Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и Письму Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170 "По плате за негативное воздействие на окружающую среду"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 9)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 9

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 12.02.2007 N 04-09/169

"О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"

И ПИСЬМУ РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 12.02.2007 N 04-09/170

"ПО ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ">

Многие компании в ходе своей деятельности случайно или сознательно наносят вред природе. Своего рода компенсацией за это являются обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Вот о таких платежах и рассказали специалисты Ростехнадзора в двух опубликованных Письмах.

Кто и за что платит "эковзносы"

Порядок расчета платежей "за грязь" установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. В документе говорится, что платежи взимают за вредное воздействие на окружающую среду. Есть несколько видов такого воздействия:

- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;

- сбросы вредных элементов в почву или воду;

- размещения отходов;

- прочие (шум, электромагнитное и радиационное воздействие и т.д.).

Кто же должен вносить плату? По тексту упомянутого документа такие обязанности возлагают на "предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, оказывающих негативное влияние на окружающую среду". Причем предприниматели в "почетный" список не попали. Эту "оплошность" исправил Конституционный Суд РФ. Высшая судебная инстанция указала, что платить "за грязь" должны как фирмы, так и предприниматели, которые наносят вред природе (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О). Такую же точку зрения высказали и специалисты Ростехнадзора в первом опубликованном Письме.

Однако иногда определить, кто должен вносить плату, не так просто. Так, в своих Письмах работники Ростехнадзора рассмотрели случаи, когда арендатор снимает офис, а его мусор вывозит арендодатель. Кто же в этом случае должен перечислить платежи за размещение отходов? Как указали специалисты Ростехнадзора, в такой ситуации важно установить, кто является собственником отходов. Если по договору аренды это арендатор, то и вносить плату должен он. Если арендодатель, то рассчитаться "за грязь" придется ему.

Однако мало в каком договоре аренды сказано о праве собственности на мусор. В такой ситуации следует обратиться к Закону "Об отходах производства и потребления". В нем указано, что хозяином мусора является собственник сырья, материалов, изделий и т.д., в результате использования которых и появились отходы. Следовательно, в рассматриваемом случае вносить плату придется арендатору помещения. Правда, этой "почетной" обязанности он может избежать. Например, если передаст право собственности на отходы другим фирмам или гражданам по договорам купли-продажи, мены, дарения и т.д. Кроме того, если арендатор - собственник отходов бросил или оставил их, то он теряет право собственности на мусор. Хозяином его может стать та компания, на чьей территории оставлены отходы. Так, отходы, брошенные арендатором в мусорные контейнеры арендодателя, становятся собственностью последнего. В этой ситуации расплачиваться "за грязь" придется ему.

Поэтому, заключая договор аренды, лучше прописать в нем все "мусорные" условия. Это как минимум поможет избежать конфликтов между арендатором и арендодателем, которые могут возникнуть на почве отходов.

Постановка на учет

Плательщиков "эковзносов", впрочем как и любых других обязательных платежей, ставят на учет. В отношении платы "за грязь" его проводят территориальные органы Ростехнадзора. Причем по каждому "объекту негативного воздействия" на окружающую среду. Есть две группы таких объектов: стационарные и передвижные.

К стационарным относят:

- объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс (сброс) загрязняющих веществ;

- объекты размещения отходов.

Плательщиков ставят на учет по месту нахождения каждого стационарного объекта. Таким местом считают территорию региона, где он фактически находится.

Передвижными "вредными" объектами являются транспорт, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе.

Плательщиков ставят на учет по месту госрегистрации каждого передвижного объекта.

Заметим, что нормативными документами не предусмотрена постановка на учет обособленных подразделений фирм в качестве самостоятельных плательщиков "за грязь". Следовательно, если у "обособленца" есть "вредное" имущество, то плательщиком за его негативное воздействие на окружающую среду будет головная компания.

Расчет платежей "за грязь"

В настоящее время есть базовые нормативы платы "за грязь" только для трех видов вредных воздействий на окружающую среду. А именно для выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов. Следовательно, у природопользователей, которые загрязняют окружающую среду иным образом, обязанности платить "эковзносы" не возникает.

Нормативы платы приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. За выбросы через стационарные источники загрязнений и за сбросы вредных веществ установлены два базовых норматива платы. Причем по каждому виду загрязняющих веществ. Это плата:

- за выбросы или сбросы в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы или сбросы в пределах временно установленных лимитов.

Для каждой фирмы устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов. При этом им выдают разрешение, где такие нормативы указаны. Если соблюдать допустимые нормативы невозможно, то компании могут установить лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ на основе спецразрешений. Такие разрешения действуют лишь в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших технологий или других природоохранных проектов. Причем их устанавливают при условии, что у фирмы есть согласованные с органами охраны окружающей среды планы снижения выбросов (сбросов).

За выбросы вредных веществ передвижными источниками установлены базовые нормативы платы на единицу израсходованного топлива. Дело в том, что любой транспорт проходит техосмотр, где его проверяют в том числе и на соответствие нормативам выбросов переработанного топлива в атмосферный воздух. Такие нормы выбросов установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. То есть, по сути, машины, которые прошли техосмотр (это подтверждают специальным талоном), соответствуют нормам допустимых выбросов в атмосферу. Поэтому получать специальное разрешение на их использование не нужно.

В Постановлении N 344 есть также нормативы платы за размещение отходов. Они утверждены в пределах лимитов. Последние устанавливают для каждой фирмы, которая такие отходы размещает, и указывают в выдаваемых разрешениях. Нормативы платы за размещение отходов зависят от класса их опасности. Группу опасности мусора определяют по кодам в Каталоге отходов <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Каталог утвержден Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.

К базовым нормативам платы применяют коэффициенты. Например, такие:

- коэффициент, учитывающий экологические факторы. Перечень этих коэффициентов приведен в Приложении 2 к Постановлению N 344;

- коэффициент, характеризующий тот или иной тип территории. Для особо охраняемых территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также районов Крайнего Севера, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия, он составляет 2. Для остальных территорий - 1;

- коэффициент, учитывающий инфляцию. В 2007 г. коэффициент, применяемый к нормативам, утвержденным в 2003 г., равен 1,4, а к установленным в 2005 г. - 1,15;

- коэффициент 1,2. Его применяют при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов;

- коэффициент места расположения объекта размещения отходов. При размещении отходов на специализированных полигонах и промплощадках, расположенных в пределах промзоны источника негативного воздействия, он составляет 0,3. При размещении в иных местах - 1.

В таблице показано, какие коэффициенты нужно применять при расчете платы за разные виды загрязнений.

     
   ——————————————T—————————————T———————————————T————————————T————————————T—————————————
   
Вид ¦ Коэффициент ¦ Коэффициент, ¦Коэффициент,¦ Коэффициент¦ Коэффициент

загрязнения ¦экологической¦характеризующий¦ учитывающий¦ 1,2 ¦ места

¦ значимости ¦ ту или иную ¦ инфляцию ¦ ¦расположения

¦ ¦ территорию ¦ ¦ ¦ объекта

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размещения

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отходов

     
   ——————————————+—————————————+———————————————+————————————+————————————+—————————————
   
Выбросы ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦не применяют

стационарными¦ ¦ ¦ ¦ ¦

объектами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ——————————————+—————————————+———————————————+————————————+————————————+—————————————
   
Выбросы ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦не применяют

передвижными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

объектами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ——————————————+—————————————+———————————————+————————————+————————————+—————————————
   
Сбросы ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦не применяют¦не применяют
     
   ——————————————+—————————————+———————————————+————————————+————————————+—————————————
   
Размещение ¦применяют ¦применяют ¦применяют ¦не применяют¦применяют

отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ——————————————+—————————————+———————————————+————————————+————————————+—————————————
   
Умножая базовые нормативы платы на указанные коэффициенты, получают дифференцированные ставки платежей. Расскажем о том, как рассчитать сами платежи. Плата "за грязь" стационарных объектов Если выбросы или сбросы вредных веществ не превышают допустимых нормативов, то рассчитывают платеж "за грязь" так: - по каждому вредному веществу умножают величину загрязнения на дифференцированную ставку платежа, рассчитанную по базовому нормативу в пределах допустимого норматива выброса (сброса); - складывают полученные суммы. Если по объекту установлен лимит на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и величина загрязнения выше предельно допустимой, но находится в пределах лимита, то: - определяют сумму платы в пределах допустимых нормативов выбросов (сбросов). При этом в расчет берут не величину загрязнения каждым веществом, а его предельно допустимую величину; - рассчитывают сумму платы за выбросы (сбросы) сверх допустимого норматива, но в пределах лимита. Для этого по каждому веществу из величины загрязнения вычитают предельно допустимый норматив выброса (сброса). Затем умножают разницы на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов (сбросов). После чего суммируют полученные данные; - складывают суммы платы в пределах допустимого норматива выбросов (сбросов) и платы сверх него. Если выбросы (сбросы) по объекту, в отношении которого установлен временный лимит, превысили его, то платежи "за грязь" определяют так: - рассчитывают сумму платы в пределах допустимого норматива выбросов (сбросов); - определяют сумму платы сверх допустимого норматива выбросов (сбросов), но в пределах лимита; - определяют сумму платы сверх лимита выбросов (сбросов). Для этого рассчитывают разницу между сверхлимитным загрязнением и лимитом выбросов (сбросов) по каждому веществу. Разницы умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов (сбросов). Суммируют эти показатели и умножают их на пять; - складывают сумму платы в пределах допустимого норматива выбросов (сбросов), сумму платы сверх него, но в пределах лимита, и платы сверх лимита. Такие правила расчета действуют, если у фирмы есть разрешения с соответствующими предельными нормативами и лимитами выбросов (сбросов). При отсутствии таких бумаг всю сумму загрязнений считают сверхлимитной. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент. Плата "за грязь" передвижных объектов В Постановлении Правительства РФ N 344 нормативы платы за выбросы передвижными объектами установлены на единицу измерения используемого топлива. Следовательно, фирмы должны рассчитать платежи "за грязь" со своего транспорта, умножив израсходованное топливо на норматив платы. Пример 1. Фирма владеет легковым автомобилем. В I квартале 2007 г. на него было израсходовано 8000 л бензина. Плотность бензина составляет 0,775 г/куб. см. Следовательно, размер израсходованного топлива составил: 8000 л x 0,775 г/куб. см : 1000 = 6,2 т. Норматив платы за 1 тонну израсходованного бензина составляет 1,3 руб/т. Фирма работает в Центрально-Черноземном регионе. Следовательно, коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха в регионе, равен 1,5. Коэффициент при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов равен 1,2. "Инфляционный" коэффициент составляет 1,4. Коэффициент 2 по данной территории не применяют. Платежи за выбросы в атмосферу вредных веществ автомобилем фирмы за I квартал 2007 г. составили: 6, 2 т x 1,3 руб/т x 1,5 x 1,2 x 1,4 = 20,31 руб. Плата за размещение отходов Если фирмы размещают отходы определенного вида в одном объекте в пределах лимитов, то рассчитывают платежи "за грязь" так. Величину отходов умножают на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если размещение таких отходов превысило лимит, то для определения суммы платежа рассчитывают: - размер платы за размещение мусора в пределах лимита. Причем для этого берут не фактическую величину отходов, а их лимит; - плату за размещение отходов сверх лимита. Для этого разницу между сверхлимитным загрязнением и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять; - сумму платы за размещение отходов в пределах лимита и сверх него. Пример 2. ООО "Вега" в I квартале 2007 г. разместило отходы в виде обрезков хромовой кожи. Лимит на размещение таких отходов установлен фирме в размере 6 тонн за квартал. Однако компания вывезла в I квартале 2007 г. 8 тонн. Следовательно, превышение лимита размещения отходов равно 2 тоннам. Данный вид отходов относится к 4 классу опасности. Норматив платы для отходов 4 класса опасности установлен в размере 284,4 руб/т. Размещает отходы фирма в Поволжском регионе. Следовательно, коэффициент, учитывающий состояние почвы в этом районе, составляет 1,9. "Инфляционный" коэффициент к нормативу в 2007 г. равен 1,4. Коэффициент 2 к данной территории не применяется. Коэффициент места расположения объекта размещения отходов равен 1. Следовательно, плата за размещение отходов в пределах лимита в I квартале 2007 г. составила: 6 т x 284,4 руб/т x 1,9 x 1,4 x 1 = 4539 руб. Плата за размещение отходов сверх лимита равна: 2 т x 284,4 руб/т x 1,9 x 1,4 x 1 x 5 = 7565 руб. Итого, плата за размещение отходов в I квартале 2007 г. составила: 4539 руб. + 7565 руб. = 12 104 руб. Указанные правила расчета платежей действуют, если у фирмы есть разрешение на размещение отходов. Когда такой бумаги нет, все отходы считают сверхлимитными. В данной ситуации сумму платежа увеличивают в 5 раз. Уплата "эковзносов" и отчетность по ним Перечислять "эковзносы" нужно ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Причем делают это по месту учета объектов негативного воздействия. Если "вредные" объекты принадлежат "обособленцу", то перечислить взносы от себя он не может. За него их перечисляет фирма. Правда, "обособленец" может перечислить "эковзносы" от имени фирмы. Для этого у него должна быть доверенность головного офиса на такие действия. Кроме того, плательщики взносов должны представлять ежеквартально в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Форма такого расчета и Порядок ее заполнения приведены в Приказе Ростехнадзора от 23.05.2006 N 459. По каждому региону нужно представить отдельный расчет. Его сдают не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Налогообложение платежей "за грязь" В Налоговом кодексе среди материальных расходов упомянуты платежи за предельно допустимые выбросы или сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Среди расходов, которые не учитывают при налогообложении прибыли, названы суммы платежей за сверхнормативные выбросы. Поэтому финансисты позволяют учитывать в налоговых расходах только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. Что же касается платы за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитных платежей, то включать их в налоговую себестоимость нельзя. Об этом сказано в Письме Минфина России от 01.12.2005 N 03-03-04/403. Е.В.Мишина Аудитор Подписано в печать 27.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 23.03.2007 N 03-11-04/3/78 <Уплата "вмененного" налога с услуг по рекламе> и Письму Минфина России от 23.03.2007 N 03-11-04/3/75 <Расчет ЕНВД с услуг по гарантийному ремонту>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 9) >
Статья: "Автомобильные" затраты ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.