|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Механизм борьбы с "отмыванием" преступных доходов в действии ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3)
"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3
МЕХАНИЗМ БОРЬБЫ С "ОТМЫВАНИЕМ" ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В ДЕЙСТВИИ
13 марта в Москве состоялась IX Всероссийская банковская конференция "Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Конференция организована Ассоциацией региональных банков России при поддержке Федеральной службы по финансовому мониторингу и при участии Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг. На конференции обсуждались вопросы участия России в международном сотрудничестве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также перспективы совершенствования российского законодательства. В обсуждении приняли участие как представители власти, так и бизнеса.
Проблемы и пути их решения
От Центрального банка РФ по вопросу борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, выступила Елена Ищенко, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля. Прежде всего она обратила внимание на то, что права толковать закон у Банка России нет и он дает только рекомендации по составлению правил внутреннего контроля. Банк России должен установить квалификационные требования к сотрудникам, занимающимся этой проблемой. У специалиста в этой сфере должны быть определенные знания в процедурах и способах анализа. Отсюда и ошибки. Часто не соблюдаются технические требования в оформлении сообщений. В частности, бывает так, что сообщение не содержит идентификации клиентов банка в соответствии с Положением Банка России от 19.08.2004 N 262-П. Нет системы оперативного доступа к базам данных. Ситуацию осложняет то, что наше законодательство, делегируя банкам серьезные функции, не предпринимает действий, чтобы дать банкам доступ к государственным базам данных. Кроме того, в законе нужно прописать критерии подозрительности сделки, причем четкие критерии. Необходимо внести в закон изменения о сообщениях. По ее словам, при возникновении вопроса об отзыве лицензии особое внимание обращается на те сомнительные операции, которые легко регистрируются. Порой усложняет работу банков и то, что они еще являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, то есть надзорных органов у них уже два. По словам г-жи Ищенко, подчас банки вынуждены нарушать требование Росфинмониторинг вовремя представлять информацию об операциях, которые можно характеризовать как "чужие" платежи, поэтому нужно разрешить банкам не сообщать о сделках с недвижимостью и о лизинговых операциях. "Откладывать в долгий ящик не нужно. Это позволит сократить объем нарушений сроков представления информации в Росфинмониторинг", - заявила она. По данным Банка России, в 2005 г. проведены проверки в 797 кредитных организациях. Около 95% из них проводили операции, противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По результатам проверок к 385 банкам были применены предупредительные меры воздействия, к 373 - принудительные меры, требования об устранении нарушений законодательства, на 284 банка были наложены штрафы и на 238 - запрет на осуществление определенных видов банковских операций. У 14 банков были отозваны лицензии.
Другим представителем Банка России на конференции была Надежда Костюк, начальник управления инспектирования Главной инспекции кредитных организаций Банка России. В своем докладе она подняла наболевший вопрос о предоставлении банкам права отказывать в открытии счета без объяснения причин. Она отметила, что сейчас у банка есть возможность объяснить проверяющим, что он не имеет права отказать клиенту в предоставлении услуги, хотя эта сделка выглядит подозрительно. А вот если такое право законодательно будет дано, то уже оправдываться банкам станет гораздо сложнее. Кроме того, Банк России считает необходимым принять поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части освобождения банков от обязанности сообщать о сделках с недвижимым имуществом и о лизинговых операциях. На момент проведения таких операций в большинстве случаев нет необходимой информации, и по этим пунктам много отбраковок, просрочек и нарушений. Банк России рекомендует уделять особое внимание первым операциям по счету и операциям клиентов - юридических лиц, срок регистрации которых меньше трех месяцев.
Банковские риски и ПОД/ФТ
Председатель правления ОАО "УралТрансБанк" Валерий Заводов выступил с докладом "Перспективы использования риск-ориентированных подходов к оценке качества управления рисками легализации". В нем он напомнил, что Basel II и документы Вольфсбергской группы "Руководство по разработке подхода, основанного на оценке риска, для управления рисками отмывания денег" ориентируют банки на необходимость управления рисками, в том числе в области ПОД/ФТ. Современный подход к управлению риском ПОД/ФТ: - должен стать частью системы управления банка; - должен быть риск-ориентированным, то есть риски должны рассматриваться не только в рамках отдельных операций, но и в рамках целостных бизнес-процессов и фактически в режиме on-line. По его словам, не уделялось должного внимания оперативности принятия мер. Анализ банковской отчетности проводится на прошедшую дату, когда положение банка уже изменилось и меры реагирования не адекватны ему. Борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма - глобальный приоритет безопасности современного общества и требует оперативного реагирования, в связи с чем и возникает необходимость ранней диагностики рисков отмывания денег. Для реализации метода риск-ориентированного подхода необходимо создать совместно с Банком России и Росфинмониторингом инструмент для кредитных организаций, уточняющий подходы к оценке уровня риска ПОД/ФТ. Он позволит создать алгоритм (пошаговые действия) по анализу риска ПОД/ФТ, обеспечить использование четких оценочных показателей для расчета риска ПОД/ФТ, дать возможность установить количественную оценку и шкалу уровня риска ПОД/ФТ, определить связь риска ПОД/ФТ с другими рисками, утвердить единые формы отчетности для мониторинга изменения риска ПОД/ФТ, определить региональные особенности риска ПОД/ФТ. Получив количественные, качественные и временные критерии и существующие причинно-следственные связи между фактом деятельности банка и присвоением данному факту оценки (Банка России и Росфинмониторинга), можно будет автоматизировать процесс экспресс-оценки состояния риска. С момента выхода Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ банки накопили определенный опыт работы по управлению и пресечению отмывания денежных средств, который в основном касается работы с наличными денежными средствами (идентификация и изучение клиентов, повышение тарифов на снятие наличных денежных средств и т.д.). По убеждению банкира, борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, требует более серьезных и глубинных подходов. Существующий уровень взаимодействия между банками и надзорными органами, слабость методологического обеспечения деятельности банков по вопросам управления риском легализации доходов, отсутствие достаточной информации для оценки потенциальных клиентов и их операций - поводы для усиления регуляторного давления, в том числе вплоть до ухода кредитных организаций с рынка в связи с отзывом лицензии. Кроме того, в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ и ГК РФ не предусмотрены нормы, предоставляющие кредитным организациям право отказывать клиенту в открытии счета и проведении операций, в случае возникновения обоснованного подозрения, что операции проводятся или будут проводиться в целях легализации доходов. Отсутствует у банков также и право на расторжение в одностороннем порядке договора банковского счета при наличии подозрений в отношении совершаемых клиентом операций. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит обязанности юридического лица раскрывать информацию о своих реальных владельцах и права регистрационному органу отказывать в государственной регистрации в случае непредставления такой информации. Предлагаемый подход мог бы способствовать сокращению предприятий-однодневок, занимающихся отмыванием преступных доходов. Необходимость в методологической поддержке со стороны Банка России и Росфинмониторинга объясняется сложностью достижения целей контроля ПОД/ФТ, так как относятся к трудно формализуемым и имеют широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны передаваться в уполномоченный орган: - их постановка во многом связана со смысловым представлением в рамках конкретной ситуации (присутствие человеческого фактора не исключает возможные ошибки); - характерны неоднозначность, противоречивость как исходной информации (Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ), так и используемых правил ее преобразования (письма и указания Банка России); - цели их решения во многих случаях не могут быть выражены в виде одного формально определенного критерия (например, понятие сомнительной сделки); - выбор конкретного (наилучшего) решения в условиях значительной неопределенности является одной из основных проблем принятия управленческих решений в области ПОД/ФТ (например, операции по обналичиванию денежных средств - клиент проводит законом разрешенную сделку, а банк должен искусственно препятствовать ее проведению, выбирая между правовым риском и риском ПОД/ФТ; фирмы-однодневки беспрепятственно открываются и проводят сомнительные сделки, опять же абсолютно законные, а у банков отзывают лицензии); - ограниченность предусмотренных законодательством сроков представления информации по отдельным видам операций, подлежащих обязательному контролю (например, займы), приводит к дополнительным рискам (представление неполной информации Росфинмониторингу или несоблюдение сроков) по не зависящим от банков причинам; - отсутствие права доступа банков к базе утерянных, недействительных паспортов, паспортов умерших физических лиц и утерянных бланков паспортов. Все