|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Анализ рисков, возникающих при работе НПФ ("Управление в страховой компании", 2007, N 2)
"Управление в страховой компании", 2007, N 2
АНАЛИЗ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАБОТЕ НПФ
Проходящая в РФ пенсионная реформа послужила стимулом для развития негосударственных пенсионных фондов, чья деятельность сопряжена с рисками, сходными с рисками компаний страхования жизни. В рамках обязательного пенсионного страхования НПФ реализуют программы управления накопительной частью трудовой пенсии. Дополнительное пенсионное обеспечение предполагает пенсионные программы с установленными взносами и выплатами, срочные и пожизненные, с полной или частичной капитализацией. Программа управления рисками НПФ должна быть интересна руководителям и менеджерам, предполагающим заниматься страхованием жизни.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются субъектами долгосрочных финансовых вложений и подвергаются достаточно существенным рискам. При этом риски можно разделить на три группы: 1) группа рыночных рисков (финансовые риски); 2) группа государственных рисков (политические риски, риск изменения законодательства (в том числе налоговые риски), демографические риски); 3) группа операционных рисков (актуарные риски, управленческие риски, технологические риски). Правильный анализ этих рисков может способствовать эффективному и стабильному развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения.
При долгосрочной деятельности (а деятельность негосударственных пенсионных фондов всегда долгосрочна) возможность полностью избежать рисков минимальна. Время работы негосударственного пенсионного фонда зависит от наличия действующих договоров пенсионного обеспечения и может продолжаться практически до бесконечности.
Зависимость уровня рисков от продолжительности работы НПФ
Уровень риска, %
120 ¬ ¦ ¦ ¦ 100 + х ¦ ¦ х ¦ 80 + х ¦ ¦ х ¦ 60 + х ¦ ¦ x * ¦ * 40 + x * ¦ * ¦ x * ¦ * 20 +- - - - - -х- - - - - -*- - - - - - - - - - - - - - - - - - ¦ * ¦ x * ¦ * 0 х*----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬ Т, годы
———————————————————————————————————————————————————————¬ |х x х Максимальный * * * Средний — — — Оптимальный| L———————————————————————————————————————————————————————Рис. 1 Также риски можно группировать в соответствии с другой классификацией: риски могут быть систематическими и несистематическими. Систематический риск - риск, связанный с факторами, рассматриваемыми как значимые в рамках некоторой модели. Несистематический риск - риск, связанный с факторами, которые не способны повлиять на результаты процессов в рассматриваемой модели. В нашей модели все вышеприведенные риски относятся к систематическим. Рассмотрим группы рисков более подробно. Группа рыночных рисков Финансовый риск - это любое изменение финансового результата, его отличие от ожиданий или средних значений. Финансовый риск включает в себя ценовой риск, риск ликвидности, валютный риск, процентный риск, риск партнерства. 1. Ценовой риск (или рыночный риск) - риск изменения цены на финансовые вложения. Цена финансовых вложений может быть подвержена существенным изменениям. Управление этим риском возможно только при достаточно высокой диверсификации финансовых ресурсов в ущерб возможной доходности. 2. Риск ликвидности - это возможность потерь при выполнении обязательств вследствие невозможности продажи актива по предполагаемой цене; или же риск временной задержки исполнения своих обязательств одним из участников сделки с ценными бумагами; или же риск того, что участник-контрагент не выполнит свои обязательства полностью на требуемую дату, но сможет это сделать через некоторое время после этой даты. Риск ликвидности наступает по причине непрофессионального управления денежными потоками. Для НПФ управление этим риском является одним из приоритетных вопросов, так как отсутствие ликвидности средств пенсионного резерва может привести к неблагоприятным последствиям при падении котировок финансовых инструментов, в которые резервы помещены. Также риск ликвидности должен учитываться при возможном расторжении договоров пенсионного обеспечения. При управлении риском ликвидности в рамках инвестирования средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты важно выделять и так называемый селективный риск, который связан с неправильным выбором ценных бумаг для инвестирования при создании портфеля. Управление этими рисками желательно проводить на основе специализированных рейтингов ценных бумаг. 3. Риск партнерства - это возможность потерь вследствие полного или частичного неисполнения контрагентом своих обязательств. Законодательно закреплено сотрудничество НПФ с такими финансовыми партнерами, как управляющие компании, спецдепозитарии, банки и т.д. Безусловно, от выбора руководством НПФ финансового партнера зависит успешность дальнейшей работы. С нашей точки зрения, при выборе необходимо обращать внимание на следующие аспекты: - наличие у партнера лицензий на осуществление профильной деятельности; - наличие в штате партнера профессиональных работников; - соответствие собственного капитала законодательным нормам и возможности финансово-экономической деятельности; - достаточный срок работы на рынке (от трех лет); - хорошая репутация; - результаты аудита. Обращая внимание на данные аспекты при выборе партнеров, возможно получить относительные гарантии исполнения партнерами НПФ своих обязательств. Более определенные гарантии можно получить, застраховав финансовые риски в страховой компании. 4. Валютный риск - это риск понести убытки вследствие изменения курса иностранных валют и цен на драгоценные металлы по отношению к российскому рублю. В связи с разрешением НПФ вкладывать часть средств в рамках обязательного пенсионного страхования в финансовые инструменты, номинированные в валюте, возникает риск обесценивания пенсионных активов по отношению к обязательствам. 5. Процентный риск - это риск изменения процентной ставки. Кроме того, финансовый риск в целом осложняется и неразвитостью финансового рынка. Группа государственных рисков Рассмотрим группу государственных рисков. Как было сказано выше, к ним относятся политические, законодательные и демографические риски. Хорошим индикатором политического риска являются мнения иностранных компаний о работе в России. Так, по данным Минэкономразвития России, большинство иностранных компаний основными препятствиями для своей деятельности считают коррупцию, административные барьеры, избирательное толкование законодательства, противоречия в законодательстве и конфликты государства и бизнеса. Причем 71% иностранных компаний считают главным препятствием коррупцию, 66% - административные барьеры, 56% - избирательное толкование и применение законов, 51% - непрозрачность и противоречивость законодательства и только 29% - конфликты между государством и бизнесом. Тем не менее, по подсчетам Минэкономразвития России, 80% инвесторов оценили свой бизнес в России за последние два года как успешный, 17% - как средний и 3% - как неуспешный. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на все сложности процесса реформ, инвесторы оценивают перспективы российского рынка с определенной долей оптимизма. Для долгосрочных инвестиций, в том числе и для НПФ, сохраняется положительная динамика, которая зависит только от государственных органов. 1. Риски изменения законодательства - это правовые риски, которые включают в себя возможность изменения законодательства, его несовершенство, возможность запрета определенного вида деятельности. Только за последние 15 лет законодательство по пенсионному обеспечению менялось четыре раза. Часто изменяющиеся правила игры не способствуют повышению уровня доверия населения к пенсионной системе. 2. Налоговые риски - это риск того, что налоговый орган при налоговой проверке признает операцию облагаемой налогом. Вопрос о налоговом риске встает, как правило, тогда, когда законодательство недостаточно четко определяет, нужно облагать налогом ту или иную операцию или нет. Налоговый риск может возникать также в том случае, когда налоговый орган может признать сделку недействительной (притворной или мнимой). В настоящее время принцип налогообложения при работе с НПФ обозначается как "TTT" (от англ. taxed-taxed-taxed), то есть налогообложение присутствует при взносах, инвестировании и выплатах для юридических лиц, и "TTE" (от англ. taxed-taxed-exempt) для физических лиц. В общемировой практике принят принцип "EET" (от англ. exempt-exempt-taxed) - не брать налоги "на входе" и внутри системы, но облагать налогом выплаты. 