|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: С новосельем! ("Расчет", 2007, N 5)
"Расчет", 2007, N 5
С НОВОСЕЛЬЕМ!
У вас истек договор аренды, или нового владельца компании не устраивает расположение офиса - это лишь несколько причин, по которым может быть принято решение о смене адреса фирмы. Руководители, экономя на юристах, очень часто перекладывают такие "пустяковые", по их мнению, задания на бухгалтера. Но на деле оказывается не все так просто. Попробуем вместе справиться с такой задачей.
Волевое решение...
Сам процесс смены адреса регулируется Федеральными законами от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Первым делом нужно зафиксировать желание участников общества, они же учредители, на бумаге. То есть составить решение (протокол общего собрания, если учредителей несколько) о смене места нахождения и соответствующие изменения в учредительные документы компании. Эти документы вместе с квитанцией об уплате госпошлины и заявлением по форме Р13001 (Порядок заполнения установлен Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@) нужно отнести в налоговую по прежнему месту нахождения. Сделать это надо в течение трех дней с момента принятия решения о "переезде". Отметим, что за непредставление в срок, а равно за представление недостоверных сведений предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).
Сжигаем мосты
Второй ход - за налоговой. На то, чтобы зарегистрировать изменения, инспекторам дается пять дней (с той даты, когда к ним поступили ваши документы). Именно с момента государственной регистрации эти изменения приобретут силу для третьих лиц. Сначала ваша прежняя налоговая вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующую запись, а затем пересылает регистрационное дело в "новую" инспекцию (п. 4 ст. 18 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Рассмотрим этот процесс поэтапно. Процедура снятия с налогового учета прописана в Приказе ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения". Основание снятия с учета - запись в ЕГРЮЛ о смене адреса. Оба этих действия производятся в один день. В результате налоговая должна прислать вам по почте (или выдать на руки) уведомление о снятии фирмы с учета, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ. А ваше старое свидетельство признается недействительным. Отметим, что ИНН вашей компании не поменяется. После этого инспекции дается три дня на то, чтобы переслать в новую налоговую учетное дело вместе с сопроводительными документами.
Примечание. Напомним, что адрес (Закон его называет "место нахождения") может быть и домашним, но при условии, что "офис" руководителя находится именно там (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 января 2007 г. N А14-7867/06).
Также вам с вашей инспекцией придется пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. В новую налоговую направляется согласованный акт сверки. Если вы не захотите лишний раз сверять что-либо с налоговой (вполне естественное желание), то инспекция переправит вашим новым "кураторам" акт сверки, согласованный в одностороннем порядке. Фактически ваше несогласие на проведение сверки не влияет на ход процесса по переводу организации в другую инспекцию. Также как и задолженность перед бюджетом. Кроме указанного акта, налоговая в течение тридцати дней с момента снятия организации с учета пересылает в новую инспекцию пакет документов, связанных с деятельностью организации.
Новый друг лучше?
Ваша "новая" налоговая получает выписку из ЕГРЮЛ и файл выгрузки из ЕГРН. На следующий день инспекция должна поставить вас на учет и заодно направить в налоговую по прежнему месту нахождения уведомление о получении учетного дела. Еще через день инспекция отошлет вам по почте свидетельство о постановке на учет. ИНН у вас останется прежним, а вот КПП поменяется. Датой постановки организации на учет будет день внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении местонахождения. Она фиксируется на свидетельстве о постановке на учет (форма Р51001 или Р57001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439). В итоге процесс регистрации изменений в учредительные документы, снятия и постановки на налоговый учет, начиная с даты принятия решения учредителем до момента получения свидетельства о постановке на налоговый учет по новому месту, займет приблизительно 20 дней.
Приглашение на новоселье... не для всех
На этом, к сожалению, дело не заканчивается. Если вы будете открывать новый расчетный счет, вы должны в течение 10 дней направить сообщение в налоговую (форма N С-09-1, утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@). Кроме того, вам придется уведомить всех своих контрагентов об изменении адреса и банковских реквизитов. Под понятие "перевод" не подпадает перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения существенных условий трудового договора.
Развели макулатуру
Если вы - счастливый обладатель лицензии, вам придется сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресе. Да еще и переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии. Для этого вы подаете заявление, где указываете новые сведения о себе и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Сделать это нужно в течение 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. И через десять дней у вас будет новый документ. Правда, за него придется заплатить (как и за все в этой жизни) государственную пошлину. Если у вас будет меняться место осуществления производственной деятельности, то вам придется получать разрешительную документацию на соответствие нового помещения техническим, пожарным, санитарным и иным требованиям для производства производимого вами товара.
А что с отчетностью?
Если организация "переезжает" из одной налоговой в другую, она имеет право работать в обычном режиме в промежутке между снятием с учета в одной ИФНС и постановкой на учет в другой. При этом всю отчетность нужно сдавать в свою будущую инспекцию, а также указывать ее реквизиты в платежных поручениях на уплату налогов. К такому мнению пришло УФНС России по г. Москве в Письме от 29 августа 2005 г. N 09-14/60943. Дело в том, что организация будет поставлена на учет того числа, которым датировано изменение в ЕГРЮЛ, что будет подтверждаться выпиской и свидетельством о внесении изменений в учредительные документы. И раз уж карточка по расчетам с бюджетом будет заведена именно в новой инспекции, то и платить следует по новому месту.
Как быть с филиалом при переезде
Филиалы тоже иногда переезжают. Посмотрим, как быть с ними. Постановлением от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц..." предусмотрены формы заявлений и уведомления, позволяющие вносить в государственный реестр записи о создании и прекращении деятельности филиала (закрытии представительства). Запись об изменении адреса не получится при всем желании. Поэтому вам придется зарегистрировать изменения в учредительные документы о прекращении деятельности филиала в Питере (например) и создании филиала в Москве. При этом в соответствии с п. 5 ст. 84 НК в налоговую по месту нахождения обособленного подразделения представляется заявление (форма N 09-1-4, утверждена Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц"). Через 14 дней филиал снимут с учета. Обязательная выездная налоговая проверка при ликвидации обособленного подразделения не предусмотрена. По общему правилу (согласно ст. 89 НК) такая проверка проводится при ликвидации организации. Однако в частных разъяснениях налоговики высказывают мнение, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета. Если вашему филиалу было выделено имущество на отдельный баланс, то оно должно быть передано на баланс головной организации либо на баланс другого филиала, конечно, если к тому моменту он уже был создан (оформляется приказом). Изменения в устав об открытии филиала регистрируются в налоговой не позднее 3 дней с даты создания филиала. В банке закрывается расчетный счет филиала (если он открывался), о чем налогоплательщик должен сообщить в течение 10 дней (форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)", утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@). Для создания филиала достаточно уведомления налоговой по новому месту нахождения. Кроме того, налогоплательщики-организации должны уведомлять свою инспекцию обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России, не позже одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации (п. 2 ст. 23 Кодекса). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" (форма С-09-3). В связи с закрытием филиала должен быть решен вопрос с работающими там людьми. Работодатель обязан предупредить работника о сокращении штата не менее чем за 2 месяца до увольнения письменно и под расписку. При этом не забудьте предложить им другую имеющуюся работу, соответствующую квалификации. Если сотрудник согласен на такой перевод, то в трудовой договор вносятся изменения (дополнение к соглашению).
Примечание. Перевод или уволить "Если вы решили "переехать" с фирмой в другой город, обратите внимание, что работники могут быть переведены на другое место работы только с их согласия (ст. 72 ТК). В данном случае необходимо внести изменения в трудовой договор каждого работника, согласившегося на перевод, - комментирует юрист Карасева Екатерина. - Перевод оформляется приказом. В случае если работник не согласен трудиться в другой местности, он подлежит увольнению (п. 9 ст. 77 ТК)."
При отсутствии вакантного места работника увольняют, выплачивая выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительном случае средний заработок сохраняется за увольняемым в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости населения. Но только при условии, если в 2-недельный срок после увольнения он встал на учет в этот орган и не был им трудоустроен. При согласии работника и работодателя увольнение может быть оформлено до истечения 2 месяцев с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Как видно, процесс смены адреса достаточно трудоемкий. Если допустить огрехи, то ответственность будет велика. Конечно, и с этой проблемой можно справиться, но лучше прибегнуть к услугам специалистов, тогда за качество будет отвечать профессионал.
Е.Погосян Подписано в печать 27.04.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |