Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: С новосельем! ("Расчет", 2007, N 5)



"Расчет", 2007, N 5

С НОВОСЕЛЬЕМ!

У вас истек договор аренды, или нового владельца компании не устраивает расположение офиса - это лишь несколько причин, по которым может быть принято решение о смене адреса фирмы. Руководители, экономя на юристах, очень часто перекладывают такие "пустяковые", по их мнению, задания на бухгалтера. Но на деле оказывается не все так просто. Попробуем вместе справиться с такой задачей.

Волевое решение...

Сам процесс смены адреса регулируется Федеральными законами от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Первым делом нужно зафиксировать желание участников общества, они же учредители, на бумаге. То есть составить решение (протокол общего собрания, если учредителей несколько) о смене места нахождения и соответствующие изменения в учредительные документы компании. Эти документы вместе с квитанцией об уплате госпошлины и заявлением по форме Р13001 (Порядок заполнения установлен Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@) нужно отнести в налоговую по прежнему месту нахождения. Сделать это надо в течение трех дней с момента принятия решения о "переезде". Отметим, что за непредставление в срок, а равно за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Сжигаем мосты

Второй ход - за налоговой. На то, чтобы зарегистрировать изменения, инспекторам дается пять дней (с той даты, когда к ним поступили ваши документы). Именно с момента государственной регистрации эти изменения приобретут силу для третьих лиц. Сначала ваша прежняя налоговая вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую запись, а затем пересылает регистрационное дело в "новую" инспекцию (п. 4 ст. 18 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Процедура снятия с налогового учета прописана в Приказе ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения". Основание снятия с учета - запись в ЕГРЮЛ о смене адреса. Оба этих действия производятся в один день. В результате налоговая должна прислать вам по почте (или выдать на руки) уведомление о снятии фирмы с учета, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. А ваше старое свидетельство признается недействительным. Отметим, что ИНН вашей компании не поменяется.

После этого инспекции дается три дня на то, чтобы переслать в новую налоговую учетное дело вместе с сопроводительными документами.

Примечание. Напомним, что адрес (Закон его называет "место нахождения") может быть и домашним, но при условии, что "офис" руководителя находится именно там (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 января 2007 г. N А14-7867/06).

Также вам с вашей инспекцией придется пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В новую налоговую направляется согласованный акт сверки.

Если вы не захотите лишний раз сверять что-либо с налоговой (вполне естественное желание), то инспекция переправит вашим новым "кураторам" акт сверки, согласованный в одностороннем порядке. Фактически ваше несогласие на проведение сверки не влияет на ход процесса по переводу организации в другую инспекцию. Также как и задолженность перед бюджетом.

Кроме указанного акта, налоговая в течение тридцати дней с момента снятия организации с учета пересылает в новую инспекцию пакет документов, связанных с деятельностью организации.

Новый друг лучше?

Ваша "новая" налоговая получает выписку из ЕГРЮЛ и файл выгрузки из ЕГРН. На следующий день инспекция должна поставить вас на учет и заодно направить в налоговую по прежнему месту нахождения уведомление о получении учетного дела. Еще через день инспекция отошлет вам по почте свидетельство о постановке на учет. ИНН у вас останется прежним, а вот КПП поменяется.

Датой постановки организации на учет будет день внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении местонахождения. Она фиксируется на свидетельстве о постановке на учет (форма Р51001 или Р57001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439).

В итоге процесс регистрации изменений в учредительные документы, снятия и постановки на налоговый учет, начиная с даты принятия решения учредителем до момента получения свидетельства о постановке на налоговый учет по новому месту, займет приблизительно 20 дней.

Приглашение на новоселье... не для всех

На этом, к сожалению, дело не заканчивается. Если вы будете открывать новый расчетный счет, вы должны в течение 10 дней направить сообщение в налоговую (форма N С-09-1, утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@). Кроме того, вам придется уведомить всех своих контрагентов об изменении адреса и банковских реквизитов.

Под понятие "перевод" не подпадает перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения существенных условий трудового договора.

Развели макулатуру

Если вы - счастливый обладатель лицензии, вам придется сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресе. Да еще и переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии. Для этого вы подаете заявление, где указываете новые сведения о себе и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Сделать это нужно в течение 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Затем лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. И через десять дней у вас будет новый документ. Правда, за него придется заплатить (как и за все в этой жизни) государственную пошлину.

Если у вас будет меняться место осуществления производственной деятельности, то вам придется получать разрешительную документацию на соответствие нового помещения техническим, пожарным, санитарным и иным требованиям для производства производимого вами товара.

А что с отчетностью?

Если организация "переезжает" из одной налоговой в другую, она имеет право работать в обычном режиме в промежутке между снятием с учета в одной ИФНС и постановкой на учет в другой. При этом всю отчетность нужно сдавать в свою будущую инспекцию, а также указывать ее реквизиты в платежных поручениях на уплату налогов. К такому мнению пришло УФНС России по г. Москве в Письме от 29 августа 2005 г. N 09-14/60943. Дело в том, что организация будет поставлена на учет того числа, которым датировано изменение в ЕГРЮЛ, что будет подтверждаться выпиской и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы. И раз уж карточка по расчетам с бюджетом будет заведена именно в новой инспекции, то и платить следует по новому месту.

Как быть с филиалом при переезде

Филиалы тоже иногда переезжают. Посмотрим, как быть с ними. Постановлением от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц..." предусмотрены формы заявлений и уведомления, позволяющие вносить в государственный реестр записи о создании и прекращении деятельности филиала (закрытии представительства). Запись об изменении адреса не получится при всем желании. Поэтому вам придется зарегистрировать изменения в учредительные документы о прекращении деятельности филиала в Питере (например) и создании филиала в Москве.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 84 НК в налоговую по месту нахождения обособленного подразделения представляется заявление (форма N 09-1-4, утверждена Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц"). Через 14 дней филиал снимут с учета. Обязательная выездная налоговая проверка при ликвидации обособленного подразделения не предусмотрена. По общему правилу (согласно ст. 89 НК) такая проверка проводится при ликвидации организации. Однако в частных разъяснениях налоговики высказывают мнение, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

Если вашему филиалу было выделено имущество на отдельный баланс, то оно должно быть передано на баланс головной организации либо на баланс другого филиала, конечно, если к тому моменту он уже был создан (оформляется приказом). Изменения в устав об открытии филиала регистрируются в налоговой не позднее 3 дней с даты создания филиала. В банке закрывается расчетный счет филиала (если он открывался), о чем налогоплательщик должен сообщить в течение 10 дней (форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)", утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@).

Для создания филиала достаточно уведомления налоговой по новому месту нахождения.

Кроме того, налогоплательщики-организации должны уведомлять свою инспекцию обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России, не позже одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 23 Кодекса). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" (форма С-09-3).

В связи с закрытием филиала должен быть решен вопрос с работающими там людьми. Работодатель обязан предупредить работника о сокращении штата не менее чем за 2 месяца до увольнения письменно и под расписку.

При этом не забудьте предложить им другую имеющуюся работу, соответствующую квалификации. Если сотрудник согласен на такой перевод, то в трудовой договор вносятся изменения (дополнение к соглашению).

Примечание. Перевод или уволить

"Если вы решили "переехать" с фирмой в другой город, обратите внимание, что работники могут быть переведены на другое место работы только с их согласия (ст. 72 ТК). В данном случае необходимо внести изменения в трудовой договор каждого работника, согласившегося на перевод, - комментирует юрист Карасева Екатерина. - Перевод оформляется приказом. В случае если работник не согласен трудиться в другой местности, он подлежит увольнению (п. 9 ст. 77 ТК)."

При отсутствии вакантного места работника увольняют, выплачивая выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительном случае средний заработок сохраняется за увольняемым в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости населения. Но только при условии, если в 2-недельный срок после увольнения он встал на учет в этот орган и не был им трудоустроен. При согласии работника и работодателя увольнение может быть оформлено до истечения 2 месяцев с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Как видно, процесс смены адреса достаточно трудоемкий. Если допустить огрехи, то ответственность будет велика. Конечно, и с этой проблемой можно справиться, но лучше прибегнуть к услугам специалистов, тогда за качество будет отвечать профессионал.

Е.Погосян

Подписано в печать

27.04.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: А что с работниками? ("Расчет", 2007, N 5) >
Статья: А как отдавать будешь? ("Расчет", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.