3. Демографические риски - риски, связанные с ухудшением демографической ситуации. Демографические риски влияют на деятельность негосударственных пенсионных фондов, работающих с пожизненными пенсионными программами. По мнению специалистов, российская демографическая ситуация характеризуется сокращением численности населения, низкой рождаемостью и преобладанием малодетных семей, не обеспечивающих простое воспроизводство населения. В связи с этим продолжается демографическое старение населения. Ему свойственны чрезмерно высокий уровень преждевременной смертности и низкая продолжительность жизни населения. При этом на общем фоне снижения миграционной мобильности населения сократились объемы внешнего миграционного притока, получила распространение нелегальная миграция. По данным Росстата, к 2016 г. население России может сократиться по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн человек и составить немногим более 134 млн. Спрогнозировано неизбежное сокращение численности трудоспособного населения. Эксперты считают, что в скором времени в России останется чуть более 80 млн человек трудоспособного возраста, а они составляют менее 60% всего населения страны. Ежегодно население России сокращается на миллион человек, и темпы снижения численности увеличиваются. Группа операционных рисков Одними из наиболее значимых рисков являются операционные риски. Операционный риск - риск, связанный с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля. Источники операционных рисков негосударственного пенсионного фонда выглядят следующим образом: - сбой программного обеспечения и технических средств; - методология; - неверная организационная структура; - юридическая документация; - персонал; - управленческие решения; - операционные ошибки; - влияние внешних источников. Карта операционных рисков Влияние /¦\ ¦ Риск неверной организации ¦Риск персонала ¦Риск внешних Высокое ¦ структуры ¦Юридический риск ¦источников ¦ Риск контрольных функций ¦ ¦Методологический ¦ Риск управленческих решений ¦ ¦риск +-----------------------------+------------------+-------------- ———— ¦ ¦Риск операционных ¦Риск сбоев Среднее ¦ ¦сбоев и ошибок ¦программного ¦ ¦ ¦обеспечения +-----------------------------+------------------+-------------- ———— Низкое ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+------------------+---------------> Низкое Среднее Высокое
Вероятность
Рис. 2
1. Актуарные риски - риски, рассчитываемые с помощью актуарной калькуляции. В наиболее общей форме актуарный риск - это математическое ожидание страхового случая, вычисленное исходя из накопленных, систематизированных и обобщенных материалов статистики за несколько лет. 2. Управленческие риски - риски, связанные с принятием решений руководящим составом организации. Они являются одними из самых существенных внутренних рисков, так как в случае ошибочного принятия управленческих решений правильный учет иных рисков не будет играть значительной роли. Вопрос управленческих рисков может быть решен в рамках международной программы контроля принципов менеджмента качества при использовании стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Эти стандарты используются в основном для производства, но их принципы вполне могут быть применены к работе негосударственных пенсионных фондов. В рамках этих стандартов существуют восемь принципов менеджмента качества: 1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководителя; 3) вовлечение работников; 4) процессный подход (систематизация процесса); 5) системный подход к менеджменту; 6) постоянное улучшение; 7) принятие решений, основанных на фактах; 8) взаимовыгодные отношения с партнерами. Система принципов менеджмента качества является совокупностью организационной структуры, системы управления, соответствующих материальных, финансовых, интеллектуальных и административных ресурсов, а также технологий и механизмов обеспечения, управления и мониторинга качества. 3. Технологические риски - риски, связанные с используемыми технологиями. Под технологиями понимаются технологические процессы, происходящие в НПФ (от бумажного документооборота до использования программного обеспечения). Технологические риски могут возникать на этапе привлечения клиента, заключения договора, принятия взносов, размещения средств, начисления инвестиционного дохода, выплат пенсий и выкупных сумм. Технологические риски возникают по причинам: - неэффективности используемых технологических процессов; - неэффективности работы персонала (человеческий фактор); - неэффективности внутренних инструкций, определяющих использование технологических систем. Для устранения технологических рисков чрезвычайно важно иметь технологические инструкции по реализации технологических процессов, происходящих в НПФ, и отлаженный механизм контроля за исполнением этих инструкций. Также при использовании IT-технологий важно иметь возможность первоначальной их апробации на ряде "пилотных" проектов.
Зависимость рисков от управления НПФ
——T————————————————————————————————T——————————————————————————————N¦ Виды рисков ¦Зависимость от управления НПФ ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————1¦Финансовые риски ¦Частично зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————2¦Политические риски ¦Не зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————3¦Риски изменения законодательства¦Не зависят +--------------------------------+---------------------------- ———— ¦В том числе налоговые риски ¦Не зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————4¦Демографические риски ¦Не зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————5¦Актуарные риски ¦Зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————6¦Управленческие риски ¦Зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————7¦Технологические риски ¦Зависят ——+————————————————————————————————+——————————————————————————————Как мы видим из вышеприведенной таблицы, более половины рисков не зависят от самого фонда, и ответственность за них лежит на государстве. В рамках рассматриваемого вопроса необходимо понимать, что невозможно достичь полного контроля над риском, так как риск является неопределенностью. Поэтому можно говорить об установлении приемлемого уровня риска. Приемлемый уровень риска можно определить как соотношение негативных воздействий на деятельность и позитивных результатов этой деятельности. Приемлемый риск для работы НПФ как социальных институтов можно определить в 5 - 25%, то есть в пределах величины страхового резерва, который в рамках законодательства формируется в НПФ в размере 2 - 25% от средств пенсионного резерва. Для рассмотрения следующего вопроса имеет смысл ввести следующие понятия: 1. Динамический риск - риск случайных колебаний результатов деятельности, не способных повлиять на жизнеспособность организации. 2. Повышенный риск - риск колебаний результатов, способных повлиять на жизнеспособность организации. 3. Статический риск - риск возникновения ситуаций, в результате которых под угрозу ставится дальнейшая деятельность организации. Только комплексный анализ и управление рассмотренными рисками могут гарантировать НПФ стабильность и возможность эффективно развиваться. Для управления рисками необходимо проводить анализ причин возникновения рисков, а также возможностей их устранения или минимизации. Анализ рисков предлагается проводить следующим образом: 1. Проводить постоянный мониторинг и сравнительный анализ рисков и ситуаций, приводящих к их возникновению, а также вероятности их появления. 2. Проводить количественный и качественный анализ рисков. 3. В стратегии развития прописывать варианты управленческих решений и последствия их принятия. 4. По возможности устранять или локализовывать причины возникновения рисков. 5. Ранжировать риски по значимости и степени их наступления. 6. Создавать методики управления рисками и их снижения при невозможности их ликвидации. 7. Оценивать ущерб от рисков. 8. Анализировать временные и затратные факторы устранения рисков в сторону выбора оптимальных. Методы управления риском Так же остро, как и вопрос об анализе рисков, стоит вопрос об управлении рисками. Целью управления рисками является их избежание или минимизация. Управление рисками в НПФ может включать в себя: - внедрение на уровне стратегий развития широкомасштабного прогнозирования; - внедрение превентивных механизмов предотвращения рисков; - разработку механизмов вывода организации из кризиса в случае возникновения рисков; - определение приоритетности рисков; - создание системы страхования рисков; - установление правила постоянного мониторинга рисков. Методы управления риском делятся на аналитические и практические. Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии. Практические методы управления риском призваны снизить негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. К методам управления рисками можно отнести и оценку рисков независимыми экспертами, имитационное моделирование, "мозговую атаку", контрольные списки источников рисков, калькуляцию возможных потерь. Можно отметить следующие методы анализа управления рисками: - Корреляционный анализ - статистические методы обнаружения корреляционной зависимости между двумя или более случайными признаками или факторами. - "Value at risk" ("Сумма под риском") - показатель, оценивающий максимально возможный размер потерь в портфеле компании с заданной степенью доверительности. - "Метод Монте-Карло" - численный метод, основанный на получении большого числа реализаций случайного процесса, который формируется таким образом, чтобы его вероятностные характеристики совпадали с аналогичными величинами решаемой задачи. - Сценарный анализ - методика измерения риска, при которой переоцениваются позиция или портфель в отношении нескольких различных значений базовых активов внутри заданного интервала. Выводы Учитывая все сказанное выше, следует сделать вывод, что в работе НПФ необходимо обращать внимание на следующие аспекты: 1. Руководству необходимо уделять особое внимание организации и поддержанию системы риск-менеджмента. 2. Важно верно оценивать риски. 3. Необходимо отдавать должное важности наличия в компании внутренних подразделений и процедур контроля при осуществлении процессов деятельности, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация, согласование и надзор. 4. Важно организовать эффективную систему передачи информации между различными уровнями управления, особенно для информирования вышестоящего руководства о возникающих трудностях. Как мы видим, НПФ подвержены большому количеству рисков. Существует насущная необходимость широкого развития института риск-менеджмента в этих организациях с возможной подготовкой профильных специалистов в ведущих отечественных вузах. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса страхования НПФ рисков или их части в российских страховых компаниях. С.В.Бровчак К. э. н., доцент ГУ ВШЭ, исполнительный директор НПФ "Участие" Подписано в печать 27.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |