![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Наша организация (ООО), зарегистрированная в РФ, оказывает консалтинговые услуги фирме-учредителю, зарегистрированной в Нидерландах и не присутствующей на территории РФ, на основании нижеуказанного договора. Подлежат ли налогообложению НДС данные услуги? ("Налоги" (газета), 2007, N 9)
"Налоги" (газета), 2007, N 9
Вопрос: Наша организация (ООО), зарегистрированная в РФ, оказывает консалтинговые услуги фирме-учредителю, зарегистрированной в Нидерландах и не присутствующей на территории РФ, на основании нижеуказанного договора: "Компания, Нидерланды, в лице г-на Президента, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем Заказчик, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью, Россия, в лице г-на Генерального директора, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем Исполнитель, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем. Предмет договора: Исполнитель оказывает услуги Заказчику на территории стран - членов СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии, а именно: маркетинговые услуги (рассылка образцов чая и других товаров; дегустация и оценка качества образцов чая, составление рецептур купажей чая, проведение маркетинговых исследований); консультационные услуги (маршруты поставок товара, рекомендации по выбору перевозчиков, государственное регулирование ввоза и сертификации товара); услуги по обработке информации (сбор и обобщение коммерческой информации и официальных статистических данных)". По итогам каждого месяца подписывается акт со следующим содержанием: "В октябре 2006 г. Исполнитель оказал Заказчику услуги в следующем объеме: маркетинговые услуги (рассылка образцов чая и других товаров; дегустация и оценка качества образцов чая, составление рецептур купажей чая, проведение маркетинговых исследований) - 40 (сорок) часов в месяц; консультационные услуги (маршруты поставок товара, рекомендации по выбору перевозчиков, государственное регулирование ввоза и сертификации товара) - 30 (тридцать) часов в месяц; услуги по обработке информации (сбор и обобщение коммерческой информации и официальных статистических данных) - 10 (десять) часов в месяц. Общий объем оказанных услуг составляет 80 (восемьдесят) часов в месяц. Стоимость оказанных услуг составляет 00.00 долларов США)". Кроме акта, никаких отчетов не составляется. Мы считаем, что данные услуги не подлежат налогообложению НДС на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не включаем сумму оказанных услуг в разд. 2.1 декларации по НДС, а отражаем в разд. 4 с кодом 1010811. Правы ли мы?
Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК в целях исчисления НДС местом реализации услуг не признается территория РФ, если покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории РФ. При этом указанная норма НК применяется, в частности, при выполнении консультационных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации. Таким образом, для того чтобы место реализации услуг не признавалось территорией РФ, необходимо выполнение двух условий: 1) покупатель не должен осуществлять деятельность на территории РФ; 2) услуги, в частности, должны быть консультационными, маркетинговыми и по обработке информации. В вашем случае покупатель услуг (Компания) не осуществляет деятельность на территории РФ, т.к. не выполняются требования, предъявляемые абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК. При рассмотрении второго условия чаще всего возникают разночтения при определении маркетинговых услуг, т.к. в налоговом законодательстве отсутствует определение таких услуг. В данном случае согласно п. 1 ст. 11 НК должны использоваться понятия и термины в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее - ОКВЭД), введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст с 1 января 2003 г., термины "маркетинговые услуги", "маркетинговые исследования" отсутствуют. Вместо них введено понятие "исследование конъюнктуры рынка", которое отнесено к группе 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг". В то же время в документах Госкомстата России термин "маркетинговые исследования" употребляется. Так, в Приложении N 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятий (формы N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности предприятия"), утв. Постановлением Госкомстата России от 24 декабря 2002 г. N 224, для заполнения разд. VIII и IX данной формы указывается такой вид экономической деятельности, как "маркетинговые исследования", со ссылкой на подгруппу ОКВЭД 74.13.1, к которой относятся:
"виды деятельности, связанные с маркетингом в части изучения потенциальных возможностей рынка (анализ на каждый текущий момент соотношения спроса и предложения), приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов". На основании ОКВЭД ФНС России в своем Письме от 20 февраля 2006 г. N ММ-6-03/183@ "О порядке применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК" разъяснила, что исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур: - определение размера и характера рынка; - расчет реальной и потенциальной емкости рынка; - анализ факторов, влияющих на развитие рынка; - учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка; - определение степени насыщенности рынка и т.д.; - сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.; - исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок; - наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми, складскими и вспомогательными помещениями и т.д.; - анализ внешних факторов развития рынка. Кроме того, на данный момент можно говорить о сложившейся арбитражной практике, которая исходит из того, что маркетинговые, консалтинговые и услуги по обработке информации предполагают достаточно серьезное исследование и наличие подробного Акта, составленного в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и Отчета об оказанных услугах (Постановления ФАС Московского округа от 7 декабря 2005 г. N КА-А40/12121-05, ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2006 г. N А05-13038/05-31, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N Ф04-677/2006(20086-А75-33), Девятого Арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2005 г. N 09АП-10656/05-АК). В вашем случае при отсутствии отчета об оказанной услуге существует риск того, что налоговые органы при привлечении к налоговой ответственности укажут, что содержание акта не позволяет установить, какие услуги были оказаны Заказчику, в каком объеме и с какой целью, а следовательно, услуги, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК, реализованы на территории РФ. В связи с этим вы обязаны исчислить и уплатить НДС в бюджет. Таким образом, с целью избежания споров с налоговыми органами рекомендуем, кроме Акта оказанных услуг, составлять подробный Отчет об оказанных услугах с применением формулировок, указанных в подгруппе ОКВЭД 74.13.1 и в Письме ФНС России от 20 февраля 2006 г. N ММ-6-03/183@. На основании вышеизложенного, по нашему мнению, указанные в договоре и в акте услуги по рассылке образцов чая и других товаров, дегустации и оценке качества образцов чая, составлению рецептур купажей чая не относятся к маркетинговым. Однако данные услуги будут маркетинговыми, если их переименовать в изучение приемлемости чая для рынка страны сбыта и (или) изучение привычек потребителей чая. При этом формулировку "составление рецептур купажей чая" из договора, акта и отчета необходимо исключить, т.к. в данном случае происходит не продвижение товара от продавца к покупателю, а фактически создается новый продукт. Что касается других услуг, указанных в договоре и в акте, то, по нашему мнению, они относятся к консультационным и к услугам по обработке информации. Таким образом, исходя из представленного текста договора, Акта и при отсутствии Отчета об оказанных услугах сказать, что вы правы, не облагая оказанные услуги НДС, нельзя.
М.Белоусова Подписано в печать 15.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |