционного проекта несет руководитель экономического субъекта. Инвестиционный проект должен быть подготовлен на основе достоверной информации (бухгалтерская отчетность, статистическая информация, данные по отрасли, региону, филиалам и т.п.). Собственно оценка инвестиционного проекта включает: - формирование критериев эффективности реализации инвестиционного проекта и согласование их с экономическим субъектом; - установление уровня существенности и аудиторского риска исходя из целей инвестиционного проекта; - составление плана и программы оказания услуги; - выбор методов и процедур оценки инвестиционного проекта исходя из установленных критериев эффективности; - проведение аналитических процедур. К основным аналитическим процедурам относятся: - оценка финансового положения экономического субъекта на основе расчета абсолютных и относительных показателей; - анализ инвестиционного проекта по объектам инвестиций, срокам инвестирования, формам собственности ресурсов, региональному признаку; - изучение бизнес-плана экономического субъекта (плана маркетинговой стратегии, плана производства, финансового плана, организационного плана и т.д.); - установление эффекта от реализации инвестиционного проекта в абсолютном и относительном выражении. План и программа проведения оценки эффективности инвестиционного проекта разработаны в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита". Форма и содержание плана и программы могут меняться в зависимости от вида инвестиционного проекта, сложности оценки и конкретных методик, применяемых аудитором. Программа может детализироваться в разрезе направлений исследования поставленных перед аудитором заданий. План оказания услуги может включать следующие позиции, по каждой из которых указываются срок исполнения, исполнители: - знакомство с бизнесом экономического субъекта; - оценка организационно-распорядительных документов; - анализ инвестиционного проекта; - формирование критериев эффективности реализации проекта; - определение методики проведения оценки проекта; - подготовка заключения (отчета) аудитора об уровне эффективности проекта; - послеинвестиционный контроль и оценка результатов реализации проекта. На основе плана аудитору следует составить и документально оформить программу, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных процедур. Программа по своей сути является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки качества выполнения работы. Ниже приведены основные работы, включаемые в программу, а также используемые аудитором источники информации. Название работ Источники информации Знакомство с бизнесом Анкетирование, экономического субъекта интервьюирование, беседа, инспектирование, запрос Оценка организационно- Инспектирование, запрос распорядительных документов субъекта. Установление лиц, участвующих в разработке инвестиционного проекта Анализ инвестиционного проекта Инспектирование, запрос, подтверждение Формирование критериев Запрос, сопоставление, беседа, эффективности реализации проекта интервьюирование Определение методики проведения Инспектирование, запрос, беседа оценки проекта Оценка и анализ проекта Инспектирование, аналитические процедуры, запрос, сравнение, подтверждение По окончании проверки аудитор составляет отчет по оценке инвестиционного проекта. В отчете аудитора должно содержаться мнение аудитора о применимости допущений, правильности подготовки инвестиционного проекта на основе принятых допущений и адекватности его представления. Выводы аудитора должны быть однозначны и обоснованны. Заметим, что аудиторская организация не ставит целью подтвердить ожидаемый эффект от реализации инвестиционного проекта. В текст исследовательской части отчета могут быть включены графики, таблицы и другие материалы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги аналитических расчетов и т.д. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к отчету, на них в тексте отчета делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как неотъемлемая составная часть отчета. В качестве макетов рабочих документов для оформления результатов оценки эффективности инвестиционного проекта можно предложить, например, таблицы, характеризующие: - имущественное состояние экономического субъекта; - ликвидность (платежеспособность); - срок окупаемости (дисконтированный срок окупаемости); - оборотный капитал; - чистый (приведенный) доход. Полученные результаты сравниваются с критериями эффективности, соответствующие отклонения также приводятся в рабочих документах. В заключительной части отчета аудитор формирует свои рекомендации и дает прогнозную оценку ожидаемого результата от выполнения этих рекомендаций. С.П.Суворова К. э. н., доцент, заведующая кафедрой А.М.Ковалева Старший преподаватель Кафедра управленческого учета и аудита Орловского государственного института экономики и торговли Подписано в печать 19.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Панацея от задолженности государству ("Московский бухгалтер", 2007, N 4) >
Статья: Анализ и аудит экономичности закупочных цен ("Аудиторские ведомости", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.