Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Об изменениях в Налоговом кодексе ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 4)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 4

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ

Начался новый финансовый год, и множество налоговых нововведений вступило в законную силу. Как будут проходить налоговые проверки? Можно ли принять к вычету НДС при взаимозачете? Как правильно отчитаться по налогам? Эти и многие другие вопросы наших читателей мы задали Сергею Викторовичу Разгулину, заместителю директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

- Здравствуйте, Сергей Викторович. Значительное количество вопросов наших читателей связано с новым порядком возмещения НДС при взаимозачете. Так нужно ли перечислять налог поставщику товаров "живыми" деньгами, чтобы его принять к вычету?

- Да, нужно. Такие изменения были внесены в Налоговый кодекс еще в 2005 г. И они вступили в силу с 1 января 2007 г. Как сказано в Кодексе, сумма налога должна быть перечислена продавцу товаров платежным поручением. Причем это правило применяют не только при взаимозачете, но и при бартерных сделках или расчетах ценными бумагами (например, векселями).

- Еще вопрос, который посвящен возмещению НДС. Обязательно ли фирме оформлять путевые листы на автомобили, чтобы принять к вычету НДС по израсходованному бензину?

- Для вычетов по НДС достаточно документов, которые свидетельствуют об оприходовании бензина, и счета-фактуры поставщика. А путевые листы лишь подтверждают тот факт, что бензин израсходован. Поэтому к вычетам по НДС они прямого отношения не имеют. Однако если путевых листов нет, организация не сможет включить стоимость топлива в налоговые расходы, поскольку у нее не будет документа, который доказал бы, что бензин потрачен и его расход связан с производственной деятельностью фирмы.

- Предприятие продало качественный товар с убытком. Можно ли учесть убыток при расчете налога на прибыль? Нужно ли восстанавливать входной НДС по нему?

- Учесть убыток при налогообложении можно. Главное, чтобы он был экономически обоснован. То есть вызван реальными обстоятельствами, а не искусственным занижением цен. Причем в некоторых случаях налоговая инспекция имеет право проверить соответствие цен, по которым товар был продан, рыночным. Если выяснится, что цена занижена, то все налоги (в т.ч. и налог на прибыль) будут начислены исходя из рыночной цены на товар. Поэтому ни о каком убытке и речи не будет.

Теперь о втором вопросе. НДС, который вы перечислили поставщику по этому товару, восстанавливать не нужно. Его принимают к вычету на общих основаниях.

- Сергей Викторович, один из вопросов касается отчетности по НДС. Он звучит так. После того как внесли поправки в Налоговый кодекс, все фирмы должны отчитываться по НДС ежемесячно. Неужели это правило действует и при условии, что в январе у предприятия фактически не было выручки? Причем и в ближайшем будущем ее не предвидится.

- Сейчас действует прежний порядок сдачи деклараций по НДС. То есть в зависимости от размера выручки вы должны сдавать отчетность либо ежемесячно, либо ежеквартально. Новое правило начнет действовать лишь с 1 января 2008 г. - налоговый период будет установлен равным кварталу. Поэтому вам достаточно будет представить декларацию за квартал.

- Фирма покупает продукты питания у физлиц. Они, как известно, плательщиками НДС не являются. Поэтому входного налога, который можно было бы принять к вычету, нет. Может ли предприятие платить НДС с разницы между покупной и продажной стоимостью таких товаров (т.е. с торговой наценки)?

- Может. Но только при одном условии: товар, который покупается у физлиц, есть в специальном Перечне. Его утвердило Правительство РФ Постановлением от 16.05.2001 N 383. Только в этом случае фирма имеет право платить налог с торговой наценки. Это предусмотрено п. 4 ст. 154 Налогового кодекса.

- Вопрос о налоговых проверках. Так, на фирме была проведена проверка. Причем ее материалы рассматривались без участия представителя компании. Бухгалтер фирмы позвонил в налоговую инспекцию. Ему ответили: так как фирма не представила свои возражения по акту, ее представителей не пригласили. Насколько это правильно?

- Это неправильно. Фирму в любом случае должны были известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Это предусматривает ст. 101 Налогового кодекса. Были возражения по акту проверки или нет, неважно. Причем в данной ситуации решение налоговой инспекции, например, о привлечении компании к ответственности может быть отменено. Дело в том, что инспекция, говоря языком Кодекса, "нарушила существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки". А вот если фирму все-таки известили, а ее представители по тем или иным причинам не явились, то материалы проверки могут рассмотреть и без их участия. Причем на вполне законных основаниях.

