Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расходы фирмы в "бездоходный" период ("Московский бухгалтер", 2007, N 4)



"Московский бухгалтер", 2007, N 4

РАСХОДЫ ФИРМЫ В "БЕЗДОХОДНЫЙ" ПЕРИОД

Открытие новой компании отнимает не только время, но и требует значительных денежных вложений. До получения доходов пройдет еще какое-то время. Однако вы уже потратились на регистрацию юридического лица, закупили имущество, начисляете заработную плату. Минфин в Письме от 8 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/821 пояснил, как отразить такие затраты в учете компании.

Регистрация

Учесть затраты, которые понесла фирма после ее создания, несложно. А вот что делать с расходами, которые произвели учредители до регистрации предприятия, вызывает массу вопросов. Для того чтобы отразить эти суммы в бухгалтерском учете, начальные расходы по организации новой компании надо внести в качестве вкладов учредителей в уставный капитал общества. Потому как средства, затраченные на образование фирмы, признанные, в соответствии с учредительными документами, частью вклада участников в уставный капитал, учитывают в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2000). Для этого в уставе должна быть фраза: "Учредители (участники) обязуются нести расходы по организации Общества соразмерно количеству выкупаемых долей".

В бухгалтерском учете организационные траты учитывают по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями". Амортизационные отчисления отражают путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет. Однако не более срока деятельности организации (п. 21 ПБУ 14/2000).

Обратите внимание, что в налоговом учете эти расходы к нематериальным активам не относятся. Соответственно, такие затраты не уменьшают базу по прибыли. Поэтому, согласно ПБУ 18/02, у фирмы будет образовываться постоянное налоговое обязательство, которое определяют как произведение разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль.

Пример 1. По согласованию с учредителями ООО "СТЭК" вкладом в уставный капитал являются расходы на регистрацию фирмы.

Уставный капитал - 10 000 руб.

Затраты на регистрацию фирмы - 6000 руб.

Способ начисления амортизации по нематериальным активам - линейный с использованием счета 05.

Годовая норма амортизации по организационным расходам - 5% (100% : 20 лет).

Месячная норма амортизации по организационным расходам - 25 руб. (6000 x 5% : 12 мес.).

Постоянное налоговое обязательство - 6 руб. (25 руб. x 24%).

В бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

Дебет 75-1 Кредит 80

- 10 000 руб. - задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 08-5 Кредит 75-1

- 6000 руб. - учтены организационные расходы в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет 04 Кредит 08-5

- 6000 руб. - организационные расходы учтены в составе нематериальных активов;

Дебет 50 Кредит 75-1

- 4000 руб. (10 000 руб. - 6000 руб.) - внесен вклад в уставный капитал в денежной форме;

Дебет 26 Кредит 05

- 25 руб. - начислена амортизация на сумму организационных расходов;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет

- 6 руб. - отражено постоянное налоговое обязательство.

К сведению. Специалисты финансового ведомства в Письме от 8 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/821 разъяснили, как правильно показать убыток, если вновь созданной фирмой были оплачены расходы, связанные с организацией ее деятельности, но при этом выручки нет и в текущем году не предвидится. Глава 25 Налогового кодекса не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были у фирмы доходы или нет. Таким образом, все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года.

Подготовительные расходы

Чиновники в Письме Минфина от 13 октября 2006 г. N 03-03-04/1/691 указали, что при отсутствии доходов от ведения деятельности фирма не вправе списывать расходы, связанные с подготовительными работами. Мало того, финансовое ведомство пояснило, что все понесенные в этом периоде траты должны быть компенсированы учредителями за счет взносов (вкладов).

Однако с налоговиками можно поспорить. Ведь ст. 252 Налогового кодекса никак не связывает наличие расходов с фактом получения доходов. Главное, чтобы затраты были направлены на извлечение прибыли, экономически оправданы и документально подтверждены. Аналогичного мнения придерживаются и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 18 декабря 2006 г. N КА-А40/12256-06).

Расходы на производство, не давшее продукции, списывают в размере прямых затрат в составе внереализационных расходов на основании актов, которые должны быть утверждены руководителем или уполномоченным им лицом (п. 1 ст. 265 НК). Унифицированной формы данного документа законодательством не предусмотрено. Поэтому фирма самостоятельно разрабатывает его с учетом требований Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Внереализационные расходы уменьшают базу по налогу на прибыль в том периоде, когда они были произведены.

"Имущественные" траты

Если фактически деятельность еще не ведется, не надо торопиться начинать амортизировать имущество. Ведь если объекты еще не используют, то, скорее всего, налоговики посчитают затраты на амортизацию необоснованными расходами. Такую точку зрения высказал Минфин в Письмах от 21 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/367 и от 6 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/236.

Теперь рассмотрим другую ситуацию. Компания начала работать, и для этого были введены в эксплуатацию основные средства. Однако период закончился, а доходов фирма так и не получила. В этом случае амортизацию надо начислить. А вот возможность ее списания в текущем периоде зависит от того, к каким расходам в целях налогового учета она относится. Затраты на амортизацию, признанные косвенными, в полном объеме учитываются в текущем периоде. Те же самые суммы, отнесенные положением об учетной политике к прямым, списать в бездоходном периоде компания не сможет.

Бухучет расходов

В бухгалтерском учете расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99). Более того, эти суммы подлежат признанию независимо от намерения получить доход (п. 17 ПБУ 10/99).

Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 20 "Основное производство". Общехозяйственные отражают на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Со счета 26 расходы могут быть списаны в зависимости от учетной политики предприятия в дебет счетов 20, 23, 29, 90.

С 2007 г. операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы признают прочими и учитывают на счете 91.2. Если же понесенные затраты не связаны с будущим получением доходов, то их нельзя включить в состав прочих расходов.

Траты, связанные с освоением новых производств, установок и агрегатов, отражают на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дальнейшем при получении прибыли эти суммы списывают в зависимости от порядка, установленного учетной политикой предприятия.

Пример 2. ООО "Стройиндекс" создано в январе 2007 г. В феврале фирма заключила договор с ООО "Символ" на проведение СМР. В соответствии с соглашением, работы должны быть закончены в марте 2007 г.

В феврале затраты ООО "Стройиндекс" составили:

- закупка строительных материалов - 100 000 руб.;

- заработная плата основных рабочих - 50 000 руб.;

- заработная плата административно-хозяйственного персонала - 20 000 руб.

Строительные материалы были переданы для выполнения СМР.

В бухгалтерском учете ООО "Стройиндекс" в феврале нужно сделать следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

- 100 000 руб. - оприходованы строительные материалы;

Дебет 20 Кредит 10

- 100 000 руб. - списаны материалы для выполнения работ;

Дебет 20 Кредит 70

- 50 000 руб. - начислена заработная плата основным рабочим;

Дебет 26 Кредит 70

- 20 000 руб. - начислена заработная плата административно-хозяйственному персоналу.

Согласно учетной политике ООО "Стройиндекс", расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в дебет счета 20 "Основное производство":

Дебет 20 Кредит 26

- 20 000 руб. - при закрытии февраля списаны общепроизводственные расходы на себестоимость основного производства.

На 1 марта 2007 г. стоимость незавершенного производства составит 170 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 + 20 000).

Согласно учетной политике ООО "Стройиндекс", для целей налогообложения к косвенным расходам относится заработная плата административно-хозяйственному персоналу.

Налоговый учет:

- косвенные расходы - 20 000 руб. - в полном объеме относятся к расходам текущего периода (февраль 2007 г.);

- прямые расходы - 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000) - относятся к расходам текущего периода по мере реализации СМР (март 2007 г.).

НДС

Вычет по "входному" НДС всегда являлся больной темой для организаций. Тем более это касается "бездоходных" периодов. Чиновники не раз заявляли, что в случае если предприятие базу по НДС не исчисляет, то принимать к возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров, работ или услуг, оснований не имеется. Такие разъяснения содержат Письма Минфина от 29 июля 2005 г. N 03-04-11/189 и от 8 февраля 2005 г. N 03-04-11/23. По мнению специалистов финансового ведомства, вычеты нужно производить не ранее того периода, в котором возникает база по налогу. Так как счета-фактуры, выставленные организацией, надо регистрировать в Книге покупок в момент осуществления операции по реализации товаров, работ или услуг.

С этим взглядом чиновников можно поспорить. Ведь, в соответствии с Налоговым кодексом, право на вычет НДС возникает, если есть счет-фактура, а приобретенная продукция используется в облагаемых налогом операциях. Причем продажа товаров не является условием для возмещения налога. Этой позиции придерживаются и суды (Постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2003 г. N КА-А40/692-03).

ВАС в Постановлении Президиума от 3 мая 2006 г. N 14996/05 поддержал налогоплательщиков. Арбитры напомнили, что нормами законодательства не установлена зависимость вычетов от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары, работы или услуги. Однако деятельность организации все же должна быть направлена на реализацию этой продукции. Так что теперь, если и возникнут претензии со стороны чиновников, компаниям будет гораздо легче отстоять свое право на вычет НДС в суде.

С 2007 г. контролеры при проведении "камералки" всегда будут проверять обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению (п. 1 ст. 176 НК). Поэтому если вы не хотите спорить с налоговиками, то следует показать хотя бы копеечную реализацию.

М.Косульникова

Главный бухгалтер

Подписано в печать

16.02.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как платить налог на прибыль по подразделениям ("Московский бухгалтер", 2007, N 4) >
Статья: Возврат товара: слабые стороны ("Московский бухгалтер", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.