это требует соответствующего программного обеспечения. Поэтому, делает вывод В. Заводов, организация риск-ориентированных подходов к оценке качества управления рисками легализации в первую очередь должна базироваться на стандартном программном обеспечении, в котором были бы заложены все критерии отбора как операций, подлежащих обязательному контролю, так и сомнительных сделок. Поскольку борьба с отмыванием преступных доходов считается государственной программой, то и методы ее реализации для всех участников также должны быть решены на государственном уровне. Кредитным организациям должны быть переданы стандартные программные продукты, позволяющие обеспечить всем банкам единые подходы в борьбе с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем. Сегодня банки располагают только программным обеспечением, поставленным в централизованном порядке для передачи сведений в Росфинмониторинг, остальное банкам приходится разрабатывать самостоятельно. Учитывая различную материально-техническую базу банков и величину их капитала, а также наличие разветвленной филиальной сети или ее отсутствие, используемое собственное программное обеспечение не всегда способствует осуществлению эффективного контроля и управлению рисками в области отмывания доходов. Неизбежны дополнительные затраты для реализации этих целей в части приобретения новых или модернизации имеющихся программно-технических средств. Ссылаясь на международный опыт и российскую практику, докладчик выделил три основных фактора, влияющих на повышение риска отмывания денег: страновой риск, клиентский риск и риск, связанный с осуществлением определенного вида деятельности. Эти угрозы внешней среды требуют от банков принятия мер для досконального изучения клиента. Для усиления внимания к клиентам, учитывая взаимосвязь оказываемых им услуг, необходимо создать единую базу данных обо всех своих клиентах между подразделениями банка, которые непосредственно заинтересованы в изучении деятельности клиентов: ОПЕРУ, кредитный отдел/отдел международного финансирования, маркетинговые службы/клиентский отдел, служба безопасности и др. Также нужно усилить процедуры комплексной юридической проверки (до установления деловых связей), в том числе внедрить в полном объеме процесс "знай своего клиента". В наше время банк нуждается в полноценном списке клиентов, проводящих сомнительные операции. Организация единого информационного пространства позволит менеджерам и аналитикам быстро и надежно получить данные о деятельности организации. Это сократит временные затраты. Для многофилиальных банков актуальна оптимизация взаимодействия и передачи информации от структурных подразделений и филиалов ответственному сотруднику банка путем усиления роли ответственных лиц в филиале (структурном подразделении) в системе ПОД/ФТ и внедрения принципа матричной структуры управления или так называемого двойного управления рисками ПОД/ФТ. При реализации процесса, с одной стороны, исполнители подчиняются непосредственному руководителю своего подразделения, с другой - ответственному лицу в подразделении (филиале), который фактически является куратором (главным аналитиком) по вопросам управления риском ПОД/ФТ. Докладчик акцентировал внимание на постоянном обучении персонала и создании системы контроля профессиональных знаний работников.
Эффективная система контроля в банке
Крайне насыщенным был доклад начальника отдела финансового мониторинга ЗАО АКИБ "Церих" Александра Юрханова. Он был посвящен построению эффективной системы контроля рисков легализации и оптимизации проверок клиентов банков. Важнейшая задача управления или отдела финансового мониторинга кредитных организаций - разработка, постоянное совершенствование и поддержание в актуальном состоянии правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также программ их реализации, то есть постоянная автоматизация процессов (хорошее программное обеспечение и периодическое обновление фильтров в связи с возрастающими требованиями по усилению контроля). В каждом банке разработана программа по идентификации клиентов. Сведения, полученные о клиенте и выгодоприобретателе, фиксируются в специальных анкетах. Создается так называемое досье клиента, включающее в себя сведения о руководителях организации и изменениях, происходящих в ней. Сюда отдельно могут включаться сведения об операциях клиента, по которым банк направлял сообщения в уполномоченный орган. Здесь очень важна реализация принципа "знай своего клиента". Этот принцип предполагает как идентификацию клиента при открытии им счета в банке, так и последующее изучение его деятельности и совершаемых через банк операций. Должно происходить осуществление систематического контроля за проходящими через банк операциями, их анализ, а также своевременное выявление рисков, возникающих у банка в связи с обслуживанием того или иного клиента. Это позволяет получать информацию о тех клиентах, чья деятельность требует, возможно, повышенного внимания, или о тех, с кем банку, учитывая характер их деятельности, вообще хотелось бы расстаться. Основная проблема построения подобной системы работы - это то, что сейчас практически нет противозаконных операций, есть сомнительные. То есть у банков нет законных оснований отказать клиентам в проведении таких операций, особенно если клиенты представили документы, согласно которым совершают операцию в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный момент в банковских кругах очень популярна идея принятия закона, дающего возможность банку отказывать клиенту в открытии счета или проведении операций без объяснения причин. Причем