- Некоторые вопросы читателей коснулись налоговых расходов. Например, такой. Компания провела капитальный ремонт здания. Причем в процессе ремонта была изменена его планировка. Некоторые стены демонтированы и возведены новые. Все затраты на ремонт были списаны. Однако налоговая инспекция по непонятным причинам исключила их из себестоимости. Права ли она?

- Безусловно, права. И причины, по которым это произошло, абсолютно понятны. Дело в том, что это был не капитальный ремонт, а реконструкция здания. А такие затраты считают капитальными вложениями. На них увеличивают стоимость основного средства, то есть здания. Поэтому и списать их можно лишь через амортизацию. Причем по таким расходам предприятие может использовать амортизационную премию. Проще говоря, включить в налоговые расходы до 10 процентов стоимости этих работ. Такое правило действует с 2006 г.

- Как нужно оприходовать основные средства стоимостью меньше 10 000 руб.? Как материалы или все же как основные средства?

- Все зависит от учетной политики для целей бухгалтерского учета. Если там есть положение о том, что "дешевые" основные средства учитываются как материально-производственные запасы, их стоимость нужно отражать на счете 10. Если нет - на счете 01. В налоговом учете такое имущество в составе основных средств не отражают.

- Еще один вопрос по бухгалтерскому учету. Бухгалтер фирмы ежемесячно списывает чистую прибыль со счета 99 "Прибыли и убытки" на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Насколько это правильно?

- Это неверно. Получается, что он ежемесячно делает реформацию баланса. А ее нужно проводить только один раз - в конце финансового года.

- Теперь об отчетности. Фирма работает на "упрощенке". Налоговая инспекция требует от нее декларации по тем налогам, от которых она освобождена. По мнению инспекторов, компания должна сдать пустые бланки по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д. Насколько это правомерно?

- Это неправомерно. Нужно сдавать декларации только по тем налогам, плательщиком которых фирма является. Причем теперь это прямо предусмотрено Кодексом. Вот цитата из него: "не подлежат представлению... налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов".

Поэтому перечисленные декларации сдавать не надо в любом случае. Достаточно представить лишь декларацию по единому налогу. Правда, из этого правила могут быть исключения. Например, если в собственности фирмы находится земельный участок. Тогда ей потребуется сдать декларацию и по земельному налогу.

- А если фирма на обычной системе налогообложения не вела никакой деятельности, нужно ли ей отчитываться перед налоговой и какие формы следует сдавать?

- Безусловно, нужно. Ей придется сдать нулевую отчетность. Это баланс, Отчет о прибылях и убытках. Кроме того, следует оформить декларации по тем налогам, которые нужно платить. При обычной системе это НДС, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. Если у компании нет данных для заполнения этих форм (например, выручки и затрат), то в соответствующих графах декларации ставят прочерк или их не заполняют.

- Некоторые вопросы коснулись "зарплатных" налогов. Вот несколько из них. Фирма открылась в конце прошлого года. В ней оформлен лишь один человек - директор. Зарплата ему не начислялась, так как деятельность велась нерегулярно. Но аудиторы считают, что зарплату надо начислять обязательно. Правильно ли это?

- Да, это правильно. По Трудовому кодексу любому сотруднику, который отработал положенное время, должна быть начислена зарплата. Ее размер устанавливает руководитель фирмы. Однако в любом случае она не может быть меньше одного минимального размера оплаты труда. Причем с начисленного дохода следует перечислять "зарплатные" налоги. Регулярно фирма ведет деятельность или нет, в данном случае никакого значения не имеет.

- И последний вопрос. Сотрудникам фирмы регулярно оказывают материальную помощь на те или иные нужды (например, на ремонт квартиры). Нужно ли с нее платить единый соцналог? Кроме того, фирма оплатила и подарки к Новому году. Как быть с ними?

- ЕСН платить не нужно ни с суммы матпомощи, ни со стоимости подарков. Дело в том, что такие затраты не учитывают при расчете налога на прибыль. А любые выплаты или расходы фирмы, которые не уменьшают облагаемую прибыль, единым социальным налогом не облагают. Это сказано в п. 3 ст. 236 Кодекса. А вот налог на доходы удержать придется. Правда, при условии, что сумма матпомощи или стоимость подарка превышает 4000 руб. в год на одного работника.

- Большое спасибо, Сергей Викторович, за ваши ответы.

Подписано в печать

16.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Наша организация занимается оптовой и розничной торговлей. Недавно к магазину сделали пристройку, и теперь мы не имеем права применять ЕНВД. Можно ли нам начать применять УСН и в отношении розницы или нужно опять подавать заявление? ("Московский бухгалтер", 2007, N 4) >
Статья: <Комментарий к Приказу ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@ "Об утверждении Регламента проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форм акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и порядка их формирования"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.