Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Механизм борьбы с "отмыванием" преступных доходов в действии ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3)



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3

МЕХАНИЗМ БОРЬБЫ С "ОТМЫВАНИЕМ" ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В ДЕЙСТВИИ

13 марта в Москве состоялась IX Всероссийская банковская конференция "Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Конференция организована Ассоциацией региональных банков России при поддержке Федеральной службы по финансовому мониторингу и при участии Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг. На конференции обсуждались вопросы участия России в международном сотрудничестве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также перспективы совершенствования российского законодательства. В обсуждении приняли участие как представители власти, так и бизнеса.

Проблемы и пути их решения

От Центрального банка РФ по вопросу борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, выступила Елена Ищенко, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля. Прежде всего она обратила внимание на то, что права толковать закон у Банка России нет и он дает только рекомендации по составлению правил внутреннего контроля. Банк России должен установить квалификационные требования к сотрудникам, занимающимся этой проблемой. У специалиста в этой сфере должны быть определенные знания в процедурах и способах анализа. Отсюда и ошибки. Часто не соблюдаются технические требования в оформлении сообщений. В частности, бывает так, что сообщение не содержит идентификации клиентов банка в соответствии с Положением Банка России от 19.08.2004 N 262-П. Нет системы оперативного доступа к базам данных. Ситуацию осложняет то, что наше законодательство, делегируя банкам серьезные функции, не предпринимает действий, чтобы дать банкам доступ к государственным базам данных. Кроме того, в законе нужно прописать критерии подозрительности сделки, причем четкие критерии. Необходимо внести в закон изменения о сообщениях. По ее словам, при возникновении вопроса об отзыве лицензии особое внимание обращается на те сомнительные операции, которые легко регистрируются. Порой усложняет работу банков и то, что они еще являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, то есть надзорных органов у них уже два.

По словам г-жи Ищенко, подчас банки вынуждены нарушать требование Росфинмониторинг вовремя представлять информацию об операциях, которые можно характеризовать как "чужие" платежи, поэтому нужно разрешить банкам не сообщать о сделках с недвижимостью и о лизинговых операциях. "Откладывать в долгий ящик не нужно. Это позволит сократить объем нарушений сроков представления информации в Росфинмониторинг", - заявила она.

По данным Банка России, в 2005 г. проведены проверки в 797 кредитных организациях. Около 95% из них проводили операции, противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По результатам проверок к 385 банкам были применены предупредительные меры воздействия, к 373 - принудительные меры, требования об устранении нарушений законодательства, на 284 банка были наложены штрафы и на 238 - запрет на осуществление определенных видов банковских операций. У 14 банков были отозваны лицензии.

Другим представителем Банка России на конференции была Надежда Костюк, начальник управления инспектирования Главной инспекции кредитных организаций Банка России. В своем докладе она подняла наболевший вопрос о предоставлении банкам права отказывать в открытии счета без объяснения причин. Она отметила, что сейчас у банка есть возможность объяснить проверяющим, что он не имеет права отказать клиенту в предоставлении услуги, хотя эта сделка выглядит подозрительно. А вот если такое право законодательно будет дано, то уже оправдываться банкам станет гораздо сложнее. Кроме того, Банк России считает необходимым принять поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ в части освобождения банков от обязанности сообщать о сделках с недвижимым имуществом и о лизинговых операциях. На момент проведения таких операций в большинстве случаев нет необходимой информации, и по этим пунктам много отбраковок, просрочек и нарушений. Банк России рекомендует уделять особое внимание первым операциям по счету и операциям клиентов - юридических лиц, срок регистрации которых меньше трех месяцев.

Банковские риски и ПОД/ФТ

Председатель правления ОАО "УралТрансБанк" Валерий Заводов выступил с докладом "Перспективы использования риск-ориентированных подходов к оценке качества управления рисками легализации".

В нем он напомнил, что Basel II и документы Вольфсбергской группы "Руководство по разработке подхода, основанного на оценке риска, для управления рисками отмывания денег" ориентируют банки на необходимость управления рисками, в том числе в области ПОД/ФТ.

Современный подход к управлению риском ПОД/ФТ:

- должен стать частью системы управления банка;

- должен быть риск-ориентированным, то есть риски должны рассматриваться не только в рамках отдельных операций, но и в рамках целостных бизнес-процессов и фактически в режиме on-line.

По его словам, не уделялось должного внимания оперативности принятия мер. Анализ банковской отчетности проводится на прошедшую дату, когда положение банка уже изменилось и меры реагирования не адекватны ему.

Борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма - глобальный приоритет безопасности современного общества и требует оперативного реагирования, в связи с чем и возникает необходимость ранней диагностики рисков отмывания денег.

Для реализации метода риск-ориентированного подхода необходимо создать совместно с Банком России и Росфинмониторингом инструмент для кредитных организаций, уточняющий подходы к оценке уровня риска ПОД/ФТ. Он позволит создать алгоритм (пошаговые действия) по анализу риска ПОД/ФТ, обеспечить использование четких оценочных показателей для расчета риска ПОД/ФТ, дать возможность установить количественную оценку и шкалу уровня риска ПОД/ФТ, определить связь риска ПОД/ФТ с другими рисками, утвердить единые формы отчетности для мониторинга изменения риска ПОД/ФТ, определить региональные особенности риска ПОД/ФТ. Получив количественные, качественные и временные критерии и существующие причинно-следственные связи между фактом деятельности банка и присвоением данному факту оценки (Банка России и Росфинмониторинга), можно будет автоматизировать процесс экспресс-оценки состояния риска.

С момента выхода Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ банки накопили определенный опыт работы по управлению и пресечению отмывания денежных средств, который в основном касается работы с наличными денежными средствами (идентификация и изучение клиентов, повышение тарифов на снятие наличных денежных средств и т.д.). По убеждению банкира, борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, требует более серьезных и глубинных подходов. Существующий уровень взаимодействия между банками и надзорными органами, слабость методологического обеспечения деятельности банков по вопросам управления риском легализации доходов, отсутствие достаточной информации для оценки потенциальных клиентов и их операций - поводы для усиления регуляторного давления, в том числе вплоть до ухода кредитных организаций с рынка в связи с отзывом лицензии. Кроме того, в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ и ГК РФ не предусмотрены нормы, предоставляющие кредитным организациям право отказывать клиенту в открытии счета и проведении операций, в случае возникновения обоснованного подозрения, что операции проводятся или будут проводиться в целях легализации доходов. Отсутствует у банков также и право на расторжение в одностороннем порядке договора банковского счета при наличии подозрений в отношении совершаемых клиентом операций. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит обязанности юридического лица раскрывать информацию о своих реальных владельцах и права регистрационному органу отказывать в государственной регистрации в случае непредставления такой информации. Предлагаемый подход мог бы способствовать сокращению предприятий-однодневок, занимающихся отмыванием преступных доходов.

Необходимость в методологической поддержке со стороны Банка России и Росфинмониторинга объясняется сложностью достижения целей контроля ПОД/ФТ, так как относятся к трудно формализуемым и имеют широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны передаваться в уполномоченный орган:

- их постановка во многом связана со смысловым представлением в рамках конкретной ситуации (присутствие человеческого фактора не исключает возможные ошибки);

- характерны неоднозначность, противоречивость как исходной информации (Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ), так и используемых правил ее преобразования (письма и указания Банка России);

- цели их решения во многих случаях не могут быть выражены в виде одного формально определенного критерия (например, понятие сомнительной сделки);

- выбор конкретного (наилучшего) решения в условиях значительной неопределенности является одной из основных проблем принятия управленческих решений в области ПОД/ФТ (например, операции по обналичиванию денежных средств - клиент проводит законом разрешенную сделку, а банк должен искусственно препятствовать ее проведению, выбирая между правовым риском и риском ПОД/ФТ; фирмы-однодневки беспрепятственно открываются и проводят сомнительные сделки, опять же абсолютно законные, а у банков отзывают лицензии);

- ограниченность предусмотренных законодательством сроков представления информации по отдельным видам операций, подлежащих обязательному контролю (например, займы), приводит к дополнительным рискам (представление неполной информации Росфинмониторингу или несоблюдение сроков) по не зависящим от банков причинам;

- отсутствие права доступа банков к базе утерянных, недействительных паспортов, паспортов умерших физических лиц и утерянных бланков паспортов.

Все это требует соответствующего программного обеспечения.

Поэтому, делает вывод В. Заводов, организация риск-ориентированных подходов к оценке качества управления рисками легализации в первую очередь должна базироваться на стандартном программном обеспечении, в котором были бы заложены все критерии отбора как операций, подлежащих обязательному контролю, так и сомнительных сделок. Поскольку борьба с отмыванием преступных доходов считается государственной программой, то и методы ее реализации для всех участников также должны быть решены на государственном уровне. Кредитным организациям должны быть переданы стандартные программные продукты, позволяющие обеспечить всем банкам единые подходы в борьбе с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем.

Сегодня банки располагают только программным обеспечением, поставленным в централизованном порядке для передачи сведений в Росфинмониторинг, остальное банкам приходится разрабатывать самостоятельно. Учитывая различную материально-техническую базу банков и величину их капитала, а также наличие разветвленной филиальной сети или ее отсутствие, используемое собственное программное обеспечение не всегда способствует осуществлению эффективного контроля и управлению рисками в области отмывания доходов. Неизбежны дополнительные затраты для реализации этих целей в части приобретения новых или модернизации имеющихся программно-технических средств.

Ссылаясь на международный опыт и российскую практику, докладчик выделил три основных фактора, влияющих на повышение риска отмывания денег: страновой риск, клиентский риск и риск, связанный с осуществлением определенного вида деятельности. Эти угрозы внешней среды требуют от банков принятия мер для досконального изучения клиента.

Для усиления внимания к клиентам, учитывая взаимосвязь оказываемых им услуг, необходимо создать единую базу данных обо всех своих клиентах между подразделениями банка, которые непосредственно заинтересованы в изучении деятельности клиентов: ОПЕРУ, кредитный отдел/отдел международного финансирования, маркетинговые службы/клиентский отдел, служба безопасности и др. Также нужно усилить процедуры комплексной юридической проверки (до установления деловых связей), в том числе внедрить в полном объеме процесс "знай своего клиента". В наше время банк нуждается в полноценном списке клиентов, проводящих сомнительные операции. Организация единого информационного пространства позволит менеджерам и аналитикам быстро и надежно получить данные о деятельности организации. Это сократит временные затраты.

Для многофилиальных банков актуальна оптимизация взаимодействия и передачи информации от структурных подразделений и филиалов ответственному сотруднику банка путем усиления роли ответственных лиц в филиале (структурном подразделении) в системе ПОД/ФТ и внедрения принципа матричной структуры управления или так называемого двойного управления рисками ПОД/ФТ.

При реализации процесса, с одной стороны, исполнители подчиняются непосредственному руководителю своего подразделения, с другой - ответственному лицу в подразделении (филиале), который фактически является куратором (главным аналитиком) по вопросам управления риском ПОД/ФТ. Докладчик акцентировал внимание на постоянном обучении персонала и создании системы контроля профессиональных знаний работников.

Эффективная система контроля в банке

Крайне насыщенным был доклад начальника отдела финансового мониторинга ЗАО АКИБ "Церих" Александра Юрханова. Он был посвящен построению эффективной системы контроля рисков легализации и оптимизации проверок клиентов банков.

Важнейшая задача управления или отдела финансового мониторинга кредитных организаций - разработка, постоянное совершенствование и поддержание в актуальном состоянии правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также программ их реализации, то есть постоянная автоматизация процессов (хорошее программное обеспечение и периодическое обновление фильтров в связи с возрастающими требованиями по усилению контроля).

В каждом банке разработана программа по идентификации клиентов. Сведения, полученные о клиенте и выгодоприобретателе, фиксируются в специальных анкетах. Создается так называемое досье клиента, включающее в себя сведения о руководителях организации и изменениях, происходящих в ней. Сюда отдельно могут включаться сведения об операциях клиента, по которым банк направлял сообщения в уполномоченный орган. Здесь очень важна реализация принципа "знай своего клиента". Этот принцип предполагает как идентификацию клиента при открытии им счета в банке, так и последующее изучение его деятельности и совершаемых через банк операций. Должно происходить осуществление систематического контроля за проходящими через банк операциями, их анализ, а также своевременное выявление рисков, возникающих у банка в связи с обслуживанием того или иного клиента. Это позволяет получать информацию о тех клиентах, чья деятельность требует, возможно, повышенного внимания, или о тех, с кем банку, учитывая характер их деятельности, вообще хотелось бы расстаться.

Основная проблема построения подобной системы работы - это то, что сейчас практически нет противозаконных операций, есть сомнительные. То есть у банков нет законных оснований отказать клиентам в проведении таких операций, особенно если клиенты представили документы, согласно которым совершают операцию в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В данный момент в банковских кругах очень популярна идея принятия закона, дающего возможность банку отказывать клиенту в открытии счета или проведении операций без объяснения причин. Причем так, что клиент в дальнейшем не может оспорить в суде решение банка.

Что касается оптимизации проверок клиентов банка, то каждая кредитная организация, безусловно, самостоятельно определяет подход к организации данных мероприятий. Помимо необходимых документов, запрашиваемых банком в целях идентификации клиентов при открытии ими счета в банке, а также при обновлении данных по клиенту, имеющему счет в кредитной организации, возможны и дополнительные действия. Причем здесь можно использовать как меры, предлагаемые Банком России:

- проверка фактического местонахождения клиентов, осуществляющих платежи в значительных размерах, с составлением соответствующего акта;

- требование представить бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках у клиентов, имеющих наибольшие обороты по счетам;

- запрос документов, являющихся основанием для проведения расчетов, а также документов, подтверждающих исполнение обязательств получателя перед плательщиком денежных средств (договора, складские документы, товаросопроводительные документы и т.д.);

так и дополнительные меры:

- запрос у клиентов наличия свидетельства о собственности или договоров аренды помещения по месту их фактического нахождения;

- предложение клиенту представить письмо с указанием основных видов деятельности организации. Сопоставление видов деятельности клиента, указанных в данном письме, с характером совершаемых через банк операций (сопоставление характера операций с видами деятельности организации, указанных в уставе, наверное, не совсем верно, поскольку в уставе обычно указываются все виды деятельности, не запрещенные законодательством). В случае несоответствия характера платежей декларируемым видам деятельности направление запросов клиенту;

- рассмотрение кредитной истории фирмы и ее учредителей на основе информации, которая накапливается в кредитных бюро;

- другие мероприятия.

В заключение он сообщил, что все банковское сообщество заинтересовано в ограждении деятельности банков от рискованной или преступной деятельности "нежелательных" клиентов. Для реализации принципа "знай своего клиента" банкам необходимы более широкие полномочия, усовершенствованная законодательная база, а также более четкие инструкции Банка России.

* * *

Участники конференции отметили, что банковский сектор играет важную роль в организации противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Кредитные организации располагают широкими возможностями для выявления подозрительных финансовых сделок и идентификации их участников. В то же время проникновение в банковскую систему преступного капитала неизбежно влечет за собой повышение ее рисков, прежде всего операционного, а также риска потери репутации.

Среди острых проблем они подчеркнули неэффективность системы критериев сделок, подлежащих обязательному контролю. Широкий набор условий для операций, сведения по которым в обязательном порядке должны представляться в уполномоченный орган, служит причиной аккумуляции в базе данных Росфинмониторинга большого объема информации, не представляющей интерес с точки зрения выявления противоправной деятельности.

Есть существенные сомнения в адекватности мер воздействия в отношении банков, нарушающих законодательство в области ПОД/ФТ. Санкции со стороны регулирующих органов не всегда соответствуют допускаемым нарушениям. В недостаточной степени проводится работа по профилактике сбоев в организации ПОД/ФТ на уровне отдельных коммерческих банков. Встречаются случаи проявления субъективизма надзорного органа при оценке уровня организации внутреннего контроля банков в целях ПОД/ФТ. Действующее законодательство не предусматривает соразмерных санкций для руководителей и владельцев кредитных организаций, признанных виновными в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов.

Рекомендации Федеральному Собранию

и Правительству Российской Федерации

Участники конференции по итогам встречи дали несколько рекомендаций Федеральному Собранию Российской Федерации:

- пересмотреть требования действующего законодательства по представлению сведений об операциях в уполномоченный орган и с учетом накопленного Росфинмониторингом массива данных сузить набор критериев для сделок, подлежащих обязательному контролю;

- увеличить предусмотренные законодательством сроки представления отчетов об отдельных видах операций, подлежащих обязательному контролю, процедура выявления которых может затягиваться по не зависящим от банков причинам;

- внести поправки в Гражданский кодекс РФ, устанавливающие для банков право отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, а также расторгать с ними договоры банковского счета;

- установить на законодательном уровне ответственность руководителей и владельцев кредитных организаций, виновных в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов и финансирования терроризма;

- внести поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие усиление ответственности за лжепредпринимательство.

Правительству Российской Федерации:

- разработать законодательные инициативы по оптимизации критериев сделок, подлежащих обязательному контролю, на основе результатов анализа базы данных Росфинмониторинга;

- совместно с Государственной Думой разработать предложения по усилению уголовной ответственности за лжепредпринимательство;

- обеспечить доступ коммерческим банкам к базе утерянных, недействительных паспортов, паспортов умерших физических лиц и утерянных бланков паспортов;

- рассмотреть возможности ослабления налоговой нагрузки на российские предприятия.

В.О.Щелов

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

28.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 28.04.2007> ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3) >
Статья: Каким быть мегарегулятору на финансовых рынках России? ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.