так, что клиент в дальнейшем не может оспорить в суде решение банка. Что касается оптимизации проверок клиентов банка, то каждая кредитная организация, безусловно, самостоятельно определяет подход к организации данных мероприятий. Помимо необходимых документов, запрашиваемых банком в целях идентификации клиентов при открытии ими счета в банке, а также при обновлении данных по клиенту, имеющему счет в кредитной организации, возможны и дополнительные действия. Причем здесь можно использовать как меры, предлагаемые Банком России: - проверка фактического местонахождения клиентов, осуществляющих платежи в значительных размерах, с составлением соответствующего акта; - требование представить бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках у клиентов, имеющих наибольшие обороты по счетам; - запрос документов, являющихся основанием для проведения расчетов, а также документов, подтверждающих исполнение обязательств получателя перед плательщиком денежных средств (договора, складские документы, товаросопроводительные документы и т.д.); так и дополнительные меры: - запрос у клиентов наличия свидетельства о собственности или договоров аренды помещения по месту их фактического нахождения; - предложение клиенту представить письмо с указанием основных видов деятельности организации. Сопоставление видов деятельности клиента, указанных в данном письме, с характером совершаемых через банк операций (сопоставление характера операций с видами деятельности организации, указанных в уставе, наверное, не совсем верно, поскольку в уставе обычно указываются все виды деятельности, не запрещенные законодательством). В случае несоответствия характера платежей декларируемым видам деятельности направление запросов клиенту; - рассмотрение кредитной истории фирмы и ее учредителей на основе информации, которая накапливается в кредитных бюро; - другие мероприятия. В заключение он сообщил, что все банковское сообщество заинтересовано в ограждении деятельности банков от рискованной или преступной деятельности "нежелательных" клиентов. Для реализации принципа "знай своего клиента" банкам необходимы более широкие полномочия, усовершенствованная законодательная база, а также более четкие инструкции Банка России.
* * *
Участники конференции отметили, что банковский сектор играет важную роль в организации противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Кредитные организации располагают широкими возможностями для выявления подозрительных финансовых сделок и идентификации их участников. В то же время проникновение в банковскую систему преступного капитала неизбежно влечет за собой повышение ее рисков, прежде всего операционного, а также риска потери репутации. Среди острых проблем они подчеркнули неэффективность системы критериев сделок, подлежащих обязательному контролю. Широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны представляться в уполномоченный орган, служит причиной аккумуляции в базе данных Росфинмониторинга большого объема информации, не представляющей интерес с точки зрения выявления противоправной деятельности. Есть существенные сомнения в адекватности мер воздействия в отношении банков, нарушающих законодательство в области ПОД/ФТ. Санкции со стороны регулирующих органов не всегда соответствуют допускаемым нарушениям. В недостаточной степени проводится работа по профилактике сбоев в организации ПОД/ФТ на уровне отдельных коммерческих банков. Встречаются случаи проявления субъективизма надзорного органа при оценке уровня организации внутреннего контроля банков в целях ПОД/ФТ. Действующее законодательство не предусматривает соразмерных санкций для руководителей и владельцев кредитных организаций, признанных виновными в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов.
Рекомендации Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации
Участники конференции по итогам встречи дали несколько рекомендаций Федеральному Собранию Российской Федерации: - пересмотреть требования действующего законодательства по представлению сведений об операциях в уполномоченный орган и с учетом накопленного Росфинмониторингом массива данных сузить набор критериев для сделок, подлежащих обязательному контролю; - увеличить предусмотренные законодательством сроки представления отчетов об отдельных видах операций, подлежащих обязательному контролю, процедура выявления которых может затягиваться по не зависящим от банков причинам; - внести поправки в Гражданский кодекс РФ, устанавливающие для банков право отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, а также расторгать с ними договоры банковского счета; - установить на законодательном уровне ответственность руководителей и владельцев кредитных организаций, виновных в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов и финансирования терроризма; - внести поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие усиление ответственности за лжепредпринимательство. Правительству Российской Федерации: - разработать законодательные инициативы по оптимизации критериев сделок, подлежащих обязательному контролю, на основе результатов анализа базы данных Росфинмониторинга; - совместно с Государственной Думой разработать предложения по усилению уголовной ответственности за лжепредпринимательство; - обеспечить доступ коммерческим банкам к базе утерянных, недействительных паспортов, паспортов умерших физических лиц и утерянных бланков паспортов; - рассмотреть возможности ослабления налоговой нагрузки на российские предприятия.
В.О.Щелов Издательский дом "Регламент" Подписано в печать 28.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |