|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 06.02.2007 N 03-03-06/4/10 <Начисление амортизации по имуществу, которое не было реконструировано или модернизировано>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 4)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 4
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.02.2007 N 03-03-06/4/10 <НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ПО ИМУЩЕСТВУ, КОТОРОЕ НЕ БЫЛО РЕКОНСТРУИРОВАНО ИЛИ МОДЕРНИЗИРОВАНО>>
Как известно, затраты на реконструкцию или модернизацию основных средств, в отличие от расходов на ремонт, нельзя включить в налоговую себестоимость единовременно. Они увеличивают стоимость такого имущества. В дальнейшем их отражают в расходах, но через амортизацию (т.е. вместе со стоимостью самого основного средства). Затраты на реконструкцию или модернизацию могут как увеличивать, так и не увеличивать срок полезного использования основного средства. В опубликованном Письме подробно рассмотрен второй случай. Поэтому в комментарии мы расскажем о первом.
"Не резиновый" срок
Прежде всего, оговоримся. Увеличение срока возможно лишь в пределах, которые установлены для той или иной амортизационной группы. Это предусмотрено ст. 258 Налогового кодекса. Выходить за пределы максимального срока, установленного для той группы основных средств, в которую включено модернизированное (реконструированное) имущество, фирма не вправе.
Пример 1. На балансе ЗАО "Актив" числится легковой автомобиль. Он входит в третью амортизационную группу. Для основных средств, которые в нее включены, срок полезного использования составляет от 3 до 5 лет. Фирма установила этот срок для машины - 4 года. На автомобиле поменяли двигатель. В данной ситуации срок полезного использования машины может быть увеличен до 5 лет. Установить более длительный срок нельзя.
Пересчитать нельзя не пересчитывать
Если модернизируется новое основное средство, которое еще не введено в эксплуатацию, то проблем не возникнет. Бухгалтеру нужно увеличить срок его полезного использования и, исходя из него, посчитать норму амортизации.
Пример 2. Вернемся к предыдущему примеру. Купленный автомобиль не был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость машины составляет 100 000 руб. Затраты на ее реконструкцию - 40 000 руб. После реконструкции срок полезного использования транспорта был увеличен с 4 до 5 лет (с 48 до 60 месяцев). Амортизацию фирма начисляет линейным методом. Ежемесячная норма амортизации составит: 1 : 60 мес. x 100% = 1,667%. Сумма амортизации составит: (100 000 руб. + 40 000 руб.) x 1,667% = 2333,8 руб.
А что делать, если модернизировано основное средство, которое уже эксплуатируется фирмой? Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Если срок полезного использования по имуществу был увеличен, логично предположить, что фирме нужно посчитать и новую норму амортизации (исходя из увеличенного срока). Однако Минфин придерживается другой точки зрения. По мнению финансистов, "принятие решения об увеличении полезного срока использования... не влечет изменения нормы амортизации" (Письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-03-04/1/216). Кстати, точно такую же позицию финансисты изложили и в опубликованном Письме. Причем если норма амортизации останется неизменной, то основное средство самортизируется медленней, нежели в ситуации, когда эта норма будет пересчитана. Увеличился срок полезного использования основного средства или нет, неважно.
Пример 3. Предположим, что первоначальная стоимость машины составляет 100 000 руб. Затраты на ее реконструкцию - 40 000 руб. После реконструкции срок полезного использования транспорта был увеличен с 4 до 5 лет (с 48 до 60 месяцев). Машина уже эксплуатировалась фирмой 3 года (36 месяцев). Оставшийся срок эксплуатации - 2 года (24 месяца). Амортизацию по автомобилю начисляют линейным методом. "Старая" ежемесячная норма амортизации на машину составляет: 1 : 48 мес. x 100% = 2,0833%. За 3 года эксплуатации на нее была начислена амортизация в сумме: 100 000 руб. x 2,0833% x 36 мес. = 74 999 руб. Остаточная стоимость машины после реконструкции составит: 100 000 руб. + 40 000 руб. - 74 999 руб. = 85 001 руб. Если продолжить начислять амортизацию по прежней норме, ее остаточная стоимость будет равна нулю не раньше чем через 30 месяцев. За данный период на транспорт будет начислена амортизация, которая покроет его остаточную стоимость: 140 000 руб. x 2,0833% x 30 мес. = 87 499 руб. Причем этот срок (30 месяцев) превышает оставшийся срок полезного использования машины на 6 месяцев (30 - 24). В результате она попадает не в третью, а в четвертую амортизационную группу.
В Кодексе сказано, что "налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции... произошло увеличение срока его полезного использования". Таким образом, изменение "полезного" срока - право, а не обязанность фирмы. Стоит это делать или нет, бухгалтеру придется решать самостоятельно.
А.Н.Соколов Аудитор Подписано в печать 16.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |