Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обновленная проверка, так ли это хорошо? ("Расчет", 2007, N 5)



"Расчет", 2007, N 5

ОБНОВЛЕННАЯ ПРОВЕРКА, ТАК ЛИ ЭТО ХОРОШО?

Как известно, очень часто заявления законодателей о том или ином новшестве, принятом "во благо" налогоплательщика, носят формальный характер. А на деле изменения только ухудшают ситуацию и увеличивают проблемы компаний. Пример такого "улучшения" - исключение из Налогового кодекса понятия "встречная проверка".

Что обещали

Напомним, что прежняя редакция ст. 87 Налогового кодекса предусматривала проведение трех видов проверок: камеральной, выездной и встречной. Последняя проводилась, если при первых двух у инспекторов возникала необходимость получить дополнительные документы по проверяемой компании, которые инспекция и могла затребовать у лиц, связанных с деятельностью налогоплательщика. Однако в Кодексе не был указан ни порядок проведения такого вида проверок, ни правила поведения компании, получившей требование о представлении документов.

Закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ изменил редакцию ст. 87 Кодекса. Теперь налоговые инспекции могут проводить только два вида проверок - камеральную и выездную. Каждой из проверок посвящена отдельная статья, и для каждой подробно расписан порядок ее проведения, права и обязанности как инспекции, так и налогоплательщика.

Итак, понятия "встречная проверка" в Налоговом кодексе больше нет. Что же осталось?

Что получили

Получили налогоплательщики новую статью в Налоговом кодексе - 93.1. Теперь инспектор, проводящий проверку, имеет возможность дополнительно потребовать документы или информацию, касающиеся деятельности проверяемой компании. При этом требование направляется как контрагентам компании, так и иным лицам, которые "располагают" такими документами или информацией.

Эта же процедура может проводиться и в ходе рассмотрения руководителем инспекции материалов налоговой проверки (то есть акта по результатам проверки и возражений). Если это необходимо, вынесение окончательного решения может быть "отодвинуто" на время, необходимое, чтобы получить документы или информацию от других лиц. В действующей редакции Налогового кодекса эти мероприятия входят в понятие "дополнительные мероприятия налогового контроля" (п. 6 ст. 101 НК).

При сравнении двух формулировок напрашивается вывод, что в настоящее время возможности налоговых инспекций расширились.

Раньше инспекторы могли потребовать документы только о деятельности, непосредственно связанной с компаний, у которой запрашивают документы. Теперь у лиц, которые располагают документами и информацией, можно просить все, что касается деятельности проверяемой компании.

Как именно инспекция будет определять, кто "располагает" нужными данными, не указано. Какие именно аспекты деятельности могут касаться инспекторов, также не уточняется.

Получается, по каждой компании инспекция может пытаться получить всю возможную информацию, какую только можно представить. И в адрес каждой компании может поступить требование представить те или иные документы. Как связанные с контрагентами компании (что еще вполне объяснимо), так и касающуюся других компаний, по которым (опять-таки по мнению инспекции) у нее может быть информация.

Обратите внимание, что данный контроль не самостоятельная проверка, поэтому, если требуют информацию (документы), можно вполне ссылаться на срок 3 года, в течение которого могут проверить документы. Только за этот период возможно изъять сведения. Однако, чтобы исключить ошибку, надо знать, когда началась проверка у контрагента. Чтобы точно определиться в сроках, лучше в такой ситуации связаться с фирмой, о которой требуют информацию. Можно таким образом уточнить сведения.

Документы должны храниться 4 года. Если налоговая требует информацию за пределами данного срока, то вполне можно сослаться на то, что документы уничтожены, поэтому осуществить это требование нет никакой возможности.

Если налоговая требует документы, которые фирма не обязана представлять, тогда можно написать приятное письмецо: "Уважаемая инспекция, у нас такого документа нет и представить его мы не можем...". Однако не спешите с отказом, подумайте, может, выгодней представить такую информацию, но в более радужном для вас виде.

Помните, что при передаче всех документов в налоговую лучше составить опись и желательно под расписку инспектора. Опись является доказательством того, что информация была представлена.

И даже больше, чем обещали

Однако это еще не все новшества. Теперь инспекция может получать информацию и вне рамок проведения проверок. Если у инспекции "возникает необходимость" получить информацию по конкретной сделке, то ответственное лицо из налоговой вправе спокойно потребовать у участников этой сделки всю необходимую ему информацию. При этом вовсе не обязательно озадачиваться вынесением решения о проведении проверки.

Какие точно сведения могут затребовать, как и в случае с документами, не указано. По-видимому, все, что будет угодно налоговой.

И, конечно же, следуя новой логике, информацию должны представлять не только участники сделки, но и иные лица, "располагающие информацией о сделке". Как именно нужно выяснять, кто располагает такой информацией, также загадка.

Поэтому налогоплательщики вместо одной встречной проверки получили фактически две: встречную, по которой представляются не только документы, но и информация, и контроль по конкретной сделке, проводимый отдельно от каких бы то ни было проверок вообще.

Ответственность

Однако есть небольшое, но утешение. Фирма, у которой запрашивают документы, может в течение 5 дней сообщить о том, что не располагает ни документами, ни информацией. Либо не может представить их вовремя и просит продлить срок для представления.

Если же налоговой инспекции отказ компании покажется необоснованным, с компании могут взыскать штраф по ст. 129.1 Налогового кодекса. В первый раз - 1000 руб., за повторное нарушение - 5000 руб. В конечном итоге не так уж и много.

Таким образом, новая редакция Налогового кодекса жизнь организаций никак не делает легче, по крайней мере, в вопросе встречной проверки.

Е.Корецкая

Подписано в печать

27.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: А как отдавать будешь? ("Расчет", 2007, N 5) >
Статья: Рекомендации налогового судьи ("Расчет", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.